Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Русская мебель по проектам А.Н. Воронихина.
Характерным примером мебели первого десятилетия XIX века может служить мебель, созданная по проектам известного архитектора А. Н. Воронихина (1759-1814), автора Казанского собора и Горного института. После пожара 1803 года Воронихин восстанавливал парадные интерьеры Павловского дворца, а несколько позднее обустраивал жилые покои во дворце и Розовом павильоне. Осталось много рисунков этого архитектора с проектами предметов декоративного убранства: каменных ваз, изделий из бронзы и хрусталя, мебели. Последняя изображена им на многих проектах интерьеров, но отдельных рисунков почти не сохранилось, так как они передавались в мастерские и, как правило, там и оставались. Воронихин проектировал диваны и кресла для дворца в Павловске с тонированной и золоченой резьбой в традициях русской мебели второй половины XVIII века; центральная часть спинок гарнитура представляет собой многогранник с лучами. Для павильона " Вольер" по его проектам создавались более строгие одинаковой формы кресла и стулья из полированного дерева с темной прорезной пальметтой на светлой полированной березовой спинке. Для жилых комнат Павловского дворца - мебель тех же форм, но из красного дерева. Воронихин не использовал в своей мебели бронзовых украшений; вся резьба выполнялась из дерева, потом золотилась или покрывалась черно- зеленым тоном под старую бронзу. В вещах, исполненных по рисункам Воронихина, ясно намечается та черта, которая станет характерной для всей русской мебели первой трети XIX века - два варианта решения интерьера и обстановки: парадный и бытовой. Кресла и диваны Греческого зала Павловского дворца с резными ажурными спинками, декорированными грифонами, и локотниками в виде орлов, - великолепный образец парадной мебели. Мотив орла, дважды примененный за несколько лет до этого в тронных креслах по проектам архитектора Дж. Кваренги, широко используется и развивается Воронихиным. Для мебели залов Мира и Войны Воронихин использовал форму античного курульного кресла на львиных лапах, с устоями в виде пучков стеблей, перехваченных золочеными жгутами.
Русская мебель первой декады XIX века. Для мебели первой декады XIX века характерно воспроизведение форм и пропорций античной мебели со стройными и изысканными деталями: прямыми ножками, суживающимися книзу, круглыми или прямоугольными в сечении; легкими спинками с прорезями, например, в виде лиры или пальметты. Вместо крашенной мебели, часто встречавшейся в предыдущий период, создается мебель полированная; наиболее распространенные породы дерева - светлое красное дерево, орех, карельская береза. При этом текстура древесины, естественный рисунок среза, - важный декоративный элемент: мастера часто сочетали фанеру с разными рисунками в одном изделии. По контуру основных плоскостей мебели нередко полосой располагалась вставка из темного дерева, например, мореного дуба, темного ореха или из другой древесины, тонированной под черное дерево. Резьба, как элемент декоративного убранства, в первой декаде XIX века используется скупо; при этом ее часто тонируют под темную античную бронзу, покрывая позолотой детали. Резьба применяется в спинках, опорах подлокотников, в оформлении ножек столов и секретеров, а также в верхней части шкафов. Основные мотивы декора - пальметты, музыкальные инструменты (часто на спинках), гермы (в виде античных герм оформлялись, например, верхние части ножек столов и бюро), сфинксы, крылатые львы и грифоны (опоры локотников), розетты, листья аканта, рог изобилия, различного вила профилированные пояски. Использование бронзы в декоре русской мебели начала XIX века характерно для городов, имевших хорошо налаженные торговые контакты с Западной Европой, которая поставляла художественные бронзы. В частности, такая мебель обычна для Петербурга этого времени. В Москве и других городах, не имеющих таких контактов, вместо бронзы в декоре использовали фигуры и орнаменты, вырезанные из дерева, тонированные и позолоченные. Иногда по краю плоскости располагалась полоска латуни с черненым рисунком на блестящем фоне, или же, наоборот, с блестящим рисунком на черненом фоне. Для московской мебели этого времени характерны звезды, меандры, сочетания двух листьев. Московская мебель начала XIX века имеет более массивные формы, чем петербургская. В декоре мебели начала XIX века часто встречается расписное стекло с античными мотивами и орнаментами. Стекло применялось в двух основных цветовых сочетаниях: черное с золотом или голубое с золотом, при этом золото могло выступать в качестве фона для голубого или черного рисунка, а могло образовывать рисунок на голубом или черном фоне. Овальные или прямоугольные вставки расписного стекла закреплялись в дверцах шкафчиков, в столешницах и пр. В интерьерах дворянских усадеб и домов еще с XVIII века часто встречались пристенные столы-консоли и легкие столики различного назначения; они характерны и для начала XIX века, и отличаются присущими для этого времени строгими пропорциями и композицией. Широкое распространение получают трехногие столики, повторяющие формы античных жертвенников. В записках, датированных 1805 годом, современник замечает: " Все делалось a l'antique. Везде появились алебастровые вазы с иссеченными мифологическими изображениями, курильницы и столики в виде треножников". По дошедшим до нас описаниям и воспоминаниям современников, мы можем составить себе представление о том, как в начале XIX века обставлялись комнаты. В гостиных располагалась группа мебели, состоящая из дивана, так называемого " преддиванного" стола и нескольких кресел. Иногда в одной комнате ставили несколько таких групп, отделяя их друг от друга жардиньеркой с вьющимся плющом или другим растением. В просветах между окнами располагались зеркала с подзеркальными столами. В спальнях часто ставили трюмо, впервые вошедшее в русский быт в конце XVIII века и туалетные столики. Особого разнообразия достигают формы мебели для сиденья. В дворянских домах появляется еще одна комната, называемая диванная. Формы диванов в XIX веке весьма разнообразны. Для начала столетия характерны прямоугольные очертания диванов. Особое место в русском мебельном искусстве первой декады XIX века занимает дворцовая мебель из красного дерева и карельской березы. Новая дворовая мебель часто предназначалась для более раннего интерьера. Например, мебель, создаваемая по проектам архитектора А.Н. Воронихина для некоторых залов Павловского дворца.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 743; Нарушение авторского права страницы