Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 111–130.



1. Как формируется в философии XX в. понятие «парадигма»? Что такое парадигма социального знания?

Любой квалифицированный исследователь истории социальной мысли, прочитав произведения того или иного автора, не зная при этом его имени и лет жизни, практически сразу определит, к какой исторической эпохе в развитии европейского обществознания относится данная работа - к эпохе Античности, Средневековья, Нового времени (XVII-XVIII в.), XIX-нача­ла XX в. или к современности. Еще в XIX в. ряд мыслителей (Г.В.Ф. Гегель) рассматривали историю философии как закономерный процесс развития философского знания и мышления, переходящий от одной стадии к другой. Работы авторов, принадлежавших к одной эпохе исторического развития, несмотря на то, что они порой выражают в своих социально-политических концепциях диаметрально противополож­ные идеологии, объединяют идеи об универсуме и месте общества в системе универсума, о природе и сущности человека как социального существа, О познавательной активности человека вообще и социальном познании в частности и, наконец, о природе самого общества. Такие исторически меняю­щиеся системы представлений и понятий об универсуме и социальном мире человека можно обозначить понятием «парадигма социального знания».

О. Конт создает концепцию 3-х стадий развития человеческого духа (теологическая, метафизическая, позитивная), впервые выделяя основные парадигмы социального знания.

В философский лексикон понятие «парадигма» введено в нач. 60-х гг. прошлого века Т. Куном. Под парадигмой научного знания Кун понимал систему понятий, описывающих научную картину мира и методологию научного исследования.

В изучении парадигм социального знания важную лепту внесли исследования исторических типов рационального поведения человека М. Вебера (нач.XX в.), исследование исторических изменений символических картин мира в связи с развитием европейского общества З. Кассирера, изучение стадий развития социального знания К. Маркса.

«Парадигма социального знания» - это исторически меняющиеся системы представлений и понятий об универсуме и социальном мире человека.

2. Каковы исторические типы парадигм социального знания? Как взаимосвязаны парадигмы социального знания и идеологии?

Исторические типы парадигм социального знания определяются исторической формой социума. Исходя из этого предположения и на основе изучения истории общественной мысли, мы можем выделить шесть исторических типов (в истории общественной мысли Европы) парадигм социального знания: мифологическую, космоцентрическую, теоцентрическую, естественно-правовую, культура-историческую и формирующуюся в настоящее время эколого-футурологическую. Первая парадигма социального знания характерна для процесса становления самих социальных отношений и человека как социального существа. Вторая связана с так называемой неолитической революцией и возникновением на Востоке и Западе первых цивилизаций и раннеклассовых государств. Геоцентрическая парадигма социального знания сложилась в конце Античности и господствовала в Европе в эпоху Средневековья. Естественно-правовая парадигма социаль­ного знания сложилась в Западной Европе в конце ХVII-начале XVIII в. и доминировала вплоть до середины XIX в. Она характерна для общества переходного типа - от традиционно-аграрного к техногенному. Наконец, в период промышленного переворота (середина XIX в.), а следовательно, начала становления и развития техногенного общества, вплоть до его рас­цвета в середине XX в., доминирующую роль в социальном знании играет культуро-историческая парадигма. Усилиями представителей разных обществоведческих дисциплин и филосо­фии в настоящее время формируется эколого-футурологическая парадигма социального знания.

Если парадигма социального знания отражает всю систему понятий и представлений об обществе, господствующую на определенной стадии его развития, то идеология является интерпретацией данных понятий с точки зрения определенных социальных групп и отражает их интересы.

 

Т. Кун // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 115–118.

1. Что такое парадигма научного знания?

В своем установившемся употреблении понятие пара-дигмы означает принятую модель или образец. В науке, с другой стороны, парадигма редко является объектом копирования. Вместо этого, подобно принятому судом решению в рамках общего закона, она представляет собой объект для дальнейшей разработки и конкретизации в новых или более трудных условиях. Парадигмы приобретают свой статус потому, что их использование приводит к успеху скорее, чем применение конкурирующих с ними способов решения некоторых проблем, которые исследовательская группа признает в качестве наиболее остро стоящих.

В стандартном понимании понятие «парадигма» означает принятую модель или образец. Однако в науке парадигма редко является образцом для копирования. Зарождаясь как перспектива успеха в решении ряда проблем особого рода (аристотелевский анализ движения, расчеты положения планет у Птолемея), парадигма подвергается дальнейшей разработке в новых условиях. Парадигма перестраивает научную область на новых основаниях, меняет элементарные теоретические обобщения, методы и приложения парадигмы.

2.Как происходит процесс смены парадигм научного знания?

В течение переходного периода наблюдается большое, но никогда не полное совпадение проблем, которые могут быть решены и с помощью старой парадигмы, и с помощью новой. Однако, тем не менее имеется разительное отличие в способах решения. Переход от парадигмы в кризисный период к новой парадигме, от которой может родиться новая традиция нормальной науки, представляет собой процесс далеко не кумулятивный и не такой, который мог бы быть осуществлен посредством более четкой разработки или расширения старой парадигмы. Этот процесс скорее напоминает ре-конструкцию области на новых основаниях, реконструкцию, которая изменяет некоторые наиболее элементарные теоретические обобщения в данной области, а также многие методы и приложения парадигмы. К тому времени, когда переход заканчивается, ученый-профессионал уже изменит свою точку зрения на область исследования, ее методы и цели.

Процесс смены парадигм научного знания происходит не кумулятивным, а революционным путем, не посредством разработки или расширения старой парадигмы, а в результате «революционного» конфликта между приверженцами старого и нового. Переход к новой парадигме кардинально меняет точку зрения на область исследования, методы и цели.

3. В чем заключается сходство социально-политических и научных революций?

Научные революции во многом точно так же начинаются с возрастания сознания, опять-таки часто ограниченного узким подразделением научного сообщества, что существующая парадигма перестала адекватно функционировать при исследовании того спектра природы, к которому сама эта парадигма раньше проложила путь. Политические революции начинаются с роста сознания (часто ограничиваемого некоторой частью политического сообщества), что существующие институты перестали адекватно реагировать на проблемы, поставленные средой, которую они же отчасти создали. И в политическом и в научном развитии осознание нарушения функции, которое может привести к кризису, составляет предпосылку революции.

Между социально-политической и научной революциями можно провести некоторую аналогию. Обе революции начинаются с нарушения функции политических институтов, или существующей парадигмы. Возникающий кризис приводит к разделению общества на враждующие лагери. В итоге такой поляризации политический выход из создавшегося положения становится невозможным. Противоборствующие стороны обращаются к средствам массового убеждения, часто включающим силу.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 864; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь