Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основы командной разработки ПО
Разработка программного обеспечения – это групповой процесс. Большинство программных продуктов рождается в результате коллективных усилий. Люди являются одной из главных составляющих, необходимых для производства программного продукта. При организации работы программистов важно учитывать не только их технические навыки, но и взаимодействие между ними. Существует две основные модели организации коллектива при разработке ПО: – Иерархическая модель. определяет начальников и подчиненных, т.е – это структура с вертикальной формой управления (контроля) элементами, входящими в неё. Фактически это пирамида, каждым уровнем которой управляет более высокий уровень. Можно выделить следующие недостатки иерархической модели: § нехватка информации на различных уровнях; § невозможность учесть все особенности проекта; § отсутствие полноценной связи между всеми участниками проекта, так как вся информация идет в одном направлении – вверх по иерархии, к главному менеджеру; § трудность освоения новых технологий, необходимых при создании кроссплатформенных приложений; § сложность расстановки приоритетов. – Модель проектной группы. В проектной группе предусматривается распределение обязанностей руководителя между членами коллектива. При этом за проект отвечает не один человек, а все члены группы — каждый за свой участок. Можно выделить следующие недостатки модели группы: § разрозненная связь с внешними источниками информации; § несогласованное представление о разных сторонах проекта; § несогласованность личных планов членов группы; § отсутствие опыта, снижающее эффективность коллективной работы. При разработке программного обеспечения выполняемые задачи распределяются по семи ролевым группам и шести ролям. Участники команды, выполняющие конкретную роль, должны рассматривать проект с точки зрения своей специализации и обладать необходимой квалификацией.
Рисунок 1 – Роли в модели проектной группы Каждая ролевая группа выполняет свои задачи: «Архитектура» § формулирует спецификацию решения и разрабатывает его архитектуру; § определяет структуру развертывания (внедрения) решения. «Разработка» § определяет детали физического дизайна; § оценивает необходимые время и ресурсы на реализацию каждого элемента дизайна; § разрабатывает или контролирует разработку элементов; § подготавливает продукт к внедрению; § консультирует команду по технологическим вопросам. «Тестирование» § обеспечивает обнаружение всех дефектов; § разрабатывает стратегию и планы тестирования; § осуществляет тестирование. «Управление выпуском» § представляет интересы отделов поставки и обслуживания продукта; § организует снабжение проектной группы; § организует внедрение продукта; § вырабатывает компромиссы в управляемости и удобстве сопровождения продукта; § организует сопровождение и инфраструктуру поставки. «Удовлетворение потребителя» § представляет интересы потребителя в команде; § организует работу с требованиями пользователя; § определяет компромиссы, относящиеся к удобству использования и потребительским качествам продукта; § определяет требования к системе помощи и её содержание; § разрабатывает учебные материалы и осуществляет обучение пользователей. «Управление продуктом» § выступает в роли представителя заказчика; § организует работу с требованиями заказчика; § формирует ожидания заказчика; § формирует общее видение и рамки проекта; § определяет компромиссы между параметрами " возможности продукта / время / ресурсы"; § организует маркетинг; § разрабатывает, поддерживает и исполняет план коммуникаций. Влияние на успех группы такого важного фактора, как состав команды, выявили М. Белбин и его коллеги. Было проведено исследование нескольких сотен небольших групп в процессе их деятельности. Учёные определили, что поведение членов групп соответствует одной из девяти выделенных ими в ходе исследования ролей (Таблица 1). Таблица 1 – Типология командных ролей М. Белбина
В равной степени важными для эффективной командной работы их можно считать лишь при условии, что они применяются в надлежащее время и наилучшим образом. Например, в тот период, когда команда только приступает к рассмотрению проблемы или к разработке проекта, обычно требуются инновационные идеи (т.е. нужен «мыслитель»). Затем возникает необходимость оценки того, как эти идеи могут быть претворены в практически выполнимые задачи (т.е. нужен «исполнитель»). Успех достигается при условии, что в команде есть хороший координатор («председатель»), задача которого - обеспечить наибольшую отдачу от членов команды в нужное время. Движущую силу и стимул команда обретает в лице энергичного «формирователя». Когда возникает необходимость в проведении сложных переговоров с другими группами, большое значение приобретают качества, которыми обладает «исследователь ресурсов». Чтобы сдерживать чрезмерные проявления энтузиазма, отвлекающие от главной цели, в составе команды должен быть «оценщик» (т.е. «эксперт»). Всевозможные трения и недоразумения между членами команды устраняются усилиями «коллективиста». Благодаря наличию «специалиста» команда имеет редко встречающиеся навыки и знания, в которых периодически возникает необходимость. Роль «доводчика» состоит в том, чтобы не упустить из виду даже мельчайшие детали реализации всех намеченных планов. Однако для успешной разработки программного обеспечения недостаточно просто распределить среди участников проектной команды роли и обязанности. Необходимо, чтобы все участники команды понимали и соблюдали следующие базовые принципы коллективной работы: – Единое понимание целей проекта. Данное условие является важнейшим фактором успеха как при разработке ПО, так и при любой совместной деятельности. На начальных этапах работы каждый участник команды имеет собственное мнение и представление о продукте. Необходимо обсудить частные мнения и по итогам обсуждения выработать концепцию проекта – единый документ, который содержит: § описание возможностей продукта (что продукт позволяет сделать); § конкретизацию продукта (описание функциональных возможностей данной версии); § описание путей реализации проекта. – Равенство, свободный обмен информацией, общая ответственность и четкие ролевые функции. В группе разработчиков важна каждая роль. Только такой подход позволяет наладить свободный обмен информацией между проектными группами и отдельными разработчиками и сформировать общую ответственность за качество продукта проекта. – Ориентация на продукт и понимание целей заказчика, нацеленность на результат. – Постоянное коллективное обучение. Обучение людей является одной из важнейших составляющих успеха проекта и всей компании. Постоянное коллективное обучение позволяет членам проектной группы извлекать пользу из отрицательного опыта сделанных ошибок, равно как и воспроизводить успехи, используя проверенные методы работы других людей. На разных этапах реализации проекта применяются следующие виды обучения: § обучение на опыте других проектов; § изучение методологии; § изучение технологий. – Эффективное взаимодействие с внешними группами. Проектная группа должна эффективно взаимодействовать с внешними группами – с заказчиком, пользователями, другими разработчиками. За эффективность внешних взаимодействий отвечают менеджер проекта, менеджер продукта, специалист по внедрению и логистик. В их обязанности входят как внутренние, так и внешние контакты. Можно выделить следующие этапы развития команды: 1. Первый этап – формирование (или шумиха) – характеризуется избытком энтузиазма. Люди должны преодолеть внутренние противоречия, переболеть конфликтами прежде, чем сформируется действительно спаянный коллектив. На этом этапе многое зависит от лидера: он должен четко поставить цели членам команды, верно определить их роли в проекте. 2. Второй этап – бурление (или неразбериха) – самый сложный и опасный период. Мотивация новизны уже исчезла, а сильные и глубокие стимулы у команды еще не появились. Неизбежные сложности или неудачи порождают конфликты, «поиск виновных». На этом этапе важно обеспечить открытую коммуникацию в команде – конфликты не следует прятать или разрубать. Споры необходимо разруливать – спокойно, терпеливо и тщательно. 3. Третий этап – становление. В команде растет доверие, люди начинают замечать в коллегах не только проблемные, но и сильные стороны. На смену битве амбиций приходит продуктивное сотрудничество. Четче становится разделение труда, исчезает дублирование функций. Лидер перестает находиться в состоянии постоянного аврала, работа по построению команды на этом этапе – уже не тушение пожара, а скрупулезный труд по отработке общих норм и правил. 4. Четвертый этап – отдача. Наконец-то можно получить дивиденды за потраченные усилия. Команда работает эффективно, высок командный дух, люди хорошо знают друг друга и умеют использовать сильные стороны коллег. Высок уровень доверия. Это лучший период для раскрытия индивидуальных талантов. Люди хотят и могут совершенствоваться, они более всего заинтересованы в профессиональном росте. Растет значение нематериальной мотивации сотрудников, а оценивать и поощрять материально лучше команду в целом. Если четвертый этап достигнут, значит, команда создавалась не зря. Любая коллективная разработка программного обеспечения сталкивается с одними и теми же проблемами: – групповая работа над кодом, документами; – учет проблем, ошибок, требований; – документирование, накопление и циркуляция (поиск, трансляция, агрегация) знаний компании; – организация правильного тестирования. Работа средств коллективной разработки основана на выполнении двух базовых функций: – Ведение общей для всех разработчиков базы данных проекта, содержащей историю изменений в каждом файле проекта. – Автоматизация следующих операций: § доступа к общей базе данных; § обработки конфликтующих версий файла; § именования различных версий файла; § ввода и сохранения комментариев к изменениям. Методические рекомендации Формирование рабочих коллективов и выбор программного проекта вещи взаимосвязанные. В данном курсе даётся возможность студентам сначала «собрать команду», а потом выбрать проект. Группы, работающие над проектом должны состоять из 3-5 человек. Группы менее 3 человек, не позволят студентам получить навыки коллективной работы над проектом. Группы более 5 человек требуют более сложной координации и допустимы для уже сложившихся творческих коллективов. При формировании групп следует учитывать психологическую совместимость, входящих в них студентов. Задача преподавателя помочь студентам получить навыки конструктивной работы в коллективе. При формировании и утверждении групп следует избегать как существующих, так и потенциальных конфликтов внутри одной группы. В сильные сформированные группы преподаватель может по собственному усмотрению добавить студента, не нашедшего группу самостоятельно. Студенты, не сумевшие сформировать группы, разделяются на группы преподавателем, либо вводятся в уже существующие группы. Сформированные группы утверждаются преподавателем. Если преподаватель считает, что с точки зрения освоения практических навыков, предусмотренных программой ТРПО, данная группа малоэффективна, то он вправе расформировать или переформировать такую группу. Использовать данное право следует только в исключительных случаях, предварительно проконсультировавшись с лектором. Студенты на основе своих личных предпочтений и желаний организуют рабочие команды. Следует выбирать тех людей, с которыми приятно и интересно работать. После выбора темы проекта рекомендуется распределить роли между участниками, договориться о способах взаимодействия, а так же определить количество часов в неделю, выделяемых на работу над проектом каждым участником. Данный момент является очень важным, поскольку одной из распространенных причин провала проекта является невыполнение рабочих обязательств одним или несколькими членами группы. Следует определить схему и частоту проведения собраний. Встреча коллектива, совместно работающего над проектом должна проходить не реже одного раза в неделю. Собрание является точкой интеграции полученных результатов проекта и определения дальнейших действий проекта. На собрании обсуждаются и вырабатываются различные решения, касающиеся проекта. Например, распределение задач, определение приоритетов, назначение ответственных, изменение плана и т.п. Рекомендуется следующая схема проведения собрания: 1. Руководитель проекта назначает секретаря и оглашает заранее подготовленную повестку собрания и краткий отчет о текущем состоянии проекта. (~5 минут). 2. Участники собрания вносят замечания. В результате формируется окончательная повестка собрания. (~5 минут). 3. Собрание идет согласно выработанной повестке. Заслушиваются отчеты разработчиков о проделанной работе, включая отчеты об исправлении замечаний, и выполняется анализ текущей документации и других артефактов. Обсуждаются и определяются дальнейшие направления и задачи. (~35–70 минут). 4. Подведение итогов. Распределение задач, назначение ответственных и т.п. (~10 минут). Рекомендуется вести журнал собраний, в котором указывается дата встречи, обсуждаемые вопросы, принятые решения и т.п. В случае недостаточности еженедельных собраний для командной работы разработчиков, команда может использовать дополнительное время. Например, это полезно на начальных этапах проекта в случае активной работы с заказчиком Разработчики сочетают командную работу с индивидуальной. В процессе разработки каждому из разработчиков должны поручаться конкретные задачи для решения. Зоны ответственности, роли разработчиков и другие правила, регулирующие индивидуальную работу и ее сочетание с командной, фиксируются в плане проекта. Текущее распределение задач отражается в протоколах собраний и индивидуальных журналах разработчиков. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 6104; Нарушение авторского права страницы