Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности обучения конструированию



Ранний возраст

Образовательные задачи:

- знакомить с материалами для конструирования (природным, бросовым, строительным и бумагой);

- с объемными геометрическими формами (кирпич, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида), входящими в состав строительных наборов или кон­структоров;

- учить размещать в пространстве различные геометрически тела;

- выделять геометрические формы в знакомых объектах;

- знакомить с приемами, используемыми в конструировании;

- экспериментировать с бумагой, природным, бросовым материалами в процессе создания элементарных поделок;

- соединять детали с помощью дополнительных материалов (пластилина, глины);

- выделять знакомые образы в постройках и поделках.

Развивающие задачи.

- формировать чувство формы при создании элементарных построек и поделок;

- развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление;

- способствовать развитию внимания, памяти;

- формировать умение прикреплять детали поделки друг к другу.

Воспитательные задачи:

- вызывать интерес к конструктивному экспериментированию

- воспитывать умение слышать словесные указания педагога, его инструк­ции, характеристики;

- воспитывать умение видеть красоту в конструкциях и поделках.

 

Особенности обучения. Конструирование детей раннего возрас­та напоминает игру-экспериментирование, в которой изучаются свойства и признаки геометрических форм, различных материалов. Трехмерный объем продуктов конструирования дает возможность более тщательно обследовать все детали, из которых планируется создавать конструкцию.

В процессе обучения, где ведущим методом является игра, целе­сообразно не просто демонстрировать различные фигурки, но и как можно чаще называть их, давать им образную характеристику, кото­рая помогает детям быстрее включать обследуемые материалы в соб­ственный замысел. Важно активизировать все анализаторы с целью формирования более полного представления о конструировании.

В раннем возрасте дети, начиная с первого года, способны иден­тифицировать геометрические формы, не называя их, но выделяя задаваемую форму из множества других. Данный факт свидетельству­ет о том, что объемные геометрические тела не только могут быть предметами манипуляции и игры детей в этом возрасте, но и объ­ектом изучения.

Умение выделять форму, а в последующем и называть ее облегча­ет процесс обучения конструированию на более поздних этапах, где педагогу не нужно будет знакомить с формами и формировать умения создавать из них различные постройки. В этом случае педагог может использовать словесную инструкцию, с указанием на необходимые формы, а не подробный показ, поясняя значение выбора определен­ных форм для конкретной постройки. Ведь дети уже оказываются подготовленными к работе с этими формами, поскольку знают их свойства и признаки.

Больше времени остается на сам процесс творческого конструи­рования. Не стоит облегчать то, что и так просто. В игре дети при­обретают множественные умения, которые мы, взрослые, не всегда разумно используем для их творческого становления. Мы все время опасаемся, что дети не поймут, не смогут, не справятся. Но мы даже иногда и не пробуем дать им то, в чем они так нуждаются. Зачастую, чтобы уложиться во время, отведенное на занятие, мы стараемся со­кратить до минимума деятельность ребенка, а это кардинально не­верный подход.

Не стоит жертвовать возможностью сформировать какое-то уме­ние ради эффектности поделки. Пусть конструкция (поделка) перво­начально будет иметь вид, мало чем напоминающий, может быть, реальный объект, но зато она будет свидетельствовать о том пути, который ребенок прошел. И здесь важно подчеркнуть его достиже­ния, указав на перспективу дальнейшего движения.

 

Лиза (1 г. 4 мес.) делала «Радостную гусеницу» из мятых комочков бума­ги, которые нужно было располагать друг за другом, скрепляя их между собой. Сначала ей тяжело давалось сминать бумагу в комок (лист бумаги все время расправлялся, и получить единую форму не удавалось). Педагог предложил ей слегка намочить руки и только потом катать комки из бумаги, как это делается с пластилином. В результате Лизиных стараний детали для гусени­цы были готовы. Когда комочки были соединены, возникла другая проблема: глазки Лиза приклеила в разных местах (на первом звене и на последнем). Мама Лизы тут же устремилась помочь дочке: приклеить за нее, чтобы все было аккуратно. Но объяснив маме нецелесообразность такого поступка, педагог совместно с девочкой нашел выход, приклеив еще по одному глазу на каждое звено и разделив гусеницу на две части. Таким образом, получились две маленькие гусенички. Лиза была так рада тому, что у нее получилась не одна большая гусеница, а две маленькие, которые она сделала сама. После занятия она побежала показывать свою поделку маме, гордо хлопая себя в грудь, как бы показывая, что это она сама смогла сделать.

 

Когда ребенок сам достигает нужного результата при косвенном руководстве педагога, умение, приобретаемое малышом на занятии, становится частью конструктивно-изобразительного опыта. Даже если занятие проходит с подгруппой детей, нужно стремиться не минимизировать их деятельность, а продумать ее организацию, что­бы дети, выполняя несложные по характеру действия, создали про­стую конструкцию (поделку). Важно акцент ставить на приемах и техниках, вариации которых расширяют содержательную и техниче­скую стороны продуктов детского конструирования.

 

Младший дошкольный возраст

Образовательные задачи:

- продолжать знакомить с материалами для конструирования (природным, бросовым, строительным и бумагой), их свойствами и выразительными возможностями;

- знакомить с объемными геометрическими телами и архитектурными формами (купола, крыши, арки, колонны, мосты, двери, лестницы, окна), входящими в состав строительных наборов или конструкторов;

- продолжать учить размещать в пространстве различные геометрически тела, создавая определенную конструкцию;

- учить выделять, сопоставлять геометрические формы друг с другом;

- видеть образ в геометрических формах;

- продолжать знакомить с приемами и техниками, используемыми в конструктивной деятельности;

- учить создавать конструктивные образы в процессе экспериментирова­ния с различными материалами и преобразования разнообразных за­готовок;

соединять детали с помощью дополнительных материалов (пластилина, глины, двустороннего скотча, клея, спичек).

Развивающие задачи:

- продолжать формировать чувство формы при создании построек и по­делок;

- развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, во­ображение, внимание, память;

- способствовать овладению конструктивными умениями: располагать детали в различных направлениях на разных плоскостях, соединять детали, соотносить постройки со схемами, подбирать адекватные приемы соединения;

- расширять словарь ребенка специальными понятиями: «конструкция», «архитектура», «схема».

Воспитательные задачи:

- вызвать интерес к конструированию;

- воспитывать умение руководствоваться словесными инструкциями пе­дагога в процессе упражнений;

- воспитывать умение видеть красоту в конструкциях и поделках;

- воспитывать аккуратность при работе с различными материалами и инструментами;

- умение выполнять коллективную работу.

 

Особенности обучения. В процессе обучения детей младшего дошкольного возраста целесообразно использовать помимо репро­дуктивного метода, основанного на повторении детьми орудийных действий педагога, но и частично-поисковый, эвристический мето­ды, позволяющие детям самостоятельно преобразовывать получен­ный опыт в новые ситуации. Безусловно, младшие дошкольники пока не способны без помощи полностью реализовывать собствен­ные замыслы, поскольку, во-первых, их замыслы не стабильны, во- вторых, конструктивно-изобразительный опыт невелик. Однако возможность выбора материала, приема, содержания конструктив­ного образа формирует у детей творческий подход, проявляющийся на начальных этапах в умении придавать своей постройке индиви­дуальный характер.

При создании из строительного набора гаража для машины мож­но показать малышам как из одних и тех же деталей получаются разные гаражи для каждой машины. Для этого необходимо исполь­зовать детали из самоклеящейся бумаги в качестве декора: кирпичи, камни, плиты, глаза (камеры наблюдения) и т.д., пуговицы, пробки от пластиковых бутылок для сооружения дополнительных конструк­тивных элементов: замков, ручек, карнизов и т. п.

В младшей группе дети пытаются не только создавать самостоя­тельно постройки, но активно включать их в игру.

Конструирование относится к тем видам деятельности, которые в содержательном плане создают наиболее благоприятные условия для развития коллективного творчества. Например, при подготовке оформления, подарков к праздникам, атрибутов для сюжетных игр, спектаклей, пособий для занятий по математике, ознакомлению с окружающим миром, построек в уголок природы и т.д. Таким об­разом, дети, начиная с младшей возрастной группы, приучаются участвовать в организации среды, в которой они живут, пока нахо­дятся в дошкольном учреждении. Это оказывает огромное влияние на них, потому в содержательном плане занятий по конструированию необходимо учитывать данный момент, чтобы реализовывать такие направления в развитии творчества, как удовлетворение личных и общественных потребностей.

В возрасте трех лет у детей возникает желание проявить свою «самость». С этим также нужно считаться, не стоит навязывать кон­кретный, запланированный вид конструкции только для того, чтобы решить определенную задачу по формированию какого-либо умения. Конструктивное умение и содержание постройки, взаимосвязаны, но не статичны по своей сути. Это позволяет использовать принцип вариативности в процессе обучения, который дает некую свободу как ребенку, так и педагогу. Нет никакой разницы, на примере какой постройки малыш усвоит нужный прием. Главное, что он овладеет им для того, чтобы дальше им пользоваться самостоятельно.

В рамках обучения конструированию из бумаги дети овладевают приемам сгибания бумаги в различных направлениях (по вертикали, по горизонтали, по диагонали, двойное сложение). Это дает возмож­ность расширения содержательной стороны детских конструктивных образов.

Средний дошкольный возраст

Образовательные задачи:

- закреплять умение работать с различными материалами для конструи­рования (природным, бросовым, строительным и бумагой), учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможно­сти;

- закреплять умение выделять, называть, классифицировать разные объ­емные геометрические тела (брусок, шар, куб, цилиндр, конус, пирами­ду, призму, тетраэдр, октаэдр, многогранник) и архитектурные формы (купола, крыши, арки, колонны, двери, лестницы, окна, балконы, эркеры), входящие в состав строительных наборов или конструкторов;

- продолжать учить размещать в пространстве различные геометрические тела, используя различные композиции, раскрывающие суть конструк­тивных образов;

- учить создавать сюжетные композиции в процессе конструирования;

- продолжать учить сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами окружающей жизни;

- видеть образ в геометрических формах;

использовать различные приемы и техники в процессе конструктивной деятельности;

- создавать конструктивные образы в процессе экспериментирования с различными материалами и преобразования разнообразных загото­вок;

- соединять детали с помощью дополнительных материалов (пластилина, глины, двустороннего скотча, клея, спичек).

Развивающие задачи:

- продолжать формировать чувство формы при создании построек и по­делок;

- способствовать овладению композиционными закономерностями: мас­штаб, пропорция, пластика объемов, фактура, динамика (статика);

- продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимание, память;

- закреплять конструктивные умения: располагать детали в различных направлениях на разных плоскостях, соединять их, соотносить построй­ки со схемами, подбирать адекватные приемы соединения;

- расширять словарь ребенка специальными понятиями: «пропорция», «масштаб», «фактура», «пластика», «пропорция».

 

Воспитательные задачи:

- вызывать интерес к конструированию и конструктивному творчеству;

- воспитывать умение руководствоваться словесными инструкциями пе­дагога в процессе упражнений;

- эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, про­дуктам своей конструктивной деятельности и поделкам других;

- аккуратность при работе с различными материалами и инструмента­ми;

- умение совместно работать с детьми и педагогом в процессе создания общей работы.

 

Особенности обучения. В средней группе дети закрепляют свои конструктивные умения, на основе которых у них формируются но­вые. Так, умение составлять определенную композицию из элементов конструктора, способствует развитию умения планировать работу. В этом возрасте дети учатся не только действовать по плану, пред­лагаемому педагогом, но и самостоятельно определять этапы выпол­нения будущей постройки. Это важный фактор при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

В процессе работы с бумагой и картоном дети учатся сгибать бу­магу в различных направлениях, используя как простые, так и слож­ные виды сгиба. В средней группе такой вид конструирования, как бумагопластика, становится все более актуальным. Наравне со строи­тельными наборами бумага благодаря своим выразительным и пла­стическим возможностям позволяет создавать интересные конструк­ции и поделки, имеющие как реалистичную, так и декоративную основу. Бумага, а вернее ее преобразование, развивает воображение детей, формирует умение видеть новые образы в привычных формах. Например, конус, выполненный из бумаги, может при соответству­ющих доработках превратиться в любое животное, цветок, вазу, лодку, завершение для башни, стать частью костюма для сказочного персонажа и т.д.

 

 

Вариантов использования конуса множество. Но для того чтобы дети смогли преобразовать его, необходимо на схемах, педагогических эскизах показать возможности трансформации.

Такие же чудесные превращения получаются и в технике оригами, которая основана на приемах работы с бумагой путем сгибания ее в различных направлениях. Техника оригами только в исключительных случаях допускает применение ножниц и клея. Это позволяет отнести ее к достаточно сложным техникам, которые требуют огромного внимания, терпения и аккуратности. Неровно сложенные углы не позволят получить желаемый результат. Первоначальный этап обу­чения технике оригами в средней группе — овладение самыми про­стыми исходными формами, варьируя которые можно получить разные образы.

Другой вид бумагопластики заключается в использовании ножниц, клея, помимо приемов работы с бумагой, позволяя создавать объ­емные конструкции и поделки с привлечением опыта работы с ап­пликационными образами. Здесь также требуется умение работать с ножницами, чтобы получить необходимую деталь для конструкции. В средней группе дети осваивают только простые способы вырезы­вания. Они надрезают, разрезают бумагу и вырезывают элементарные формы из заготовок. Наряду с вырезыванием в средней группе для создания конструктивного образа может применяться выщипывание (для передачи фактуры постройки) и обрывание (для передачи опре­деленного характера образа, отображения стиля постройки). Приемы аппликации в данном случае могут выступать как основные, так и дополнительные.

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первона­чальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необ­ходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.

Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка маме, бабушке, сестре, младшему товарищу или сверстнику воспи­тывает заботливое и внимательное отношение к близким, желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто стимулирует ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более эмоционально насыщенной и приносит ему большое удовлетворение.

Конструктивная деятельность благодаря своим возможностям, позволяет практически познакомить детей с таким видом искусства, как архитектура. В средней группе дети не просто изучают отдельные архитектурные формы, но и знакомятся с разными стилями, что по­ложительно сказывается и на других видах изобразительного твор­чества. Именно знание особенностей разных форм архитектуры способствует обогащению содержания рисунков, аппликационных образов детей. В этом случае конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При зна­комстве детей с архитектурой развиваются художественный вкус, умение восторгаться архитектурными формами и понимать, что цен­ность любого сооружения заключается не только в его функциональ­ном назначении, но и оформлении.

Старший дошкольный возраст

 

Образовательные задачи:

- совершенствовать умение работать с различными материалами для конструирования (природным, бросовым, строительным и бумагой), учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности;

- закреплять умение выделять, называть, классифицировать разные объ­емные геометрические тела (брусок, шар, куб, цилиндр, конус, пира­мида, призма, тетраэдр, октаэдр, многогранник) и архитектурные формы (купола, крыши, арки, колонны, двери, лестницы, окна, балконы, эркеры), входящие в состав строительных наборов или конструкто­ров;

- использовать различные типы композиции для создания объемных конструкций;

- создавать сюжетные конструктивные образы;

- сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами окру­жающей жизни;

- выделять образ в различных геометрических телах;

- совершенствовать умение использовать различные приемы и техники в процессе создания конструктивного образа;

- продолжать учить составлять конструкцию по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам;

- учить самостоятельно преобразовывать материалы с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов;

- закреплять умение подбирать адекватные способы соединения деталей конструктивного образа, делая их прочными и устойчивыми;

- находить замену одних деталей другими;

- совершенствовать умение сгибать бумагу различной плотности в раз­личных направлениях;

- учить работать по готовым выкройкам, чертежам.

Развивающие задачи:

- продолжать формировать чувство формы, пластики при создании по­строек и поделок;

- закреплять умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорция, пластика объемов, фактура, динамика (статика) в процессе конструирования;

- продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимание, память;

- совершенствовать умение планировать свою деятельность;

- закреплять и расширять словарь ребенка специальными понятиями «заменитель», «структура», «тектоника».

 

Воспитательные задачи:

- вызвать интерес к конструированию и конструктивному творчеству;

- воспитывать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и поделкам других;

- аккуратность при работе с различными материалами и инструментами; совершенствовать навыки работы с ножницами;

- воспитывать умение работать коллективно.

 

Особенности обучения. Конструктивное творчество детей стар­шего дошкольного возраста отличает содержательное и техническое разнообразие построек и поделок, обусловленное наличием опреде­ленной степени изобразительной свободы.

Изготовление поделок из природного материала формирует у де­тей не только технические умения и навыки, но и эстетическое от­ношение к природе, искусству, своему творчеству. Однако это ста­новится возможным только при комплексном и системном подходе к процессу обучения. Важно чтобы знания, умения и навыки, по­лучаемые в ходе одного вида конструирования, дети умели исполь­зовать в других.

В качестве активизации конструктивного творчества детей целе­сообразно использовать разнообразный стимулирующий материал: фотографии, картинки, схемы, направляющие их поисковую дея­тельность. Что же касается материалов, применяемых в ходе созда­ния конструктивного образа, то его должно быть больше, чем тре­буется для отдельной постройки (и по элементам, и по количеству). Это делается для того, чтобы приучать детей отбирать только не­обходимые детали, соответствующие их замыслу. Если ребенок не способен сделать выбор и использует весь материал, предоставлен­ный ему на занятии, не стремясь объективно оценить его значимость для реализации замысла, то это свидетельствует о довольно низком уровне творческого развития. Важно учить детей анализировать материал, соотносить его свойства с характером создаваемых кон­структивных образов. Дети старшего дошкольного возраста, созда­вая конструкции, строят не вообще, а с конкретной целью, т.е. для того, чтобы применить постройку (поделку) в практической деятель­ности. Это придает конструированию осмысленность и целенаправ­леность.

Учитывая разнообразие материалов, применяемых в конструиро­вании, следует продумать систему его хранения. Удобнее всего раз­ложить материалы по коробкам, в зависимости от вида, при этом сделать его доступным детям. Классифицировать материал целесо­образно совместно с детьми. Во-первых, это позволит быстрее за­помнить его расположение, во-вторых, совместная работа по раз­борке материала приучает детей к порядку, аккуратности, в-третьих, в ходе такой деятельности дошкольники косвенно закрепляют знания о свойствах разных видов материала.

В старшем дошкольном возрасте под руководством воспитателя дети осваивают новые для них способы соединения, учатся создавать разнообразные подвижные конструкции по картинкам, чертежам. Особое внимание обращается на специальную отработку у детей умения соединять детали при помощи гаек и гаечных ключей, так как это требует участия мелкой мускулатуры руки, которая у до­школьника еще несовершенна.

Наборы строительного материала и конструкторы даются не все сразу, а постепенно, по мере их освоения детьми. После того как дети под руководством воспитателя освоят тот или другой конструк­тор, его можно поместить в уголок творчества, чтобы дети имели возможность самостоятельно использовать его в свободной деятель­ности.

Бумага также находит широкое применение и в старших группах в процессе занятий бумагопластикой, которая используется как са­мостоятельный вид творчества, так и в сочетании с другими, для изготовления различных поделок и игрушек. Детям дают различные сорта бумаги: плотную настольную, писчую, глянцевую, полуватман, а также разные виды картона.

Разнообразие природного материала и простота обработки по­зволяют многосторонне применять его в работе с дошкольниками. Воспитатель вместе с детьми заготавливает природный материал. Пополнение его запасов происходит в течение всего года. Чтобы создать целостную поделку или конструкцию из природного мате­риала, нужно подобрать адекватный способ крепления. В той воз­растной группе в качестве дополнительного средства могут уже ис­пользоваться такие, как шило, иголка, проволока, которые в силу их небезопасности не рекомендуется применять в более младших груп­пах. Однако даже для старших дошкольников необходим инструктаж об особенностях работы с этими инструментами, а также контроль за работой.

Природный материал позволяет создавать конструкции как ма­лых, так и больших размеров, и тогда работа будет носить уже кол­лективный характер. Например, сооружения построек из песка или снега на площадке. В этом случае у детей сформируется умение ве­сти совместную работу, где нужно договариваться, находить общее решение.

Художественный ручной труд

Это художественно-трудовая деятельность, состоящая в изготов­лении детьми художественно-эстетических полезных поделок, не­обходимых в различных областях жизнедеятельности дошкольни­ков.

Практическая направленность художественного ручного труда способствует формированию трудовых навыков у дошкольников. Дети учатся не только творить, придумывая интересные поделки, но и организовывать пространство своей жизнедеятельности, создавать красивые вещи, его наполняющие. Для этого им нужно овладеть не­обходимыми умениями и навыками, позволяющими преобразовывать материалы, достигая намеченных результатов — реализации творче­ских замыслов.

Собственные поделки, которые дошкольники впоследствии ис­пользуют не только в игре, но и в процессе учебной, трудовой дея­тельности, приобретают для них определенную ценность. Например, сделав подставку для кисточки, дети гораздо бережнее к ней отно­сятся, чем к купленной в магазине. Отсюда можно сделать вывод, что художественный ручной труд — важное средство развития личност­ных качеств дошкольника: стремления к трудолюбию, вниматель­ности по отношению к окружающим, аккуратности, терпеливости и т.д.

Приемы и техники используются те же самые, что и в процессе конструирования и аппликации. Задачи имеют ту же направленность. Основное отличие состоит в том, чтобы дети научились целенаправ­ленно создавать полезные вещи, необходимые в их практической деятельности.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение детскому конструктивному творчеству.

2. Какие виды конструктивного творчества можно условно выделить? В чем состоит суть каждого вида конструктивного творчества?

3. Какие материалы чаще всего используются в работе над аппликаци­ей?

4. В чем отличие и в чем сходство между аппликацией, конструировани­ем и художественным ручным трудом?

5. С какого возраста целесообразнее обучать работе с ножницами? По­чему?

6. С какой целью используются эскизы в процессе обучения апплика­ции?

7. Каково значение схем в процессе обучения конструированию?

8. Какие конструктивные приемы осваивают дети младшего дошкольно­го возраста?

 

 


Поделиться:



Популярное:

  1. CEМEЙНOE КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ
  2. I курса очно-заочной (вечерней) формы обучения
  3. I. ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО И ЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  4. I. Особенности постановки цели труда.
  5. I. Особенности учета в строительстве
  6. II. Особенности технологии баз и банков данных.
  7. II. Перепишите следующие предложения и переведите их, обращая внимание на особенности перевода на русский язык определений, выраженных именем существительным (см. образец выполнения 2).
  8. III период обучения (апрель, май, июнь)
  9. VI. ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩИЕ ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
  10. XIV. Реализация права абитуриентов на выбор места обучения
  11. XIX. Особенности приёма и обучения иностранных граждан и лиц без гражданства в ОО ВПО «ГИИЯ»
  12. Абсолютная монархия в России (признаки, особенности, идеалогия, условия возникновения, реформы Петра первого)


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 3165; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.076 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь