Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Формы философского идеализма.



Идеализм – противоположное материализму направление в философии, утверждающее первичность духовного, идеального начала над материей, природой, веществом. Все идеалисты едины в том, что материальное не обладает самостоятельным, независимым от идеального первоначала бытием. Материя рассматривается как инобытие первичного духовного начала. Идеалисты полагают, что материя возникает лишь как отражение идеального начала или как результат его деятельности.

Однако, когда встаёт вопрос о природе этого первичного идеального начала, среди идеалистов начинаются разногласия, разделившие идеализм на два направления: объективный идеализм и субъективный идеализм. [4]

Объективным идеализмом считается учение, утверждающее, что мир является результатом деятельности существующего объективно (независимо от человеческого сознания) идеального первоначала. Для обозначения этого первоначала могут использоваться такие термины как «космический разум», «мировой дух», «абсолютная идея» и др. Мир возникает на одном из этапов развития этого идеального первоначала. Следует заметить, что объективный идеализм по своим исходным установкам близок к религиозному мировоззрению, где таким началом, создавшим всю реальность, признаётся Бог, которому не свойственна материальность. Условно объективно-идеалистические учения могут быть разделены на религиозные и нерелигиозные, но даже в нерелигиозных учениях объективного идеализма (Г. Гегель) сохраняется в скрытой форме связь с религиозным мировоззрением. Наиболее значительными представителями объективного идеализма в истории философии были Платон, Аврелий Августин, Фома Аквинский, Г. Гегель, В. С. Соловьёв.

Субъективные идеалисты считают, что идеальным первоначалом, которому всё существующее обязано своим бытием, является сознание каждого человека (субъекта). Это приводит к отрицанию объективного характера всей реальности. Все объекты реальности существуют лишь в нашем сознании и творятся им, - полагают субъективные идеалисты. Последовательной формой субъективного идеализма является солипсизм (лат. “solus ipse” – «только сам»), утверждающий единственность существования воспринимающего субъекта. Всё остальное объявляется результатом деятельности, активности человеческого сознания. Ближе всего к солипсизму подходит философия Д. Беркли. В большинстве случаев в философии встречаются и получают распространение умеренные формы субъективного идеализма, не отрицающие напрямую существование внешней реальности.

Субъективный идеализм основывается на действительной трудности достоверного доказательства независимых от чувственного восприятия субъекта объектов реальности. И. Кант называл это «скандалом в философии». Однако последовательный субъективный идеализм невозможно провести на практике, и в этом заключается доказательство его несостоятельности.

Ведущими представителями субъективного идеализма были древнегреческие софисты и скептики ( Протагор, Пиррон, Секст Эмпирик), Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант, И. Фихте. В постклассической философии элементы субъективного идеализма широко распространены в позитивизме, прагматизме, экзистенциализме и других направлениях современной философии.

 

Философия и мировоззрение.

Той основой, на которой возникает философия, является мировоззрение. В целом мировоззрение намного древней философии. Интерес к философии присущ далеко не всем людям, однако у всех людей есть то или иное мировоззрение.

Мировоззрение - система воззрений на мир и место человека в нём. Само слово «мировоззрение» подразумевает наличие мира как совокупности всех объектов реальности и бытие того, кто взирает на мир, то есть нашего Я. В соотношении Я (субъекта, сознания) и не-Я (объектов реальности) и заключается сущность мировоззрения. Подобное соотношение Я и не-Я включает в себя отношения различных типов. 1. Гносеологическое, заключающееся в познании мира человеком. 2. Праксеологическое (от слова «практика») – изменение человеком окружающей реальности и своего сознания. 3. Аксиологическое – формирование системы ценности и оценка тех или иных объектов и процессов реальности в соответствии с системой ценностей. Онтологическое соотношение сознания и бытия, идеального и духовного, является основным вопросом философии.

Мировоззрение состоит из двух уровней: чувственного (мироощущение и мировосприятие) и рационального (миропонимание). Мироощущение и мировосприятие является целостным отражением, осознанием и переживанием воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций. Чувственный уровень мировоззрения формируется у человека стихийно с момента рождения. Миропонимание – это целостное осознание и постижение мира в понятиях и других рациональных конструктах. Уровень миропонимания появляется в сознании человека, начиная с 5-летнего возраста, когда ребёнок научается пользоваться понятиями. Следует помнить, что философия может возникнуть только на основе миропонимания и немыслима без оперирования понятиями.

Существует значительное разнообразие видов мировоззрения, которые могут контактировать и пересекаться между собой. Выделим наиболее значимые виды мировоззрения. Это 1. Обыденное мировоззрение, 2. Религиозно-мифологическое мировоззрение, 3. Художественно-эстетическое мировоззрение, 4. Научное мировоззрение.

Обыденное мировоззрение может считаться самым распространённым, в той или иной степени оно присуще каждому человеку. Как правило, обыденное (житейское) мировоззрение формируется стихийно и содержит несистематизированные представления о мире. Житейское мировоззрение чаще всего проявляется в форме здравого смысла, направленного на наиболее эффективное, успешное осуществление деятельности человека в окружающей реальности. Обыденное мировоззрение во многом обусловлено средой воспитания и культурными традициями, в которых формируется личность человека. Именно обыденное мировоззрение определяет большинство поступков, совершаемых человеком.

Религиозно-мифологическое мировоззрение опирается на признание существования сверхъестественных сил и сущностей, влияющих на окружающую человека реальность. Как правило, эти силы и сущности предстают в образе богов. В большинстве случаев религиозно-мифологическое мировоззрение выражается эмоционально, в образной форме. Основная масса верующих в христианстве воспринимают Бога как грозного старца на небесном престоле или страдающим на кресте, и лишь немногие учёные теологи понимают Бога как абстрактный принцип, как сверхъестественное первоначало всего сущего. Также отметим иррациональную составляющую религиозного мировоззрения, апеллирующего не к разуму, а к внеразумным способам постижения: вере, мистической интуиции и пр. На основе религиозно-мифологического мировоззрения появляются все известные национальные и мировые религии.

Художественно-эстетическое мировоззрение свойственно преимущественно деятелям искусства и людям, оценивающим мир по эстетическим критериям, среди которых главную роль играет понятие «прекрасное». Так же как и религиозное мировоззрение, художественно-эстетическое воспринимает мир преимущественно в образной форме. Суть творчества заключается не только в отражении реальности, но в её преображении, творческом преобразовании, исправлении недостатков реальности по законам эстетики. В художественно-эстетическом мировоззрении очень сильной является индивидуально-личностная компонента, что делает результаты художественного творчества уникальными и неповторимыми.

Научное мировоззрение характеризуется стремлением к построению теоретически оформленной картины мира, основанной на данных наук. В отличие от обыденного, научное мировоззрение содержит тенденцию к упорядоченной, теоретически оформленной картине мироздания. В противоположность религиозному мировоззрению для науки характерен приоритет рационального начала и обращение к разумным средствам познания действительности.

Обратим внимание на противоположность художественно-эстетического и научного мировоззрений. Художественно-эстетическое мировоззрение характеризуется субъективизмом, поскольку художник или писатель в создаваемых ими произведениях высказывают личные вкусы, склонности и симпатии, что во многом и придаёт художественным произведениям их ценность. Научное же мировоззрение требует от учёных полного исключения ( элиминации) всего субъективного. Учёный должен лишь бесстрастно фиксировать, «протоколировать» факты окружающей действительности. Личные вкусы, склонности, симпатии не должны оказывать влияние на результаты деятельности учёного. Это придает результатам научной деятельности интерсубъективность, общность всем познающим субъектам. Научное мировоззрение обладает тенденцией к предельному объективизму.

Философия также является одним из видов мировоззрения, имеющим много общего с другими видами мировоззрения. Философское мировоззрение присуще немногим и поэтому философия элитарна в наиболее благородном значении этого слова. Философия выражает своё содержание в форме, требующей значительных интеллектуальных усилий для своего усвоения.

 

Функции философии.

Философия как форма общественного сознания существует несколько тысячелетий. Вряд ли её существование продолжалось бы столь длительное время, если бы философия не была полезна человечеству, не удовлетворяла определённые потребности людей. Когда мы говорим о функциях философии, мы имеем в виду ту позитивную роль, которую философия могла бы сыграть в жизни конкретного человека, в существовании общностей людей различного уровня и всего человечества в целом. Выделим наиболее важные функции философии:

1. Мировоззренческая функция. Эту функцию философии можно считать важнейшей. Выполняя мировоззренческую функцию, философия содействует выработке и корректировке мировоззрения. Часто, усваивая философию, человек приобретает ярко выраженное философское мировоззрение, характеризующееся системностью и теоретизированностью, стремлением осмыслить мироздание в целом. Но даже, если преобладающим у человека остаётся религиозное или научное мировоззрение, знакомство с философией в значительной степени изменяет это мировоззрение, позволяя существенно обогатить его, представив всё многообразие подходов к решению мировоззренческих проблем.

В мировоззренческой функции можно выделить сильно выраженную гуманистическую направленность. Философия обращается к лучшему в человеческом существе и всячески стремится в ещё большей степени возвысить человека, заставить его преодолеть свою ограниченность. Философия с помощью мировоззренческой функции может воспитывать человека, формируя определённые качества характера и призывая воздерживаться от поступков, признаваемых дурными или неподобающими. Недаром Марк Туллий Цицерон называл философию «возделыванием души», которая без соответствующего ухода за ней не даст должных всходов. В отношении общества философия, формируя мировоззрение, может выступать в роли социального критика, подвергающего рассмотрению существующие общественные институты и традиции, предлагая устранить те из них, которые не соответствуют высоким требованиям философии.

2. Аксиологическая (ценностная) функция состоит в формировании определённой системы ценностей. Этой системой ценностей во многом определяется поведение человека и его жизненная стратегия. Аксиологическая функция философии позволяет человеку составить представление о сути красоты, блага, справедливости, истины как важнейших и социально значимых ценностей.

3. Практическая функция философии состоит в том, что философия может оказать человеку содействие в свершении действий, помочь в решении запутанных жизненных проблем. Стоит отметить, что люди, как правило, не обращаются к философии в счастливые периоды своей жизни, когда они не испытывают никаких затруднений. Однако как только возникают проблемы, которые человек не может решить сразу, тогда многие испытывают настоятельную потребность в философских (или религиозных) доводах, которые помогли бы оправдать определённые действия человека. Философия может вдохновлять человека на действие или путём своеобразного утешения примирять с несовершенством действительности, благодаря чему люди менее остро переживают испытания (так наз. терапевтическая функция философии).

Практическая функция философии оказывается задействованной в основном тогда, когда человек оказывается в «пограничной ситуации» и ему необходимо сделать выбор в своём отношении к действительности, а затем реализовать этот выбор в своём действии. Особенно серьёзным является выбор человека поставленного в «пограничную ситуацию» между жизнью и смертью.

4. Познавательная функция философии заключается в том, что философия содействует познанию окружающего мира и самопознанию человека. Философия изучает всеобщее в системе отношений «мир – человек». В своей познавательной деятельности философия активно взаимодействует с частными науками естественного и социально-гуманитарного цикла. Однако, если частные науки изучают лишь определённые сегменты реальности (химия – превращение веществ, астрономия – небесные явления, социология – общество), то философия обращает внимание на то, что проявляется во всех сферах бытия, придавая целостность и единство мирозданию. Так, категории пространства и времени, движения и пр. применяются в каждой научной дисциплине, но дать ответ на вопрос о том, что собой представляют пространство, время, движение и пр. призвана только философия. Философия играет значительную роль в создании условий для синтеза отдельных научных дисциплин или их плодотворной совместной деятельности. Игнорирование вклада философии в познавательную деятельность, лишает науку глубинного мировоззренческого измерения и не сказывается положительно на достижениях учёных.

5. Методологическая функция философии состоит в том, что философия активно участвует в формировании методологии познания окружающего мира. Метод ом называется совокупность приёмов и операций теоретического или практического познания действительности. Философия взаимодействует с наукой в разработке научной методологии познания мира. Не случайно гносеология нацелена на выработку путей и средств достижения истинного знания. Философы (особенно это заметно начиная с 17 в.), участвовали в разработке и теоретическом обосновании таких операций как индукция и дедукция, анализ и синтез, наблюдение и эксперимент, аналогия, моделирование и пр. Важную роль философия играет, выполняя эвристическую [5] функцию, помогая совершению научных открытий и технических изобретений.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I курса очно-заочной (вечерней) формы обучения
  2. I.Поставьте предложения в вопросительную и отрицательную формы.
  3. II. Реформы «четырех модернизаций» и их результаты
  4. III Перепишите следующие предложения, содержащие разные формы сравнения и переведите их на русский язык.
  5. III. Реформы Фредерика де Клерка
  6. IV. Реформы «белой революции»
  7. V. Перепишите следующие предложения, определите в них видовременные формы глаголов и укажите их инфинитив, переведите предложения на русский язык (см. образец выполнения 3).
  8. X. ТЫ-/ВЫ-ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ. ДРУГИЕ ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ В КОММУНИКАЦИИ
  9. Абсолютная монархия в России (признаки, особенности, идеалогия, условия возникновения, реформы Петра первого)
  10. Адаптивная способность человека: врожденная и приобретенная формы адаптации.
  11. Административно-финансовые реформы.
  12. Административные, судебные и аграрные реформы 60-90х годов.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 2757; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь