Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Античная философия. Периодизация и основные черты.



Самой развитой философской традицией древности является античная философия, охватывающая философские учения мыслителей древней Греции и древнего Рима, которые вы должны изучить достаточно подробно. Именно античная философия лежит в основе средиземноморского типа философствования, распространившегося затем в странах Европы, Ближнего Востока и ставшего определяющей формой философии.

Необходимо выяснить, какие факторы общекультурного, политического и религиозного порядка способствовали быстрому формированию и развитию философии в Греции, которая оказалась тесно связанной с общим расцветом античной культуры, так наз. «греческим чудом».

1. Антропоморфизм и натурализм античной религии. Для античной религии был характерен последовательно проведённый антропоморфизм, т.е. полное уподобление богов человеку. По сути, античные боги – это образы прекрасных мужчин и женщин; боги отличаются от людей лишь бессмертием, большей физической силой и способностью менять свой облик. Античные боги подобны людям также и по своим душевным качествам. Они обладали теми же достоинствами и недостатками, что и люди. Мифы изображали богов как существ, волнуемых страстями и склонными к порокам, свойственных и людям. Греческие боги были эстетическими идеалами, но отнюдь не образцами этического поведения. Уважать богов, какими они были описаны в поэмах Гесиода и других мифологических источниках, было невозможно. Греки боялись силы богов, однако считали возможным бороться против богов и обманывать их (вспомните богоборческий миф о Прометее). Греческие боги не являлись всесильными, подчинялись природным законам; даже Зевс не мог изменить того, что определено судьбой.

Отметим также изначальную слабость жречества в Греции, не образовавшего цельной общественной группы наподобие индийских брахманов. Жречество быстро утратило в Греции духовное лидерство и использовалось исключительно для свершения религиозных церемоний. Все эти особенности античной религии существенно облегчили проделанный греческим мышлением путь « от мифа к логосу ». Уже самые первые греческие философы противопоставляли себя «мифографам», творцам мифов, претендуя исключительно на рациональное объяснение всего существующего. Слабость античного жречества, которое не воспринималось как хранитель истины, дарованной богами, приводило к выводу, что истину необходимо находить самостоятельно с помощью интеллектуальных усилий.[9] Это и привело к возникновению философии.

2. Утверждение демократических начал в античном обществе. Именно в древней Греции зарождается демократия как форма правления, при которой большинство граждан принимают участие в управлении государством. Если в странах Востока зачастую господствовал догматический авторитет носителя высокого статуса (вельможи, жреца), то одним из основных принципов греческого общества была исономия - равенство всех граждан в общественной жизни. Также стоит вспомнить о господствующей в демократических полисах парресии – свободе слова. Обратим внимание на раскрепощение личности в Греции, возможность относительно свободно дискутировать на темы, которые в восточных культурах были запретными для непосвящённых. Жизнь в греческих городах-полисах требовала таких качеств как инициативность, здравый смысл и расчёт. Однако в отсутствии единого догматического, обусловленного исключительно авторитетом мнения большую роль играло искусство убеждения и аргументации. Утверждалось представление о том, что ни одно положение не должно приниматься без надлежащего его рационального, логического обоснования. Многие исследователи античной философии полагают, что философия возникла тогда, когда мыслители начали не только изрекать, но и доказывать выдвигаемые положения.

Большое влияние на формирование античной философии оказала агонистичность древнегреческой культуры, выражающаяся в стремлении к постоянному противоборству, в котором обе стороны пытались показать все свои способности и одержать победу над противником. Агонистичность проявлялась, в частности, в форме философского спора, дискуссии, итогом которых было достижение истины, убеждение оппонента и всех присутствующих принять наиболее обоснованную точку зрения.

Древнегреческая философия возникла под влиянием предшествующих видов мировоззрения: религиозно-мифологического и обыденного. Наиболее яркое своё выражение мифологическое мировоззрение получило в поэмах Гомера («Илиада», «Одиссея») и Гесиода («Теогония», «Труды и дни»). Так в « Теогонии » («Происхождении богов») Гесиод, живший в 7 в. до н.э., попытался связать богов и персонажей античной мифологии общей родословной, показать смену поколений богов, которая была тесно связана с процессом космогонии – возникновения мира. По Гесиоду, весь мир возник из хаоса как некоего неупорядоченного состояния, в котором не было гармонии или закономерности. С другой стороны, в греческой дофилософской мысли наличествовала обыденная, житейская мудрость в форме изречений ( гномов ) 7 мудрецов, к которым относились Солон, Периандр, Анахарсис, Биант и др. Гномы 7 мудрецов отражали идеал трудолюбия, умеренности, золотой середины и могут считаться одной из основ общечеловеческой этики – «Знай своё время», «Говори к месту», «Соблюдай во всём меру» и др. Часто для запоминания изречения мудрецов объединялись в стихотворения наподобие следующего:

 

Семь мудрецов называю: их родину, имя, реченье.

« Мера важнее всего! », - Клеобул говаривал Линдский;

В Спарте, - « Познай себя самого! », - проповедовал Хилон;

« Сдерживай гнев! », - увещал Периандр, уроженец Коринфа;

« Лишку ни в чём! », - поговорка была митиленца Питтак а;

« Жизни конец наблюдай! », - повторялось Солон ом Афинским;

« Худших везде большинство », - говорилось Биант ом Приенским;

« Ни за кого не ручайся! », - Фалес а Милетского слово.

 

Греческая философия возникла на рубеже 7 – 6 вв. до н.э. в Ионии, на побережье Малой Азии, где располагалось множество поселений-колоний. Традиционно первым философом считается Фалес Милетский.

Отметим основные характерные черты, свойственные античной философии:

1. Космоцентризм. Чрезвычайно важным для античной философии, особенно на первых этапах её развития, было понятие « космос ». Это понятие происходит от греческого глагола, означающего «украшать», «приводить в порядок»[10]. В греческом мышлении понятия «космос» и «хаос» были противопоставлены. Хаос как неупорядоченное, негармоничное состояние мироздания постепенно превращался в прекрасный, упорядоченный, гармоничный космос, в котором господствует строгая пропорциональность и закономерность. Космос представал в качестве абсолюта, включающего в себя всё существующее. Даже боги включались в состав космоса и подчинялись его законам. Человек и общество также считались частью космоса и не выделялись из него. Именно на постижение космоса направляли свои интеллектуальные усилия античные философы.

Однако представления античных мыслителей о космосе существенно отличались от современных. Античности чужда была идеи бесконечности, в том числе и мысль о бесконечности космоса. Космос считался самым совершенным объектом, но совершенное всегда должно было иметь форму; поэтому прекраснейший космос не мог быть бесконечным. Космос должен был иметь самую прекрасную и совершенную форму; таковой в античной культуре представала форма шара. Таким образом, космос мыслился в античности большим, но всё же ограниченным сферическим телом.

2. Онтологизм античной философии. Онтологизм прежде всего заключается в признании бытия мира независимого от нашего сознания в качестве предпосылки нашего мышления об этом мире. Античная философия была укоренена в онтологических бытийственных проблемах, это в первую очередь размышление о бытии. Существование бытия вне сознания почти не подвергалось сомнению, поэтому субъективный идеализм в античности не принимал своей крайней формы – солипсизма.

3. Диалектичность. Именно античной философии европейская традиция обязана формированием основ диалектического метода. Греческие мыслители первые начали рассматривать мир как постоянно изменяющееся противоречивое целое. Они заложили традицию изучения бытия в процессе его становления. Особое место как основоположнику диалектики принадлежит Гераклиту. Даже те из античных мыслителей, которые выступали против представлений о мире как изменчивости, текучести (элеаты), прибегали к диалектике понятий как особому методу решения интеллектуальных задач.

В своём развитии античная философия прошла через ряд периодов, существенно по своим характерным чертам отличающихся между собой:

1. Философия физиков (6 – сер. 5 вв. до н.э.). Первых греческих философов принято называть физиками, поскольку основным объектом их исследования была природа ( фюзис ). Природа в представлении греческих мыслителей совпадала с космосом как современным гармоничным, упорядоченным состоянием мироздания. Физика подразумевала в античности совокупность всего знания о природе, в котором ещё не произошла чёткая дифференциация между частными естественными науками и философией. Сочинения первых философов имели стандартное название «О природе».

Перед первыми греческими философами стояла проблема первоначала, из которого всё происходит ( архе ). На роль такого первоначала, как правило, претендовали 4 стихии: земля, вода, огонь, воздух. Сам набор этих первоначал указывает на господство стихийно-материалистической тенденции во взглядах первых античных философов.

К «физическому» этапу существования античной философии относят философов ионийской и элейской школ, Пифагора и его последователей, первых античных атомистов (Левкиппа и Демокрита), Эмпедокла и Анаксагора.

2. Классический период (сер. 5 – кон. 4 вв. до н.э.). В начале этого периода происходит антропологический поворот в греческой философии, связанный с деятельностью софистов и Сократа. В рамках антропологического поворота подчёркивается, что мир общества и культуры развивается по иным принципам, чем природа, что многое в нём возникло «по установлению» самих людей. Главным предметом философии становится человек. Возникает, наряду с физической, и этическая философия, а также логика. В классический период появляются чётко сформулированные учения субъективного (софисты) и объективного идеализма (Платон). Основным итогом классического периода античной философии следует считать размежевание основных направлений в философии, создание первых грандиозных философских систем (Платон, Аристотель), а также совершенствование терминологии и философского метода.

3. Эллинистическая философия (3 - 1 в. до н.э.). В этот период разворачивается деятельность множества философских школ (стоики, скептики, киники, эпикурейцы и др.). На первое место выходит этическая проблематика; изучение природы должно лишь помогать изгонять страхи, содействовать исцелению души, её покою, невозмутимости. Философия воспринимается как искусство счастливой жизни, намечается расхождение философии и науки.[11]

4. Философия Римского периода (1 в. до н.э. – 6 в. н.э.). По основным тенденциям развития философии этот период мало отличается от предыдущего. Продолжают существовать те же школы, что и в период эллинизма, одним из значительных феноменов поздней античной философии следует считать распространение, появившегося в 3 в. н.э. неоплатонизма. Появляется плеяда древнеримских мыслителей (Лукреций, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий)[12], однако они философствуют в рамках сложившихся в эллинистическую эпоху школ. В числе языков философствования наряду с древнегреческим, начинает задействоваться и латинский язык, который активно разрабатывает философскую терминологию. Развитие античной философии было прервано общим крушением античной культуры под напором варварских нашествий и вследствие победы христианства. Датой окончания античного периода развития философии считается 529 г., когда была закрыта последняя философская школа – платоновская Академия.

 

Философия милетской школы.

Первой исторически сложившейся школой[13] философии была милетская школа ионийской философии. Она существовала на протяжение 6 в до н.э. в городе Милете, от которого и получила своё название. Греческая философия возникла в Ионии (современная территория западного побережья Турции), которая активно подвергалась греческой колонизации. В Ионии появилось множество греческих городов, жители которых занимались ремеслом и торговлей. Для жителей этих городов (и Милета в том числе) была характерна инициатива, предприимчивость, опора на здравый смысл. Эти черты привели к тому, что мифологическое мировоззрение начало преодолеваться достаточно быстро и одновременно появляется тяга к изучению окружающего мира, космоса. Этими факторами и обуславливается появление философии в Милете.

Главной проблемой, занимавшей милетских мыслителей, был вопрос об архе (первоначале), из которого произошло всё существующее. Мифологический генетический подход был милетскими мыслителями преодолён и заменён поиском субстанциального безличностного начала, первовещества, из которого всё возникло. Как правило, на роль такого архе претендовали 4 стихии: земля, вода, огонь, воздух. Этим была обусловлена изначальная стихийно-материалистическая ориентация первых греческих философов. В основном милетские мыслители занимались изучением природы и тем самым положили начало натурфилософии и частным естественным наукам (физике, астрономии и пр.). К милетской школе относятся идеи трёх мыслителей: Фалес а, Анаксимандр а и Анаксимен а – из которых каждый последующий был учеником предыдущего.

Основоположником философии считается один из 7 греческих мудрецов Фалес Милетский (7-6 вв.до н.э.). Фалеса считают основоположником физики и философии. Фалес являлся первым физиком из-за того, что первым обратился к изучению природы (фюзиса), что для других мудрецов не было характерно. Фалес оставил свой след в математике (теорема Фалеса) и астрономии (сбывшееся предсказание солнечного затмения 585 г. до н.э.). Будучи в Египте, Фалес смог, применив метод пропорции, вычислить высоту египетских пирамид. Первым философом Фалеса признают потому, что он первый начал обосновывать, доказывать свои утверждения. Именно это является гранью, отделяющей дофилософское мудрствование от философии, подразумевающей обязательную доказательность своих положений. Так, гномы, дошедшие от Фалеса, разительно отличаются от изречений других мудрецов обсуждением космологических вопросов и наличием обоснования: «Больше всего пространство, потому что оно всё в себе содержит», «Мудрее всего время, потому что оно всё открывает», «Сильнее всего необходимость, ибо она имеет над всем власть».

Фалес, впервые поставив проблему первоначала в немифологическом ракурсе, выделял в качестве архе воду. Он обосновывал свою позицию, утверждая, что семена всего живого имеют влажную природу и что всё живое питается влагой. Земля, по Фалесу, подобна куску дерева, плавающему по волнам мирового океана. Таким образом, всё существующее в мире является разнообразной модификацией, видоизменением воды. Здесь намечается проблема соотношения сущности (воды) и её проявлений (внешне очень непохожих на воду веществ).

Фалес первым начал рассуждать также по психологической проблематике. Он считал душу движущим по отношению к телу началом, а движение и способность приводить в движение признаком одушевлённости. Поэтому он заключил, что всё мироздание (включая в себя магнит, янтарь и пр.) одушевлено и полно демонов. Подобное учение об одушевлённости всего сущего называется гилозоизм ом.

Следующим представителем милетской школы был ученик Фалеса Анаксимандр (610 – 546 гг. до н. э.), написавший не дошедшее до нас сочинение " О природе". Анаксимандр отказался искать первоначало среди традиционных 4-х стихий, поскольку принятие в качестве архе одной из стихий ведёт к уничтожению остальных. Первоначалом мира является, по Анаксимандру, бескачественный апейрон (в буквальном переводе «беспредельное»), размышляя о котором Анаксимандр приблизился к философскому пониманию материи.[14] Апейрон как бескачественное начало мироздания порождает стихии, из которых в свою очередь образуются вещи. Все объекты возникли из апейрона (материи) и должны рано или поздно в него вернуться: «Из чего все вещи получают своё рождение, в то все они возвращаются, следуя необходимости. Все они в своё время наказывают друг друга за несправедливость». Обратим внимание на то, что эти процессы отделения от апейрона, а затем слияния с ним происходят не по воле богов, а «следуя необходимости», т.е. природному закону.

Анаксимандр оставил значительный след в зарождении изучения органической реальности. Он, например, используя идеи Фалеса, утверждал, что жизнь зародилась во влажном месте. Анаксимандр первый предположил, что человек появился в результате эволюции от органических существ другого вида. Согласно Анаксимандру, первые люди появились в утробе рыб и вскармливались ими, а затем были ими изрыгнуты и вышли на сушу. При всей наивности подобных воззрений необходимо отметить, что Анаксимандр уже не прибегает к вмешательству богов, а объясняет всё естественными причинами.

Третий представитель милетской школы Анаксимен (6 в. до н.э.), ученик Анаксимандра, вернулся к поиску архе среди 4-х стихий и стал считать первоначалом воздух. Воздух, конденсируясь, превращается в воду, а та, затвердевая, становится землёй. Таким образом, всё сущее образовано из сгущённого воздуха. Анаксименом утверждается изначальность воздуха: воздух не создан богами, а, наоборот, боги состоят из воздуха. Монистический принцип единственности первоначала мироздания проводится Анаксименом вполне последовательно. В сфере внимания Анаксимена как учёного находились астрономия и метеорология. Однако его воззрения в этих областях знания достаточно наивны. Так, он полагал, что звёзды, подобно гвоздям, воткнуты в хрустальный небосвод.

Значение милетской школы философии заключается в стремлении к постижению глубинной сущности окружающего мира и природы, в отказе от сверхъестественного и поиске природных причин всего сущего. Тем самым они содействовали становлению рационалистического, философского и научного подхода к изучению мира. Представители милетской школы считаются первыми представителями философского материализма.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1669; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь