Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Задачи и особенности обучения рисованию



Ранний возраст

Образовательные задачи:

- познакомить детей с изобразительными материалами, инструментами и техниками доступными в этом возрасте;

- учить соотносить рисовальные движения с речевой установкой, харак­теристикой изображаемого предмета, объекта, явления;

показать выразительные возможности цвета;

- учить экспериментировать в работе с цветом: смешивать цвета разны­ми способами;

- передавать с помощью цвета свое настроение, ощущения (слуховые, тактильные, осязательные);

- преобразовывать каракули (совместно с педагогом и самостоятельно), создавая как реалистичный рисунок, так и стилизованный;

- работать от пятна, добиваясь получения какого-нибудь изображения, имеющего общее сходство с реальными предметами, объектами;

- выполнять простые приемы рисования (мазки: тычком, примакивание; заливка, отмывка);

- наносить точки, как одинаковые, так и разные по форме, используя при этом разную степень их группировки (то плотно лежащих друг к другу, то свободно располагающихся на плоскости);

- познакомить с рисованием различных линий; дать возможность попро­бовать их провести;

-учить выделять при восприятии и рисовании знакомые геометрические формы в предметах;

- передавать ритм (пятен, мазков, штрихов, точек).

Развивающие задачи:

- формировать умение пользоваться изобразительными материалами;

- смешивать цвета разными способами: наложение, вливание, смеще­ние;

- развивать формообразующие движения: нанесение точек, проведение простых линий;

- формировать чувство цвета, формы, элементарные композиционные умения;

- развивать наглядно-образное мышление в процессе дорисовывания пятен, рассматривания абстрактных композиций; наглядно-действенное мышление в процессе изобразительных поисков для получения об­раза;

- расширять словарь ребенка специальными понятиями: «цвет», «светлый оттенок», «темный оттенок», «смешение цвета», «композиции», «линия горизонта», «блик», «далеко», «близко»;

- развивать память, воображение.

Воспитательные задачи:

- стимулировать интерес к занятию рисованием;

- Воспитывать эстетический вкус при работе с цветом (гармонизировать цветовые пятна);

- воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материала­ми и инструментами;

- умение слушать, выполнять определенные действия по словесным ин­струкциям педагога.

Особенности обучения. Активность принадлежит педагогу, по­скольку именно он направляет малыша в его изобразительных по­исках и экспериментах. И от того, насколько интересно и познава­тельно будет проходить совместная работа в области рисования, за­висит самостоятельное творчество ребенка на последующих возраст­ных этапах. Не стоит упрощать и усложнять педагогический процесс, выдумывая какие-то особые формы работы. Самое главное — не превращать процесс обучения в назидание и строгий контроль с це­лью достижения желаемого со стороны взрослого результата. Важно идти от потребностей и возможностей детей, не забывая при этом учить. Если в процессе рисования малыш отказывается от какого бы то ни было участия взрослого, не стоит настаивать, поскольку дав­ление может привести к потере интереса.

 

Дима (1 г. 3 мес.) изучает краски, опуская поочередно в каждую баночку кисточку. Мама пытается отнять кисточку, объясняя малышу, что так нель­зя рисовать, все краски будут грязными, и ими уже сложно будет рисовать. Дима в слезах снова хватает кисть и продолжает свое «исследование». В этом случае важно не прекратить такой процесс, а направить его в нужное русло. Во-первых, ребенок делает это не потому, что хочет досадить маме, а по­тому, что он изучает свойства красок, как они обволакивают кисть и как затем расплываются в емкости. В этом случае перед ребенком можно по­ставить несколько баночек с краской одного цвета, чтобы сохранить ис­следовательский интерес, но не портить художественные материалы. Во- вторых, малыш совершает данные действия потому, что ему нравится процесс погружения кисти в емкость. Значит, можно предложить ему разные не­глубокие прозрачные емкости, в которых были бы видны результаты его экспериментов. В-третьих, дайте ему плоскости, на которые ребенок по­ставит разные отпечатки от кисти. Важно подчеркнуть меняющийся харак­тер отпечатков в зависимости от поверхности. Таким образом, можно при­думать множество вариантов как без давления помочь ребенку осуществить то или иное экспериментирование, которое имело бы положительный по­тенциал для дальнейшей деятельности, а не превращалось бы в бесполезную трату художественных материалов.

 

В работе с детьми данной возрастной категории важно уметь бы­стро реагировать на складывающуюся ситуацию, разрешая ее в кон­тексте с поставленными задачами и желаниями ребенка. Педагог — связующее звено между миром взрослых и миром ребенка.

Любой метод, который применяет педагог в процессе обучения детей раннего возраста рисованию, должен использоваться в ком­плексе с другими методами и приемами. К примеру, если педагог показывает выполнение кисточкой мазка, необходимы словесные пояснения. Речь должна быть эмоционально окрашена и образна. Важно также вовлечь самого ребенка в процесс совместного нанесе­ния мазков, т. е. когда педагог управляет изобразительными движе­ниями малыша. Таким образом, задействованными становятся все анализаторы, что положительно сказывается на уровне овладения ребенком определенными изобразительными умениями.

Качество обучения зависит еще и от того, насколько часто вслух педагог проговаривает изучаемые приемы, выполняет формообразующие движения. Не стоит бояться употреблять в речи понятия, характеризующие основы изобразительной грамоты. Дети, несмотря на возраст, очень быстро и легко запоминают. Однако это запоми­нание не механическое, основанное на многократном повторении, а образное, так как каждый раз понятие произносят только при со­ответствующем действии, чтобы малыши слышали и видели его про­явление одновременно. Только в этом случае происходит постепенное овладение основными понятиями, используемыми в искусстве. Сло­во, подкрепленное наглядным материалом, поможет ребенку проана­лизировать изучаемое явление.

На обучение детей раннего возраста положительное влияние ока­зывает использование различных игровых моментов. Включение игровых ситуаций позволяет сделать процесс рисования живым и интересным.

Постепенно от совместной деятельности с педагогом малыши научаются самостоятельно выделять в пятнах знакомые предметы, объекты и дорисовывать, делая их более наглядными. Ранее мы ука­зывали, что в раннем возрасте степень реализма рисунков пока еще недостаточно высока. Однако это свойственно для детей данной воз­растной категории. Если в работах появляется хоть какое-нибудь сходство с реальными объектами, это уже свидетельствует о динами­ке формирования образа у детей.

В раннем возрасте дети, как правило, стараются изображать очень сложные по своему характеру объекты (человека, животных). Для малышей интересен сам процесс рисования, а не его результат. По­этому все свои действия они сопровождают звукоподражаниями, словами, мимикой и телодвижениями. Для них рисование превра­щается не только в игру, но и в общение со взрослыми, поскольку в рисунке они пытаются рассказать о том, что уже знают, чувствуют.

Младший дошкольный возраст

Образовательные задачи:

- продолжать знакомить с изобразительными материалами, инструмен­тами и художественными техниками;

- учить соотносить рисовальные движения с речевой установкой, харак­теристикой изображаемого предмета, объекта, явления;

- учить смешивать цвета, получая различные оттенки, используя для этого разные способы;

- продолжать учить передавать с помощью цвета свое настроение, вну­треннее состояние, отношение к окружающему миру, искусству;

- работать от пятна, преобразовывать его с помощью различных вырази­тельных средств, достигая выразительности;

- учить приемам рисования;

- учить использовать в процессе рисования такие выразительные сред­ства, как точка, линия, штрих, пятно;

- познакомить с композиционными закономерностями: фактура, линия горизонта, равновесие, симметрия (асимметрия), ритм, динамика;

- учить создавать реалистичные, стилизованные и абстрактные образы, доступные в соответствии с возрастом и индивидуальными возможно­стями;

- составлять простой орнамент и выполнять элементарные узоры на разных формах;

- в процессе рисования создавать из простых форм более сложные.

Развивающие задачи:

- продолжать формировать умение смешивать цвета разными способа­ми;

- развивать формообразующие движения: нанесение точек, проведение прямых, волнистых, изогнутых, спиралеобразных, замкнутых и смешан­ных линий;

- формировать чувство цвета, формы; композиционные умения;

- развивать наглядно-образное мышление в процессе дорисовывания пятен, рассматривания произведений живописи, графики; наглядно- действенное мышление в процессе составления композиций;

- закреплять понятия, употребившиеся педагогом на предыдущем воз­растном этапе;

- расширять словарь ребенка новыми специальными понятиями: «оттенок», «наложение цветов», «равновесие», «симметрия», «передний (средний, дальний) план»;

- развивать память, воображение.

Воспитательные задачи:

- стимулировать интерес к процессу творчества в рисовании;

- воспитывать эстетический вкус в процессе создания выразительных образов;

- продолжать воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и инструментами;

- воспитывать умение выполнять общую работу;

- продолжать воспитывать умение выполнять определенные действия по словесной инструкции педагога.

Особенности обучения. На этом этапе важно не только расши­рять познавательную сферу, изобразительный опыт, но и закреплять полученные умения. Достижения, которые стали неким опытом ре­бенка, становятся основой его дальнейшего обучения. В этом случае, чтобы обеспечить преемственность между знаниями, умениями и навыками в области рисования, необходимо планировать занятия. Их содержание должно способствовать раскрытию опыта и освоению новых умений.

Учитывая, что в младшем дошкольном возрасте замысел ребенка неустойчив, а его изобразительные умения требуют постоянного за­крепления, целесообразно использовать систему упражнений. Их характер меняется в зависимости от задач, решаемых в данный конкретный период. Активность взрослого не должна приводить к при­митивизму детских рисунков.

Зачастую на занятии педагог предоставляет детям возможность нанести приманиванием листья на заранее им нарисованное дерево. В чем же состоит творческое развитие детей на таком занятии? В том, чтобы дети обозначили мазком листья в пределах кроны? Такой под­ход не только не способствует развитию изобразительного творчества, но и приводит к постепенному привыканию ребенка выполнять кон­кретную функцию при изображении конкретного предмета. Форми­рования изобразительного умения в этом случае не происходит, по­скольку для детей младшего дошкольного возраста свойственно воспринимать каждое рисовальное движение изолированно от це­лостного образа.

Ошибочно также обучать детей изображать дерево только целиком, не допуская вариативности в композиции, технике, форме самого дерева. В этом возрасте мелкие изобразительные действия (напри­мер, рисование веток) пока еще сложны детям. Гораздо легче начинать обучение с рисования крупных веток, расположенных на крупных стволах, которые изображаются фрагментарно, т.е. только часть ствола (вид на дерево на уровне его веток). При таком расположении можно отработать приемы рисования веток разной толщины. В ка­честве дополнительного материала подойдут полоски, выполненные из картона (3x7; 5х 10). Полоски торцом опускают в краску, а затем ими ставят отпечатки, имитирующие ветки. После этого дети про­водят тонкой кисточкой по образовавшимся следам, закрепляя навык изображения веток, устремленных вверх. Расширение видового раз­нообразия деревьев их форм и способов изображения дает детям возможность варьировать содержание рисунка.

Каждая из представленных композиций имеет свой неповторимый характер, который позволяет не только раскрыть образ, но и передать свое отношение к нему. В процессе занятия малыши все время ак­тивны, в их сознании живет образ, который они воплощают в ри­сунке. А для того чтобы образы были интересны и индивидуальны, в процессе обучения необходимо предоставлять детям разнообразные педагогические эскизы, отражающие различные композиционные решения, техники выполнения одного и того же предмета, объекта и явления. В качестве демонстрационного материала кроме эскизов можно использовать репродукции, фотографии, детские работы. Такое видовое, техническое и содержательное многообразие мате­риала стимулирует собственное творчество детей, вернее, его первые проявления. В этом возрасте очень важно показать детям, насколько разнообразны мир и возможности его изображения. И в этом случае самое главное — научить детей изобразительным приемам, которые они могут использовать самостоятельно для создания любого рисун­ка. Важно, чтобы дети усвоили принцип изображения того или ино­го объекта.

В младшем дошкольном возрасте в зависимости от уровня под­готовки по-разному проявляется активность ребенка. То она осно­вана на подражании педагогу, когда он показывает новые движения, которыми необходимо овладеть детям, то характеризуется проявле­нием «самости», когда малыш самостоятельно пытается изобразить что-либо, не допуская вмешательства взрослого. И в одном и в дру­гом случае педагог остается направляющим процесс рисования, во­время корректируя деятельность детей, не разрушая творческой инициативы. Оказывая помощь, важно не нарисовать за ребенка, а помочь ему самому достичь результата. Для этого можно использовать прием детальной отработки приема рисования, в процессе которого педагог контролирует правильность выполнения рисовального дви­жения, повторяя его либо параллельно с ребенком, либо вместе с ним, но на отдельном листочке. Как только ребенок поймет суть вы­полняемого движения, он переносит его на работу уже самостоятель­но. Когда занятие проводится с большой группой, такой прием ока­зывается не всегда реализуемым из-за ограниченности во времени. Но в этом случае в начале занятия можно провести небольшое упраж­нение со всеми детьми, в ходе которого на маленьких листочках дети ритмично выполняют то или иное движение, необходимое впослед­ствии для создания образа. Педагог показывает и параллельно рас­сказывает, как его выполнить, после чего включается в коллективную игру-упражнение, направленную на отработку нужного умения. А уже в ходе рисования детей он словесно направляет их, повторяя после­довательность или характер изобразительного действия.

Если в раннем возрасте дети только учатся держать инструменты, то в младшем возрасте они могут делать это правильно. Без знания особенностей работы карандашом или кистью у ребенка, предостав­ленного самому себе при выполнении задания, закрепятся непра­вильные навыки, изменить которые будет значительно труднее, осо­бенно если это касается технических приемов рисования.

Как мы уже говорили, один из эффективных приемов наглядного обучения — эскизы, выполненные педагогом. Их основные отли­чия — изобразительная грамотность и художественная выразитель­ность. Не следует упрощать изображение, делая его схематичным. Образ нужно сохранить живым, соответствующим реальному пред­мету.

Например, при показе, как рисовать ель, надо исходить не только из требований программы для данного возраста, но и следовать по­ложению, что для детей важны два аспекта рисунка: эмоциональная выразительность и внешняя узнаваемость. Демонстрируя показ спо­соба изображения любого предмета (объекта), важно остановиться на следующих моментах: на его форме, размере, расположении на плоскости, ракурсе. Каждый из обозначенных аспектов может быть реализован с помощью техники, приема, наиболее подходящего к данной конкретной ситуации.

 

Например, ель можно изобразить несколькими способами. Любая ель по форме напоминает треугольник (равносторонний, равнобедренный и т.д.), который наносится легким контуром на уже подготовленный детьми фон. Контур можно нанести следующим образом: взять две тонкие кисточки, поставить их в одну точку (это будет макушка ели). Затем провести одно­временно две диагональные линии от общей точки и соединить линии в одну направив их друг к другу. Далее взять одну кисточку № 5 — 7 и поставить мазок (примакиванием) в место, где обозначена макушка. Потом поставить два мазка чуть ниже и дальше увеличивать количество мазков в пределах нарисованного контура. Как только крупные мазки нанесены, нужно взять щетинную кисточку, на которую набрать темно-зеленую краску и оживить образовавшиеся от мазков ветки ели.

Другой способ. Сначала обозначить общий силуэт ели, используя как предыдущий способ, так и трафарет. Затем средней кисточкой (№ 3 — 5) нарисовать ствол в пределах силуэта, а потом взять зубную щетку, на кото­рую нанесена зеленая краска, и, держа щетку горизонтально к поверхности листа, нанести мазки, частично перекрывая ствол, но при этом не выходя за контур.

 

Такие приемы рисования помогают детям создать образ, не опу­скаясь до примитивизма. Они остаются актуальными до тех пор, пока дети не приобретут навыки свободного владения кистью, тогда им дополнительные средства будут не нужны.

Рисование с натуры в младшем возрасте пока еще недоступно в полной мере, поскольку дети не воспринимают предметы как объ­екты изображения. Для них предметный мир и рисунок — два разных явления, хотя в рисунке они его пытаются отражать, допуская ис­кажения в соответствии со своими видением и умениями. Однако приучать их к натурному рисованию необходимо уже в этом возрас­те. Любое умение формируется не сразу, а постепенно. Для того чтобы появилось новообразование, необходимо подготовить почву. С этой целью в младшем возрасте целесообразно при создании какого-то образа предоставлять по возможности и уместности реаль­ные предметы, чтобы дети в процессе рисования могли бы не только рассматривать эскизы и репродукции, но и обследовать сами пред­меты с целью более глубокого изучения их свойств и признаков. В этом случае ребенок будет учиться распределять внимание, анали­зировать, сравнивать рисунок с предметом.

В тех случаях когда нельзя показать детям предмет, можно ис­пользовать педагогические эскизы или крупные репродукции. В про­цессе рисования не стоит убирать демонстрационный материал, поскольку образный опыт пока у детей еще маловат, зрительный ряд помогает не только его расширить, но и закрепить. Если же убрать демонстрируемые картинки, то дети в силу неустойчивости своего внимания останутся без наглядности и будут вынуждены действовать по инструкциям педагога. В результате у всех детей окажутся одина­ковые рисунки. Наглядность дает детям возможность выбирать цвет, композиционное построение. Поэтому, не давая малышам разно­образить свою работу, делать ее непохожей на все остальные, изо­бразительной стереотипности и шаблонности.

Как указывалось ранее, в процессе обучения рисованию в млад­шей группе может использоваться художественное слово в качестве одного из методов, хотя возможности его применения ограничены. Данный метод используется главным образом с целью привлечения внимания детей к теме занятия, стимулирования положительного эмоционального настроя. Загадки, стихотворения, отрывки должны быть просты и понятны детям, иначе умственное напряжение, свя­занное с их восприятием, приведет к изменению эмоционального настроя и желания рисовать.

Есть еще один важный момент — анализ детских работ. На прак­тике мы часто сталкиваемся с такой ситуацией, когда в конце занятия выставляются рисунки детей, и педагог после общих слов: «Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо поработали», «Я сегодня довольна ваши­ми работами» — предлагает детям посмотреть на все работы и оценить их, высказать свое мнение. С одной стороны, привлечение малышей к несложному анализу своих рисунков — положительный фактор, поскольку способствует воспитанию у них активности, с другой — общие фразы не дают возможности составить полное представление о достижениях и трудностях, с которыми столкнулись дети во время занятия. Учитывая возраст детей, целесообразно проводить анализ работ в процессе занятия. В этом случае педагог имеет возможность отметить положительные стороны каждого рисунка и указать на пер­спективы личного развития. При анализе слабых работ важно под­черкнуть даже самые малые достижения детей и при этом косвенно указать на возможные варианты дальнейшего усовершенствования рисунка. Это поможет закрепить удачные находки и исправить ошиб­ки. Такой подход позволяет сохранить положительный эмоциональ­ный настрой у детей. А в конце занятия можно сделать обобщения, охарактеризовать использованные средства.

Средний дошкольный возраст

Образовательные задачи:

- закреплять умение работать с различными изобразительными мате­риалами, инструментами и художественными техниками;

- учить получать различные оттенки в результате смешения цветов;

- знакомить с цветовым кругом, цветовыми гармониями;

- учить гармонизировать цвета на основе схем и таблиц;

- передавать с помощью цвета характер создаваемого образа, отражая свое отношение, эмоционально-эстетическое состояние;

- соподчинять различные выразительные средства для достижения целост­ности образа;

- продолжать учить приемам рисования;

- учить создавать (с помощью точки, линии, штриха, пятна) различные по характеру образы (реалистичные, стилизованные, абстрактные);

- продолжать знакомить с композиционными закономерностями: фактура, линия горизонта, равновесие, симметрия (асимметрия), ритм, динами­ка (статика), композиционный центр;

- учить элементарному рисованию с натуры;

- знакомить с различными видами росписей их мотивами и элемента­ми;

- выполнять простые элементы декоративных росписей;

- составлять орнамент (геометрический, растительный) и выполнять про­стые узоры на разных формах;

- продолжать учить выделять в предметах сложной формы более про­стые;

- учить составлять элементарную сюжетную композицию.

Развивающие задачи:

- формировать умение пользоваться палитрой для получения оттенков;

- продолжать развивать формообразующие движения: нанесение точек, проведение прямых, волнистых, изогнутых, спиралеобразных, замкнутых и смешанных линий;

- формировать чувство цвета, формы; композиционные умения;

- развивать наглядно-образное, наглядно-действенное мышление в про­цессе составления композиций;

- закреплять понятия, употребляемые педагогом на предыдущем воз­растном этапе;

- расширять словарь ребенка новыми специальными понятиями: «гармо­ния», «цветовой круг», «колористическая гамма», «лессировка», «свет», «тень», «перспектива», «отражение»;

- развивать память, воображение.

Воспитательные задачи:

- стимулировать интерес к процессу творчества в рисовании;

- воспитывать эстетический вкус в процессе создания выразительных образов;

- продолжать воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и инструментами;

- воспитывать умение договариваться во время создания коллективной работы;

- чувство взаимопомощи, умения радоваться своим успехам и успехам других;

- продолжать воспитывать умение выполнять определенные действия по словесной инструкции педагога.

Особенности обучения. Перед воспитателем средней группы стоит основная задача — научить детей изображать предмет, объекты и явления окружающей действительности, передавая его основные признаки, структуру и характер.

На основе элементарного опыта рисования у детей данной воз­растной категории повышаются требования к его качественному уровню. Характер усложнений обусловлен формированием таких умений, как внимательность, способность длительно работать над образом, умение давать оценку своим работам, умение различать и сравнивать предметы между собой в процессе их детального обсле­дования. Поэтому в обучении детей 4 — 5 лет рисованию большее место начинают занимать натурные зарисовки. В качестве объектов натуры выступают хорошо знакомые предметы с четким силуэтом, в котором можно легко вычленить простые геометрические формы. Для того чтобы дети смогли правильно передать форму предметов, составляющих натурную постановку, необходимо совместно провести анализ всей композиции, ее колорита, составляющих компонентов, определить их месторасположение по отношению друг к другу.

Первый этап в изображении натюрморта — определение и про­ведение линии стола. Это очень важно, поскольку в дошкольном возрасте дети часто рисуют натюрморт либо просто на однотонном фоне, либо на полосе, расположенной внизу листа. И первый и вто­рой варианты композиционно не верны, они не позволяют форми­ровать перспективное построение. Поэтому дети изображают пред­меты по одной линии, используя фризовое построение и исключая элемент заслоняемости, позволяющий передать пространство на­тюрморта. Далее необходимо выполнить фон, при этом верхнюю часть покрывать либо диагональной, либо вертикальной заливкой, а сам стол — горизонтальной.

Характер заливки и мазков оказывает огромное влияние на осо­бенности восприятия натюрморта. Необходимо учитывать это пра­вило и располагать мазки по форме предметов, чтобы создать эффект объема, пусть даже пока на элементарном уровне. Общую компо­новку натюрморта следует выполнять тонкой кисточкой по готово­му фону, беря для этого краску на полтона темнее или светлее основного фона. Определение композиции всего натюрморта также немаловажно, поскольку дети, как правило, начинают рисовать от­дельные предметы, не соотнося их с другими. В результате получа­ется, что часть из них не умещается в рамки листа или пространство остается полупустым из-за мелкого размера изображенных пред­метов.

Выполнив общую компоновку, дети приступают к вычленению отдельных предметов в ней. Важно приучать их выделять предметы в соответствии с их расположением по отношению друг к другу. В первую очередь изображаются самые крупные предметы, затем более мелкие. Предметы, расположенные на переднем плане, следу­ет выделить тоном (что ближе, то темнее, контрастнее, что дальше, то светлее), и если нужно, то перекрыть частично предметы, находя­щиеся на среднем плане или дальнем. Способность заслонять пред­меты один другим обусловливает формирование у детей умения строить многоплановые композиции при создании не только натюр­морта, но и пейзажа, сюжетного рисунка.

В этом возрасте детям пока еще сложно передавать изображение с определенной точки зрения, поэтому натюрморт должен быть уста­новлен так, чтобы они видели его с наиболее характерной стороны и ясно различали основные части. Если занятия проводятся с целой группой, то лучше организовать несколько постановок. Натюрморты могут отличаться друг от друга. Важно сохранить их общую направ­ленность: количество предметов, их компоновку.

Характеризуя рисование детей средней группы по представлению, остановимся на следующих особенностях.

Дошкольники стремятся закреплять полученные знания или при­обретенные умения в свободной деятельности. А именно рисунки, создаваемые на занятии, они повторяют самостоятельно. Они как бы тиражируют образы. Поэтому в процессе обучения целесообраз­но использовать разноуровневые и разнохарактерные эскизы, де­монстрирующие разные варианты реализации одной и той же темы. И тогда у детей появляется возможность варьировать содержание и технику выполнения своих рисунков, которые обогащаются выра­зительными средствами благодаря их репродукциям. Педагоги со­вершают большую ошибку, когда, подбирая репродукции в качестве демонстрационного материала, руководствуются непонятными кри­териями отбора произведений, считая, что одни могут быть показа­ны только в средней группе, а другие — в старшей. Одно и то же произведение может использоваться в разных возрастных группах. Все зависит от задач, которые педагог решает на конкретном заня­тии. Например, почему не показать детям натюрморт «Букет цветов, бабочка и птица» Ф. П.Толстого в средней группе, если занятие по­священо выделению композиционного центра в натюрморте.

Боязнь взрослых, что дети не поймут, приводит к искусственному упрощению и схематизму, что крайне пагубно сказывается на твор­честве детей.

Показ приемов рисования в средней группе продолжает занимать значительное место в обучении на занятиях, где дается новый мате­риал. И в этом случае нужно четко разграничивать, где идет развитие изобразительной деятельности, а где творчества. Занятиям, направ­ленным на отработку отдельных приемов рисования, сложных по своему характеру, которые будут использоваться детьми на после­дующих занятиях, конечно, следует уделить максимум внимания, чтобы в ходе творческого задания ребенок не тратил много времени на выполнение нужных элементов для достижения выразительности образа.

Одна из частых тем в средней группе — изображение предметов, состоящих из округлых форм, например, снеговик, цыпленок и т.д. Изначально нужно отработать с детьми получение круглой формы, после чего можно рассмотреть разные комбинации кругов, которые каждый раз по-новому раскрывают образ (снеговика, цыпленка). Далее дети выбирают, но не самостоятельно не только ракурс изо­бражения объекта, но и цветовую его характеристику. «Если цыпле­нок трусоват, то какой оттенок желтого будет присутствовать в его окраске? » «А если он задиристый и крикливый? » Таким образом, дети приучаются не просто копировать один и тот же рисунок, а от­ражать характер своего героя. Сделать его, может быть, похожим на себя или своих близких, знакомых. В этом случае происходит не только творческое, но и познавательно-эмоциональное развитие, когда ребенок учится анализировать различные состояния человека, проявления его характера и переносит их благодаря символическому значению цвета в создаваемый образ.

Еще одна особенность рисования детей данной возрастной груп­пы. При выполнении рисунка они уделяют внимание только главным для себя деталям. Так, делая портрет мамы, ребенок может забыть про уши, если они ничем особенным не выделяются, но нарисует огромный рот (если она ярко красит губы или громко разговаривает). С одной стороны, такая особенность говорит о неустойчивости об­раза, его в определенной степени изобразительной избирательности. Но с другой — это показатель личного отношения на уровне симво­лической детализации: мама очень часто кричит и громко разгова­ривает, значит, в понимании ребенка главным в образе становится рот, все остальные черты будут менее значимы. И соответственно часть из них останется не замеченной дошкольником.

В декоративном рисовании также происходят изменения. Дети в средней группе не только создают определенный узор или орна­мент, но и изучают элементы и мотивы росписей. В этом возрасте они уже более детально изучают специфику создания декоративных образов, особенности использования стилизации в процессе рисо­вания. Детей начинает привлекать декоративная композиция сама по себе, поскольку она не похожа на обычный реалистичный рису­нок. Понятие о том, что означает ритм в узоре и как его создавать в рисунке, ребенок может получить, только наглядно увидев, как ритмично движется рука воспитателя, нанося мазки на лист бумаги. С целью обучения ритмичному построению узора целесообразно использовать следующее упражнение. Полотно обоев закрепляется на стене. Детей расставляют по всей длине полосы, у каждого из них кисть и баночка с краской негустой консистенции. По инструк­циям педагога дети начинают постепенно совершать изобразитель­ные движения, имеющие ритмичный характер «Ребята, поставили кисточки в верхней части листа, а теперь выполняем упражнения. Присели, кисточка движется вниз, поднимаемся, кисточка подни­мается с нами как по горке, сели и кисточка скатилась с нами... и т.д.». Такие упражнения, во-первых, помогают детям почувство­вать кинестетический характер ритма, во-вторых, способствуют формированию двигательной памяти, что обусловливает в после­дующем свободное использование умения выполнять ритмичный рисунок.,

Использованию художественного слова как методу обучения в средней группе отводится гораздо больше времени, чем на предыду­щих этапах.

Художественный образ, выделенный в литературном произведе­нии, можно использовать в связи с темой рисования для того, чтобы пробудить интерес, оживить в памяти детей образы, ранее воспри­нятые в окружающей жизни. В этих случаях художественный образ должен воздействовать прежде всего на эмоциональную сферу детей и в то же время давать четкую характеристику, раскрывающую внеш­ние черты предмета, его признаки, свойства.

Анализ детских работ следует проводить так же, как и в младшей группе, т. е. в процессе рисования и в конце его, делая общее заклю­чение о характере создаваемых образов. Однако в средней группе должна даваться более детальная характеристика достижений и неу­дач, на которые нужно косвенно, тактично, но объективно указывать дошкольникам с целью исправления и предотвращения повторных ошибок.

Старший дошкольный возраст

Образовательные задачи:

- совершенствовать умение работать с различными изобразительными материалами, инструментами и художественными техниками;

- получать различные оттенки в результате смешения цветов;

- закреплять умение работать с цветовым кругом, определять цветовые гармонии;

- продолжать учить гармонизировать цвета на основе схем и таблиц;

- закреплять умение использовать выразительные возможности цвета при создании образа, отражая не только общие свойства предметов, но и свое отношение к нему, эмоционально-эстетическое состояние;

- продолжать учить соподчинять различные выразительные средства (цвет, форму, технику, композицию) для достижения целостности образа;

- учить приемам рисования;

- создавать (с помощью точки, линии, штриха, пятна) различные по ха­рактеру образы (реалистичные, стилизованные, абстрактные);

- формировать композиционные умения в процессе усвоения закономер­ностей: фактура, линия горизонта, равновесие, симметрия (асимме­трия), ритм, динамика (статика), композиционный центр, перспектива, светотень;

- продолжать учить рисованию с натуры;

- знакомить с различными видами декоративно-прикладного искусства, росписями, их мотивами и элементами;

- учить составлять мотивы декоративных росписей, используя их элемен­ты и приемы;

- продолжать учить составлять орнамент (геометрический, растительный), познакомить с зооморфным орнаментом;

- выполнять узоры на разных формах;

- выделять в предметах сложной формы более простые;

- учить сюжетному рисованию.

Развивающие задачи:

- закреплять умение пользоваться палитрой для получения оттенков;

- продолжать развивать формообразующие движения: нанесение точек, различных по форме и характеру; проведение прямых, волнистых, изо­гнутых, спиралеобразных, замкнутых и смешанных линий в различных комбинациях и композициях;

- формировать чувство цвета, формы; композиционные умения;

- развивать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление в процессе создания образов;

- закреплять понятия, употребляемые педагогом на предыдущем воз­растном этапе;


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 10311; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.095 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь