Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА



Глава 1

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Живопись как вид искусства

Понятие живописи. Виды живописи

Живопись (от «живо» и «писать») — один из важнейших видов изобразительного искусства, произведения которого отражают на плоскости все многообразие окружающего мира посредством раз­личных цветных красящих материалов. Существует множество опре­делений этого понятия, характеризующих живопись с точки зрения ее изобразительных возможностей. При этом очень часто упускается другой аспект — индивидуально-личностное, душевное и духовное отношение художника к создаваемому произведению.

Мир живописи богат и сложен, и его невозможно оценивать толь­ко с позиции законов, закономерностей и правил, выработанных человечеством в ходе исторического развития. В живописи существу­ет многообразие стилей и направлений, которые распредмечивают действительность, показывая ее духовную сущность. Каждый худож­ник видит ее по-своему, а каждый зритель трактует с учетом своего мировоззрения, мировосприятия.

Объективно оценивая то или иное произведение живописи, важ­но учитывать характерные особенности эпохи, в которую это произ­ведение было создано, степень развития науки и техники того вре­мени, мировоззренческие позиции художника, его стилистические предпочтения, уровень технического мастерства автора.

Исторически произведения живописи условно делят на следующие виды.

По практическому назначению.

Монументальная (от лат. monument — хранящий память, напо­минающий) — особый вид живописных произведений, отличающих­ся большим масштабом, являющихся украшением стен, потолков, куполов, сводов в различных архитектурных сооружениях.

Различают три основные разновидности монументальной живописи: фреску и мозаику, витраж.

Фреска (от ит. fresco — свежий, сырой) — один из видов мону­ментальной, настенной живописи, выполненной красками, разве­денными чистой или известковой водой, по штукатурке.

Существуют несколько разновидностей фрески:

альфреско — по сырой, свежей штукатурке;

фреско а секко — по сухой штукатурке;

казеиново-известковая живопись — модификация фрески по сухой штукатурке, появившаяся в XVII в.;

сграффито (от ит. sgraffito — выцарапанный) — наиболее рас­пространенная форма современной стенописи, а именно послойное нанесение красок на штукатурку с обнажением, процарапыванием нижних слоев, отличных по цвету;

граффити (от ит. graffiti — нацарапанные. В древности и Сред­ние века посвятительные, магические и бытовые надписи, нацара­панные на стенах зданий, сосудах) — в современной стенописи вы­полняется с помощью аэрозольных баллончиков, наполненных красящими веществами, изображение получается распылением кра­сок его объемность достигается при наложении одного цвета на другой.

Мозаика (от ит. mosaique — посвященная музам) — изображение, выполненное из однородных или различных по материалу частиц камня смальты, керамической плитки, которые закрепляются в слое грунта (извести или цементе).

Среди зарубежных монументалистов наиболее известны Джотто, Ма аччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти. Из отечественных монументалистов выделяются Ф. Грек, Al.Рублев, Дионисий, М.Ломоносов, А.Дейнека, П.Корин, А.Вас­нецов, Б.Тальберг, Д.Мерперт, Б.Милюков, В.Нестеренко и др.

Витраж (от фр. vitrage — остекление, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства, выполненное из цветного секла или другого пропускающего свет материала. Витражи исполь­зуют для украшения окон, дверей, выполненных из стекла, прозрач­ных перегородок. Свет, проходя через витраж, окрашивается цветом его стекол, тем самым расцвечивая всю окружающую обстановку интерьера. Эта особенность витражей обусловливала их использование в храмовой архитектуре.

Монументально-декоративная живопись делится на декора­тивную живопись и театрально-декорационную.

Декоративная живопись существует в двух направлениях. Первое характеризуется применением ее для украшения зданий, интерьера в виде красочных панно, которые реалистичным изображением соз­дают иллюзию раздвижения стены, зрительного увеличения размеров помещения или, напротив, искусственно упрощенными формами исключается объем и подчеркивается плоскостность стены, обозна­чается замкнутость пространства. Узоры, венки, гирлянды и прочие виды декора, украшающие произведения монументально-декора­тивной живописи, связывают воедино все элементы интерьера, под­черкивая их красоту, согласованность с архитектурой. Второе на­правление — украшение вещей, окружающих человека: предметы быта (ларцы, шкатулки, разделочные доски, ковши, поставцы, сун­дуки и пр.). Темы и формы декоративной живописи подчинены на­значению вещей.

Театрально-декорационная живопись (декорации, костюмы, грим, бутафория) способствует глубокому раскрытию содержания спектакля, фильма, ролика.

Иконопись вместе с ее канонами пришла на Русь из Византии, но древнерусская иконопись вскоре стала самобытной и лучшей в мире. Среди иконописцев можно отметить Дионисия, Ф. Грека, А. Рублева, С.Ушакова, А. Васнецова и др.

Станковая живопись — самостоятельное изобразительное ис­кусство, не имеющее декоративного или утилитарного значения, выраженное в разнообразных образах (от реально существующих объектов, явлений до беспредметной фантазии, раскрывающей мир с иной точки зрения). Произведения станковой живописи выпол­няются на станке-мольберте, в качестве материальной основы ис­пользуют дерево, картон, бумагу, но чаще холст, натянутый на под­рамник.

В отличие от графики станковая живопись обладает богатством цвета, посредством которого художник эмоционально, психологиче­ски многогранно передает красоту окружающего мира и душевную, духовную суть человека.

По сравнению с монументальной живописью станковая не свя­зана ни с архитектурой, ни с какой-либо средой и может свободно экспонироваться в различных музеях, на выставках или быть пред­метом личной коллекции. Идейно-художественное значение произ­ведений станкового искусства не изменяется в зависимости от места, где они демонстрируются, хотя их художественно-эмоциональное звучание зависит от экспозиционной идеи.

Миниатюрная живопись (от лат. minimum — так обозначалась краска киноварь, которую очень ценили в древности и часто ис­пользовали в книжных иллюстрациях). Миниатюры — это небольшие по размеру, очень красочные изображения, с тонко выписанными мелкими деталями получили свое развитие в Средние века, до изо­бретения книгопечатания. Рукописные книги украшались тончай­шими заставками, концовками, детально проработанными миниа­тюрами.

Одно из направлений миниатюры — лаковая миниатюра — жи­вопись на небольших лаковых изделиях (шкатулках, различных юве­лирных изделиях, табакерках, пудреницах и т.д.). Основные центры лаковой миниатюры — Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй. Свое название лаковая миниатюра получила из-за черного лака, которым покрывают загрунтованные изделия, выполненные в технике папье-маше и выступающие в качестве основы будущего произведения.

То технике исполнения.

Масляная живопись выполняется красками, приготовленными на основе орехового, льняного, макового или конопляного масла, способствующего достижению цельности, живости, изящества, уси­ливающего оптические возможности при передаче объема и про­странства, повышающего общее эстетическое звучание полотна.

Технические приемы живописи разнообразны. Мазки могут быть кроющими (непрозрачными) и лессировочными (прозрачными), корпусными (плотными) и фактурными (рельефными), тонкими и гладкими и пр. Характерная черта масляной живописи начала XIX в. — многослойность (многократное нанесение красок с при­месью лаков) и лакировка поверхности картины. В начале XIX в. специфичной для масляной живописи становится манера наложения красок алла прима (ит. alla prima — быстрая, односеансная техника письма) на чистый грунт или тонко нанесенный цветовой или то­нальный подмалёвок.

Темперная живопись выполняется темперной эмульсией, приготовленной на основе смешения цельнояичной, белковой, желтко­вой основы, клея, масла, красителей, молочка фиговой веточки, лака, казеина, воска. Темперная краска разводится водой и наносится пастозно1 или жидко на стену, холст, бумагу, дерево.

Акварель (от лат. aqua — вода) — краски, полученные на основе растительного клея, разводимые водой, отсюда и название живописи.

Живопись непрозрачной акварелью с примесью белил была известна еще в Древнем Египте, античности, в Средние века в Европе и Азии.

Чистая» акварель (без примеси белил) получила широкое рас­пространение в начале XV в. Основными ее признаками можно считать прозрачность красок, через которые просвечивают тон и фак­тура основы (бумага, картон, шелк, слоновая кость и т.д.); чистоту цветовых оттенков; широкий диапазон тона; наличие графических приемов. В акварельной живописи выделяются и специфические приемы — размывка, отмывка, вливание и затеки, создающие эффект воздуха, движения, живости и натурализма в изображении.

В XV—XVII вв. акварель имела прикладное значение и служила главным образом для раскрашивания гравюр, чертежей, эскизов. Начиная со второй половины XVIII в. акварель стала применяться при написании пейзажа. В конце XIX в. в Италии возникла манера плотной многослойной акварельной живописи по сухой бумаге. Сре­ди отечественных мастеров эта манера письма свойственна К. П. Брюллову, А.А.Иванову, С. Андрияке.

1. Пастозность (от ит. pastoso — тестообразный) — значительная толщина, не­ровность и рельефность красочного слоя.

 

Гуашевая живопись (от ит. guazzo — водяная краска) — произ­ведения, выполненные красками, состоящими из тонко растертых пигментов с водно-клеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный крахмал, декстрин и др.) и примесью белил. Гуашевая живопись мо­жет выполняться на бумаге, картоне, полотне, шелке, дереве, стекле, кости.

Гуашь возникла как разновидность акварели, когда для достиже­ния плотности красочного слоя к водным краскам стали подмешивать белила. С момента начала производства специальных гуашевых кра­сок (в сер. XIX в.) гуашь окончательно обособилась от акварели и стала самостоятельной техникой, которая достигла высокого развития в XIX и XX вв.

Мастера гуашевой живописи — В.А.Серов, А.Я.Головин, С. В. Иванов и др.

Пастельная (от фр. pastel) живопись выполняется мягкими ка­рандашами без оправы (мелками), полученными путем смешения красочного порошка с клеящим веществом (вишневым клеем, дек­стрином, желатином, казеином).

Пастельная живопись отличается мягкой приглушенностью то­нов, бархатистостью поверхности. Работают пастелью на бумаге, картоне, холсте. Краски наносят штрихами, как в рисунке, или втирают пальцами с растушевкой, что позволяет добиться тончай­ших красочных нюансов и валёрных переходов цветовых оттенков. В процессе работы с пастелью можно снимать, перекрывать один красочный слой другим. Учитывая специфичность состава пастели, произведения следует закреплять специальным раствором или ла­ком.

Техника пастели привлекала таких художников, как Ж.-Б. Шарден, М.-К.Латур, Ж.-Э.Лиотар, Э.Дега, И.Левитан, В.Серов, П.Коровин, А. Сомов...

Восковая живопись (энкаустика) применялась еще в Древнем Египте. Связующим веществом в энкаустике служит отбеленный воск. Восковые краски наносят в расплавленном состоянии на по­догретую основу кистью, раскаленным бронзовым инструментом, после чего прижигают (оплавляют с помощью жаровни).

Среди современных художников можно отметить отца и дочь

A. и Т.Хвостенко, которые возродили технику энкаустики. Благода­ря им были восстановлены многие секреты этой техники и приду­маны новые приемы восковой живописи.

Жанры живописи

Многообразие объектов, явлений, событий окружающего мира и интерес, проявляемый к ним художниками, способствовали выделе­нию жанров в живописи: мифологического, религиозного, исторического, батального, бытового, пейзажа, портрета, натюрморта, ани­малистического, ню.

 

 

Французским словом жанр (вид, разновидность) обычно опреде­ляют предмет или сюжет изображения в картине. В живописных про­изведениях может встречаться сочетание жанров или их элементов. Например, пейзаж может дополнять натюрморт, натюрморт и пейзаж — служить дополнением портрета или жанровой композиции и т. д.

Мифологический жанр (от греч. mythos — предание) — жанр живописи, в котором основное место отводится изображению со­бытий и героев мифов, легенд, преданий, былин древних народов.

Исторический жанр. Изображение значимых исторических со­бытий, явлений или исторических деятелей. Однако недавние собы­тия также могут стать предметом изображения при условии, что их историческое значение признано современниками.

Батальный жанр (от фр. bataille — битва) — жанр изобразитель­ного искусства, раскрывающий темы войн, сражений, битв, походов или эпизоды военной жизни. Батальный жанр может иметь как са­мостоятельное значение, так и быть составной частью историческо­го или мифологического жанра, а также содержать в себе некоторые элементы других жанров.

Бытовой жанр (от фр. genre, нем. sitten-bild — род, вид, жанр) наиболее распространен в изобразительном искусстве. Художник обращается к темам и сюжетам повседневной жизни человека. Про­изведения, относимые к бытовому жанру, с одной стороны, пред­ставляют художественную ценность, с другой — значимы с точки зрения истории, поскольку эти полотна знакомят нас с жизнью и деятельностью людей разных эпох, народов, классов и сословий.

В XX в. в развитии бытового жанра можно условно выделить не­сколько художественно-содержательных направлений:

- отражение психологических нюансов (Э. Манэ, Э.Дега, О. Ре­нуар);

- выделение знаково-символической стороны бытовой жизни (П Гоген, В.Борисов-Мусатов, К.Петров-Водкин);

- демонстрация героизма людей, занимающихся повседневным трудом (Б. Иогансон, А. Дейнека, А. Пластов).

Пейзаж (от фр. paysage, от pays — местность, страна, родина) — изображение природы, ландшафта, моря, панорамы местности, ар­хитектурных сооружений, городских улочек, мостов. Пейзажем на­зываются и сами произведения этого жанра.

Выделяют следующие виды пейзажей:

- сельский — изображение природы (деревьев, кустарников, лу­гов полей, лесов, садов, рек, озер, болот, гор и т.д.). Основная тема — изображение деревенской среды и ее естественной связи с при­родой;

- парковый — изображение уголков природы, созданных для от­дыха и удовлетворения эстетических потребностей человека. Отли­чается от сельского тем, что может передавать на полотне то геоме­трическую строгость планировки парка или сада, то сочетание деко­ративных элементов с естественным ландшафтом местности;

- городской, или архитектурный — изображение различных архитектурных сооружений (жилых домов, общественных и культовых зданий), улиц, площадей, памятников. Для художника важно показать жизнь города как такового, с его проблемами, отношениями;

- ведута — изображение мостов и архитектурных конструкций, связанных с мостами;

- индустриальный — изображение промышленных предприятий, заводов, фабрик и т.д. Частая тема художников в советское время;

- марина — изображение моря во всем его многообразии;

- психологический пейзаж — стилизованное, а иногда и абстракт­ное изображение природы, через которое художник раскрывает какие-то эмоциональные состояния и переживания, присущие чело­веку.

Если классифицировать пейзаж с точки зрения содержа­тельного аспекта, то можно выделить следующие виды: ли­рический, исторический; фантастический, героический, пафосный; эпический, аллегорический.

Пейзажи могут выполняться художниками как в мастерской, так и с натуры. Писать пейзажи с натуры на пленэре (фр. plein air — от­крытый воздух) художники стали лишь в XIX в. Тогда они столкнулись очень интересной и сложной задачей передачи освещения, воз­душной среды, учета пространственного смещения цветов, изме­няющегося состояния природы — всего того, чего не видно в мастер­ской при равномерном освещении. Пленэрная живопись способна передать оттенки освещения, игру солнечных лучей, движение воз­душных масс. Выдающиеся мастера пленэра — художники-импрессионисты — запечатлели в своих картинах ускользающие, изменчи­вые мгновения. А название этому направлению дала картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» (от фр. impression — впечатле­ние). Импрессионисты разработали особый подход в живописи, они писали свободными, легкими, вибрирующими мазками, не смешивая краски на палитре, а накладывая рядом чистые дополнительные цве­та, отчего и возникало ощущение переливов света, наполняющего картину.

Наиболее известны следующие пейзажисты: П. Брейгель, П. Ру­бенс, Рембрандт, Я.Рейсдал, Н.Пуссен, К.Лоррен, К.Коро, А.Ива­нов, А.Саврасов, Ф.Васильев, И.Шишкин, И.Левитан, В.Серов, С.Герасимов, Н.Крымов, Э.Мане, К.Моне, О.Ренуар, К.Коровин, Л. Грабарь, П.Сезанн, П.Гоген, В. ван Гог. А.Матисс, А.Куинджи, Н. Рерих, М.Сарьян, А.Рылов, К. Юон, А.Остроумова-Лебедева, Л.Куприн, П. Кончаловский.

Натюрморт (от фр. nature morte — мертвая природа, натура) — жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов (домашней утвари, музыкальных инструментов, цветов, фруктов, дичи, продуктов, атрибутов какой-либо деятельности и пр.). В узком смысле слова натюрмортом называют саму постановку, служащую объектом изображения художника.

Натюрморт могут составлять не только неодушевленные предметы, но и природные формы. Это в свою очередь повлияло на появ­ление другой, более точной формулировки этого жанра. По-немецки (stilleben) и по-английски (still life) жанр называется «тихая жизнь». Это означает, что все предметы и объекты в натюрморте неподвижны, и в то же время они некое «эхо» своего хозяина, его внутренне­го мира, характера, привычек и т.д.

Произведения этого жанра выполняют различные функции, в связи с чем выделяются несколько разновидностей натюр­морта:

- символический посредством символов и знаков помогает рас­крыть сложные философские категории и понятия, лучше понять психологию того или иного человека, а в некоторых случаях и сущ­ность целой эпохи;

- декоративный помимо своей прямой художественной функции выполняет роль некоего украшения, является составной частью еди­но о декора интерьера или внешнего убранства архитектурного со­оружения (вывески, роспись витрин и т.д.);

- реалистичный позволяет максимально объективно оценить традиции отдельной страны, культуры с точки зрения ее историче­ского развития;

- абстрактный дает возможность взглянуть на вещи изнутри, раскрыть сущность предметов с той стороны, которая до сих пор еще не была открыта зрителю.

Предпочтение натюрморту отдавали знаменитые зарубежные ху­дожники: П.Клас, В.Хеда, Ф.Снейдерс, Ж.Котэн, Ж. Шарден, П.Сезанн, В. ван Гог и отечественные мастера: П.Кончаловский, И.Машков, Р.Фальк, К. Петров-Водкин, М.Сарьян, Ю. Пименов, А. Стожаров и др.

Портрет (от фр. portrait - изображение) - жанр изобразитель­ного искусства, цель которого - изображение отдельного человека или группы людей.

Основное качество портрета заключается не только в сходстве с оригиналом, что обеспечивается точным изображением внешнего облика человека, но и в раскрытии его тонкой духовной организации, которую наблюдательный художник способен уловить по движениям мьпкщ лица, характеру взгляда, выражению глаз, жестам, позе, ма­нере одеваться, окружающей обстановке. Все эти черточки позволя­ют оставить достоверный психологический портрет, который ло­жится в основу изображения. Портрет несет определенную смысло­вую нагрузку. И в этой связи выделяют несколько разновидно­стей этого жанра.

По расположению на плоскости изображения:

¾ по­ясной портрет,

¾ портрет в полный рост,

¾ портрет в интерьере,

¾ портрет на фоне пейзажа.

По характеру изображения:

- парадный портрет изображает человека погрудно или в пол­ный рост и, как правило, на архитектурном или пейзажном фоне. Присутствует огромное множество разных деталей, атрибутов, под­черкивающих статус человека;

- камерный портрет предполагает поплечное, погрудное, по­ясное и в полный рост изображение на нейтральном фоне. Сдержан по своему характеру и художественной выразительности. Цель его, в отличие от парадного, не продемонстрировать величие натуры, а передать психологическое состояние, внутренние переживания че­ловека.

По числу изображений на одном холсте: одиночный, двойной, групповой.

Парными (двойными) называются портреты, написанные либо на одном полотне, либо на разных полотнах, но согласованные между собой по композиции, формату, колориту. Обычно это пор­треты супругов или членов одной семьи. Очень часто такие портреты составляли целые галереи, ансамбли.

По содержанию:

- костюмированный портрет — изображение человека в качестве аллегорического, мифологического, исторического, театрального, литературного персонажа;

- миниатюрный портрет отличается своими малыми размерами, что и усложняет выполнение изображения, позволяя художнику по­казать мастерство и виртуозность;

- автопортрет — изображение художником самого себя;

- портрет-жанр — изображение человека в рамках какого-либо другого жанра. Например, взаимодействие жанров портрета и истори­ческого обусловливает изображение исторического деятеля; портрет крестьянки является следствием слияния портрета и бытового жанра;

- социальный портрет — отображение на полотне жизни пред­ставителей разных классов, сословий, передача характерных особен­ностей социальной жизни общества через отдельную личность;

- психологический портрет отличается от всех остальных тем, что художник не стремится к точной передаче внешнего облика модели, для него главное — раскрыть его психологическое состояние. Допу­скаются некоторые композиционные или анатомические нарушения для достижения наибольшей выразительности образа;

- интимный портрет не предназначен для всеобщего обозрения. Его размешают в жилых комнатах, доступ к которым есть только у хозяев дома.

Великие портретисты: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто, Рембрандт, Ф.Хальс, А. ван Дейк, Д.Веласкес, И.Вишняков, А.Антропов, М.Шибанов, И.Аргунов, Ф. Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский, О.Кипренский, В.Тропинин, К.Брюлов, В.Перов, Н.Ге, И.Крамской, И.Репин, М.Нестеров, П.Пикассо, А.Модильяни, А.Бурдель, В.Серов, М.Врубель, С.Ко­ненков, П.Корин.

Ню (от фр. пи — нагой, раздетый) — жанр изобразительного ис­кусства, посвященный изображению обнаженного тела.

Анималистический жанр (от лат. animal — животное) — изобра­жение представителей животного мира.

Среди мастеров анималистического жанра А.Дюрер, Е.Лансере, П. Клодт, А. Матисс, В. Серов, В. Ватагин, И. Ефимов и др.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит сущностное отличие живописи от других видов искус­ства? Дайте характеристику выразительных средств живописи.

2. На какие основные виды делится живопись?

3. В чем отличие монументальной живописи от станковой?

4. С чем связано видовое разнообразие портрета?

Графика как вид искусства

Понятие графики

Графика (от греч. grapho — пишу, от фр. — вырезать на чем- либо) — один из древнейших видов искусства, включающих рису­нок, который, с одной стороны, может быть составной частью графики, с другой — выступать в качестве самостоятельного произведения. Рисунок составляет начальную стадию работы над произведениями пластических искусств. Графика более других видов изобразительного искусства приближена к письму, рисунку, услов­ному знаку, так как важным ее графическим средством выступает сама плоскость белого листа бумаги с нанесенными на нее линиями, точками, штрихами и пятнами.

Графика близка живописи, но если в живописи цвет — основное средство художественного выражения — выступает в неразрывной связи линией, которая не всегда отчетлива, может быть приглуше­на, стушевана светотенью, порой еле угадывается, то в графике линия служит ведущим выразительным средством.

Графика — один из распространенных видов искусства. С одной стороны, графические произведения кажутся простыми и лаконич­ными при восприятии, с другой — создать графическое изображение крайне сложно, поскольку на листе бумаги художнику необходимо передать форму предмета, создать иллюзию объема, отразить свето­вой поток или, наоборот, обобщить форму так, чтобы стало возмож­но создать оттиск. И все это нужно выполнить простыми средствами, доступными каждому.

 

Возникшие в процессе беседы сложности в понимании каких-то деталей легко устраняются с помощью элементарных рисунков. Карандашом можно не только изобразить знакомый предмет, но и передать гамму чувств чело­века.

 

В отличие от живописи в графике предмет больше схематизиру­ется, рационализируется и конструируется. Характерная особен­ность — условность (графическое изображение может быть выпол­нено почти на любой плоскости, на любом фоне).

Если живописные произведения лучше смотреть издали, чтобы мазки стали неразличимы, сливаясь в естественную гармонию, по­добную гармонии натуры, то графические произведения мы рас­сматриваем вблизи и видим условные штрихи, зигзаги, линии, т. е. «технику» рисунка, что на восприятии образа не сказывается.

 

Виды графики

Видовое разнообразие графики не так велико, как в дизайне или декоративно-прикладном искусстве, однако многие ее виды тесно перекликаются с живописью.

По характеру выполнения графика делится на следую­щие виды:

- ручная — все графические произведения, выполненные ручным способом и в одном экземпляре;

- печатная выполняется благодаря клише, оставляющем оттиск на поверхности. Выполняется в нескольких экземплярах, т. е. под­дается тиражированию. Имеет свои разновидности: эстамп, ксило­графия, офорт, литография, линогравюра.

По технике графика делится в соответствии с материалами:

- карандаш — графика выполняется простыми и цветными ка­рандашами на листе бумаги или картона. Различают две манеры работы графитным карандашом: линейно-штриховую и тонально- живописную. Работа цветными карандашами ведется, как и графит­ным карандашом, при помощи контурной линии и штриха, которые должны сочетаться с цветом;

- уголь обладает большим тональным диапазоном, легко стира­ется, удобен в работе, хорошо подходит при выполнении эскизов и беглых набросков. Используется шероховатая зернистая бумага, на которой уголь оставляет красивый фактурный след;

- сангина состоит из глинистого вещества, окрашенного безводной окисью железа, вследствие чего она имеет интенсивный красно- коричневый след. Работать ею можно в двух манерах: карандашной и живописной, а также сочетая их. В первом случае мелок сангины ис­пользуют как карандаш, моделируя формы штрихом, линией, боковой поверхностью мелка или растушёвкой. Этот способ приемлем в дет­ском изобразительном творчестве, поскольку дает детям возможность вести рисунок различными техническими приемами. При живописном способе исполнения порошкообразную сангину разводят водой, а за­тем все необходимые плоскости заполняют при помощи кисти;

- соус как материал рисунка глубок по тону, с приятной бархатистой поверхностью, имеет широкий тональный диапазон. Чаще все­го применяется в мокром виде, это позволяет более полно раскрыть его качества и богатые возможности. Прежде чем начать рисунок мокрым соусом, необходимо подобрать соответствующую бумагу. Она должна быть не крупнозернистой, достаточно плотной, чтобы вы­держать неоднократные размывки водой и применение резинки. Предварительно на листе бумаги карандашом легко наносят будущее изображение. Затем, разведя соус в воде, соответствующими кистями прокладывают большие плоскости, стараясь максимально точно взять тональные отношения. Соус, высыхая, как бы фиксируется сам со­бой, но остается в то же время глубоким и приятным по тону. Ри­сунки соусом нетрудно исправлять или ослаблять в них перегружен­ные тоном места при помощи мягкой резинки. Окончательное завершение деталей требует применения мелких акварельных кистей угольного карандаша и т. д.;

- пастель — самый красивый из мягких материалов. Оттенки цвета подбираются прямо на бумаге или смешиваются путем растирания. Кроме того, каждый цвет в наборе имеет несколько различий по светлоте и насыщенности - от плотного, насыщенного до свет­лого, слабонасыщенного тона. Для пастели предпочтительнее всего использовать шероховатую или зернистую бумагу, картон. Очень хорошо применять цветную бумагу, цвет которой используется как основной тон;

- гризайль — техника рисунка кистью на бумаге, когда тоном прокладываются большие массы и плоскости. Позволяет выполнять рисунки, отличающиеся особой тонкостью. У рисунка кистью две художественные функции: подготовительный рисунок под работу красками и самостоятельный рисунок. Многие художники предпо­читают делать подготовительный рисунок под свои живописные про­изведения прямо на холсте или бумаге той же краской, какой будет выполнена работа. Этот способ имеет ряд преимуществ. Во-первых, не смешиваются разнородные, зачастую несовместимые материалы (например, краски и графитный карандаш); во-вторых, рисунок ки­стью дисциплинирует глаз и руку, закрепляя навык работы контурной линией, и при этом заставляет заранее обдумывать будущую компо­зицию. И наконец, контур краской органически списывается с общим цветовым пятном, а также может быть использован как декоративный элемент композиции. Он не закрашивается: это придает рисунку живость.

 

 

Рисунок кистью как самостоятельный вид графики имеет многолетнюю историю. Суть гризайли состоит в том, что светотене­вых эффектов добиваются путем многократных перекрытий (лесси­ровок) раствором какой-либо нейтральной краски (черной, корич­невой и т.д.). Рисунок кистью выполняется акварельными кистями разного размера: крупные служат для заливок, мелкими прорисовы­вают детали. Для работы в этой технике используют различные жид­кие материалы: тушь, акварель, сепию и др. В зависимости от тех­нических приемов подбирают бумагу. Для гризайли подходит плотная мелкозернистая бумага, способная выдержать многократные пере­крытия. Для зарисовок, набросков, этюдов используют менее каче­ственные типы бумаги, чаще слабо тонированной, желтоватого, охристого, голубоватого оттенков.

По своему значению графика имеет следующие виды:

- станковая графика, ее произведения очень напоминают живо­писные, поскольку в них передаются объем, перспектива, светоте­невая моделировка. Ценность станковой графики заключается в том, что эти произведения единичны и неповторимы;

- книжная — используется в оформлении книг и книжной продукции, разработке макетов книг, иллюстраций и т.д.;

- прикладная — связана с выпуском печатной продукции (от­крыток, марок, этикеток, упаковок и пр.);

- плакатная — предполагает создание плакатов, афиш, рекламных щитов.

По художественно-образному строю можно вы­делить следующие виды графики:

- реалистичная, ее произведения правдоподобно отражают окру­жающую действительность;

- декоративная, или стилизованная, предполагает обобщение формы предметов, явлений, что исключает натурализм, но допуска­ет схожесть с реальными объектами;

- абстрактная противоположна по образной структуре реали­стичной, ее цель - раскрыть внутреннее содержание образа, его художественно-эмоциональную сторону.

Все виды графики раскрываются в ее жанрах. Она, как и живо­пись, многожанровая, т.е. все жанры, применяемые в живописи, реализуются и в графике.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1740; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.083 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь