Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предмет и функции философии общества



Подумайте, какие проблемы рассматривает философия общества или социальная философия?

С какой дисциплиной она тесно связана?

Согласны ли вы с тем, что познание общества – это познание самого себя?

Социальная философия (философия общества) выявляет природу общества, его специфику, структуру, механизмы функционирования и развития, т.е. предметом анализа социальной философии являются проблемы социального (общественного) бытия, социальной онтологии.

 

Функции философского исследования общества:

· построение различных моделей социальной онтологии;

· выявление специфики социальной реальности;

· взаимодействие различных феноменов общественного сознания и социальных явлений друг с другом;

· поиск приоритетов и предельных мировоззренческих ориентиров сознательного отношения к миру.

Центральным понятием социальной философии является «общество».

Общество (в широком смысле слова) – исторически развивающаяся система отношений между людьми и их общностями, складывающаяся и развивающаяся в процессе их совместной деятельности.

Общество (в узком смысле слова) – это определенный этап человеческой истории (например, феодальное общество) или отдельное конкретное общество (например, белорусское общество).

Общественное, социальное – это все то, что характеризует совместное существование людей и отлично от их природной, биологической основы. Вне взаимодействия людей общества не существует, как и становление человеческой личности невозможно без общества.

В отличие от природы общество есть деятельность преследующего свои цели человека. В обществе действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно, сознательно или порою под влиянием страсти, желания властвовать, но всегда стремящиеся к определенным целям.

 

 

2. Основные исследовательские программы в обществознании

 

По мере развития социальной философии сформировались различные исследовательские программы, по-разному объясняющие развитие общества.

 

Исследовательские программы в обществознании

 

Название программы Краткая характеристика  
Натуралистическая   Культурно-историческая   Психологическая или социопсихологическая   Марксистская   Социального действия     Социальной реальности как феномена символической интеракции   Структурного функционализма     Коммуникативного действия Рассматривает общество по аналогии с природой, как естественное продолжение закономерностей природы, как «венец» природы.   Показывает культуру во всем ее многообразии, понимает ее не как деятельность, направленную на реализацию природной сущности человека, а как феномен, обеспечивающий формирование человека и социальных связей, как продукт истории, в ходе которой меняется и сам человек. Именно культура и социальные связи в данной программе занимают центральное место.   В рамках данной программы делаются попытки объяснить социальную жизнь на основе влияния на человеческое поведение психологических факторов. Она предполагает объяснение общества и общественных отношений с точки зрения определяющей роли психологии индивида, его эмоциональных и волевых компонентов и т.д.   Основывалась на выявлении тенденций к усилению общественного характера труда, главная идея состояла в том, что НТП и превращение науки в производительную силу общества взломает узкие рамки классовых и национальных отношений, создаст условия для раскрепощения человека, превратит историю человечества во всемирный процесс, который обозначается данной программой как социализм и коммунизм. Марксистская концепция классовой борьбы, социальной революции и диктатуры пролетариата как способа решения социальных проблем возникла в контексте ценностей техногенной культуры.   Автор данной концепции М.Вебер анализирует социальное действие и тем самым объясняет его причину. Понимание ее означает познание действия через его субъективно подразумеваемый и переживаемый смысл. Вместе с «субъективным смыслом» в социальном познании оказывается представленным все многообразие человеческой культуры: идеи, идеологии, мировоззрения, представления и т.п.   Автор данной программы Д. Мид сводил содержание социальных процессов к взаимодействию индивидов в группе и обществе. Он подчеркивал, что социальный мир индивида и человечества формируется в результате процессов социальных взаимодействий, в которых большую роль играет символическое окружение. Анализу символического окружения человека (язык, жесты и т.д.) Мид придавал особое значение, поскольку оно оказывает решающее значение на формирование сознания личности и человеческого «Я».   Основатели данной программы Т. Парсонс и Р.Мертон сознательно стремились построить законченную систему социального действия как наиболее полную систему объяснения эмпирических фактов социальной деятельности.     Автор Ю. Хабермас центральным ядром своей программы считает проблему преодоления неадекватного (отчужденного) статуса общественности (как проявление общего кризиса европейской установки на вертикальную структуру субъектного отношения). Целевой вектор социальной философии Хабермаса – возможность установления принципиально ненасильственных способов социального бытия как «универсального примирения».  

 

Таким образом, формирование каждой из перечисленных исследовательских программ было исторически детерминировано развитием социальной философии в целом, проблемным полем развивающейся культуры, выявляющим вновь открываемые срезы многоликой социальной реальности.

Вопросы и задания для закрепления

1. Определите предмет изучения и функции социальной философии.

2. Дайте определение общества в широком и узком смыслах этого слова.

3. Почему люди живут в обществе? Можно ли выжить в одиночку? Жить в обществе – это хорошо или плохо? Является ли человек существом общественным? Угрожает ли общество свободе личности? Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя?

4. Продолжите мысль известного социолога П. Сорокина: «Миллион полностью изолированных людей не представляет собой социального явления или общества, поскольку …»

5. Прокомментируйте следующее высказывание А.И. Герцена: «Мы привыкли человеческий мир отделять каменной стеной от мира природы. Это несправедливо, в действительности нет никаких строго проведенных линий и граней между ними.

6. Среди студентов шел спор о том, кто кем управляет: общество природой или природа обществом?

Студент 1: Природа не может управлять ни обществом, ни чем иным, так она не может мыслить. Природа не субъект, а объект управления. Природа не управляет людьми, а действует на них как слепая сила. Человек же управляет природой. Сначала люди управляли небольшими фрагментами природы, затем возникает необходимость в управлении огромными экосистемами и даже биосферой в целом.

Студент 2: Не общество управляет природой, а природа обществом. Предыдущий товарищ узко понимает термин «субъект деятельности». Субъектом является такая система, которая управляет хотя бы одной другой системой или создает такую систему. Но природа обладает значительно большим творческим потенциалом, чем человек, не люди породили природу, а природа людей.

Природа управляет обществом в двух смыслах: законы природы ставят деятельность человека в определенные границы. Во-вторых, биологический субстрат человека представляет собой часть природы. Биологические законы – природные законы. Они также накладывают ограничения на деятельность общества. Управлять деятельностью можно только путем ее ограничения. Ограничивать деятельность – значит управлять ею.

- Включитесь в этот диалог.

Тема занятия № 9

Характеристика общества как системы

План

1. Основные черты общества.

2. Типы социальных структур.

 

1. Основные черты общества

 

Вспомните, что такое общество в широком и узком смысле этого слова?

Общество представляет собой сложно организованную социальную систему, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенной единство. В 60-70-х. гг. XX в. идеи об обществе как о целостной системе получили обоснование в таком направлении как синергетика (Синергизм – эффект повышения результативности за счет использования взаимосвязи и взаимоусиления различных видов деятельности).

организации
Общество как система
личность
группы людей
этнические общности
государство
социализирующие институты: семья, школа и т.д.
подсистемы общества: экономические, политические, правовые …


С точки зрения синергетики общество характеризуется как сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.

Основные черты общества как системы:

1. Человеческое общество отличается большим разнообразием различных социальных структур, систем и подсистем. В соответствии с этим общество имеет сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы в нем связаны соподчиненными отношениями. Вместе с тем каждая из подсистем обладает известной степенью автономии и самостоятельности.

2. Общество не сводимо к людям, его составляющим, - это система вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Эти «невидимые» социальные связи и отношения даны людям в человеческом языке, в различных предметах и поступках, программах деятельности, поведения и общения, без которых люди вместе не могут существовать.

3. Важнейшей чертой общества является его самодостаточность, т.е. способность общества своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.

4. Человеческое общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Причем, главным действующим лицом и дирижером выбора того или иного пути развития является сам человек.

5. Общество отличается особым статусом субъектов, определяющих его развитие. Человек является универсальным компонентом социальных систем, включаясь в каждую из них. За противопоставлением идей в обществе всегда скрывается столкновение определенных потребностей, интересов, целей; воздействие таких социальных факторов, как общественное мнение, официальная идеология, политические установки и традиции.

6. Важнейшей особенностью человеческого общества является его непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации различных вариантов и моделей будущего развития общества.

7. При построении различных моделей развития общества, при вмешательстве (даже слабом) человека в характер развития социальных процессов (например, возникающих на национальной или религиозной почве) необходимо обязательное осмысление последствий такого вмешательства.

Необходим анализ возникающих вопросов и возможных ответов: что произойдет, если …? Какой ценой будет установлен порядок? Какие последствия вызовет такое воздействие на систему? и т.д.

 

Типы социальных структур

Исследование общества как сложноорганизованной системы предполагает выявление его социальной структуры, выделение различных подсистем социума.

Социальная структура общества есть целостная совокупность всех соответствующих в нем элементов и общностей, взятых в их взаимодействии.

Подструктуры общества

1. Социально-этническая (включает род, племя, народность, нацию);

2. Социально-демографическая (народонаселение как непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей);

3. Социально-пространственная (внутригородские, межрегиональные и т.д.);

4. Социально-классовая (марксистская теория разделяет группы людей по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда и способу получения доли общественного богатства);

5. Профессионально-образовательная;

6. Социализирующие институты (семья, школа и т.д.).

Вопросы и задания для закрепления

1. Что такое синергизм?

2. Что составляет социальную систему?

3. Перечислите основные черты общества как системы?

4. Какие подструктуры выделяют в изучении общества? Раскройте суть каждой из них.

5. Согласны ли вы с высказыванием С. Соловьева: «Несмотря на все зигзаги прогресса равнодействующая истории идет от людоедства к человеколюбию, от бесправия к справедливости, от враждебной разобщенности частных групп к всеобщей солидарности»?

6. Прокомментируйте высказывание Вольтера: «Все люди, которые до сих пор открыли в самых ужасных странах, живут обществами, как бобры, муравьи, пчелы и многие другие виды животных».

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Предмет, метод и специфика административного права как отрасли права
  2. I. СОЦИОЛОГИЯ, ЕЁ ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВА
  3. II. Цели, задачи и предмет деятельности
  4. Microsoft Office Word. Дополнительные функции
  5. А. Шопенгауэр и Ф. Ницше (от классической философии к иррационализму и нигилизму)
  6. Абсорбционные ткани. Формирование, строение и выполняемые функции.
  7. Авторский текст // Практикум по философии: В 2-х ч. Ч. 1. – Мн., 2004.– С. 182-186, 209–216.
  8. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 111–130.
  9. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 130–140, 260–263.
  10. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 16, 17, 33–34, 35.
  11. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 314–332.
  12. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 332–354.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 731; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь