Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Методика ознакомления детей дошкольного возраста со скульптурой



Общие положения ознакомительной работы

 

Для эстетического воспитания и творческого становления до­школьников произведения скульптуры имеют широкие возможности. В них через объем и пластику передаются разнообразные образы окружающего мира. Сегодня в скульптуре находят отражение такие жанры, которые в предшествующие эпохи эпизодически использо­вались в общем пластическом образе. Например, натюрморт ранее был составной частью скульптурного произведения. Сейчас он стал активным объектом изображения многих скульпторов, которые через натюрморт пытаются донести свое видение проблем общества и ис­кусства.

Ознакомление дошкольника с произведениями скульптуры спо­собствует развитию его познавательно-эстетической сферы. Пласти­ческие образы воспринимаются детьми как реальные, изучая которые, они узнают свойства и признаки предметов, объектов окружающей действительности, их эстетические качества. Например, увидев скуль­птуру, относящуюся к историческому жанру, изображающую воинов, дошкольники в процессе лепки пытаются повторить героический образ.

Скульптура способствует формированию отзывчивости к красоте, воспитывает бережное отношение как к живым объектам, так и про­изведениям искусства, активизирует пластическое творчество ребен­ка начиная с младшего возраста.

Связь человека и природы, независимо от рода его деятельности и возраста, велика. Многие скульпторы отмечают, что пластический образ в искусстве обладает огромной воздействующей силой. Скуль­птура как объект изучения различных наук (философии, эстетики, искусствоведения, истории, археологии, психологии, педагогики, естественных наук) широко используется в целях эстетического, нравственного воспитания, диагностики, коррекции и реабилитации детей.

Различные аспекты ознакомления с произведениями скульптуры представлены в работах В.В.Алексеевой, Н.С.Боголюбовой, В. А. Ватагина, Н. П. Костерина, Р.Г.Казаковой, Т.Г.Казаковой, Т. С.Комаровой, J1. В. Компанцевой, Н.В.Краснова, В.С.Кузина, Б. М. Неменского, Г. Н. Орлова, М. Ц. Рабиновича, Н. Н. Ростовцева, Н. П. Сакулиной, А. Е.Терентьева, Е.А.Флёриной, Н.Б.Халезовой, Я.Я.Чернецкого, Р. М.Чумичевой, Т.Я. Шпикаловой и др.

Формы ознакомительной работы

 

Экскурсия. В ходе экскурсии дети имеют возможность непосред­ственно воспринимать те или иные произведения пластики, о кото­рых можно рассказывать, опираясь на саму скульптуру. Экскурсии условно можно разделить на следующие виды.

Экскурсия к мемориальному комплексу. Дошкольников можно познакомить сразу с целыми скульптурными группами, подчинен­ными одной общей идее. Детям важно показать особенности худо­жественно-эстетического взаимодействия нескольких скульптур, их индивидуальность и общность одновременно.

Экскурсия к культурно-историческому памятнику. Предпо­лагается изучение одного произведения скульптуры, что упрощает и усложняет ее ход. Когда исследуется один памятник, это позволяет более тщательно рассмотреть все его черты, детальнее изучить от­дельные характеристики. Однако удерживать внимание детей на одном скульптурном произведении длительное время очень сложно. Поэтому нужно продумать эту экскурсию так, чтобы детям было по­знавательно, интересно и не утомительно. В программу экскурсии целесообразно включать анализ не только самого скульптурного про­изведения, но и среды, в которой находится памятник, поскольку на восприятие памятника она оказывает влияние.

Экскурсия в музей позволяет разработать тематическую выстав­ку, охватив разные виды и формы скульптуры. Там одновременно можно увидеть круглую скульптуру и рельеф, бюст и скульптуру в полный рост, станковую и малую форму. Это делает экскурсию при­влекательной и интересной для детей. Сложность заключается в том, чтобы дети за многообразием и эмоционально-эстетической насы­щенностью не упустили основной темы, которой посвящена экс­курсия.

Музейная экспозиция позволяет не только сравнивать разные по характеру, технике, форме пластические образы, но и сопоставить их с произведениями различных видов изобразительного искусства (живописи, графики). Это помогает детям прочувствовать специфи­ку скульптуры, своеобразие ее выразительных средств.

Виртуальная экскурсия не связана с непосредственным со­зерцанием произведений скульптуры. С ее помощью можно не только познакомить дошкольников с самыми редкими пластиче­скими образами мирового искусства, но и сделать возможным глубокий детальный анализ выразительных средств отдельных про­изведений и целых скульптурных групп. Виртуальные экскурсии благодаря высокому уровню развития компьютерных технологий позволяют продемонстрировать этапы создания скульптуры, по­казать наглядно зависимость выразительности пластического об­раза от выбранного материала. Разнообразие тем, которые можно раскрыть, используя виртуальные экскурсии, делает процесс озна­комления еще насыщеннее с точки зрения познавательного раз­вития детей.

Занятие. Его специфика обусловлена этапом ознакомления, по­скольку именно от того, на какой стадии находятся дети в процессе изучения скульптуры, зависят ход занятия и его задачи.

Виды занятий:

Занятие вводное. Задача — дать первоначальное представление о скульптуре как виде искусства, ее разновидностях. На таких заня­тиях целесообразно рассказать о материалах, инструментах, исполь­зуемых скульптором, о выразительных возможностях скульптуры. Вводные занятия нужны для того, чтобы обеспечить преемственность между разными видами искусства и их произведениями, активизи­ровать прежний опыт и стимулировать новые знания умений в об­ласти дизайна. Общий характер вводных занятий является осново­полагающим организации последующих занятий.

 

Занятие обучающее. Здесь происходит освоение основного со­держания рассматриваемой темы. В ходе этих занятий дошкольни­ки изучают специфику произведений скульптуры. Чтобы это овла­дение проходило эффективно, предлагаем следующую схему анали­за:

 

Младший дошкольный возраст

1. Что вы чувствуете, когда смотрите на эту скульптуру?

2. Как вы думаете, какое настроение передано в скульптуре?

3. Для чего нужна эта скульптура? Где ее можно поставить?

4. Можно ли обойти эту скульптуру по кругу и рассмотреть ее с различ­ных сторон или у нее только одна сторона?

5. Кто (что) изображено в скульптуре?

6. Какими вам кажутся герои этого произведения: большими или ма­ленькими?

7. Что является самым заметным и главным в произведении? Какой об­раз?

8. Какие геометрические формы спрятались в произведении?

9. В этом произведении есть герои, которые кажутся движущимися?

10. А как можно было бы назвать произведение?

11. Понравилось ли вам произведение? Чем?

12. А хотели бы сами слепить что-нибудь похожее?

 

Старший дошкольный возраст

 

1. Что вы чувствуете, когда смотрите на эту скульптуру?

2. Как вы думаете, какое настроение передано в скульптуре?

3. Как вы думаете, какой характер у этой скульптуры?

4. Какие выразительные средства являются важными для этой скуль­птуры?

5. Можно ли обойти эту скульптуру по кругу и рассмотреть ее с различ­ных сторон или она располагается на плоскости?

6. Эта скульптура относится к круглой скульптуре или рельефу?

7. Как сильно выступает рельеф над плоскостью?

8. Что (кто) изображен в скульптуре? Сколько персонажей в скуль­птуре?

9. Для чего создано это произведение? Почему вы так решили? Где можно встретить такую скульптуру?

10. Из какого материала выполнена скульптура?

11. Какой величины это произведение?

12. Это произведение является самостоятельным или частью чего- нибудь?

13. Используются ли другие виды искусства в скульптуре? Каково их значение?

14. Что является главным в скульптуре?

15. В какую геометрическую форму можно заключить это произведе­ние?

16. Какие геометрические формы можно выделить в этой скульптуре?

17. Пропорциональны ли части произведения? Гармонично ли само про­изведение?

18. Если добавить (убрать) какой-либо элемент в скульптуре, что это из­менит?

19. Повторяются ли какие-либо элементы в скульптуре?

20. Динамично или статично произведение? С помощью каких средств скульптор достиг этого?

21. Использованы ли в произведении контрасты? Где? Какие?

22. Реалистично или декоративно это произведение?

23. Используются ли декоративные элементы в скульптуре? Какие'' Где?

24. К какому виду скульптуры относится это произведение?

25. К какому жанру относится это произведение?

26. Какую(ие) технику(ки) использовал скульптор?

27. Что является характерным для этого произведения?

28. Как вы думаете, а как называется это произведение?

29. А знаете, кто выполнил его?...

30. Понравилось ли вам произведение? Чем?

 

В данной схеме нельзя учесть всех нюансов ознакомления каждо­го скульптурного произведения, однако в ней представлены основные аспекты, на которые следует обращать внимание детей. Главное, чтобы не упрощать материал, когда этого не требуется. Если ведется планомерная работа, все затрагиваемые здесь понятия будут доступ­ны и интересны детям. У всех детей уровень подготовленности вос­приятия разный, но, чтобы рассматриваемые знания стали частью их личного опыта, необходимо подкреплять схему дополнительными вопросами, уточнениями, пояснениями. Это позволит активизировать открытие детьми отдельных характеристик пластического образа. В ознакомительной работе важно сотворчество педагога и детей, де­тей и мастера, детей друг с другом.

Занятие закрепляющее — обобщение изученного материала с целью его закрепления и определения степени его усвоения. В ходе таких занятий у педагога появляется возможность еще раз напомнить, пояснить, разъяснить отдельные моменты в изучении скульптуры, а у детей — уточнить, скорректировать, исправить, дополнить недо­стающие звенья в общей системе знаний. Закрепление может про­ходить в форме игр, игровых проблемных ситуаций, бесед, которые организуются как в ходе самого занятия, так и в самостоятельной деятельности детей. С этой целью применяются слайды, фильмы, а также различные игры.

Игра используется в рамках занятий и в качестве самостоятельной формы ознакомления.

Сюжетно-ролевые игры.

«Скульптурная мастерская». Цель — познакомить детей с особен­ностями работы скульптора. Дети распределяют роли таким образом, что большая их часть является «скульпторами», а все остальные вы­бирают роли натурщиков и экспертов. Задача «экспертов» состоит в том, чтобы оценивать пластические образы и организовывать вы­ставки.

«Город мастеров». Ребенок создает свой пластический образ, ко­торый впоследствии должен войти в общую скульптурную компо­зицию.

Дидактические игры.

Игра-вкладыш:

«Подбери формочки» (для детей младшего и среднего дошколь­ного возраста). Дети должны научиться соотносить рельефные изо­бражения с исходными формами.

«Собери скульптуру» (для детей разных возрастных групп). Цель — научить детей подбирать отдельные элементы скульптуры для созда­ния целостного пластического образа. Игра помогает увидеть за частностями целое.

«Найди детали» (для детей младшего и среднего дошкольного воз­раста). Дети подбирают недостающие элементы к рельефным изо­бражениям и круглым скульптурным образам.

Игра с карточками:

«Заколдованные фигурки» (для детей разных возрастных групп). В набор входят карточки с изображением пластических образов и карточки с силуэтами этих образов. Детям необходимо соотнести фигурки с силуэтами.

«Скульптурное лото» (для детей разных возрастных групп). Игра позволяет формировать у детей умение классифицировать разные виды скульптуры (по жанрам, стилям, формам и т.д.).

«Угадай материал» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста). Дошкольники учатся соотносить карточки с изображен­ными скульптурными образами и карточки, демонстрирующие ма­териал, из которого они выполнены.

«Разложи по домикам» (для детей среднего и старшего дошколь­ного возраста). Дети учатся классифицировать произведения скуль­птуры по их видам, формам, жанрам.

«В мире техник» (для детей старшего дошкольного возраста). Цель — формирование у детей умения соотносить технику скульпту­ры с пластическим образом. В этом случае дети закрепляют свои знания о способах создания скульптурных произведений.

«Разложи по этапам» (для детей разных возрастных групп). Игра формирует у детей умение определять последовательность этапов создания пластического образа с помощью карточек, на которых изображены отдельные этапы создания скульптуры. Используются несколько видов техник изготовления скульптуры.

Игра с игровым полем:

«Путешествие к памятникам истории» (для детей старшего до­школьного возраста). В набор входит игровое поле с нанесенными линиями, обозначающими пути из разных стран. Детям необходимо пройти через несколько стран, восстанавливая в них памятники скульптуры. Побеждает тот, кто быстрее достигнет финиша и со­берет больше всего карточек с изображением памятника.

«Археологи» (для детей старшего дошкольного возраста). На игро­вом поле схематично нанесены места археологических раскопок. Чтобы успешно прошла экспедиция и были найдены древние про­изведения скульптуры, необходимо выполнять различные задания, отвечать на вопросы.

«Скульптура» (для детей среднего и старшего дошкольного воз­раста). Игра выполнена по типу электронной викторины. В ней не­сколько наборов карточек с заданиями. Каждая карточка предпола­гает определенный уровень сложности задания. С помощью провод­ков и лампочки дети определяют правильность своего ответа.

Малоподвижные и подвижные игры.

«Ожившие скульптуры» (для детей старшего возраста). В игре вы­бирается ведущий (скульптор), волшебник, все остальные дети — скульптуры. Скульптор создает скульптуры, а когда он покидает ма­стерскую, волшебник оживляет их, придавая им определенный образ. Когда возвращается скульптор, он должен угадать по телодвижениям, какая скульптура во что превратилась.

«Угадайка» (для детей старшего дошкольного возраста). Предпо­лагается игра с мячом, бросая который ведущий загадывает опреде­ленное произведение скульптуры, материал или технику, используе­мую в скульптуре, а ребенок, которому брошен мяч, определяет, относится произносимое ведущим понятие к скульптуре или нет.

«Песочные скульптуры» (для детей разных возрастных групп). Игра организуется в песочницах, где дети создают скульптурную группу, тематика которой определяется ими самостоятельно.

Рассматривание альбомов по скульптуре, фотоальбомов, содер­жащих фотографии различных произведений скульптуры на этапе закрепления представлений детей о скульптуре и ее видовом много­образии. Альбомы можно помещать в уголке творчества детей, чтобы дети самостоятельно рассматривали их в свободное время.

Все жанры скульптуры, которые существуют в искусстве, могут быть предметом изучения детьми дошкольного возраста, даже жанр ню. Опасения взрослых, что дети не поймут и что им сложно вос­принимать такую скульптуру, на практике не находят подтверждения. Дети средней возрастной группы спокойно реагируют на обнаженное тело, обращая внимание на пластику скульптуры, на ее изящество, гармоничность. Происходит это потому, что тело для них пока не ассоциируется с чем-то уродливым, некрасивым, неприличным, а сама скульптура не воспринимается как объект безобразия. В рабо­те с дошкольниками при подборе содержания произведений любого искусства необходимо учитывать принцип системности, ко­торый обусловлен несколькими аспектами:

- знакомость образа, отраженного в пластике;

- доступность восприятия выразительных средств скульптуры;

- художественно-эстетическая ценность произведения. Эффективность ознакомления дошкольников с произведениями

скульптуры зависит от того, насколько разнообразные методы и приемы использует педагог. Скульптура относится к таким видам искусства, которые величественны и обособлены и в то же время окружают нас повсеместно (например, монеты, брелоки, декоратив­ные статуэтки, игрушки из киндер-сюрпризов). Конечно, художе­ственно-эстетическая ценность перечисленных объектов скульптуры различна, но на их примере можно объяснить детям своеобразие каждого вида скульптуры, формы, техники.

Благодаря привычным для дошкольника вещам раскрывается суть пластических образов. Эти предметы скульптуры ребенок может самостоятельно обследовать. Педагог только направляет дошколь­ника в его познавательно-эстетическом поиске.

Контрольные вопросы

1. Можно ли считать брелоки, монеты, медальоны предметами скуль­птуры? Стоит ли знакомить с ними дошкольников? Обоснуйте ответ.

2. Какие виды скульптуры, по вашему мнению, находят наибольший от­клик у детей дошкольного возраста?

3. Стоит ли знакомить дошкольников с обнаженной скульптурой? С ка­кими произведениями этого жанра вы бы познакомили детей? В какой группе?

4. Какое значение имеют экскурсии в развитии детского пластического образа?

 

 

Глава 2


Поделиться:



Популярное:

  1. I. РАЗВИТИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  2. I. Теоретические основы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
  3. I.3. ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА И ПУТИ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ
  4. II.2. Коррекция и реабилитация речевой патологии у детей, страдающих дизартрией
  5. MS Access. Какая из приведенных последовательностей отсортирована в порядке возрастания?
  6. V. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
  7. А почему Вы не исследовали мультфильмы для детей до 3-х лет?
  8. Абсцесс и флегмона мягких тканей у детей. Клиника, дифференциальная диагностика, принципы лечения.
  9. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
  10. Анализ распространения болезни среди населения по социальным группам и возрастам
  11. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОСТНОЙ И МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И СЕМИОТИКА КОСТНОЙ И МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМ ДЕТЕЙ.
  12. Ассортимент блюд и кулинарных изделий, предназначенных для использования в питании детей в ДОУ.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 2493; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.047 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь