Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Методика ознакомления детей дошкольного возраста с живописью и графикой
Общие положения ознакомительной работы Дети дошкольного возраста по-разному воспринимают произведения живописи, поскольку живопись требует длительного сосредоточения при изучении деталей картины, для того чтобы выделить целостность живописного образа. Поэтому знакомство детей с художественно-выразительными образами рекомендуется начинать с рассматривания иллюстраций детских книг, которые служат первыми средствами постижения основ изобразительной грамоты. В процесс ознакомления дошкольников с живописью и графикой решаются следующие задачи: 1. Вызвать интерес у детей к произведениям живописи и графики, а также образам, раскрываемым в их произведениях. Стимулировать желание внимательно рассматривать произведения живописи и графики, эмоционально откликаться на настроение художественно- изобразительного образа и учиться чувствовать красоту. 2. Формировать у детей представление о способе отражения окружающего мира, передаче художником своего отношения к этому миру, внутренних переживаний, чувств. 3.Познакомить детей с выразительными средствами живописи и графики, благодаря которым становится возможным создание художественно-изобразительного образа на плоскости. 4. Обогатить словарь детей понятиями изобразительной грамоты, которые дошкольники могут активно использовать в своих эстетических оценках и при анализе произведений. Дети передают в рисунке все то, что видят вокруг (небо над головой, землю внизу, под ногами), но они не способны фиксировать взглядом пространство неба от края горизонта в высь небесного купола. Это связано с тем, что ребенок, живущий в городской местности очень долго, может не видеть линию горизонта, а поэтому ему бывает сложно передавать на своем рисунке пространство. В этом случае произведения живописи способствуют ликвидации данного пробела в знаниях. «Если научное наблюдение иногда называют «думающим восприятием», то эстетическое восприятие можно назвать «чувствующим восприятием», эмоциональным восприятием. Понять художественное произведение — значит почувствовать, эмоционально пережить его и на этом основании поразмыслить над ним»1. Именно через эмоциональное, чувственно-конкретное содержание дети воспринимают произведение. Однако не всякое восприятие является эстетическим. Эстетическое восприятие обусловлено не только наличием внешней гармонии, но и раскрытием внутреннего смысла. В старшем возрасте интенсивно развивается произвольное внимание, оно становится более устойчивым, адекватным, целостным, осознанным. Это создает основу для формирования эстетического восприятия содержания картины. С возрастом изменяется характер воображения, увеличивается объем образной и логической памяти. Чем старше становятся дети, тем осознаннее они подходят к анализу произведений живописи. Однако для того чтобы дошкольники научились анализировать содержательную и художественно-изобразительную стороны живописных образов, необходимо вести планомерную работу, начиная с младшей возрастной группы. На основе наглядно-действенного мышления у детей формируются наглядно- образные формы. Благодаря этому дошкольники познают связи и отношения между предметами и явлениями, изображенными на картине, понимают язык живописи, образа. 1. Теплов Б. М. Избранные труды: в 2 т. — М., 1985. — Т. 1. — С. 20. Развиваемое образное мышление создает предпосылки для формирования логического мышления, определенных понятий. Старший дошкольник способен сравнивать, сопоставлять, обобщать, высказывать свои суждения и делать выводы. Ребенок-дошкольник достаточно легко может установить связи между предметами и явлениями, отображенными в произведении, но значительно труднее он раскрывает пространственные, временные отношения, композиционные закономерности. Уровни восприятия дошкольниками произведений живописи1: Первый уровень — эмоционально-личностный, который обусловлен личным отношением ребенка к произведению, он характеризуется первой эмоциональной реакцией на увиденный образ, связан с эмоциональным опытом самого ребенка, на основе которого формируются знания, умения и навыки. Второй уровень — личностно-эстетический. Дошкольники демонстрируют эстетическое отношение к произведениям живописи, дают им оценку с точки зрения содержания, художественной выразительности образов. А главное — на этом уровне проявляется способность детей соотносить воспринимаемый образ с внутренними эстетическими установками. Третий уровень — созидательно-преобразовательный. Дети стремятся перенести усвоенные знания и полученные эстетические впечатления в собственное творчество. Именно по этому уровню можно судить о степени эстетического воздействия на детей воспринимаемых произведений. Условия формирования эстетического восприятия и отношения детей дошкольного возраста к произведениям живописи и графики: 1.Наличие у детей интереса и эмоционально-эстетического отклика на воспринимаемые живописные и графические образы. 2. Доступность произведений восприятию и изучению детьми дошкольного возраста. 3. Яркая эмоциональная выразительность образов в произведении. 4.Соответствие содержательной стороны произведений возрастным и индивидуальным особенностям детей. 5.Учет эмоциональной стороны восприятия живописи при определении задач и схемы анализа дошкольниками произведений живописи и графики. 6.Профессионализм педагога. 7.Эстетическое оформление используемого демонстрационного материала и его разнообразие. 8. Соответствие содержания, структуры художественно-изобразительного образа характеру и задачам ознакомления.
1.См.: Кузин В. С. Психология: учебник. — М., 1997. 9. Соблюдение педагогом педагогических принципов (научности, систематичности, вариативности, последовательности, целесообразности, природосообразности, преемственности) в процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи и графики. Сформулируем некоторые эстетические потребности: - усвоить своеобразие произведений живописи и графики с целью изучения их выразительных средств; - познания с помощью произведений живописи и графики многообразия реального мира и способов его отображения на плоскости; - в сотворчестве с автором художественного произведения живописи или графики; - интерпретировать произведения живописи и графики, переводить их из одного ряда восприятия в другой с целью раскрытия структуры художественно-изобразительного образа; - в собственном творчестве на основе воспринятых произведений живописи или графики. Принципы отбора произведений изобразительного искусства: - произведения высокохудожественные как по содержанию, так и по форме выражения; - художественные образы картин, понятные детям, соответствующие особенностям их художественно-эстетического восприятия, опыта и интересов, оказывающие эмоциональное воздействие, вызывающие живой отклик, ассоциации и интерес; - картины, разнообразные как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности. Искусство для детей должно быть богатым, разнообразным по содержанию, по тем чувствам, которые оно вызывает, а также по приемам художественной выразительности. Однообразие тематики, жанров и приемов исполнения тормозит общее и эстетическое развитие ребенка; - учет принципа сезонности, краеведения при подборе картин. Прежде чем рассматривать то или иное сезонное, временное, погодное явление, изображенное художником, следует дать детям возможность пронаблюдать его в жизни, а после этого обратить внимание дошкольников на то, как художник передал это явление в своей картине. Принцип краеведения означает: сначала дети знакомятся с образами, отражающими красоту их родного края, а затем с ландшафтами, о которых они уже имеют определенные представления, почерпнутые из литературы, телевидения, кино. Показатели эстетического восприятия и отношения детей дошкольного возраста к произведениям живописи и графики:
Младший дошкольный возраст ¾ яркая и быстрая смена эмоций при восприятии произведений; ¾ способность анализировать структуру и выразительность образов при помощи педагога или по образцу; ¾ умение (на элементарном уровне) сопоставлять и устанавливать взаимосвязь образов произведений, выполненных в рамках одного вида, жанра, техники с реальными объектами; ¾ усвоение простых закономерностей построения произведений на основе схемы, предлагаемой педагогом; ¾ наличие полярности в характеристике произведений: «красивый- некрасивый», «добрый—злой», «хороший — плохой»; ¾ потребность в общении лишь при сильном эмоциональном отклике, возникшем в ходе восприятия произведений; ¾ отсутствие способности четко определить индивидуальность своих работ; ¾ быстрая переключаемость с характеристики одного образа на другой; ¾ нечеткость и непоследовательность в эстетической оценке произведения; ¾ преобладание мимики, жестов в процессе восприятия и анализа произведения над речью; ¾ реалистичное, а иногда натуралистичное восприятие предметов, изображенных на полотне, которое обусловливает желание изучать его не только зрительно, но и тактильно. Старший дошкольный возраст ¾ эстетически активное, достаточно объективное восприятие; ¾ способность «вчувствоваться» в образы того или иного произведения, прочувствовать их эмоциональное содержание; ¾ наличие большого диапазона чувств и эмоций, возникающих при восприятии произведений; ¾ способность соотносить свое эмоциональное состояние с характером всего произведения; ¾ способность анализировать, синтезировать и интегрировать образы внутри произведения, устанавливать закономерности построения образов; ¾ способность самостоятельно делать обобщения, умозаключения при анализе структуры, выразительных средств произведения; ¾ умение сопоставлять, сравнивать различные по жанру, виду, технике, стилю произведения; ¾ достаточно полные, аргументированные высказывания детей о том или ином произведении; ¾ эмоционально оправданная и интонационная речь при анализе содержательной и эмоциональной сторон художественно-изобразительного образа; ¾ наличие потребности в речевой коммуникации со сверстниками или взрослыми по поводу своих наблюдений и впечатлений; ¾ наличие внутренней мотивации; ¾ наличие познавательной, волевой и эмоциональной саморегуляции; ¾ способность устанавливать ассоциации при восприятии художественно-изобразительных образов. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 2230; Нарушение авторского права страницы