Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Взаимосвязь субъекта и объекта в познании
Это проблема о взаимодействии человека и познаваемости мира, проблема между субъектом и объектом. человек - субъект мир - объект субъект объект кто познает вещи и явления то, что познается
в разные периоды трактовались философами по-разному. Субъектом познания могут быть: - индивид, наделённый сознанием, способностью к ощущениям, к восприятию, способностью оперировать образами, абстрактными понятиями; - группа (коллектив учёных); - общество в целом. Понятия субъект и объект относительны: один человек, являясь субъектом познания, в то же время может служить объектом познания для другого человека. Каждый человек способен делать объектом познания самого себя: Свои ощущения, чувства, мысли, поведение. Связь субъекта и объекта в гносеологии выражается ещё и в том, что объектом является не просто любой фрагмент реальности, а только тот, на который направлено внимание субъекта, который вовлекается практическую или теоретическую мыслительную деятельность субъекта. Поэтому в каком-то смысле «субъект порождает объект» или превращает предмет в объект своей деятельности. Например, пока элементарные частицы не были известны человеку – они не могли быть объектом. До 15 века не выделялись в качестве объекта человеческие переживания, эмоции – поэтому не было психологии и жанра романа в литературе. Модели познания 1. В 17-18 вв. существовали две альтернативные модели познания: объективно-натуралистическая и субъектно-рефлексивная. Субъектом познания в этой модели выступает отдельный индивид, который будучи природным существом, взаимодействует с объектом познания лишь по законам природы. 2.В 19 в. – немецкая классическая философия ставила на первое место в процессе познания творческую активность субъекта, т.е. духовную деятельность человека – его размышления. Субъект не просто отражает объект изучения, но и активно влияет на него. 3.Середина 19 в. – современная модель познавательного процесса – деятельностная. Суть современной концепции познавательного процесса: 1). Познание – это активная деятельность субъекта, направленная на изменение объекта познания с целью раскрытия его сущности. Основу такой целенаправленной деятельности составляет практика – предметные действия человека. 2). Субъект познания всегда социальное явление, выступающее как часть той или иной общности людей (коллектива, социальной группы, общества, всего человечества). 3). Познавательный процесс направляется и организуется социокультурной программой. Она формируется под влиянием личных и социальных потребностей субъекта, его целей, знаний. Мировоззрения и других компонентов культуры. Именно культура есть средоточие программ социальной, практической, познавательной и других видов деятельности социального субъекта. 4). Все основные компоненты познавательного отношения – субъект, его деятельность, объект познания – динамичны по своей сути, изменяются с развитием общества.
Вывод: - познание – двусторонний процесс: диалог субъекта и объекта познания; - субъект активно воздействует на объект; - получить от объекта «ответы» на свои вопросы – есть важнейший смысл познания и его цель.
Вопросы и задания для закрепления 1. Что такое гносеология? 2. Объясните, почему возможен процесс познаваемости мира? 3. В чем смысл вопроса о познаваемости мира? Какие варианты ответа на него существуют в философии? 4. Как связаны в процессе познания мира субъект и объект? Какие модели их взаимодействия выработаны в философии? 5. Составьте синквейн со словом «познание».
Тема занятия № 5 Проблема истины в теории познания. Структура и динамика познавательного процесса Вопросы и задания для повторения 1. Какой раздел философии изучает процессы познания? 2. Сформулируйте основные положения, характеризующие суть современной концепции познавательного процесса. 3. Как вы считаете процесс овладения теми знаниями, которые уже добыты, является творческим или репродуктивным? Ответ аргументируйте. 4. В чем, на ваш взгляд, смысл следующих фактов? Известны случаи, когда дети с врожденными повреждениями почти всех органов чувств (слепоглухонемые) при надлежащем психолого-педагогическом руководстве становились полноценным людьми, способными осуществлять разнообразные виды деятельности, в том числе и интеллектуальную. Известны и описаны в литературе факты, когда отдельные люди в силу уникального стечения обстоятельств в младенческом возрасте были изолированы от человеческого общества. Эти индивиды, даже возвращенные в лоно цивилизации, не могли восстановить утраченную способность к познанию. План 1. Понятия истины и заблуждения. 2. С чего начинается познание? 3. Чувственное познание. 4. Рациональное познание. 5. Научное познание.
Понятия истины и заблуждения Какие ассоциации у вас вызывает слово «истина»? С давних пор одной из важнейших целей познания считалось достижение истины, т.е. достоверного знания о вещах. По своему содержанию истина объективна, т.е. независима от познающего субъекта. По своей форме она всегда субъективна, так как вне сознания ее не существует. Одно из первых определений объективной истины было дано Аристотелем: познание истинное, когда оно соответствует существующим вне сознания вещам и их связям. Однако немецкий философ 18. в. И. Кант отметил, что сама истина субъективна, поскольку является формой деятельности субъекта. Попробуйте высказать свою личную точку зрения об истине – ее объективности или субъективности. Свое мнение обоснуйте. Истина бывает относительной и абсолютной. Относительной истиной называют неполное, приближенное знание, которое дополняется в процессе дальнейшего познания. Она всегда стремится к абсолютной истине. Абсолютной истиной называют такое знание, которое не может быть изменено в ходе дальнейшего познания. Приведите примеры относительной и абсолютной истины. В теории познания обсуждаются также проблемы истины и заблуждения. Заблуждениями называются те представления, которые опровергаются в ходе развития науки. Приведите примеры из истории или своей личной жизни, когда субъективная истина со временем становится заблуждениям. Одним из важных моментов диалектического подхода к познанию является понятие конкретности истины. Человек в своей деятельности опирается на знания, законы, однако знания развиваются, в каждом конкретном случае она отражают только определенные предметы и процессы. Использование их требует уточнения, учета места и времени, условий развития самой объективной действительности. Поэтому нет истины вообще – истина всегда конкретна. Игнорирование принципа конкретности истины в социальном познании ведет к абсолютизации устаревших социально-экономических, политических отношений, сдерживает творческий поиск адекватных форм деятельности. Философские представления об истине прошли долгий путь в своем развитии и к настоящему времени существуют в виде нескольких основных концепций. Таким образом, анализ проблемы истины показывает, что представления человека о мире далеко не всегда могут быть однозначно распределены по двум полюсам – истина и заблуждение. Поэтому современная гносеология оперирует такими понятиями, как «степень истины», «частичная истина», «правдоподобное знание», «более и менее ложные суждения» и т.д.
С чего начинается познание? Вспомните, что такое познание? Познание начинается с личностного знания, которое приобрел человек как на своем личном опыте, так и в результате обучения и воспитания. Эти знания не равноценны по своему статусу и значению: они включают, с одной стороны, сведения общезначимого характера, а с другой – личные знания человека о себе самом, своих особенностях, об индивидуальном отношении к своему миру. Личностное знание содержит и различные заблуждения, предрассудки, искажающие действительность. Однако каждый человек, как правило, считает свои представления о мире справедливыми – он не только знает мир, но и верит в достоверность своего знания.
Чувственное познание Познание имеет две стороны – чувственную и рациональную. Чувственное познание осуществляется человеком органами чувств, данными ему природой. С помощью чувственного познания субъект может познать лишь те свойства и связи вещей, которые как бы лежат на поверхности, доступны непосредственному созерцанию (зрению, слуху, обонянию, осязанию, вкусу). Оно функционирует в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление. Ощущение фиксирует в нашем сознании лишь какое-то отдельное свойство вещи – цвет, вкус, форму и т.д. Восприятие отражает всю совокупность внешних признаков вещи, составляет ее целостный образ. Ощущение и восприятие существуют при непосредственном контакте человека с вещью. Представление возникает в сознании без такого контакта. Оно есть как бы чувственное воспоминание о вещи, восстановление в памяти ее образа. Приведите примеры всех трех форм чувственного познания. Какие факторы оказывают влияние на чувственное познание? Значит, чувственное познание несет на себе отпечаток особенностей личности. Можно сказать, что каждый из нас прав по-своему в своем личном отражении единого для нас мира, поэтому нельзя упрекать кого-то в том, что он ощущает какую-то вещь не так как все остальные (Всем вкусно, а ему, видите ли, не вкусно! ). Однако чувственное познание не дает возможности обнаружить сущность вещей, т.е. их внутреннюю основу, необходимые и устойчивые свойства и связи.
Рациональное познание Рациональное (от лат. ratio – разум) познание функционирует с помощью трех основных логических форм – понятия, суждения, умозаключения. Понятие – это простейшая форма мысли, которая отражает общие, существенные и необходимые свойства предметов определенного класса. Например, понятие «металл» обозначает наличие специфических свойств всех элементов – металлов. Значит, с помощью понятия выражается практически любая человеческая мысль. Суждения форма мысли, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете. Онификсируют отношения, существующими между различными предметами, явлениями, их свойствами. Например, медь – металл. Умозаключения устанавливают связь между разными суждениями и делают определенные выводы. Например, все металлы проводят электрический ток. Медь – металл. Следовательно, медь является проводником электрического тока. Приведите примеры, показывающие основные формы рационального познания. Вместе с тем при всех возможностях этих сторон познания далеко не всегда предмет изучения поддается им. В этих ситуациях в философии говорят еще об одной стороне познавательной деятельности – иррациональном познании. Иррациональное познание подразумевает познавательные акты, которые не сводятся к нормам строгого логического мышления и не имеют пока надежного научного объяснения. Сюда могут быть отнесены такие «нестандартные» способы получения знаний, как интуиция, откровение (для религиозного человека) и др. Все она предполагают некое внезапное озарение субъекта, творческую вспышку в его сознании, приводящую к постижению истины. Приведите примеры из своей жизни, когда интуиция помогла вам в решении каких-то задач или проблем. Итоговым компонентом процесса познания выступает новое знание, полученное человеком в результате практического и теоретического освоения объекта познания. В большинстве случаев оно является новым только для данного индивида и может быть давно известным другим. Вместе с тем результаты познания могут быть общезначимыми и принципиально новыми. Но в любом случае даже довольно тривиальное знание пополняет личностное знание человека, расширяет его познавательные горизонты.
Научное познание Научное познание – сложный, противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке (естественном или искусственном – символы, формулы и т.д.). Специфика научного познания: во-первых, оно доступно не любому человеку; во-вторых, оно ориентировано на изучение явлений, неизвестных сегодняшней обычной практике; в-третьих, наука пользуется специальными методами, средствами, инструментами, которые не применяются в традиционном производстве и обыденном опыте. в-четвертых, добытые в научном исследовании знания обладают принципиальной новизной, они обоснованы, системно организованы и выражаются с помощью особого, научного языка. Научное познание осуществляется на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом. Эмпирическое познание дает нам сведения о внешних сторонах и связях исследуемых объектов, фиксирует и описывает их. Оно осуществляется с помощью методов наблюдения и эксперимента. Наблюдение – это целенаправленное и планомерное восприятие изучаемых явлений. Эксперимент – специально-подготовленный опыт. Кроме этих методов познания в эмпирическом исследовании используются и методы логического мышления – анализ, синтез и т.д. С помощью всех названных методов ученый получает новое эмпирическое знание. Научное познание при всей своей значимости для человека все же ограничено в гносеологических возможностях, ибо есть вопросы и проблемы, которые наукой не решаются. Поэтому научное познание нельзя считать панацеей от всех бед и требовать от него ответа на все вопросы. В поисках решения жизненноважных проблем современный человек обращается и к иным формам познания – философской, религиозной, этической, художественной и т.д. Вопросы и задания для закрепления 1. Что такое истина? Согласны ли вы с тем, что она субъективна, динамична и со временем может привести к заблуждению? Докажите. 2. Раскройте смысл высказывания американского писателя М. Твена: «Когда мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает все, а я – ничего; в 25 лет я находил, что знаю все, а мой отец – ничего; а когда мне исполнилось 35 лет, я увидел, что мой отец знает кое-что». 3. По решению римского управителя Понтия Пилата Иисус Христос был приговорен к распятию живым на кресте. Незадолго до вынесения приговора между ними состоялся разговор. Пилат спросил: «Что есть истина, Христос? ». «Истина не пришла в мир обнаженной, но она пришла в символах и образах, он не получит ее по-другому», - ответил Христос. Какие «символы и образы» имел в виду Христос? Одинаковое ли представление об истине у Понтия Пилата и Христа? Кто из них прав, с вашей точки зрения? 4. Чем, на ваш взгляд, научный закон отличается от юридического закона. 5. Дайте свой вариант ответа на кантовский вопрос: «Что я могу знать? » 6. Согласны ли вы с тем, что таинственное явление полтергейст – факт, не вписывающийся в современные научные представления из-за несовершенства последних? Ответ аргументируйте. 7. Составьте синквейн со словом «истина».
Тема занятия № 6 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1322; Нарушение авторского права страницы