Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Выразительные средства скульптуры
Объем. Его можно представить в виде синтеза плоскостей, соединяющихся и сменяющих друг друга. Плоскости не только имеют разную конфигурацию, но и по-разному располагаются в пространстве. Однако на расстоянии смена плоскостей и форм воспринимается как единое целое. Силуэт — некий абрис формы всего скульптурного произведения. Он особо важен для монументальной скульптуры. Прежде чем установить произведение на планируемое место, выполняется картонный макет в натуральную величину, который позволяет оценить масштабное соотношение основной части монумента и его постамента, его взаимодействие со средой. В силуэте очень важен контур, который необходимо учитывать при создании скульптуры. Каждый материал по-своему вырисовывает контур. Так, в бронзе контур ярко выражен, а в мраморе он более мягок. Контур раскрывает суть образа, и тем он интересен. Моделировка форм, по словам О. Родена, это целая наука, поскольку моделирование составляет большую часть работы над поверхностью скульптуры. Чем больше наслаивающихся друг на друга выпуклостей и впадин, искусственно увеличивающих поверхности скульптуры, тем менее она ценна. Не всегда детализация способна полностью раскрыть образ, и, наоборот, слишком общая моделировка может сузить содержательную сторону скульптуры. Пластика и пластичность — близкие понятия, которые в разных областях жизнедеятельности человека могут иметь различные значения. В теории искусства под пластикой понимаются постепенность и плавность переходов одного объема и одной поверхности в другие. В скульптуре ее объясняют как результат моделировки, обусловленной скульптурной обработкой поверхностей объема. Фактура — одно из эмоционально-эстетических свойств скульптуры, благодаря которому наиболее остро воспринимается характер пластического образа, его внутренняя идея. Фактура подчеркивает смысловую нагрузку произведения, делая его содержательным, существенно влияя на восприятие формы. Светотень заставляет «оживать» любое скульптурное произведение. Каждая поверхность, каждый материал по-своему реагирует на свет, это необходимо учитывать при работе над моделировкой и фактурой. Рефлексы, возникающие от отношений света и тени, способны усилить или ослабить эффект формы, цвета, линий. Изменение освещения всегда оказывает влияние на восприятие скульптурного объема и его фактуры. Важно учитывать эту особенность при установке скульптуры, для того чтобы предусмотреть эффекты освещения. Цвет в скульптуре выступает в качестве средства выразительности, хотя в одних скульптурах он может разрушить целостность пластического образа и его содержания, а в других — необходим для того, чтобы раскрыть идею, запечатленную в пластике, сделать ее видимой, избавить скульптуру от безликости. Сама природа дает богатый выбор цветов, окрашивающих те или иные материалы. Очень часто скульптор предпочитает естественные цвета, обусловленные природными свойствами материала, не прибегая к дополнительной раскраске. Композиция — незаметный стержень произведения. И хотя она явственно не видна при восприятии скульптуры, без нее невозможно создание любого произведения. Композиционные построения скульптуры более всего близки архитектуре, поскольку в пластических произведениях композиция взаимодействует с реальным, а не иллюзорным объемом. Она, как и в архитектуре, строится с учетом законов тектоники. Пропорция справедливо считается «мерилом» частей в скульптуре. Благодаря ей скульптор соизмеряет главное и второстепенное, целое и детали. Пропорция в скульптуре касается не только изображения человеческой фигуры, но и любого объекта, который отображается в пластике. В каждую эпоху существовали свои представления о пропорции, в соответствии с которыми создавались пластические образы. Динамика и статика — выразительные средства, которые отрицают и одновременно дополняют друг друга. Отрицают потому, что там, где есть статика позы, не может быть динамики. А дополняют тем, что в любой внешней статике скрыта внутренняя динамика мыслей, чувств, переживаний, и наоборот. Если же рассматривать композицию с точки зрения движения, то можно условно разделить ее на два вида: 1) «закрытые» центростремительные, статичные; 2) «открытые», стремительные, динамичные. Статика в скульптуре тяготеет к покою, симметрии, в ней наблюдаются повторы форм, линий, объемов. Динамика, напротив, чаще всего асимметрична, ' контрастна, в ней происходит противопоставление масс, усложнение ритмов, что позволяет раскрыть сюжет в пластике. Скульптура многогранна и многообразна. Она не просто рукотворное произведение, она некий отпечаток культурно-исторической эпохи, ее воззрений, отношений к человеку. Скульптура существует по собственным законам, которые имеют свою специфику, позволяющую раскрыть новые грани искусства и бытия человека. Цель скульптуры — запечатлеть суть эпохи и донести ее до потомков, сохранить традиции и дать им новое звучание. «Лаконизм, который отличает скульптуру, — это не примитивное искусственное упрощение, а концентрация идей и многозначность смысла»1. Контрольные вопросы 1. С чем связано появление скульптуры как вида искусства? 2. Дайте характеристику выразительных средств скульптуры. 3. Сравните жанровое разнообразие живописи и скульптуры. Укажите специфику раскрытия одних и тех же жанров в живописи и в скульптуре. 4. Влияет ли материал на выразительность пластического образа? Раскройте изобразительное своеобразие каждого материала. 5. Какое значение моделировке форм придавал О. Роден? 6. Влияет ли цвет на выразительность пластического образа? Какую роль выполнял цвет в скульптуре? [1] Головин В. П. От амулета до монумента: Книга об умении видеть и понимать скульптуру. — М., 1999. — С. 117. Восприятие произведений искусства детьми дошкольного возраста Типы восприятия Восприятие — это сложный многоуровневый процесс, находящийся в смысловой зависимости от социокультурных систем, включающих субъект и объект восприятия. При восприятии произведения искусства происходит переход эмоционально-образного мышления в эстетический план, при этом механизмами перехода являются созерцание и продуктивное воображение. В зависимости от типа художественного восприятия и конкретной ситуации эмоциональная установка активизирует опыт. Постепенно умение эстетически созерцать произведение способствует формированию определенной направленности образного мышления и воображения, которые содействуют проявлению продуктивного воображения. Таким образом, созерцание произведения активизирует собственное творчество детей, в результате которого рождаются различные образы. Дж. Гибсон выделяет четыре типа восприятия произведений искусства. Ситуативный — цель восприятия исчерпывается одномоментным отношением к объекту в определенной ситуации (Дима, 3 г. 2 мес., увидел в Александровском саду скульптурные группы персонажей из разных сказок и воскликнул: «Здорово! Вот это да!..»). Эстетизированный — соотнесение воспринимаемого объекта с эстетическим идеалом, при этом подчеркивается ценность самого процесса восприятия, не зависящего от личностных предпочтений (Маша, 2 г. 5 мес., увидела витраж в метро, долго молча рассматривала, потом сказала: «Какие красивые циточки. Они же сетятся (светятся), как на сонышке (солнышке)»). Прагматический связан с установкой на объект прежде всего с позиции удовлетворения определенных потребностей, выделения аспекта пользы (Гоша, 4 г. 6 мес., в Оружейной палате увидел различные виды мечей и завороженно произнес: «Вот здорово! Мне бы такой меч, уж я бы тогда самым сильным был». Даша, 5 лет 4 мес., в музее увидела картину с изображением подсолнухов и произнесла: «Мама, давай купим эту картину и повесим на кухне. У нас же тоже там подсолнухи на стене»). Профессиональный противоположен прагматическому, поскольку не связан с обладанием объектом, а характеризуется визуальным анализом произведения с точки зрения «сделанности». При таком типе восприятия предметом оценки становятся приемы, техника исполнения произведения, а также происходит сопоставление его с контекстом культуры (Алина, 5 лет 9 мес., на выставке, увидев произведения Фаберже, долго их рассматривала, а потом сделала вывод: «Да, я думаю, что их очень трудно сделать. Не понимаю, как можно прикрепить камушки, чтобы они так крепко держались, да еще и были такими красивыми»). Эти виды восприятия могут проявляться в разных по психологическому типу социальных группах. Именно поэтому произведения искусства чаще всего имеют адресный характер и рассчитаны на восприятие определенных субкультур, а в субкультурной среде возникают и формируются художественные вкусы, которые приобретают затем групповой субкультурный характер. В каждой субкультуре можно выделить произведения, которые принимаются ее членами в качестве эстетического образца. В ходе культурно-исторического развития народа или социальной группы складывается отношение к видам, жанрам и стилям искусства, что служит предопределением в эстетических ориентациях отдельных личностей. Ребенок, постигая основы субкультуры, в которой родился, сталкивается с системой уже сложившихся художественных вкусов и оценок. А художественное произведение представляет ценность для него лишь в том случае, если общие характеристики произведения соответствуют принятым в его субкультуре нормам вкуса. Ребенок, родившийся в деревне, где в первую очередь ценятся различные ремесла и где не было возможности изучать многие архитектурные формы, скульптурные и живописные произведения, вместе с семьей переезжает в крупный город. Здесь он сталкивается со множеством видов искусства, которые его, безусловно, удивляют, но которые он пока не в состоянии соотнести со своим художественным опытом. Для этого необходимо не только время, но и помощь родителей, которые могут контролировать поток информации, обрушившейся на ребенка, облегчить его эстетическую адаптацию.
Таким образом, формирование эстетического отношения детей дошкольного возраста к произведениям искусства представляет собой сложный процесс, в котором участвует множество факторов, имеющих общественный и индивидуально-личностный характер. Для понимания сущности взаимодействия искусства и личности дошкольника важен процесс художественного переживания, эффективность которого определяется эмоциональным воздействием художественных образов. Один из наиболее тонких исследователей проблемы психологии искусства Л. С. Выготский отмечал, что искусство есть орудие общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны существа человека. Оно располагает значительным арсеналом специфических средств, которых нет ни у одной другой формы общественного сознания. Идеологические аспекты в произведении изобразительного искусства, будучи органически вплетены в ткань живых, зримых художественных образов, воздействуют на сознание ребенка незаметно, но глубоко. То, что пережито, становится частью внутреннего мира личности. При передаче ребенку целостного конкретно-чувственного социального опыта искусство оказывает влияние на его эмоциональную память, которая намного сильнее памяти рациональной. Когда художественные образы восприняты и усвоены, они становятся частью художественно-эстетического опыта. Однако специфику воздействия произведений изобразительного искусства на мысли, чувства и поведение детей дошкольного возраста не следует упрощать. На одного ребенка произведение может сразу же оказать эмоционально-эстетическое влияние, на другого это влияние распространяется постепенно, только после долгих размышлений. У кого-то то же произведение искусства оставит лишь едва заметный след в душе, а некоторые вообще останутся равнодушными к нему. Как справедливо утверждал Л. С. Выготский, искусство никогда прямо не порождает то или иное практическое действие, оно только нацеливает личность к этому действию. Другими словами, искусство — это инструмент как прямого (непосредственного), так и непрямого (отложенного, задержанного) воздействия на личность. Воздействие искусства можно наблюдать уже во время самого акта его восприятия. Однако гораздо более глубоким и мощным бывает последствие восприятия, которое способно с течением времени активизировать самостоятельную творческую деятельность дошкольника.
Оля (2 г. 7 мес.), после того как на занятии вместе со сверстниками рассматривала произведения пейзажной живописи, неоднократно вспоминала осенний лес, изображенный Ф. Сычковым, делилась своими впечатлениями с педагогами, родителями. На следующий день Оля пришла утром в группу с рисунком, протянула воспитателю и сказала: «Тина Васильевна, а я тоже лес нарисовала, он у меня веселый получился, правда?! Я теперь тоже художник? » Мама Оли пояснила, что она целый вечер всем рассказывала, какой красивый лес она видела на картине, что он был золотистый, переливался на солнце, после чего она попросила краски и стала увлеченно рисовать.
Произведения искусства могут оказывать влияние даже на детей в возрасте двух-трех лет. С этого периода дошкольники способны проявлять эстетические переживания. Ребенок радуется при виде дымковских игрушек, любуется елочными украшениями, сочными плодами, изображенными в натюрморте. Нередко вслед за взрослыми он повторяет: «Какая красота!..» В этом возрасте дети могут давать собственную оценку красоты, независимо от взрослого, отличая некрасивое от красивого, рассуждая, обосновывая, насколько это возможно, свою точку зрения. Аня (2 г. 8 мес.) с мамой в магазине выбирала вазу в подарок бабушке. Когда мама остановила свой выбор на одной из ваз, Аня тут же сказала «Мама, эту вазу нельзя дарить бабушке, она некрасивая. Посмотри, у ней ушки большие, как у Чебурашки». Давая такую оценку вазе, Аня отметила дисгармоничность ее формы, заключающуюся в непропорциональности тулова вазы и ее декоративных ручек. На третьем году жизни чувство удивления сменяется любознательностью. Ребенок овладевает речью, задает массу вопросов. Активное употребление слов, словесное выражение переживаемых чувств ведет к осознанию малышом своих эмоциональных переживаний и к речевому оформлению собственных впечатлений. В этом возрасте у дошкольника возникают и такие чувства, как обида, стыд, зависть, проявляющиеся в элементарной форме. Уже к концу дошкольного возраста можно наблюдать развитие эмоционального отношения к произведениям изобразительного искусства. В раннем и младшем дошкольном возрасте эмоциональные реакции, чувства наряду с возрастными особенностями характеризуются индивидуально-типологическими чертами. Характеризуя эмоционально-эстетическое развитие дошкольника к семи годам, можно выделить следующие показатели: а) яркий эмоциональный отклик при восприятии различных произведений изобразительного искусства, сопоставление их друг с другом, сравнение с объектами и явлениями окружающего мира; б) проявление различных форм любознательности; в) наличие морально-эстетических чувств (чувства сопереживания персонажам, изображенным в произведениях, справедливости, взаимопомощи, уважения и т.д.); г) эмоционально-эстетическая готовность воспринимать прекрасное в различных его проявлениях. Наиболее распространенные и глубокие знания об окружающем мире ребенок получает благодаря восприятию. Оно составная часть чувственного познания и непосредственно связано с ощущениями. Ощущения и восприятия имеют свои отличительные особенности. Если в результате ощущения дети приобретают определенные знания об отдельных свойствах и качествах предметов, то в результате восприятия у дошкольников формируется целостный образ предмета или явления. Такая особенность восприятия обусловлена тем, что оно имеет ряд сущностных характеристик. Физиологическая основа восприятия, обусловленная взаимодействием различных анализаторов или отдельных их компонентов, что способствует образованию динамических стереотипов, необходимых для оценочной и творческой деятельности дошкольников. В результате у ребенка возникает художественно-изобразительный образ. Восприятие, представляющее собой некую совокупность различных ощущений, не сводится к простой сумме этих ощущений. Психологическая основа восприятия, определяемая взаимодействием, отдельными сочетаниями различных ощущений. В процессе восприятия наряду с ощущениями активизируется художественно-изобразительный, эстетический опыт в виде знаний, представлений детей об искусстве. Именно на этом опыте выстраивается процесс познания, поскольку для его реализации необходим момент соотнесения воспринимаемых произведений с ранее изученными. Это связано с тем, что познание — не одномоментный процесс, а скорее накопление, поэтому важно, чтобы каждое воспринятое произведение было ступенькой для ребенка в изучении искусства. Психологическая основа характеризуется также тесной связью восприятия с мышлением, выражающейся в том, что образы, формирующиеся в процессе восприятия, осмысливаются, конкретизируются и обобщаются посредством понятий, мыслительных операций, суждений и умозаключений. Таким образом, восприятие занимает промежуточное положение между ощущением и мышлением в едином процессе познания. Духовная сфера. При восприятии какого-либо произведения не всегда можно объяснить степень их эстетического воздействия только с позиции физиологии и психологии. Есть моменты в восприятии, которые не поддаются рациональному анализу. Если говорить о ребенке-дошкольнике, то очень многие закономерности искусства он использует интуитивно, неосознанно. То же происходит и в процессе восприятия произведений. Некоторые образы дети объясняют как-то особенно неравнодушно, пытаясь почувствовать их изнутри. В этом случае можно говорить о некоем катарсисе, в котором ребенок принимает участие вместе с автором. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1790; Нарушение авторского права страницы