Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие декоративно-прикладного искусства



Декоративное искусство (от лат. decoro — украшаю) — один из видов пластического искусства. Декоративное искусство делится на непосредственно связанное с архитектурой монументально-декора­тивное (витражи, мозаика, росписи на фасадах и в интерьерах, де­коративная садово-парковая скульптура); народное декоративно-прикладное (бытовые хозяйственные изделия); оформительское ис­кусство (художественное оформление выставок, экспозиций, празд­неств, витрин и т.д.).

В этом параграфе мы рассмотрим народное декоративно-прикладное искусство, поскольку с монументально-декоративным и оформительским уже ознакомились в предыдущих разделах.

Народное декоративно-прикладное искусство определяется как вид искусства, направленный на создание художественных из­делий, имеющих практическое назначение в общественном и част­ном быту, и художественную обработку утилитарных предметов (утвари, мебели, ткани, орудий труда, одежды, игрушек и т. д.). В от­личие от всех других видов оно имеет самое прямое отношение к традициям народной культуры, поскольку в ней содержится весь потенциал народа, складывавшийся веками и передающийся из по­коления в поколение. Декоративно-прикладное искусство пред­ставляет собой большое социальное и художественное явление, которое называют «наглядным и морально-эстетическим кодексом народа»1.

По своему значению народное искусство выполняет декоративную и прикладную функции. В связи с этим выделяются два направления:

- городские художественные ремесла;

- народные художественные промыслы.

Народному искусству присущи такие основополагающие черты, как синкретичность2, высокое эстетическое качество произведений, традиционность, коллективизм, глубина содержания, реализм, что определяет его доступность детям.

 

1. Канцедикас А. С. Народное искусство. — М., 1975. — С. 170.

2. Синкретизм (от греч. synkretismds — соединение) — нерасчлененность.

Синкретичный характер народного искусства отмечали многие исследователи: Г.К.Вагнер, В.С.Воронов, И.Я.Богуславская, А. С. Канцедикас, М.А.Некрасова и др. Синкретизм обусловлен целостностью, нерасчлененностью различных сторон культуры на­рода, сущность которой сохранялась и передавалась на протяжении многих тысячелетий, так что и сегодня мы можем наблюдать ее тра­диции, демонстрирующие высочайшие художественные достижения. Синкретизм изначально отрицает какую бы то ни было противоре­чивость, так как содержит широкую систему внутренних взаимосвя­зей и взаимозависимостей различных элементов. Здесь не может быть противоречий между старыми и новыми явлениями в культуре, противопоставлений между материальными и духовными основами культуры, которая составляет интегральную целостность, находя­щуюся в гармоническом развитии. Любое изменение целого сказы­вается на всех частностях. Нововведения в частном столь же неиз­бежно отражаются на облике целого.

Народному искусству присущ также коллективизм. В. С. Воронов назвал его искусством «коллективного гения», в котором от привы­чек, сложившихся у народа, рождается характер, определяющий его творчество. Из поколения в поколение, от отца к сыну, от мастера к ученику передается многовековой опыт народного искусства. Благо­даря коллективизму становилось возможным создавать произведения высокого уровня. В этом случае возникают отточенность и совер­шенство. Однако коллектив и личность в народном искусстве никог­да не противопоставляются, так как в любом произведении народ­ного искусства выражаются творчество конкретного мастера, его индивидуальность и общая направленность коллектива. Коллектив­ность народного декоративно-прикладного искусства — составная часть общего быта, когда каждый может проявить свою индивидуаль­ность.

Народное искусство — это «живая традиция», опирающаяся, по определению М.А. Некрасовой, на «три главные основы: во-первых, историческую, социальную, так как народное искусство есть продукт развития общества. Во-вторых, бытовую, поскольку разными функ­циями — от утилитарной до духовной оно связано с жизнью народа и необходимо ему. В-третьих, природное окружение, которое дает сильнейший творческий импульс, рождает чувство прекрасного»1. Народное искусство, связанное с жизнью народа, дает богатейшую почву для научения человека у природы и одновременно с этим спо­собствует преобразованию ее в процессе творчества, создавая новую человеческую предметную среду.

Традиционность народного искусства обусловлена канонично­стью, которая, с одной стороны, характеризуется соблюдением тра­диций, представляющих собой целостную систему, с другой — находится вне канонов, так как оно возникает благодаря насущным и духовным потребностям людей, раскрывая сферу индивидуальности.

 

1.Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно- прикладного искусства. — М., 1996. — С. 14—15.

Обе эти стороны позволяют выделить объективные и субъективные факторы в развитии народного искусства. Объективность связана с реальными условиями каждой конкретной местности, в которой живет и творит тот или иной народ. Субъективность обусловлена индивидуальностью художественно-эстетического отношения кон­кретного мастера к опыту его народа, на основе чего создается новое произведение, интерпретирующее народные традиции.

Коллективизм и традиционная преемственность производствен­ных навыков, общий опыт, синтезирующийся на этой основе эсте­тический вкус позволяют достичь определенных высот профессио­нализма каждому последующему поколению мастеров.

Народное декоративно-прикладное искусство отличается глубиной содержания. В нем заключается все то важное, что есть в творчестве народа: мысли, чувства, переживания, которые находят отражение в отдельных произведениях. Иногда по элементу росписи можно судить о культурно-историческом периоде в развитии народа, повлиявшем на выделение этого элемента. Поэтому каждый мотив, узор наполнен глубоким содержанием, отраженным в знаках и символах искусства, несущих в себе информацию, обращенную к зрителю.

Определению свойств в предмете искусства помогает ассоциатив­ная способность нашего мышления, наших чувств. «Основой ассо­циаций, наполняющих образ содержанием, выступают социальные, национальные черты, степень выражения эстетического идеала, сте­пень психологизации образа»1. Сказочная, образная содержательность как качество народного декоративно-прикладного искусства под­тверждает педагогическую целесообразность приобщения к нему детей.

Еще одна из важных черт народного декоративно-прикладного искусства — реальность, заключающаяся в его многовековой акту­альности. Каждая эпоха открывает в нем новые стороны, позволяю­щие включать его в жизнедеятельность человека и сегодня.

Декоративно-прикладное искусство — многофункциональное явление. Практическая, обрядовая, эстетическая, идейно-смысло­вая, воспитательная функции находятся в неразрывном единстве. Однако основная функция изделий — быть полезными и красивыми. На синтезе полезного и красивого долгое время строилось декоративно-прикладное искусство. Такое отношение бытовало до тех пор, пока не появился дизайн, который сначала, как и народное декоративно-прикладное искусство, отличался практичностью, а затем приобрел и эстетичность. Понимание красоты связано со стилем народного искусства, что является основополагающим в искусстве любой нации.

1. Кузин В. С. Психология: учебник. — М., 1997.

Красота как философско-эстетическая категория в народном ис­кусстве имеет вполне реальные формы отражения. То, что в произ­ведении мы считаем красивым, создается благодаря выразительным средствам, которые удачно комбинирует мастер в соответствии с традициями определенного промысла или ремесла. Наиболее ярки­ми средствами выступают колорит, форма, ритм, которые изначаль­но подмечались в природе и только потом находили отражение в произведениях народного искусства.

Чувство красоты у крестьянина основывалось не на эстетическом созерцании, а на практической деятельности, связанной с преобра­зованием материалов. В этом случае идеалом красоты становилась не утонченная хрупкая форма, а форма целостная, практическая и полезная.

Народное декоративно-прикладное искусство с точки зрения ма­териальных ценностей находит свое отражение в ряде компонен­тов: форме, материале и декоре.

Форма позволяет объединить функциональную сторону и эсте­тическую, чтобы внешняя красота и изящество не отрицали практи­ческого назначения вещи и не препятствовали ее употреблению. Предметы народного искусства при восприятии не должны казаться нелепыми. Поэтому при создании любого произведения, относимо­го к декоративно-прикладному искусству, большое внимание следу­ет уделять форме, так как она — один из основных компонентов, привлекающих к себе внимание. В форме закладываются несколько характеристик. Во-первых, она во многом определяет назначение предмета. Следовательно, через форму реализуются определенные потребности человека. Во-вторых, форма выражает творческий за­мысел мастера и раскрывает конкретную идею. В-третьих, служит неким символом, значение которого передавалось из поколения в поколение. В каждую эпоху мастера сохраняли традиционность, вно­ся только незначительные изменения, связанные с новым прочтени­ем символа. Основное требование к любому предмету народного искусства состоит в том, чтобы не только форма была гармонична с его функцией, но и каждая часть этого предмета отвечала бы своей формой назначению. Ценность предмета заключается в отсутствии всего лишнего, так как изначально произведения народного деко­ративно-прикладного искусства выполнялись с целью практическо­го применения. Эстетическое оформление было дополнительным.

Сегодня множество вещей, относимых к данному виду искусства, больше ценят за эстетику, функциональность становится второсте­пенной, поскольку появился дизайн, который стал выполнять прак­тическую функцию.

Декоративно-прикладное искусство по-прежнему имеет опреде­ленное практическое назначение, но все же оно носитель традиций прошлого, показатель культуры народа. Дизайн, развиваясь истори­чески, представляет собой явление одномоментное, кратковременное, поскольку в его природе заложена нацеленность на будущее, а в на­родном искусстве — на прошлое.

 

Материал. В народном искусстве важно соотношение назначения и материала, взаимодействие формы и функции. Материал может способствовать раскрытию сути предмета, а может нарушить его целостность и сделать непригодным для использования. Благодаря материалу мастеру удается придать материальную основу своему за­мыслу, однако сам материал при восприятии предмета остается на втором плане, на первый план выходит декор.

Декор — завершающий момент оформления вещи. Иногда от материала зависит выбор декоративных элементов, а иногда опреде­ляющим фактором становится форма. Украшения отличают произ­ведения народного искусства друг от друга, делают их неповторимы­ми и потому ценными. В декоре не бывает однотипных по форме предметов. При выполнении одного и того же орнамента сложно по­вторить все детали в подробностях.

Приемы исполнения работы зависят от стоящих перед мастером задач.

Технология. Традиционность народного искусства и технология не исключают друг друга. Все зависит от того, как используется тех­нология в процессе создания вещи, несущей отпечаток прошлого опыта народа. Самое главное, чтобы в погоне за усовершенствова­нием или облегчением процесса изготовления предмета народного искусства не потерялась ее культурно-историческая уникальность. Применение новых технологий должно соизмеряться с конечным результатом, а не превращать мастера-художника в оператора.

Орнамент выявляет сущность красоты природных форм, их со­гласия, а не противопоставления. Он непосредственно связан с пред­метом, придает ему недостающий смысл, вследствие чего предмет становится жизненно необходимым и приобретает эстетическую цен­ность. Характер орнаментальных композиций обусловлен, во-первых, задачами, которые поставил автор, во-вторых, спецификой отрасли народного искусства. Орнамент по своему характеру может выступать в качестве связующего компонента в изобразительном искусстве, так как в нем нуждается не только народное искусство, но и архитекту­ра, декоративная живопись, скульптура, дизайн. Будучи основой художественного образа, он способствует формированию образно- пластического содержания произведения, выражает архитектонику, выстраивает пространственную структуру, образует поверхность пред­мета, т. е. его материальную основу.

Кроме названных компонентов В.М.Василенко выделяет еще историко-художественный аспект, раскрывающий народное искус­ство как мировоззренческое явление, складывающееся в ходе куль­турно-исторического развития любого народа.

В народном искусстве сочетаются народные промыслы и городское профессиональное искусство. Это в равной степени относится к русскому и зарубежному искусству. У каждого народа искусство раз­вивается в двух направлениях: сельские промыслы и городские ре­месла. Это объединяет различные народности в их художественно- культурном развитии.

В народном искусстве понятия «личность» и «коллектив» нераз­рывно связаны, так как за коллективным творчеством всегда стоит конкретная личность, достижения которой становятся опытом опре­деленной группы людей. Это со временем способствует сохранению и дальнейшему развитию того или иного промысла или ремесла. Лю­бой коллективный опыт на протяжении своего развития углубляется, обновляется благодаря отдельной личности творца, который смог прочувствовать суть конкретного направления в народном искусстве. Творческая индивидуальность народного мастера обрисовывается тем ярче, чем глубже он познает опыт коллектива и влияет на него.

По функциональному назначению в декоративно-прикладном искусстве можно выделить ряд областей, раскрывающих его суть:

- создание художественных изделий, имеющих практическое на­значение в быту и отличающихся декоративной образностью (посу­да, мебель, ткани, одежда, игрушки, украшения);

- украшение самого человека, создание художественно выпол­ненного костюма, составляющего ансамбль вместе с головным убо­ром, обувью и ювелирными изделиями;

- художественное преобразование окружающей действительности, в эстетическом освоении среды человеком.


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Понятие как форма мышления
  2. I.4. Кино и «старшие» искусства
  3. II Всероссийского конкурса чтецов и театрального искусства.
  4. Административно-правовые нормы: понятие, структура, виды. Дискуссионность по понятию структуры правовой нормы.
  5. АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО: ПОНЯТИЕ, ЧЕРТЫ, ВИДЫ.
  6. Административные запреты и ограничения в структуре правового статуса государственных гражданских служащих в Российской Федерации: понятие и содержательная характеристика.
  7. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДЫ, СУБЪЕКТЫ, ПОЛНОМОЧИЯ.
  8. Акты применения права:понятие,признаки,виды.Н,П,А.и акты примен.права:сходство,различия.
  9. Аминоспирты 2-аминоэтанол(коламин), холин, ацетилхолин. Аминофенолы: дофамин, норадреналин,адренлин.Аминотиолы ( 2 аминоэтантиол). Понятие о биологич-ой роли
  10. Амнистия и помилования. Понятие. Их правовое значение. (Статьи 84 —85).
  11. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов: понятие и основания проведения. Субъекты проведения антикоррупционной экспертизы.
  12. БОЕВЫЕ ИСКУССТВА, ВКЛЮЧАЯ БОКС


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1132; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь