Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблемы жизни и смерти человека



Проблемы жизни и смерти волнует каждого из нас и является одной из основных тем философского размышления.

Что, на ваш взгляд, обозначает смерть?

Осознает ли человек свою смертность?

Где нашел отражение феномен смерти? Приведите примеры из истории.

Как можно объяснить то, что человек, зная о своей смерти, строит планы, решает проблемы, к чему-то стремится, а иногда и борется за свою жизнь?

Что называет главным мотивом жизни человека В. Соловьев в своем стихотворении: «Смерть и время царят на земле – ты владыками их не зови; все, кружась, исчезает во мгле, неподвижно лишь солнце любви».

В духовном опыте человечества проблема жизни и смерти трактовалась по-разному. Смерть означает прекращение жизни, естественный или насильственный конец индивидуального живого существа. Философия рассматривает смерть главным образом с точки зрения осознания факта и смысла смерти как завершающего момента человеческой жизни, ибо человек, в отличие от других живых существ, осознает свою смертность. В последующие после античности века христианское мировоззрение способствовало перемещению вопроса о смерти в личностное, особое, духовное измерение. Сама тема смерти надолго стала темой религиозного, а не философского сознания. Только в 19 -20 вв. возрос философский интерес к проблеме смерти, «конечности», «временности» в связи с критическим переосмыслением рационалистических идеалов классической философии.

В современной науке появился термин " право на смерть". Данный термин звучит парадоксально: ведь на протяжении веков предпосылкой всех человеческих прав являлось самое главное, фундаментальное из них - право на жизнь. Добровольный же уход из жизни - самоубийство - осуждался религией, вплоть до того, что самоубийц запрещалось хоронить на кладбищах. Ныне, благодаря интенсивному развитию медицины, вопрос о жизни и смерти порой оказывается вопросом выбора. Причем этот выбор осуществляет не только человек, о жизни и смерти которого идет речь, но и другие лица. Когда процесс смерти находится под внеличностным контролем, тогда " право умереть" становится проблемой: возникает вопрос, является ли право на жизнь не только правом, но и долгом или обязанностью, должно ли общество охранять жизнь человека вопреки его воле? При этом в современных дискуссиях о " праве на смерть" имеют в виду не самоубийство как действие активного субъекта, а умирающего человека, выступающего в качестве пассивного объекта, которому искусственно замедляют наступление смерти. И не случайно проблемы эвтаназии (греч. euthanasia) - безболезненной кончины, тихой " блаженной" смерти, в особенности обреченного человека, и продления жизни искусственными средствами становятся центральными в дискуссиях о патернализме [В 2001 году впервые было узаконено применение эвтаназии (Голландия).].

Всегда рядом стояли и стоят две философские проблемы – смерти и бессмертия человека. В человеческой культуре сложились различные подходы к пониманию бессмертия, которые можно выделить в следующие концепции.

Концепции бессмертия
Название концепции Кратка характеристика
  Эйдетическая (от греч. eidos – видимое)     Христианская     Натуралистическая   Социокультурная   Бессмертие как приобщение к миру вечных идей, которое у Платона является синонимом термина «идея», т.е. умопостижимая форма, существующая отдельно от единичных вещей, которые к ней причастны.   Бессмертие как воскресение и причастие к благодати Святого Духа – исходит из смертности человека как единства тела и духа.   Бессмертие первоначал человеческой природы (атомов, генетического кода и др.) и бренность (конечность) человеческого существования.   Бессмертие как сохранение достижений человеческой личности в памяти человечества  

 

Непрекращающиеся дискуссии о смерти и бессмертии человека демонстрируют сложность, многогранность, притягательность и таинственность этой вечной философской темы.

 

Вопросы для закрепления

1. Почему проблема человека занимает в современной философии центральное место?

2. Как вы понимаете триединую модель человека?

3. Индивид и личность это синонимы?

4. Как вы понимаете слова Д. Шостаковича: «О смерти следует помнить всегда, для того чтобы лучше прожить жизнь».

5. В чём вы видите морально-этическую проблему эвтаназии?

6. Составьте синквейн со словом «человек».

 

 

Тема занятия № 7

Основные подходы к философскому анализу проблемы сознания

План

1. Проблема сознания человека.

2. Признаки сознания.

3. Сознание и мозг. Искусственный интеллект.

4. Структура сознания. Идеальность сознания.

 

 

Проблема сознания человека

 

Люди издавна испытывали огромный интерес к сознанию, к своему разуму, считая его важнейшим достижением человека.

С помощью сознания, разума человек выходит за пределы самого себя, проникает в прошлое и грядущее – в то, чего уже или еще нет, вторгается в дали космоса и глубины микромира, куда не может проникнуть физически. Управляя руками людей, разум творит то, чего нет в природе, мир культуры, в котором воплощена, определена сила мысли.

Что же такое сознание? Сознание – это человеческая способность активного идеального отражения действительности в мышлении и речи, возникающая в процессе предметно-практической деятельности и общения.

 

В настоящее время все больше увеличивается круг наук, которые вовлекаются в исследование сознания. Такие исследования ведут философия, антропология, социология, психология, физиология, физика, представители технических наук и информатики.

Рассмотрим аспекты сознания, изучаемые отдельными областями знания.

Общественные науки изучают правовое, нравственное, эстетическое, экономическое формы общественного сознания. Естественные науки исследуют преимущественно состояния индивидуального сознания, их механизмы и материальный субстрат. Технические науки анализируют и моделируют отдельные функции сознания, к которым относятся распознавание образов, память, интеллект.

В условиях междисциплинарного изучения сознания возникает потребность в философском осмыслении различных подходов, в формировании философского понятия сознания, которое выполняло бы интеграционную роль по отношению к специальным научным понятиям и представлениям о сознании, способствуя целостному видению проблемы сознания.

Философия подходит к изучению сознания с точки зрения его онтологического и гносеологического статусов, его места в структуре бытия – как природного, так и социального. Философию интересуют вопросы об отношении субъективного сознания и сознания объективированного в виде особых предметов – предметов культуры, отношение индивидуального и общественного сознания. Таким образом, специфика философского подхода к сознанию задается интересом к определенным граничным проблемам: сознание и бытие, познание и нравственность, индивидуальное и общественное сознание.

Какова же специфика философского понятия сознания? Философское понятие сознания является интегрирующим ключевым понятием для анализа взаимоотношений человека с действительностью. Характеристики одного из фундаментальных свойств высокоорганизованной материи, которое заключается в активной, творческой способности человека как социального существа отображать и познавать объективный и субъективный мир в форме идеальных образов.

 

Особенности философского исследования феномена сознания:

· Выявление онтологического статуса сознания. Такая характеристика сознания предполагает выяснение онтологических истоков сознания в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в процессе эволюции.

· Характеристика в гносеологическом аспекте. В этом плане сознание есть отражение действительности, возникающее в результате формирования таких телесных органов, как нервная система и ее наиболее высокоорганизованный отдел – головной мозг.

· Сознание есть идеальное, оно проявляется в форме идеальных образов;

· Сознание есть не только отображение действительности, но и отношение к ней. Этим определяется ценностный и вместе с тем личностный аспект сознания, наиболее ярко выражающий социальную природу сознания.

· Сознание обозначает высший уровень писихической активности человека, позволяющей благодаря идеальному предвосхищению практической деятельности человека придавать ей целенаправленный характер.

· Философское осмысление сознания предполагает анализ предпосылок развития сложнейших форм самосознания, саморефлексии человека. уникальности и неповторимости переживания системы своих отношений к реальности, социуму, другим людям и самому себе.

· Сознание характеризуется многоуровневой структурой, включающей в качестве своих компонентов различные формы индивидуального и общественного сознания, сознательного и бессознательного, чувственного и рационального.

 

Сделайте вывод, какое место в философском знании занимает сознание? Объясните, почему? Как его можно охарактеризовать?

 

2. Признаки сознания

 

К отличительным признакам сознания человека, отличающим его от психики животных, можно отнести:

· Изготовление орудия труда и использование их как средства производства материальных благ;

· Целеполагание – функциональное свойство сознания человека, заключающееся в способности сознания конструировать в идеальной форме и полагать в качестве цели образа продуктов деятельности;

· Абстрактное (понятийное) мышление (язык и мышление).

· Самосознание – способность рефлексивно относится к продуктам духовной деятельности; выделять себя из окружающего мира; осознавать свое отношение к миру, себя как личность, свои поступки, интересы, мысли, желания.

Как вы считаете, животные обладают сознанием? Чем можно тогда объяснить поведение некоторых животных: обезьян, дельфинов, которое вы могли наблюдать, например, в зоопарке, дельфинарии и т.д.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 617; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь