Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 2. Технологическая карта проект



Глава 2. Технологическая карта проект

§1. Технологические операции по изготовлению изделия……………………37

§2. Выбор материала для резьбы по дереву……………………………………41

§3. Правила техники безопасности при выполнении работ…………………..45

Глава 3. Производственные условия реализации проекта.

3.1. Рабочее место резчика……………………………………………...............49

3.2.Инструмент резчика по дереву……………………………………………...54

3.3.Объем работ и потребности материалов по заданию……………………..57

Заключение………………………………………………………………………58

Литература………………………………………………….…………………....59

Приложения………………………………………………….…………………..60

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Задачи проекта:

История резной мебели.

Русская мебель XVIII века.

В течение XVIII века русская мебель прошла несколько этапов, которые часто связывают со стилистическими изменениями в соответствии с западноевропейскими влияниями: барокко, рококо, классицизм.

Для мебели конца XVII - начала XVIII в. характерны сильно развитые объемные формы, обилие крупной резьбы, позолоченной или подкрашенной. Примером такой мебели может служить резное подстолье (аспидная столешница привезена из-за границы, а подстолье сделано русскими мастерами), датируемое этим временем. Подстолье имеет три ножки в виде больших волют с крупными резными листьями и розеттами, раскрашенными золотом, красной и зеленой краской.

В мебели петровского времени сохраняется пышность рельефной резьбы с позолотой, высокие спинки, бархатная обивка ярких цветов, но при этом наблюдается тенденция к большей практической целесообразности форм, прочности и функциональности.

Для нового образа жизни, для новых интерьеров требовались и новые виды мебели, осветительных приборов и др. предметов убранства. Мебель активно закупалась за границей, прежде всего в Англии и Голландии. Наряду с этим происходило освоение русскими мастерами новых мебельных форм. В русской мебели этого времени старые черты часто причудливо сочетаются с новыми, заимствованными у Европы.

Из традиционных форм мебели конца XVII века дольше всего сохранялись массивные дубовые столы на широкой царге и мощных точеных ножках, соединенных прямоугольными проножками. В эти же годы стулья, кресла, табуреты часто имеют особо изогнутые ножки с утолщением в верхней части и шарообразной формой на конце. Часто ножка заканчивается когтистой лапой, сжимающей шар. Мебель начала XVIII века отличается массивностью, энергичными очертаниями, выразительными переходами от широких мест к узким. Существенное место занимают в обстановке шкафы разных форм и назначений.

Во второй трети XVIII века русская мебель значительно меняется. На смену большим и тяжелым дубовым столам предыдущего времени приходят облегченные столы из цельного красного дерева. Появляются туалетные столики, комоды, камины для экрана, торшеры, столы для рукоделия и игры в карты.

Основным видом декора становится резьба, почти всегда окрашенная в несколько цветов или позолоченная. Предметы имеют ясно выраженные барочные очертания. Наряду с деревянными употребляются и бронзовые золоченые украшения. Обивочным материалом служат кожа, окрашенная в разные цвета, и бархат. В XVIII веке в России трудно четко отделить мебель барокко от мебели рококо, так как черты этих двух стилей зачастую мирно сосуществуют в одно время и даже в одном и том же предмете.

Начиная с 60-х годов XVIII века в Петербурге и Москве возводят дворцы и дома архитекторы русского классицизма - Ч. Камерон, В. Баженов, Дж. Кваренги, И. Е. Старов, М. Ф. Казаков и др. Для их убранства проектируется мебель, развивается мебельное производство, достигшее к концу XVIII века высокого художественного уровня.

Стены теперь не украшаются резьбой, они обрабатываются согласно требованиям классицизма строгими замкнутыми плоскостями, покрываются натянутыми на рамы тканями, украшаются колоннами и пилястрами.

В соответствии с интерьерами создается и русская мебель 60-90-х годов XVIII века - мебель екатерининского классицизма. Предметов этого времени сохранилось значительное количество - от высокохудожественных образцов до непритязательных, сделанных из простых материалов.

Переход от изогнутых форм русской мебели барокко и рококо к спокойным и прямолинейным конструкциям классицизма завершается к 80-м годам XVIII века.

В эти годы утверждается классицистическая орнаментика, в которой, однако, нередко встречаются формы барокко.

Сохранилось довольно много стульев, кресел, столиков, диванов, торшеров, консолей, треножников, украшенных резьбой с позолотой и голубой, розовой или зеленой подкраской.

Для отделки корпусной мебели широко применяется техника маркетри; в ней выполняются бюро и шкафы.

Благодаря распространившейся моде на карточные игры в быту появляется множество карточных столиков; особенно полюбились столики-бобики, названные так из-за характерной столешницы, сделанной в форме боба. В качестве материала для набора наряду с деревом иногда используется и кость, а также металл и выжигание.

Единственной в своем роде была металлическая мебель, изготовлявшаяся мастерами Тульского оружейного завода из стали и бронзы. Металл как материал хорошо подходил для создания легкой и конструктивной классицистической мебели.

К концу века широкое распространение получают стройные, прямолинейные простые формы кресел и стульев, напоминающие английские образцы. Черты классицизма продолжают развиваться в русской мебели XIX века.


 

Русская мебель при Елизавете Петровне: от барокко к рококо.

Русская мебель середины XVIII века имеет свои характерные черты. По пропорциям и массивности она соответствует формам западноевропейского барокко, в то же время часто приближается к французскому рококо, а иногда - к английской мебели, где была распространена " китайщина". Пропорции мебели становятся более легкими, а формы - прихотливыми. Увеличивается высота ножек, они утрачивают свое утолщение под царгой и как бы сливаются с ней, образуя плавную линию. Тяжелые кресла, стулья и шкафы с инкрустацией из черепахи, металла и цветного дерева, популярные в предшествующее время, уменьшаются в размерах, становятся уютнее и изящнее, углы скругляются. Холодные мраморные доски столов заменяются деревянными, с наклеенной тисненой кожей. В качестве обивки используются бархат и цветные кожи. Новым и излюбленным видом обивочного материала стали шпалерные ткани, а также орнаментированные шелка. Иногда для сидений и спинок употреблялась натуральная соломка.

Для мебели рококо характерны причудливо изогнутые спинки, ножки, столешницы и стенки, а в их декоре - обилие завитков с " проросшими" из них цветами и листьями, раковины с волнистыми изогнутыми или изорванными краями. Для причудливых завитков и изогнутых линий елизаветинского рококо непригодны твердые породы дерева, поэтому характерный для барокко дуб был заменен на мягкую липу или березу. В отдельных случаях причудливые изгибы линий достигают предела - исчезает конструкция, оказываясь погребенной под сплошной резьбой, которая клубится, вьется и изгибается во всех направлениях.

Кроме резьбы активно используется роспись по белому или светлому цветному левкасу, которая скрывает естественный цвет и фактуру дерева. Края ножек и царги, углы и кромки плоскостей обводили тонкими полосками краски, а внутри образовавшихся рамок писали орнаменты, мелкие веточки, розы, незабудки, переплетающиеся с рокайльными завитками. Сохранились стулья, столики, шкафчики, рамы для зеркал с такой отделкой. Комоды на высоких изогнутых ножках, часто выполненные из розового дерева, имеют сильно выпуклый, как бы разбухший кузов, который в зависимости от количества и величины ящиков принимает тот или иной вид. Деление на ящики по большей части маскируется, их число можно определить только по количеству ручек и замочных скважин.

Расписной комод середины XVIII века - характерный пример русской мебели стиля рококо и по форме, и по декору. Тонкие, круто изогнутые ножки сливаются с тонкой царгой в единую упругую дугу с напряженным изгибом. Бюро представляет собой чередование выпуклых и вогнутых поверхностей, изгибающихся в разных направлениях. На каждой стенке написана легкая рамка с капризно извивающимися контурами, перевитая мелкими травками. Внутри и снаружи рамки - букеты цветов и веточки с листьями на белом фоне. Свобода декора подчеркивает легкость и непринужденность форм.

Кроме левкаса для покрытия древесины употребляли красный, желтый, зеленый и черный лаки, называемые китайскими, по которым писали красками и золотом сюжетные и орнаментальные композиции.

Один из сохранившихся образцов этой техники - бюро-шкаф из Эрмитажа, передние и боковые стенки которого расписаны китайскими пейзажами. Применялись и другие виды росписи, а также оклеивание поверхности раскрашенными гравюрами. Содержание таких росписей весьма разнообразно: сражения, охота, прогулки в экипаже, природа, арматура, орнаменты.

Получила распространение инкрустация, занимавшая в предыдущий период более скромное место. На больших плоскостях столешниц, створок шкафов, крышек бюро она переходит в целые мозаичные наборы из кусочков древесины разных пород. Техника наборного дерева достигает в это время высочайшего уровня, позволяющего выполнять очень тонкие и сложные узоры и малые декоративные картины различного содержания.

Кроме мебели русских мастеров-краснодеревщиков елизаветинского времени, давших превосходные образцы рококо, в Россию проникала и иностранная мебель того же стиля: французские послы, назначенные на службу в Петербург, привозили с собой целые корабли мебели, которую потом продавали русским дворянам.

 

Русская мебель при Екатерине II: классицизм.

Активная позиция в международной политике и положение великой державы обязывали русский двор не уступать в роскоши и богатстве дворам европейских стран. Крупные заказы на мебель, недоступные многим европейским дворам, характерны для России екатерининского времени. Главным поставщиком роскошной и дорогой мебели со сложными механизмами был Давид Рентген, знаменитый мебельный мастер и владелец мастерской в Нейвиде. Мебель приобреталась у Рентгена целыми партиями, он делал много специальных предметов по заказу, а также привозил стандартную нейвидскую продукцию. Мебель Давида Рентгена во многом определила пути развития парадной мебели русского классицизма. Кроме Рентгена, мебель для дворцов Петербурга, Павловска и Гатчины делали лучшие мастера Парижа: Ж. Жакоб, Ж. А. Ризенер и др.

Однако привозная мебель не могла удовлетворить нужды царского двора и знати, поэтому в России появились собственные мебельные производства, работавшие для двора и аристократии, которые организовывались иностранными мастерами: Г. Гамбсом, А. Туром, Шарлеманем и др.

Дорогую мебель русского производства проектировали архитекторы, создававшие в это время дворцовые ансамбли: В. Растрелли, Ч. Камерон, В. Бренна, Дж. Кваренги и др., а выполняли по чертежам русские столяры. В императорских дворцах и дворянских домах появились гарнитуры целых комнат по чертежам архитекторов, которые проектировали интерьер.

Последняя треть XVIII века - время расцвета в России усадебной культуры. В это время происходит обустройство и переустройство дворянского хозяйства, быта, жилья.

А. Т. Болотов, известный мемуарист второй половины XVIII века, описывая свое возвращение со службы домой в 1762 году, рассказывает, что он " велел выломать все старинные лавки и полки; выбелил потолок, стены и печь; вынес передний длинный и простейший дубовый стол, отыскал другой складной и лучший, а для сидения успел отделать и обить канапе и дюжину стульев". После этого он заказал столяру соседнего помещика новую мебель, а также отдал своего крепостного на обучение столярному и резному делу. Подобный процесс происходил повсеместно; помещики заводили себе целые мебельные мастерские - особенно славилась мебель из мастерских Шереметевых, Юсуповых, Куракиных.

Во второй половине XVIII века происходит дальнейшая дифференциация видов мебели по назначению. Наличие собственных мастеров в каждом имении позволяло варьировать виды мебели по форме, материалу, отделке в соответствии с нуждами и личными вкусами хозяина. Мебель этого времени, выдержанная в стиле классицизм, отвечала общим настроениям эпохи с ее войнами, победами, идеями государственного могущества и гражданственности.

В противовес пышности, неконструктивности и камерности мебели рококо, характерной для времени правления Елизаветы Петровны, мебель классицизма ориентировалась на художественные формы античного искусства: в ней преобладают геометрическая правильность линий, ясность и четкость членений. В мебели рококо переходы одних конструктивных частей и деталей в другие, как правило, незаметны или умышленно замаскированы; в мебели классицизма конструкция предметов и сочленения деталей выражены очень ясно и четко.

Вместе с тем на протяжении всего периода мебель екатерининского классицизма сохраняла легкость форм, присущую рококо. Это достигалось особыми пропорциональными отношениями, при которых, например, ножки стульев, кресел, комодов и проч. оставались относительно тонкими и суживающимися книзу. Эта тенденция сохранялась до начала XIX века, хотя создавались и отдельные предметы массивных форм. Впечатлению легкости способствовали и вырезанные каннелюры, часто украшавшие ножки стульев и шкафов.

Коренным образом изменился характер резьбы: она становится скромнее и располагается в основном в конструктивных узлах предмета, например места скрепления ножки и царги декорировались резными розетками. Излюбленными мотивами были пальмовые ветви, лавровые листы, гирлянды, венки, вазы с цветами, ленты и банты.

Постепенно мебель приобретает все более строгие классицистические формы. В декоре мебели 60-90-х годов XVIII века можно выделить три основных типа.

Первый тип - это мебель с резьбой, золочением и окраской, в которой на фоне общего цвета углубления и выступы окрашивались в разные, гармонирующие друг с другом тона. Характерный пример - подзеркальный столик с тонкими каннелированными ножками и царгой, вырезанной в виде цепи овалов, украшенных свисающими гирляндами; резное подстолье решено в несколько цветов. В некоторых случаях полихромная раскраска разных предметов одного гарнитура варьировалась, не нарушая при этом единства всего ансамбля. Такая полихромия была специфически русским явлением. Обивка разных предметов из одного гарнитура могла быть различной по рисунку, но выдержанной в одной гамме. Отделка предметов обстановки сочеталась с отделкой стен комнаты. Мебель иногда расписывалась изображениями мифологических персонажей золотой краской по синему фону, а иногда роспись повторяла классицистические элементы резьбы - колонны, вазы, гирлянды. Резьба занимала основное место в декоре мебели русского классицизма последней трети XVIII века. На смену рокайльным орнаментам и завиткам предыдущего периода пришли симметричные античные мотивы - розетки, венки, овалы, аканты, лавровые листья. Резьба всегда располагалась на предмете в точном соответствии с его конструкцией, мотивы вытягивались и сжимались в зависимости от формы, которую они украшали. К концу столетия в резьбе мебели появляются мифологические существа, а для столешниц начинают использовать цветной камень и мрамор, который в это время становится модным.

Второй тип - мебель с декором из наборного дерева. Большинство дошедшей до нас мебели наборного дерева имеет довольно простую отделку. Обычно это геометрический орнамент " в елочку", " в шашку", " сеточкой", " ромбами", " полосками" из светлой и темной древесины разных пород, часто с помещенными на подобном фоне изображениями цветов, ваз, эмблем искусств и наук, пейзажами и т. п. Однако встречаются предметы, декорированный сложным набором, выполненным с большим мастерством. Высоким искусством, например, отличаются работы крепостного мастера П. Б. Шереметева Никифора Васильева. В небольшом столике строгих форм на столешнице представлен вид Кускова. Это - пример тончайшей наборной работы, выполняя которую, мастер, по преданию, ослеп. В наборной мебели 1790-х гг. используется новый материал, не известный западноевропейским мастерам, - карельская береза. Считается, что впервые ее ввел в употребление П. В. Мещерский, актер, живописец и скульптор, любивший декоративно-прикладное искусство и сам выполнявший работы в своей столярной мастерской. В XVIII веке карельскую березу использовали в работах наборного дерева только в качестве фона, как, например, в футляре стоячих часов 1794 года. Сплошная фанеровка больших плоскостей, связанная с широким распространением мебели из карельской березы, характерна для русской мебели XIX века. В более простой мебели последней трети XVIII века вместо наборной работы в качестве декора применялась роспись красками - ею украшались плоскости царг и спинок.

Третий тип мебели - мебель из полированного красного дерева, обладающего богатыми красочными оттенками - от темно-малинового до желтовато-красного. Основным средством достижения художественного эффекта была блестящая полировка поверхности, показывающая красивый цвет и текстуру дерева. Резьба и золочение в такой мебели не использовались; вместо этого осторожно вводились тонкие прокладки и украшения из металла, подчеркивающие конструкцию вещи. Похожую мебель делали из простых сортов древесины, а потом придавали вид красного дерева. Стулья, кресла, диваны, столы разных форм, шкафы, комоды из красного дерева более, чем аналогичная по форме и функции мебель первых двух типов, выражали идеи классицизма: сдержанность, легкость, четкость конструкции и членений. Стиль приобретал в этом варианте изысканную строгость, а спокойный цвет древесины придавал предметам монументальность. Характерный пример мебели этого типа - подзеркальный стол конца XVIII века.

 

А. Спецтехнология.

Рабочее место резчика.

Для комфортной и продуктивной работы нужно создать определенные условия. В идеале мастеру требуется отдельное помещение, светлое и хорошо проветриваемое, в котором температура воздуха и влажность поддерживаются на постоянном уровне. Свет должен падать на рабочее место слева или спереди.

Стол, за которым можно удобно расположиться, должен быть устойчивым, прочным, чтобы на нем можно было надежно закрепить заготовку. Для мелких поделок, украшенных геометрической либо плоскорельефной резьбой, мозаикой или для мелкой скульптуры особый стол не нужен. Но есть такие виды работ (резьба с крупным рельефом, скульптура и др.), во время которых задействованы обе руки, поэтому удерживать заготовку нужно иначе. Для этого предназначено особое оборудование, которое устанавливают на верстаке (рис. 6).

Рис. 6. Верстак для резьбы по дереву.

Чаще всего мастера и любители резьбы по дереву не имеют для работы специально приспособленного помещения. В этом случае вместо верстака можно использовать верстачную доску (рис. 7), за которой удобно работать стоя. Ее можно изготовить самостоятельно.

Рис. 7. Верстачная доска: 1 – сквозные отверстия пропилы; 2 – струбцина; 3 – вертикальная опора.

Она может иметь различную форму, но обязательно должна отвечать основным требованиям:

• на ней должно быть удобно закреплять заготовку;

• она должна быть съемной, устойчивой и компактной.

Для ее изготовления нужна обычная доска длиной примерно 1 м, шириной 25 см и толщиной 40–50 см, а также понадобится брусок необходимой длины (в зависимости от того, к чему будет крепиться доска) и сечением 100 х 50 мм.

Последовательность работы такова: обстрогать и выровнять доску, срезать и закруглить один из концов, проделать несколько сквозных отверстий пропилов, предназначенных для крепления заготовки. Затем прикрепить доску струбциной, например к подоконнику, подпереть свободный конец стойкой, которую прикрепить к доске с помощью обычной петли, тогда в сложенном состоянии доска не займет много места и будет удобна в хранении. Верстачная доска удобна тем, что к ней открыт доступ с трех сторон, поэтому не нужно будет постоянно вынимать заготовку из зажимов и поворачивать.

Но резчик может расположиться и сидя, тогда подойдет настольная верстачная доска (рис. 8), представляющая собой щит, изготовленный из дерева и установленный наклонно (для этого можно приспособить, например, старую чертежную доску размером 50 х 75 см).

Рис. 8. Настольная верстачная доска: 1 – наклонный деревянный щит; 2 – поворачивающийся круг; 3 – отверстия для шпилек; 4 – штырь; 5 – струбцина.

У настольной верстачной доски есть один недостаток – она обращена только в сторону резчика, поэтому, чтобы изменить положение заготовки, ее нужно каждый раз откреплять и фиксировать заново, что создает некоторые неудобства при работе. Но это неудобство можно устранить: достаточно установить на доску поворачивающийся круг, на котором и будет крепиться заготовка. Для этого выпиливают круг диаметром 30–35 см и толщиной 30 мм, наклеивают его на фанеру, которая также имеет форму круга, но несколько большего диаметра. Это нужно для того, чтобы закреплять деревянный круг в необходимом положении (об этом ниже).

Наложив полученную заготовку на доску, в центре просверливают сквозное отверстие диаметром 20 мм, в которое на клей сажают деревянный штырь (его диаметр должен совпадать с диаметром отверстия), с помощью выступающей части которого устройство можно будет поворачивать.

Установить круг в соответствующем положении можно шпильками, которые вставляются в отверстия, просверленные (проколотые) в выступающей фанерной кромке, и фиксируются в настольной доске. Все устройство струбциной прикрепляется к низкому столику, скамейке и т. п.

Если и такое оборудование недоступно, можно использовать старый письменный стол, табурет или чурбак, в конце концов. Главное, чтобы они были достаточно высокими и соответствовали вашему росту. Тогда при работе не придется сутулиться, а руки не будут уставать.

Поверхность стола или табурета лучше покрыть линолеумом, желательно светлым и слегка шероховатым, чтобы заготовка не скользила. Он защитит поверхность от растворителя, лака, воды, а также не затупит лезвие случайно соскочившего инструмента (конечно, этого следует всячески избегать).

Изделие или детали должны надежно крепиться на столе (верстаке). Для этого предназначены различные державки, которые удерживают заготовку в горизонтальном положении. Их изготавливают из липы под каждую деталь и прибивают гвоздями (либо прикручивают шурупами и болтами) к рабочей поверхности. Державки бывают:

1 ) упорные (под геометрическую резьбу);

2) торцевые (для узких торцевых деталей);

3) угловые (для квадратных или прямоугольных заготовок);

4 ) гнездовые (для мелких деталей);

5 ) выносные (для ящиков);

6) в виде скоб (для круглых деталей, изделий);

7) упорные винты (для круглой скульптуры) и др.

Некоторые из них представлены на рис. 9.

Рис. 9. Разновидности державок: а – торцевые; б – фигурные; в – угловые; г – нажимы.

В заключение нужно сказать, что обустройство рабочего места, приобретение электрооборудования и различных инструментов не должно превращаться в самоцель, поскольку начинающему резчику на первых порах достаточно обычного перочинного ножа и куска картона, которым можно застелить стол. Со временем, если это занятие станет для него профессией или очень серьезным увлечением, арсенал оборудования надо будет обязательно пополнить. В настоящее время существует множество приспособлений и инструментов, значительно облегчающих работу резчика по дереву. Все необходимое можно приобретать постепенно.

Заключение.

Потребность украшать предметы быта появилась у людей давно. Так сложилось, что Русь – страна лесов. И такой благодатный материал, как древесина, всегда был под рукой. Народные промыслы складывались веками, усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. Искусство это необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, по индивидуальному видению и замыслу мастеров. Художественные изделия, выполненные народными мастерами, служат непременной частью повседневной жизни человека. Их продуманная форма и пропорции, рисунок орнамента и цвет самого материала характеризуют их художественное содержание, превращают обыкновенные вещи в произведения искусства. С древних времен мастера стремились найти определенный ритм и сочетание узоров, чтобы дерево ожило и излучало тепло. Мастера тонко чувствовали материал, и часто использовали такие изобразительные мотивы как – образ птицы или коня, что было связано с культом животных. На самых разных предметах народные умельцы использовали также изображения сказочных персонажей – львов, наяд, русалок, единорогов и других сказочных чудовищ, исполняя их в резьбе или росписи. Важным центром искусства художественной обработки древесины в Древней Руси были Киев и Великий Новгород. Новгородское искусство обработки дерева достигло своего расцвета в XII —XIV вв. В Новгороде использовали такие приемы решения орнамента как: прямоугольники, круги, завитки. Все созданное человеком из дерева всегда имело практическое назначение и вместе с тем выражало духовный смысл, так как самой характерной чертой прикладного искусства является то, что вещи, создаваемые для практического применения, становятся носителями настроения мастера, его чувств и мыслей. В крестьянском искусстве XVIII — XX вв. геометрическая резьба была не только красивым узором, в нём был заключен глубокий смысл.

Литература.

1. Работы по дереву. Иллюстрированная энциклопедия; пер. с англ. Е. Полянской. – М.: Эксмо, 2013. -272 с. 2. Осипенко В. Резьба по дереву. – М.: Профиздат, 2010. – 112 с.: ил. 3. Материалловедение (деревообработка): учеб. пособие / Б. А. Степанов. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 80 с. 4. Деревообработка: технологии и оборудование: учебн. пособие / С. В. Фокин, О. Н. Шпортько. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 348 с.: ил. – (Среднее профессиональное образование). 5. Реставрационные строительные работы: учебник для нач. проф. Образования / А. А. Ивлиев, А. А. Кальгин. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011, - 272 с. 6. Охрана труда (деревообработка): учеб. пособие для нач. проф. образования / В. Н. Обливин, Н. В. Гренц. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 288 с. 7. Столяр-плотник: учебн. пособие / И. К. Рахманов. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 278 с.: ил. – (Начальное профессиональное образование). 8. Технология деревообработки: учебник для нач. проф. образования / С. Н. Рыкунин, Л. Н. Кандалина. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 352 с.

А так же адреса интернет сайтов:

1. http: //www.reznoe.ru/

2. http: //www.carver7.ru/

3. http: //svetico.narod.ru/

4. http: //mebel-812.ru/

5. http: //skbtools.ru/

6. http: //festival.1september.ru/

 

Приложения.

Фото изделия:

 

Глава 2. Технологическая карта проект

§1. Технологические операции по изготовлению изделия……………………37

§2. Выбор материала для резьбы по дереву……………………………………41

§3. Правила техники безопасности при выполнении работ…………………..45


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1007; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.054 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь