Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мировоззренческая ценность философии



Знакомо ли вам слово «философ»? Кого вы называете им? Запишите в тетрадь.

Философ – это человек, рассуждающий, думающий, мыслящий, сомневающийся, образованный, креативный, мудрый.

Задание:

Поставьте напротив следующих вопросов «+», если они вас интересуют (волнуют) или «-», если они вам не интересны:

1. Откуда взялся мир?

2. Что появилось раньше курица или яйцо?

3. Куда движется история?

4. Было ли начало и будет ли конец света?

5. Чем вызваны проблески предсказания у человека?

6. Каково предназначение человека?

7. Кто есть я сам?

Продолжите перечень подобных вопросов, интересующих вас.

Если хотя бы некоторые из них вас интересуют, и вы пытались найти на них ответ. То можете считать себя философом.

Таким образом, философия – одна из неотъемлемых форм культурного бытия человека.

Люди занимались и занимаются философией, когда размышляют о жизни и всем том, что к ней относится.

Слово «философия» (от греч. phileo – люблю, sophia - мудрость) буквально означает «любовь к мудрости» и впервые встречается у древнегреческого математика и мыслителя Пифагора (6 в. до н. э.). Данное понятие относилось к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни.

 

Социально-экономические предпосылки появления философии:

· отделение умственного труда от физического,

· усложнение общественной жизни (возникновение социального неравенства и государства),

· установление демократии в Древней Греции,

· расширение экономических и культурных контактов с другими регионами

 

В любую эпоху на разных материках рождались мудрецы, которые задумывались над тайнами мира. Не было времени, когда не было философов и философии. Она, по - видимому, не исчезнет пока жив человек. Это его глубинная, неискоренимая потребность. Он будет вечно стремиться к постижению секретов природы, человеческого духа, божественных тайн.

Древнегреческий философ Аристотель отмечал: «Именно благодаря удивлению люди достигают теперь, как и впервые, господствующего истока философствования».

Попробуйте объяснить смысл данного высказывания. Почему Аристотель называет философами тех, кто способен удивляться?

Подумайте, какие факторы влияют на формирование философской мысли?

Согласны ли вы с тем, что на формирование философской мысли влияют религия, образование, НТП, политика, культура, наука, знание, эпоха? Какой вывод можно из этого сделать?

Философская мысль динамична. Она находится в поиске новых мировоззренческих структур отношения к природе, обществу, общечеловеческим ценностям.

Попробуйте сформулировать те проблемы, которые требуют глубокого философского осмысления на современном этапе?

- как жить в гармонии с самим собой?

- как существовать в рамках богатства и бедности?

- как спасти человечество от глобальных проблем?

……………………………………………………………….

……………………………………………………………….

 

Основные черты философского знания:

- не многознание, а понимание,

- умение постигать причины и явления,

- умение предвидеть ход событий,

- умение сомневаться, т.е. открытость к познанию,

- мудрость, проявляющаяся в житейских делах,

- обращение к вечным вопросам человеческого бытия.

 

Мировоззрение и его структура

Как вы понимаете, что такое мировоззрение?

Важнейшими компонентами структуры мировоззрения являются:

-знания,

-ценности,

-убеждения.

Мировоззрение – система наиболее общих представлений и знаний о мире и месте человека в нем, его ценностей и убеждений.

Понимание человеком целей и смысла жизни– сердцевина мировоззрения.

Существует три типа мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.

Известно ли вам, что такое миф?

Миф – это сказания разных народов о богах и героях. Это наиболее ранняя форма духовной культуры человечества.

Какие мифы вам известны и какие проблемы в них поднимались?

Религия – это форма мировоззрения, в которой освоение мира основано на вере в сверхъестественное, божественное начало.

Когда возникла религия? Почему?

Назовите древнейшие религиозные верования? Что такое анимизм, тотемизм, фетишизм, магия?

Что такое язычество?

Назовите мировые религии? Нужна ли религия современному человеку?

Как вы понимаете слова «Боги у людей похожи на них, а если бы боги были у лошадей, они бы были четвероногими, а боги птиц были бы с крыльями»?

Философская мысль отличается от мифологического и религиозного мировоззрения тем, что это совершенно иной тип миропонимания, фундаментом для которого стала позиция разума, интеллекта. Философия – теоретически сформированное мировоззрение.

Скажите, какие типы или какой тип мировоззрения существует в современном мире? Объясните, почему?

Функции и разделы философии

общекультурная
прогностическая
критическая
мировоззренческая
Функции философии

 

 

Философия – это наука
Философия – это мировоз-зрение
Двойственная сущность философии

 

В рамках собственно философского знания уже на ранних этапах становления началась его дифференциация, в результате которой выделились такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика, и постепенно сформировались следующие разделы философского знания:

· онтология – учение о бытии (существовании);

· гносеология – учение о познании;

· аксиология – учение о природе и структуре ценностей;

· праксеология – учение о практическом отношении человека и мира;

· антропология – учение о человеке;

· социальная философия – учение об обществе.

Эти разделы не редуцируемы (не сводятся друг к другу), но тесно связаны между собой. В целях наглядности можно предложить схему так называемого «философского квадрата», вершинами которого будут онтология, гносеология, аксиология, праксеология. Точкой, объединяющей эти различные разделы философского знания, будет точка соприкосновения полей социальной философии и антропологии в центре квадрата.

социальная философия
антропология
О
гносеология
П
Г
праксеология  
А
аксиология
онтология
    СФ А

 

Философия – наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления.

Таким образом, философия – это исторически изменяющаяся система фундаментальных знаний о бытии, познании, человеке, отношении человека к миру.

 

Вопросы для закрепления

1. Существует множество определений человека: «разумное животное», «создатель символов», «политическое животное». Но есть еще одна очень важная черта человека, без которой он не может быть самим собой.

Что это за черта? Объясните, почему?

2. Какое из приведенных ниже суждений для вас наиболее приемлемо?

Объясните свой выбор.

А) философия господствует над всем, является наукой наук;

Б) наука сама себе философия;

В) философия – теория науки;

Г) философия, не заменяя социальные науки, вооружает их общим методом познания, теорией мышления.

3. Является ли религия философией? Может ли философия быть религией?

4. Господин Журден, герой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве», с удивлением узнал (уже в достаточно зрелом возрасте), что всю жизнь говорил прозой. «Феномен Журдена» еще более применим к философии: философствуют все люди – даже те, кто никогда не слышал этого слова.

Что общего и в чем различия между философствованием и философией?

5. «Отравленный Сократ, сожженный на костре Дж. Бруно, принужденный уехать в Голландию Декарт, отлученный от Синагоги Спиноза свидетельствуют о преследованиях и мучениях, которые философии пришлось испытать от представителей религии… Источник мучений и преследований лежит не в самой природе религии, а в ее социальной объективизации».

Н. Бердяев

Согласны ли вы с таким объяснением Бердяева? Можете ли привести аналогичные примеры? Как вы поняли последнюю фразу мыслителя?

Задание для рефлексии

Синквейн

1. Ключевое слово – философия

2. Два прилагательных – научная, жизненноважная

3. Три глагола - возникла, влияет, помогает

4. Фраза-вывод – связана с обществом, природой, человеком

5. Оценка – влияет на мировоззрение

Составьте синквейн со словом «философ»

 

Тема занятия № 2

Предмет и основные понятия онтологии.

Атрибуты бытия

План

1. Бытие и небытие.

2. Виды бытия.

3. Виртуальное бытие.

4. Атрибуты бытия.

 

Бытие и небытие

Вспомните, что такое философия? В чем выражается ее двойственная сущность?

Как называется раздел философии, изучающий бытие или существование?

«Почему существует мир? Как он устроен? Каким подчиняется законам? Какое место в нем занимает человек? » - что это за вопросы? Почему они волновали людей еще в глубокой древности и волнуют сегодня? Можно ли на них дать однозначные ответы?

Одна из главных проблем философии – это проблема существования или бытия.

Мир, в котором живет человек – это бесконечное множество вещей, предметов, явлений и т.д. Они существуют реально, то есть они есть. Такое их состояние называется бытием.

Бытие – это философская категория, с помощью которой осознается всеобщая связь между всем существующим: природным, социальным, духовным. Бытие – значит быть, существовать, присутствовать.

Попробуйте определить философскую категорию, которая означает отсутствие вещей или явлений.

Небытие – это свойство вещей или явлений не существовать, отсутствовать, быть нереальными.

Объясните связь в логической цепочке

небытие
бытие


Как вы понимаете суть высказывания российского философа

А. Чанышева «Все возникает на время, а погибает навечно»?

 

 

Таким образом, понятия «бытие» и «небытие» относительны.

Проблемы «бытия» и «небытия» волновали и волнуют многих творческих людей. Например, Гамлета в одноименной трагедии Шекспира «Быть или не быть»? или одного из современных поэтов «Все скоро кончится, но раньше кончусь я. Это, боюсь не вопрос чутья, скорей влияние небытия на бытие…».

 

Виды бытия

Вспомните, что характерно для мира, в котором мы живем?

В философии выделяют два основных вида сущего: материальное бытие и духовное бытие.

Материальное бытие –явления, которые как бы противоположны человеческому сознанию, существуют вне и независимо от него и представляют собой объективную реальность.

Духовное (идеальное) бытие – многообразные явления жизни человека и социума, существующие в сфере их сознания: чувства, мысли, идеи, теории и т.д. – и составляющие содержание субъективной реальности.

Но очень часто духовные явления принимают физическую форму и входят в сферу материального бытия.

Попробуйте определить, что относится к материальному, а что к духовному бытию:

музыка, скрипка, роман, картина, пейзаж, книга, мольберт, спектакль, театр, филармония, джаз, мысли и т.д.

Какой вывод можно сделать?

материальное бытие
духовное бытие


Содержание категорий «материальное бытие» и «идеальное бытие» конкретизируется в категориях «материя» и «сознание».

Материя – это философская категория, означающая первооснову материального бытия.

Сознание – это философская категория, означающая первооснову идеального бытия.

Категории материи и сознания образуют такую пару категорий, на противопоставлении которых основывается расхождение между материализмом и идеализмом.

В истории философии синонимами категории «материя» являлись понятия «первовещество», «материал, из которого сделаны все тела», «мельчайшая частица реальности», «неодушевленное вещество» и др.

Сознанием называют способность человека к мышлению. Синонимами слова «сознание» в истории философии служили такие понятия, как «идеальное», «дух», «всеобщая идея», «божественный разум», «объективный разум», «внутренний мир», «осознанное бытие» и т.д.

 

Этапы эволюции представлений о материи:

1. Философский натурализм античности ( Демокрит, Аристотель);

2. Философский и естественнонаучный материализм Нового времени

(И. Нютон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Дж. Локк и т.д.);

3. Марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин).

В 19 – начале 20 вв. материя находит наиболее полное выражение в философии марксизма и подтверждение того, что материальное бытие существует независимо от духовного начала.

Категория «материя» обладает серьезным мировоззренческим значением для каждого из нас, так как формирует реалистический взгляд на мир, требует умения видеть действительность такой, какая она есть. Этот принцип реализма предписывает нам понять простую истину: самая сильная власть в мире – власть объективной реальности. Признавать эту власть и действовать в соответствии с ее непреложными законами должно стать правилом для любого здравомыслящего человека, помочь избежать многих ошибок и заблуждений, успешнее жить и работать в сложном, но единственно реальном мире.

 

Виртуальное бытие

 

Что вы знаете о виртуальном мире? Как вы к нему относитесь? Назовите его положительные и отрицательные стороны.

Говоря о реальности, в которой живет современный человек, нельзя не отметить ее особую форму – виртуальное (от лат. vires – возможность) бытие. Это понятие получило распространение сначала в квантовой физике: им обозначали «не вполне родившиеся» микрочастицы, появляющиеся на очень малое время в физическом вакууме и вновь исчезающие в нем. Вечно виртуальными считаются и кварки – фундаментальные частицы, которые не обладают автономным, независимым от других частиц существованием. Достижения науки и техники погружают многих людей в другое виртуальное бытие – компьютерную реальность. Человек как бы живет в этом иллюзорном мире, зачастую уходя от подлинной реальности и реализуя себя в таком «бытии – небытии» Интернета так, как ему не удается в своей повседневной жизни.

 

4. Атрибуты бытия

 

Атрибуты (неотъемлемые свойства) бытия – такие свойства различных вещей и явлений, как структурность, движение, развитие, связи, пространственно-временная организация и др.

Структурная организация сущего означает, что любой материальный объект так или иначе устроен, т.е. обычно представляет собой систему некоторых элементов, организованных в единое целое с помощью структуры. Системно-структурный подход к бытию позволяет прийти к следующим основным положениям:

- мир как системное целое состоит из бесконечного множества различных структурно-организационных объектов;

- в этом неисчерпаемом множестве могут быть выделены виды материи;

- более детальный анализ обнаруживает в организации сущего структурные уровни (Например, в неживой природе фиксируют целую иерархию систем: физический вакуум элементарные частицы атомы молекулы микротела планеты звезды галактики Метагалактика («наша Вселенная») Универсум («мир как целое»).;

- между структурными уровнями существует генетическая связь: каждый более низкий уровень является основой для формирования более высокого уровней.

Динамическая организация сущего заключается в том, что любое явление находится в постоянном изменении. Эта специфика бытия воспроизводится с помощью категорий движения, покоя, развития.

Объясните смысл высказывания древнегреческого философа Гераклита «В одну и ту же реку нельзя войти дважды».

Объясните смысл высказывания И. Бродского «Время создано смертью».

Движение - способ существования материи, состоящий в непрерывном взаимодействии и изменении материальных объектов.

Покой – способ существования материи, обладающий относительной устойчивостью, определенностью.

Развитие – способ существования материи, отражающий закономерные необратимые качественные изменения.

Взгляд на реальность сквозь призму идеи ее движения и развития, целостности и системности имеет большое мировоззренческое значение. В философии сформировался особый метод мышления, базирующийся на двух фундаментальных принципах – развития и всеобщей связи – диалектика, который доказал, что мир – целостное единство развивающихся и взаимосвязанных вещей и явлений.

Диалектика – философское учение о развивающемся бытии и методе его познания, основанный на принципах развития и взаимосвязи.

Основные законы диалектики:

- закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;

- закон единства и взаимодействия противоположностей;

- закон отрицания отрицания (преемственность, возврат якобы к старому, развитие по спирали).

Попробуйте привести примеры из различных областей знаний, которые бы подтвердили основные законы диалектики.

Пространственная организация сущего означает, что любой материальный объект занимает определенной положение по отношению к другим объектам и обладает какими-то размерами длиной, шириной, высотой.

Временная организация сущего понимается обычно как длительность его существования и последовательность событий, происходящих с ним.

 

Вопросы и задания для закрепления

1. Что такое онтология?

2. Как соотносятся понятия «бытие» и «материя»: что их объединяет? В чем их различие, какова взаимосвязь между ними?

3. Что такое материальное и идеальное, материя и сознание?

4. Почему философы считают главным вопросом философии – отношение мышления (сознания) к бытию и постоянно спорят о том, что первично, а что вторично? Объясните свою точку зрения.

5. Как вы относитесь к виртуальному миру? Каковы его перспективы?

6. Какая философская категория упоминается в строках поэта И. Бродского: «Век скоро кончится, но раньше кончусь я. Это, боюсь, не вопрос чутья. Скорей, влияние небытия на бытие…»

7. Как вы понимаете фразу «быть человеком непросто, но им надо быть»?

Тема занятия № 3

Бытие человека в мире

Вопросы для повторения

1. Что такое онтология? Перечислите ее основные категории и раскройте их содержание.

2. Что такое материальное и идеальное бытие? Чем они принципиально отличаются друг от друга?

3. Каков смысл категории материи и в чем заключается ее мировоззренческое значение?

4. Перечислите основные атрибуты материальных объектов. Какие свойства вещей и явлений они означают?

5. Что такое диалектика? Назовите ее основные законы. Какие свойства процесса развития они отражают?

 

План

1. Человек и Вселенная

2. Человек и природа

3. Человек и общество

 

 

Подумайте, что (кто) окружает человека в его жизни?

Что (кто) оказывает на него влияние?

Объясните смысл высказывания, что дети похожи не на своих родителей, а на то время, в которое живут.

Поэтому человек есть «существо, зависящее от тысячи условий», и понять его можно только «исходя из его встроенности в целостность реального мира». В этом смысле человека можно рассматривать в качестве элемента трех важнейших сфер мировой реальности – Вселенной, природы, общества.

 

1. Человек и Вселенная

 

Человечество всегда было и будет своеобразным гражданином Космоса, Вселенной и в первую очередь той огромной звездной системы, которая называется Галактикой.

Уже древние греки рассматривали человека как элемент Космоса, неразрывно связанный с ним и испытывающий на себе его влияние. Эти идеи получили дальнейшее развитие в философии космизма. Представители данного направления считали человека продуктом не только биологической, но и космической эволюции, обладающего особым статусом устроителя и организатора Вселенной. Мир, по их мнению, незавершен в своем развитии, и смысл бытия человечества заключается в преображении Космоса, в установлении гармонии с ним.

В 20 в. многие из этих идей получили научное обоснование. Оказалось, что между существованием человека и строением Вселенной есть тесная взаимосвязь. В 1973 г. Б. Картер – специалист по теории гравитации США - предложил антропный космологический принцип. Суть его заключается в том, что Вселенная по своим физическим характеристикам должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование человека. Иными словами, в нашем мире возникли благоприятные физические условия для возникновения человека.

Интересно, что антропный принцип допускает как религиозную, так и научную интерпретацию. Согласно первой. Он подтверждает существование Творца, который спроектировал мир так, чтобы в точности удовлетворить наши требования. Научная же версия предполагает возможное наличие множества миров, в которых реализуются различные комбинации физических законов. При этом в одних мирах складываются лишь простые физические объекты, а в других возможно формирование сложных систем – в том числе и жизни в ее различных формах. Нам сегодня необходимо подумать о том, чтобы космическая активность человека не привела бы к гибели Земли или даже Солнечной системы.

 

2. Человек и природа

 

Понятие «природа» имеет несколько значений.

Попробуйте дать определение природы.

Человек «обречен» жить в природе, взаимодействуя с ней и в той или иной мере завися от нее. Его отношение к природе – одно из ведущих в сложной системе взаимоотношений человека и мира. Это отношение было различным в разные исторические времена.

Каким было отношение человека к природе на заре цивилизации?

Как оно менялось с развитием общества?

Каким было и остается отношение к природе на Востоке и на Западе? Почему? Приведите примеры.

Известный немецкий философ Макс Шелер (1874 – 1928) пишет: «По сравнению с животным, которое всегда говорит «да» действительному бытию, … человек тот, кто может сказать «нет» …вечный протестант против всякой только действительности … Человек – это вечный Фауст … никогда не успокаивающийся на окружающей действительности …». Эта деятельность привела человека ко многим успехам в науке, технике, производстве, дала ему новый, достаточно комфортный житейский мир. Но она же породила и многие проблемы, и в первую очередь, печально нам известную сегодня – экологическую.

Поэтому в 21 в. все большее влияние на человека начинает оказывать идея равенства человека и природы во всех отношениях между ними, принцип своеобразного диалога между этими равными партнерами, которые должны привести к таким отношениям человека и природы, где бы учитывались интересы и тенденции развития обоих. Начало этому поиску положила концепция ноосферы (от греч. noos – разум и sphaira – шар), т.е. сферы разума, предложенная в начале 20 в. русским ученым В.И. Вернандским. Он рассматривал ноосферу как новое состояние биосферы, возникающее под воздействием научной мысли и человеческого труда на всю нашу планету. Вместе с тем ноосфера – это не столько настоящее, сколько будущее нашей Земли. Она станет реальностью, когда человек сумеет разумно организовать взаимодействие природы и общества, их гармоническую взаимосвязь. В современной науке для обозначения этой цели используется также понятие «коэволюция», обозначающая совместность, согласованность, т.е. процесса совместного развития биосферы и человеческого общества. Согласно принципу коэволюции, человечество, чтобы обеспечить свое будущее, должно не только изменять природу, приспосабливая ее к своим потребностям, но и изменяться само, приспосабливаясь к объективным требованиям природы.

Для реализации данного принципа человечество должно следовать как минимум двум императивам – экологическому и нравственному. Первое требование обозначает запрет на те виды человеческой деятельности, которые чреваты необратимыми изменениями в биосфере, несовместимыми с самим существованием человека. Второе требует изменения мировоззрения людей, его поворота к общечеловеческим ценностям, к умению ставить превыше всего общие, а не частные интересы и т.д.

Приведите примеры из своей жизни, раскрывающие проблему взаимоотношения человека и природы. Попробуйте определить пути ее решения.

 

3. Человек и общество

Посмотрите сюжет из художественного фильма «Робинзон Крузо».

Что, на ваш взгляд, оказалось самым сложным для главного героя, когда он попал на необитаемый остров? Почему?

В своем повседневном индивидуальном бытии человек всегда часть человеческого общества, его «социальный атом». Бытие человека есть условие общественного бытия и, наоборот, бытие общества есть необходимое и достаточное условие бытия каждого из нас. Именно в обществе человек проявляет свою сущность, реализует свои возможности, вступает в многообразные общественные отношения, играет определенные социальные роли и т.д.

Таким образом, истиной является существование человека в огромном и сложном мире, с которым он связал всю свою жизнь. Человек выступает в качестве субъекта, носителя целой системы бытийных отношений, связывающих его с другими вещами, явлениями, людьми.

 

Вопросы для закрепления

1. Какие факторы оказывают влияние на бытие человека в мире?

2. Как связаны человек и Вселенная? В чем смысл антропного принципа?

3. В чем смысл взаимоотношения человека и природы? Как оно менялось в истории человечества?

4. О чем говорит принцип коэволюции природы и общества?

5. Представьте общество в эпоху ноосферы. Что должно измениться в таком обществе по сравнению с настоящим?

Тема занятия № 4

Предмет и основные понятия гносеологии

План.

1. Что такое познание?

2. Познание как взаимодействие субъекта и объекта.

3. Модели познания.

Что такое познание?

Вспомните, что такое гносеология?

Сформулируйте вопросы, которые изучает гносеология (Что я могу знать о мире? в чем смысл жизни? Когда было начало и будет ли конец света? Есть ли жизнь после смерти?...).

Как вы понимаете слова Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю, но другие знают еще меньше»?

Гносеологии изучает проблемы возможности способов и путей познания мира. Поэтому гносеология изучает не только обыденное (повседневное), но и научное познание.

 

Почему же возможен процесс познания?

1. Познание есть процесс приобретения человеком знаний о реальном мире и о себе самом как его частичке.

Знания трактуются как относительно верные сведения о реальности.

Ошибочные сведения – это заблуждения.

Незнание – отсутствие достоверных знаний о чем-либо.

Таким образом, незнание познание знание

2. Познание укоренено в самой сущности жизни, присуще в той или иной форме всем живым существам. Оно естественное условие существование человека.

3. Познание возможно потому, что и познаваемый мир, и познающий его человек обладают необходимыми для этого свойствами.

Например, природу познать можно благодаря тому, что в ней существуют общие закономерности и свойства. А человек может познавать мир благодаря своим способностям и возможностям (абстрактное и логическое мышление).

Познаваем ли мир?

да нет

гносеологический гносеологический

оптимизм пессимизм

 

не существует границ агностицизм скептицизм

познания

Агностицизм – это концепция, которая отрицает познаваемость всего того, что не может быть представлено в непосредственном опыте человека – Бога, субстанции, закона…

Скептицизм – это течение, сторонники которого сомневаются в возможности достоверного познания мира.

Например, скептики утверждают, что одинаковые вещи вызывают у разных людей неодинаковые представления – тогда какое же именно представление можно считать достоверным?

По словам философа Поппера: «Мы знаем достаточно много» и «наше познание безгранично». Объясните их смысл.

Как вы понимаете слова «доля здорового скептицизма должна отрезвлять нас»?


Поделиться:



Популярное:

  1. А. Шопенгауэр и Ф. Ницше (от классической философии к иррационализму и нигилизму)
  2. Авторский текст // Практикум по философии: В 2-х ч. Ч. 1. – Мн., 2004.– С. 182-186, 209–216.
  3. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 111–130.
  4. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 130–140, 260–263.
  5. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 16, 17, 33–34, 35.
  6. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 314–332.
  7. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 332–354.
  8. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 40–44, 47, 51, 53–54, 56, 81–82, 85, 92, 95–96.
  9. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 588–663.
  10. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 666–692.
  11. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 728–779.
  12. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 781–799.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 802; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.108 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь