Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема человека в философии и науке



План

1. Человек как предмет философского анализа.

2. Различные ипостаси человеческого бытия.

3. Триединая модель человека.

4. Проблемы жизни и смерти человека.

 

Человек как предмет философского анализа

 

Что такое антропология?

Подумайте, какие вопросы мо можем отнести к проблеме человека?

Продолжите их перечисление – происхождение человека, его предназначение, место в мире …

Почему проблема сущности и бытия человека принадлежит к разряду вечных философских проблем?

Как вы считаете, что влияет на проблему человека?

Проблема человека привлекает внимание философов с древних времен. У Демокрита человек – часть космоса. Аристотель определяет человека как живое существо, наделенное духом, разумом и способностью к общественной жизни. Франклин рассматривает человека как животное, производящее орудия. Кант видит в человеке существо, принадлежащее двум различным мирам – природной необходимости и нравственной свободе. В центре философского учения Фейербаха – человек, понимаемый как венец природы, как гармоничное единство «Я» и «Ты».

Известны и весьма образные определения человека. Французский писатель 16 в. Франсуа Рабле назвал человека животным, которое смеется. Шопенгауэр считал, что человек – это трагическое животное, наделенной разумным познанием и инстинктом. У Ницше главное в человеке – на сознание и разум, а игра жизненных сил и влечений. Марксистская трактовка человека основывается на понимании его как продукта и субъекта общественно-трудовой деятельности.

Попробуйте выделить три основных подхода к определению человека.

Согласны ли вы с тем, человек – это индивидуальность, носитель родовой общечеловеческой сущности, субъект исторического процесса?

 

В философии существуют следующие основные концепции понимания человека:

1. натурализаторская – человек понимается как элемент природы, подобный животным, значит подчиняется одним и тем же законам функционирования;

2. рационалистическая – связана с наличием у человека разума, сознания, целеполагающей деятельности;

3. социологизаторская – рассматривает человека как продукт не столько биологический, сколько социальной эволюции; в марксистской концепции сущность человека есть совокупность всех общественных отношений;

4. экзистенциально-персоналистская интерпретация – рассматривает человека как особое начало в мире, не сводимое к внешним законам, а объясняемое с точки зрения индивидуально-неповторимого опыта и судьбы, уникальности, подлинности, свободы выбора и т.д.

Достаточно сильно отличаются друг от друга понимание человека в восточной и западной цивилизациях. Эти отличия касаются отношения человека к самому себе, миру, природе, обществу.

Задание: опираясь на приведенные ниже положения, характеризующие либо западную, либо восточную цивилизации, распределите их в таблице:

Понимание человека

Восточная цивилизация Западная цивилизация
   

 

неразрывная связь с природой;

покорение, изменение, подчинение природы;

созидательное отношение к природе;

созерцательное отношение к природе;

внутреннее самосовершенствование, самопознание человека;

человек – двигатель прогресса, активный сторонник нововведений, гражданин-собственник;

отсутствие свободы выбора, равноправия и демократии;

основные моменты жизни человека – устойчивость, традиционность, религиозность;

приоритетные ценности – активная суверенная личность, индивидуальные свободы и права, чувства гражданина.

После заполнения таблицы сделайте вывод о том, каким образом различные подходы к пониманию человека в восточном и западном обществах, определили различные пути и темпы развития этих обществ.

 

Проблема философии человека в 21 веке

Бурное развитие частных наук о человеке (психология, социология, этнография, биология, медицина, физиология и т.д.), предлагающих широкий спектр конкретных доказательных знаний о различных измерениях человека, добавляет существенную долю скепсиса в необходимость философского подхода к проблеме человека.

Однако ни одна частная наука, кроме такой междисциплинарной области исследования, как философия человека, не может обосновать систему ценностей, на которые должен ориентироваться как человек, так и отдельные науки.

Таким образом, адекватное представление о человеке может быть получено на пути синтеза частных наук, который возможен как результат философского осмысления научных данных о человеке. При таком подходе человек выступает как своеобразная точка пересечения различных проекций человеческого бытия, включающего в себя и его природные, и социальные, и культурологические, и личностно-уникальные измерения.

 

Различные ипостаси человеческого бытия

 

Для описания различных ипостасей (характеристик) изучения человека с точки зрения его родовой принадлежности, социальных отношений и собственной уникальности используют следующие понятия:

индивид (от лат. individuum – неделимый) – родовая принадлежность человека;

индивидуальность – неповторимое своеобразие отдельного существа, личность – системно-социальное качество человека, которое он приобретает в предметно-практической и духовной деятельности и общении.

Индивид и личность едины и вместе с тем не тождественны друг другу, так как личность – это особое, социальное качество индивида, реализующееся через включение его в социокультурное пространство.

Многомерность личности, выражающаяся в различных подходах к ее изучению, и составляет сущность личности. Человек с этой точки зрения предстает:

- как результат и участник историко-эволюционного процесса, носитель и творец социальных программ поведения, общения, деятельности, в ходе которого происходит становление личности, преобразование природы, общества и самого себя;

- как субъект свободного, ответственного и целенаправленного выбора своего жизненного пути и поведения.

Что, на ваш взгляд определяет индивидуальность личности? Где проявляются и реализуются индивидуальные черты личности?

 

Поэтому так важен индивидуальный подход к учащимся, членам различных коллективов как со стороны педагога, так и со стороны руководителя любого ранга, чтобы способствовать выявлению и раскрытию психологических, интеллектуальных, организационных и иных творческих способностей человека.

Соотношение понятий индивид, личность и индивидуальность может быть выражено следующей формулой: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».

Объясните, как вы понимаете данную формулу?

Триединая модель человека

С точки зрения двуединой модели человек рассматривается как биосоциальное существо.

Объясните, что это значит?

Однако, оставаясь в рамках двуединой модели человека, весьма сложно исследовать отдельные черты человеческой индивидуальности, ее неповторимости, уникальности.

В философии сложилась и более объемная, так называемая триединая модель человека, рассматривающая его в единстве таких составляющих, как тело, душа, дух.

Понятие тела в философии подчеркивает прирожденные основы человека.

Понятие души выражает исторически меняющееся воззрение на психику и внутренний мир человека. Душа рассматривается как интегративное начало, промежуточное звено, соединяющее тело и дух, придающее человеку целостность. Для современной философии душа – наиболее сложная и противоречивая тема, рассматриваемая в двух основных ракурсах:

– во-первых, как жизненный центр тела, являющийся той силой, которая, будучи сама бессмертной, очерчивает срок телесного существования (в связи с признанием существования или несуществования души в философии возникали вопросы о смерти и бессмертии, бытии и небытии);

– во-вторых, как индивидуализирующее свойство человека в обществе, описываемое в философии через проблемы свободы воли, творчества, рока и судьбы.

Понятие душа тесно связано в человеческом существовании и его осмыслении с понятием дух. Дух воплощает в себе фундаментальную идею «человечности» как таковой. Он выступает как родовая человеческая способность, соотносящаяся с разумом, сознанием и социальностью. Вместе с тем, в понятии духа отражается не только феномен «духовности», как интегративного начала культуры и общества, но и личностные характеристики отдельного человека, где личное характеризуется через воплощение социально значимых качеств.

Вспомните, где культивируется понятие о душе и почему?

И в философских, и в религиозных учениях душа является субъектом свободы воли, той основой, которая индивидуализирует человека.

Понятие духа связано не столько с описанием индивидуальности, сколько всеобщего в человеке. Это система высших ценностей, сфера человеческой культуры с ее нормами, идеалами, смыслами. Дух – это идеальная, правящая миром сила, к которой причастен человек, это своего рода «Сверх – Я» в структуре человеческого опыта. В отличие от души, дух относительно независим от стихии эмоциональных переживаний, он акцентирует объективную значимость своего содержания, разумность, социальность, общезначимость и надындивидуальность своих законов.

Однако, человека нельзя упрощенно представить как диаду (тело – дух) или триаду (тело – дух – душа). Человек – это практически всегда исключение из общего правила, уникальная целостность, где в индивидуальном личном опыте достаточно трудно дифференцировать телесный, душевный и духовный уровни.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 796; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь