Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Архитектурные формы. Виды архитектурных форм
Архитектурные сооружения отражают художественный стиль эпохи, как и произведения любого другого вида искусства. Архитекторы создают для человеческой жизнедеятельности художественно- организованное пространство, которое является возможной средой для синтеза искусств. При этом очень важное значение имеют архитектурные формы, носители стиля. Крыши. Практически любое архитектурное сооружение нуждается в некоем завершении, которое, с одной стороны, несет функцию защиты от погодных явлений, с другой — придает законченность архитектурной конструкции, делает ее более выразительной. Параллельно с техническими характеристиками возведения крыш расширялось их видовое многообразие. На сегодняшний день существует несколько десятков разновидностей крыш. Рассмотрим некоторые их них, которые могут быть использованы в работе с детьми дошкольного возраста (рис. 1, 2). Купола. Куполом принято называть свод в виде полусферы, образованный внешним вращением кривой (дуги, окружности пр.) вокруг своей оси (рис. 3)1. Ордер (колонна) — конструктивный элемент в архитектуре, имеющий форму стержня, выполняющий функцию опоры и сочетающий в себе горизонтальные и вертикальные элементы. Такие опоры не только уменьшают нагрузку на фундамент, но и создают промежуточные пространства, которые оптически расширяют стены. Изначально колонны использовались только при постройке особо значимых архитектурных сооружений. Колонна всегда состояла из стволовой «части (рис. 4), капители (верхней части, венчающей колонну) и базы (плиты, на которой устанавливалась колонна). Тем самым она очень напоминала скульптуру, это придавало большую выразительность постройке. 1. См.: Г.-Ф. Грубе, А.Кучмар. Путеводитель по архитектурным формам. — М., 2001. - С. 68
Рис. 1. Виды крыш:
1. Плоская. 2. Односкатная. 3. Двускатная. 4. Вальмовая. 5. Полувальмовая. 6. Валь- мовая с козырьком. 7. Мансардная. 8. Мансардно-вальмовая. 9. Мансардная со скатом. 10. Бочкообразная. 11. Шедовая. 12. Пирамидальная. 13. Коническая. 14. Луковичная. 15. Купольная. 16. Ромбовидная. 17. Скатная с луковицей. 18. Сомкнутая. 19. Крестовая. 20. Складчатая. 21. Круглая односкатная. 22. С фонарем. 23. Вилообразная. 24. М-образная. 25. Пентхаус. 26. Дугообразная. 27. Стрельчатая. 28. Цилиндрическая. 29. Гиперболическая
Рис. 2. Типы кровли: 1. Соломенные маты. 2. Простая черепица. 3. Пазовая черепица. 4. Испанская черепица. 5. Шифер. 6. Гудронная. 7. Гофр. 8. Черепица внахлест. 9. Рубероид
Рис. 3. Виды куполов: 1. Простой купол. 2. Парусный купол. 3. Купол на барабане. 4. Вспарушенный купол. 5. Восьмигранный купол или шлемовидный. 6. Зонтичный купол. 7. Луковичный. 8. Шатровый. 9. Конусообразный
Рис. 4. Общее строение колонны: 1. Капитель. 2. Абак. 3. Ствол. 4. База. 5. Валик. 6. Шейка. 7. Рельефный фриз. 8. Во- моты. 9. Модильон. 10. Зубчик. 11. Листья аканта. 12. Торус. 13. Скопия. 14. Плинт. 15. Цоколь. 16. База. 17. Пьедестал
Иногда колонну возводили изолированно от основного здания, чтобы подчеркнуть ее изящество и красоту (например, колоннады). Во многих случаях колонна выступала в качестве памятника. Колонны бывают различных типов (рис. 5).
Рис. 5. Типы колонн: 1. Каннелированная. 2. Колонна со спиральными каннелюрами. 3. Рустованная. 4. Соломонова. 5. Атлант. 6. Кариатида
Основная эстетическая нагрузка в колонне ложилась на капитель. Именно поэтому оформлению капители уделялось большее внимание архитекторами. Однако только соразмерность форм и декоративных элементов, составляющих ордер, позволяют достичь выразительности всего сооружения. Виды ордеров (рис. 6): Дорический ордер. Характерные особенности: наличие мутул; фриз делится на тринглифы и метопы; основания тринглиф заканчиваются каплями (гуттами); шейка капители гладкая, без рисунка; астрагал объемно выделен; в ордере отсутствует пьедестал.
Рис. 6. Виды ордеров: 1. Дорический. 2. Ионический. 3. Коринфский. 4. Тосканский. 5. Римский дорический. 6. Композитный Ионический ордер. Плоский фриз; капитель представлена валютами (завитки); в ордере наличествует пьедестал, состоящий из ряда элементов: торуса; скоции; плинта; цоколя; базы. Коринфский ордер. Наличие модильона, зубчиков (дентекулов); капитель состоит из листьев аканта; ствол колонны очень утонченный. Тосканский ордер. Римский дорический ордер. Композитный ордер. Фасад — наружная сторона здания. Фасадом также принято называть ограничительную поверхность архитектурного объекта, чаще всего вертикальную. На восприятие фасада влияют величина, форма, строительный материал наружных поверхностей, расположение, размер и контур пролетов, рельефы. Для облицовки фасадов в отечественной архитектуре редко использовался дорогостоящий материал. Оформление фасада было частичным, только швы или венцы срубов могли покрываться облицовкой, штукатуркой и декоративной смесью, все остальное составлял природный материал (дерево, камень, кирпич и т.д.). Порталы и арки. Портал — центральный вход. Арка — криволинейная архитектурная конструкция для перекрытия проемов, состоящих из уложенных дугой блоков с опорами лишь по бокам. Все порталы объединены общей конструктивной основой. Портал состоит из рамы и подвижной, запирающейся на замок или щеколду дверной створки, очень часто выступает как символ престижа, статуса и вкуса хозяина. По оформлению портала можно очень многое рассказать о владельце. Иногда архитектурные сооружения выполняют только функцию портала (примеры: въездные ворота, триумфальные арки, вестибюли, которые строятся отдельно от основного здания). У каждого сооружения центральный вход оформлен самыми различными декоративными элементами. Иногда они имеют вид арок (рис. 7). Эркеры, балконы, лоджии. Эркер — закрытая одно- или многоэтажная выступающая из плоскости фасада часть здания прямоугольной, круглой или многогранной формы. Также на восприятие облика архитектурного сооружения оказывают влияние такие архитектурные формы, как балконы и лоджии. Балкон — открытый выступ здания, огражденный парапетом. Историческими предшественниками балкона считаются внешние кафедры в культовых сооружениях, которые использовались для священных наставлений, ритуального показа реликвий. Позднее балконы широко использовались при строительстве жилых сооружений и выполняли несколько функций: во-первых, украшали фасад здания; во-вторых, обеспечивали доступ к свежему воздуху, не покидая пространство дома. Это очень удобно для людей, лишенных возможности прогуливаться. Лоджия — открытая галерея, обычно с колоннами, распространенная в архитектуре итальянского Возрождения; ниша, образованная внешними стенами, включенными в периметр фасада, выполняющая функцию балкона. В отличие от балкона лоджия практически не выступает над линией фасада. Изначально служила местом проведения официальных представлений, позднее стала выполнять ту же функцию, что и балкон, а именно обеспечивать возможность пребывания на свежем воздухе. Однако лоджия может быть и самостоятельным, открытым, с большими аркадами зданием, являющимся павильоном или галереей.
Рис. 7. Виды арок: А. Круглые: 1. Полуциркульная. 2. Полукруглая возвышенная. 3. Лучковая (сегментная). 4. Подковообразная (круглая). 5. Подковообразная (классическая). 6. Трехцентровая. 7. Трехцентровая пониженная. 8. Эллиптическая. 9. Параболическая. 10. Трехлопастная (круглая в виде трилистника). 11. Круглая в виде трилистника. 12. Псевдотрехцентровая. 13. Арка с заплечиками. 14. Венецианская. 15. Флорентийская. 16. Возвышенная. Б. Стрельчатые: 17. Треугольная. 18. Ступенчатая. 19. Стрельчатая подковообразная. 20. Стрельчатая сарацинская. 21. Ленцеобразная. 22. Равносторонняя. 23. Стрельчатая сжатая. 24. Стрельчатая сегментная. 25. Четырехцентровая. 26. Ползучая. 27. Псевдо- четырехцентровая. 28. Стрельчатая в виде трилистника. 29. Стрельчатая, украшенная трилистником. 30. Пятилистная. 31. Килевидная В. Плоские Окно — проем в стене, через который поступает свет и свежий воздух в помещение. Будучи в определенном смысле отверстием, укрепляется в верхней части горизонтальной балкой-перемычкой или сводом с замком. Сложность установления такого крепления обусловливала форму окон (рис. 8). Все окна в прошлом были вытянутыми по вертикали. Что же касается оформления окон, то оно во все времена было различным — от самого скромного до излишне парадного. Виды окон по форме: квадратное, прямоугольное, круглое, полукруглое, арочное, стрельчатое, веерное, ромбовидное, сложной геометрической формы, сложной растительной формы (в виде лилии, лотоса и т.д.).
Рис. 8. Виды окон по типу конструкций: 1. Глухое. 2. Трехстворчатое. 3. Подъемное. 4. Раздвижное. 5. Двухстворчатое. 6. Французское. 7. Поворотное (вертикальное). 8. Поворотное (горизонтальное). 9. Окно- аккордеон. 10. Складное. 11. Окно с нижней подвесной фрамугой. 12. Жалюзийное. 13. Комбинированное. 14. Выступающее. 15. Освинцованное. 16. Верхнеподвесное. 17. Зарешеченное
Дверь — подвешенная на петлях, скользящая или подъемная панель, закрывающая вход в здание или помещение (рис. 9).
Рис. 9. Виды дверей: 1. Гладкая. 2. Филенчатая. 3. Стеклянная. 4. Плотничная. 5. Голландская. 6. Дверь- ширма. 7. Жалюзийная. 8. Французская. 9. Подвесная. 10. Вращающаяся. 11. Одностворчатая. 12. Двустворчатая. 13. Скользящая («купе»). 14. Раздвижная. 15. Дверь- гармошка. 16. Складная. 17. Подъемная. 18. Турникет Лестница — архитектурная форма, имеющая вид ступенчатого марша Создание лестниц обусловлено конструктивной необходимостью, поскольку выбранная площадка для строительства иногда имеет неровную поверхность, которая может препятствовать застройке. Лестницы служат средством, искусственно выравнивающим такие поверхности. Виды лестниц: - спиральная (полукруглая); - четвертьоборотная - четвертьоборотная витая, - винтовая; - одиночная (прямой лестничный марш); - двухмаршевая: двойная параллельная, двойная трапециевидная, двойная полукруглая, - геометрическая, - двойная возвратная . Башня — очень высокое, чаше всего квадратное или круглое сооружение, которое используется для наблюдения и защиты. Многие башенные сооружения принадлежат к шедеврам архитектуры. К сожалению, до нас не дошли высотные сооружения древности, такие как Вавилонская башня, возведенная богу Мардуку 4 тыс. лет назад; Александрийский маяк — одно из чудес света. Виды башен: Минареты. Располагались вблизи мечетей, использовались для призыва верующих в мечеть на молитву. Крепостные и оборонительные башни. Располагались в крепостной стене и служили для защиты от нападения. Колоколенные башни. Располагались при храмовых архитектурных сооружениях и выполняли функцию звонниц. Маяки. Башни, которые служили сигналом и ориентиром для кораблей в море. Башни-памятники. Выполнялись в знак памяти о каком-либо событии, или герое. Смотровые башни. Использовались для обзора местности. Разновидностью смотровых башен является каланча (пожарная башня, позволяющая вовремя заметить пожар). Буровые вышки. Используются для добычи нефти, газа и других природных богатств. Башенные подъемники. Применяются для осуществления различных работ на большой высоте. Водонапорные башни. Регулируют потоки воды по каналам и обеспечивают передачу воды по трубам на разные расстояния. Обсерватории. Башенные сооружения, применяемые для изучения небесных, космических тел и явлений космоса. Башни командно-диспетчерских пунктов на аэродроме. Выполняют функцию регулятора движений самолетов, а также для наблюдения за ними. Трансляционные башни или телерадиолокационные. Позволяют передавать радио- и телесигналы на большие расстояния. Башни — дома или небоскребы. Жилая или светская высотная архитектура, имеющая огромное количество этажей. Мост — сооружение, являющееся дорогой через естественное или искусственное препятствие. Важнейшие элементы моста — опоры (быки и устои) и пролетные строения. Первые мосты служили для установления путей сообщения человека, которые прокладывались через водоемы. Самые примитивные сооружались из стволов деревьев, а легкие мостики подвешивались на лианах или пеньковых канатах. Видовое разнообразие мостов обусловлено уровнем развития науки и техники, условиями, в которых они строятся, материалами. Виды мостов: - висячий: цепной; канатный; -мост-улица (в городах с ограниченным пространством); - крытый деревянный (на деревянных опорах); - крепостной (подъемный мост, позволявший проникнуть на территорию крепости); - с решетчатыми фермами (мост, по которому проходит железнодорожное полотно или крупная автомобильная трасса); - арочный: с полуциркульными арками; круговыми арками; со стрельчатыми арками, -с балками коробчатого сечения на наклонных канатах возводится в гористых и холмистых местах; -понтонные (основное полотно моста располагается на понтонах, лежащих на поверхности воды); -разводящиеся. Фонтан — видоизмененный колодец, выполняющий декоративную функцию при обустройстве городских улиц. Изначально колодец был местом, которое служило для человека источником воды, необходимой для жизнедеятельности. Со временем менялся механизм поднятия воды на поверхность, но суть колодцев оставалась прежней. Колодец становился еще и местом общественным, где люди собирались и обменивались новостями, общались. Таким образом, общественные колодцы, находясь в центре города, нуждались в художественно-эстетическом оформлении. Постепенно, когда появился водопровод и прямое назначение колодцы утратили, потребность в них с точки зрения социальной и художественно-эстетической функции осталась. Им на смену пришли фонтаны. Виды фонтанов: Фонтан-памятник. Строился в ознаменование определенного культурно-исторического события или в честь какого-либо исторического деятеля. Дворцовые фонтаны. Возводились для украшения территории дворцового парка или внутреннего двора. Фонтаны для питья. Строились для обеспечения населения города питьевой водой в местах, где отсутствовал водопровод. Каскадные фонтаны. Ансамбль фонтанов, в которых вода постепенно спускается по разным уровням. Фонтаны-шутихи. Служили для украшения города и имели оригинальную сложную систему подачи воды. Таким образом, мы рассмотрели архитектурные формы, необходимые конструктивные элементы при возведении любого архитектурного сооружения, знание которых поможет ребенку-дошкольнику сделать свою конструкцию оригинальной и конструктивно правильной и активно использовать постройку в игровой, театральной и трудовой деятельности. Контрольные вопросы 1. Сравните разные определения архитектуры. Какие из них наиболее всего раскрывают суть этого вида искусства? 2. Каким образом можно отличить произведение архитектуры от архитектурного сооружения? Поясните ответ. 3. С чем связано появление арочно-сводчатой конструкции? В чем ее отличие от строечно-балочной и стеновой конструкций? 4. Какие архитектурные формы были выделены человеком раньше всех? 5. К какому стилю можно отнести современные постройки? Можно ли считать произведением искусства? 6. Когда появились первые колонны и какую функцию они выполняли? 7. Какие виды фонтанов условно можно выделить? Дизайн как вид искусства Понятие дизайна
В современном мире понятие «дизайн» используется в различных областях жизнедеятельности человека: пошиве одежды и изготовлении промышленных аппаратов, макияже и строительстве линий электропередачи. Функциональная сторона дизайна самая многозначная, в отличие от других видов искусства. До сих пор существуют споры по поводу определения дизайна: считать его искусством или нет, и что вообще можно отнести к дизайну. Появление разных точек зрения обусловлено тем, что предметы дизайна очень отличаются друг от друга не только функциями, формой, фактурой, техникой изготовления и т.д. Иногда кажутся несопоставимыми целые группы предметов дизайна, как, например, дизайн обуви и дизайн станка для деревоперерабатывающей промышленности. Возникает сложность не только в выделении художественно-эстетической ценности дизайна, но и в определении самого понятия. Дизайн (от англ. design — умение проектировать, конструировать, чертить) в широком смысле — любое проектирование, т. е. процесс создания новых предметов, инструментов, оборудования, формирования предметной среды. В узком смысле слова — «новый вид художественно-конструктивной деятельности, возникшей в начале XX века»1. В толковом словаре английского языка Уэбстера слово «дизайн» рассматривается с позиции глагола (указывать, намечать, создавать, оформлять, планировать) и существительного (цель, целевое планирование, проект, схема действий, предварительный набросок, декоративный мотив, область создания форм промышленных изделий с учетом эстетических качеств)2. Дизайн — одно из понятий в теории эстетики, которое одновременно обозначает процесс создания, зарождения, воплощения и результат деятельности. С английского переводится как «план», «рисунок», «чертеж», а также «хитроумный человек»: так точно подмечены в переводе функции дизайна и дизайнера. Чтобы быть дизайнером, необходимо иметь смекалку, позволяющую преобразовывать действительность так, чтобы было комфортно жить. Деятельность дизайнера сопряжена с поиском нестандартных, глубоко осмысленных с точки зрения эстетики решений, которые помогают при минимальных материальных и временных затратах получить желаемую продукцию. Наравне с представленными определениями дизайна есть ряд официально принятых и используемых в различных областях науки. В 50 —60-х гг. XX в. президент Международного совета по промышленному дизайну, ученый и педагог Ульмской школы дизайна в Германии Томас Мальдонадо сформулировал это определение: «Дизайн — это творческая деятельность, цель которой — определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью; эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но главным образом к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство (с точки зрения как изготовителя, так и потребителя). Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которые обусловлены промышленным производством»3. Другое определение сформулировал Н. В. Воронов: «Дизайн — это ограниченное новое соединение существующих материальных объектов и (или) жизненных ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам этого соединения эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом. Это определяет наличие присущих дизайну социальных последствий, проявляющихся в содействии общественному прогрессу и формированию личности»4. Термином «дизайн» может определяться собственно замысел (проект), процесс его реализации и полученный результат. 1. Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна: учебник. — Казань, 1999. — С. 6. 2. Рунге В. Ф., Сеньковскии В. В. Основы теории и методологии дизайна: учеб. пособие. — M.„2003. — С. 5. 3. Рунге В. Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна: учеб. пособие. — М., 2003. — С. 6. 4. Лаврентьев А. Н. История дизайна: учеб. пособие. — М., 2007. — С. 13. Более современный подход к определению дизайна продемонстрировал Е.Н.Лазарев, указав, что «этимологически понятие «дизайн» охватывает несколько смысловых рядов. Первичный ряд характеризует декоративную сторону дизайна: узор, орнамент, декор, украшение, убранство. Ко второму ряду относятся проектно-графические трактовки: набросок, эскиз, рисунок, проект, чертеж, конструкция. Третий ряд, выходящий за рамки прямого проекта, — понятия, предвосхищающие: план, предположение, замысел, намерение. И наконец, четвертый ряд определений — неожиданно «драматический»: затея, ухищрение, умысел и даже интрига1. На сегодняшний день объектами дизайна являются не конкретные изделия, а потребности, наличие спроса на выполнение какого-либо вида деятельности или утилитарной функции. На этой основе сформулировано следующее определение. «Дизайн — это специфическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметно- пространственной среды (в целом и отдельных ее компонентов), а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом»2. Каждое из рассмотренных определений раскрывает одни и те же стороны дизайна, расставляя отдельные акценты. Во всех трактовках утверждается, что дизайн при всей своей универсальности, технологичности, эстетичности доступен каждому, кто способен чувствовать форму, ее характер, преобразовательные возможности. Дизайнерские решения — это не столько работа фантазии, сколько наблюдение окружающей действительности и переработка прошлого опыта в соответствии с собственным мироощущением. Первоначально цель дизайна состояла в организации целостной эстетической среды жизни человека. Но со временем дизайнеры стали решать вопросы, связанные не только с эстетикой быта, но и с разработкой различных технически сложных приборов, устройств для того, чтобы облегчить труд человека. И в этом случае на первое место выдвигаются задачи, направленные на развитие наукоемких технологий. Сегодня профессия дизайнера — одна из популярных и востребованных. Связано это с тем, что, окружив себя множеством вещей, машин, которые тем или иным образом обеспечивают жизнедеятельность, человек задумался о придании этим вещам эстетической формы. Появилась необходимость в творческой конструктивной деятельности, способствующей удовлетворению появившихся потребностей. Однозначный ответ на вопрос «А стоит ли украшать все то, что окружает человека? » сложно получить. С одной стороны, природа сама по себе прекрасна и совершенна и не нуждается в постороннем вмешательстве, поскольку это влечет за собой внедрение искусственности, «второй природы».
1. Лаврентьев А. Н. История дизайна: учеб. пособие. — М., 2007. — С. 13. 2. Рунге В.Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна: учеб. пособие. — М., 2003. — С. 12
Получается, что в погоне за искусственной красотой мы превращаем первую природу во второстепенную, не оставляя первой никакого шанса на дальнейшее существование. Например, газоны, которые засеваются искусственно выведенной травой, не теряющей цвета, структуры даже зимой. Безусловно, сочная зеленая трава осенью радует глаз, но, во-первых, нарушается естественный цикл природы (и дошкольникам сложно объяснить многие характерные признаки осени); во-вторых, искусственное полотно травы становится безликим ярко-зеленым пятном, тогда как натуральная трава многоцветна: от светло-изумрудного до насыщенного зеленого. Иногда дизайнерское вмешательство в оформление естественной среды пагубно сказывается на природе. И вред не всегда явственен. Так, иллюминация, размещаемая на деревьях и кустарниках, ночью смотрится очень эффектно, но в то же время постепенно наносится непоправимый вред: ночные мотыльки, реагирующие на свет, слетаются к такому дереву, облепляют его, поедая листья, откладывая на них свои личинки. Таким образом, они способствуют сначала болезни дерева, а затем его засыханию и гибели. Возникает вопрос: «А так ли необходимо было украшать иллюминацией деревья? » Освещение улиц можно обеспечить и другим способом, например используя фонари. Актуальны слова немецкого исследователя-дизайнера Дитера Рамса: «Хороший дизайн — это минимум дизайна»1. Они раскрывают суть дизайна, его влияние на природу, значение для человека. В последнее время люди стали увлекаться пирсингом, татуировками, «украшением» своего тела и лица, что обусловлено желанием выделиться из множества других людей, проявить свою индивидуальность, свободу личности. Однако заполнение поверхности тела разного рода рисунками и инородными телами в большом количестве способствует забиванию пор кожного покрова, что провоцирует возникновение различных заболеваний. Процесс нанесения татуировок, если он проходит не в стерильных условиях, может вызвать серьезные осложнения, вплоть до заражения крови. «Разукрашенные» тела утрачивают внутреннюю суть, возвышающую человека над всем животным миром. Однако не все дизайнерские решения несут разрушение природе и человеку. Например, при застройке жилого комплекса лесопарковая зона часто оказывается в черте города. Если ее оставить в первозданном виде, парк превратится в уголок дикой природы, мало пригодный для прогулок. Проложенные дорожки, установленные скамейки, подстриженные кустарники и деревья, цветочные клумбы — все это, не нарушая целостности природы, делает такой уголок зоной отдыха. Другой пример. Медицинские инструменты (ножницы, щипцы, скальпели и т.д.) несколько столетий назад были не всегда удобными, имели далеко не изящный вид, во многих случаях не позволяли провести сложные операции. Сейчас эти инструменты, сохранив функциональную принадлежность, благодаря дизайну стали многообразными по форме и материалам, из которых они выполнены, что качественно сказалось на результатах операций.
1. Лаврентьев А. Н. История дизайна: учеб. пособие. — М., 2007. — С. 18. Дизайн — одно из явлений, которое не только охватывает различные области и сферы человеческой жизнедеятельности, но и синтезирует опыт многих видов искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, графики). Невозможно быть дизайнером, не зная основ изобразительной грамоты, не владея конструктивными приемами, техниками пластики. В своей работе дизайнер использует арсенал самых разных средств (техническое конструирование, композиционное построение, преобразование форм, стилеобразование, функциональный анализ, концептуальные модели предметно-пространственной среды), направленных на определение общекультурных, художественно-образных аспектов предметного мира. С их помощью дизайнер решает разные задачи: - социокультурные — выявление общественных потребностей в различных сферах жизни и удовлетворение их путем преобразования социальной и культурной среды; - художественно-эстетические — выделение в предметах дизайна художественной образности с целью визуального воздействия на эстетическую культуру пользователей; - конструктивно-технологические — выявление несоответствия между конструкторско-технологической характеристикой предметов дизайна и новыми потребностями общества, а также устранение данного несоответствия путем применения новых технологий в области моделирования и конструктивного творчества; - практически-утилитарные — разработка и внедрение изделий, имеющих внеличностный характер, т. е. предметов дизайна, которые не могут быть приобретены в личное пользование; - антропологические — определение значимости предметов дизайна для жизнедеятельности человека и степени влияния их на повышение уровня комфортности и безопасности предметной среды. Дизайн объединяет в себе несколько явлений, связанных с хозяйственно-экономической жизнью общества, культурой, искусством, деятельностью, предваряющей изготовление изделий и создание сре- довых объектов: - массовое машинное промышленное производство, внедрение автоматизированных линий производства; - урбанизация (сосредоточение населения в крупных городах); - развитие науки, техники, использование достижений науки и техники в повседневной жизни (телевидение, электроэнергия, транспорт и т.д.); - традиции и опыт художественно-прикладных ремесел; - архитектурное проектирование; - инженерное проектирование; - смена стилистических и концептуальных направлений в искусстве. Дизайн как явление социокультурного и эстетического развития общества, как вид искусства возник в начале XX в. благодаря тому, что появилась такая специальность — «дизайнер». Разные страны приписывают себе первенство в зарождении дизайна. Германия заявляет, что именно Петер Беренс был первым человеком, который получил должность художественного директора в компании AEG. Его основной обязанностью была разработка дизайна электротехнических изделий, имиджа всей компании, а также составление рекламных проектов, макетов архитектуры цехов. В Англии первым дизайнером считается Кристофер Дрессер, который после окончания Национальной школы дизайна стал заниматься дизайном керамики, декоративных орнаментов, используемых для оформления интерьеров. Его изделиям были присущи практицизм, элегантность и минимализм деталей. Если говорить о дизайнере как изобретателе, то в этом случае было бы справедливым считать первым дизайнером Леонардо да Винчи, который очень много времени посвящал разработке разных механизмов, летательных и плавательных аппаратов, машин на основе проектно-конструктивной деятельности как одной из составляющих сторон дизайна. Если рассматривать дизайн с точки зрения его практико-эсте- тических характеристик, то можно говорить, что уже древний человек был дизайнером. В последующие эпохи существовали предметы дизайна, однако их относили к прикладному и декоративно-прикладному искусству. Поскольку все они были разрознены, отличны друг от друга, не связаны единой концепцией, отсутствовала научно-теоретическая основа обоснования дизайна. Факт выделения дизайна из прикладного искусства никто не отрицает, однако оба вида продолжают существовать. Объединяющие черты этих направлений очевидны. Отличия состоят в следующем. В о-п ервых, дизайн направлен на удовлетворение практических потребностей и только потом эстетических. Декоративно-прикладное искусство в основе своей преследует реализацию эстетических задач, которые не всегда имеют практическое значение. Например, дымковские игрушки очень красивые, интересные, разнообразные, но играть с ним в быту нельзя, поскольку они хрупки и могут от неосторожного движения разбиться. Во-вторых, предметы дизайна футуристичны, т.е. направлены на будущее. Их появление и внедрение в практическую жизнь людей связано с отказом от устаревших форм, прежних технологий и созданием на их основе новых предметов среды. Декоративно-прикладное искусство особо ценно тогда, когда оно сохраняет традиции и создает произведения на основе устоявшихся канонов. Например, чертежи Леонардо да Винчи характеризовали его взгляд на будущее, но не на прошлое. В-т р е т ь и х, в дизайне по отношению к декоративно-прикладному искусству доминирует технологичность процесса получения продукции и их большая серийность. Декоративно-прикладное искусство хотя и допускает использование механизмов для изготовления предметов искусства, но ручной труд остается главной составляющей творческого процесса. И, несмотря на то что в некоторых промыслах допускается повторение сюжетов и мотивов, произведения все равно отличаются, пусть незначительными элементами, друг от друга, поскольку мастер не может полностью повторить рисунок. То есть произведения декоративно-прикладного искусства можно считать единственными в своем роде. Дизайн — самостоятельный вид проектно-конструкторской деятельности, имеющий свою специфику, которая заключается в синтезе искусства и промышленного производства. Эстетические проблемы дизайна как индустрии не ограничиваются тем, как выглядят вещи, их внешней стороной. Они связаны со всеми аспектами их функционирования, и это находит отражение в ряде положений. 1. Эстетическое и художественное не обособлены, как в различных видах «чистого искусства». Это обусловливает остроту проблемы отношений формы и функции. 2. Произведения дизайна всегда оцениваются в зависимости от контекста, т. е. от своего окружения. 3. Восприятие эстетической стороны дизайна более изменчиво, чем художественный вкус в целом. 4. В дизайне отражается возможность варьирования культурного потребления. Виды дизайна
Первый, кто попытался систематизировать предметы дизайна, был Дж. Дорфлес, предложивший исходить из наличия или отсутствия в них механизмов: - изделия, изготавливаемые индустриальным способом, но лишенные какого-либо механизма (посуда, мебель, рекламные щиты, одежда и т.д.); - изделия, изготавливаемые индустриальным способом, но функционирующие только при наличии встроенного механизма (бытовая техника, автомобили, аппараты и т.д.); - изделия, выполняемые ручным способом. Классификация Дж.Дорфлеса основывается на характере применения предметов дизайна. Первая группа — изделия, имеющие престижно-статусный характер. В этом случае на первый план выступают знаковый и эстетический факторы. Примером служат те изделия, по которым можно определить статус человека, при этом абсолютно неважно, имеют они механизм внутри или нет (часы, посуда, одежда, автомобили и бытовая техника, мебель и т.д.). Вторая группа — изделия, имеющие внеличностный характер, где на первый план выступают утилитарно-практические факторы (предметы, которые в целом обществу необходимы для нормального развития и жизнедеятельности, но человеку в личном пользовании не нужны). Например, железнодорожное полотно, вышка для линий электропередачи и т. д. По функциональному назначению дизайн можно условно поделить на следующие виды. Индустриальный дизайн. Охватывает широчайший крут объектов — от самых незначительных и простых до глобальных и сложных. Первая группа — наукоемкие, технически сложные, определяющие хозяйственно-экономический потенциал государства (продукция машиностроения и станкостроения, средства транспорта, вооружение). Вторая группа — предметы всеобщего потребления — подразделяется на несколько подгрупп в соответствии с характером их использования (мебель, посуда, игрушки, бытовые приборы, аппаратура и т.д.). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1988; Нарушение авторского права страницы