Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ТЕМА 6. ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
29. Философия Возрождения (14 – 16 вв.). [49] Эпоха Возрождения ( Ренессанс ) хронологически охватывает период 14 - 16 века, следуя непосредственно за средневековьем. Термин «Возрождение» введён итальянским историком искусства Джорджо Вазари (16 в.), подчёркивавшим возрождение казалось бы забытых в средние века искусств и наук. Эпоха Возрождения явилась переходом от религиозного схоластического догматического типа мышления, характерного для средневековой философии, к светски-рационалистическому мышлению Нового времени. Переходный характер философии Возрождения обусловлен соединением в ней черт уходящего в прошлое средневековья (повышенное внимание к понятию Бога, увлечение алхимией и магией) с чертами становящейся науки Нового времени (интерес к изучению мира, освобождённый от пут теологии, поиск естественных, а не божественных, причин). Для философии эпохи Возрождения свойственно возобновление интереса к античному философскому наследию, опытному познанию мира и человека, радикальный пересмотр устоявшихся средневековых (а иногда и античных) научных и философских догм. Следует отметить, что несмотря на закрепившееся в исторической традиции название, эта эпоха не была лишь восстановлением того, что существовало в античности. Мыслители Возрождения, ориентируясь на лучшие достижения античности и христианской мысли, создавали нечто новое – то, что легло в основу дальнейшего развития европейской культуры. В эпоху Ренессанса была предпринята попытка воскресить философские учения античности, а именно платонизм (М. Фичино, Д. Пико делла Мирандола), эпикуреизм (Л. Валла), скептицизм (М. Монтень). Главной чертой философии эпохи Возрождения стал антропоцентризм, пришедший на смену средневековому теоцентризму. Именно через призму человека, которого по многим чертам сближали с Богом, стало рассматриваться мироздание, природа и общество. Философия Возрождения зародилась в Италии, чему способствовал ряд значимых факторов. 1. Италия являлась непосредственной наследницей римской античности. Встречающиеся памятники античности вызывали восхищение и желание подражать древним, свидетельствовали о величии существовавшей здесь когда-то культуры, которая стала восприниматься как определённого рода эталон. 2. В городах Италии развивалась торговля и промышленность, что требовало мышления не скованного жёсткими догмами. Возникает новый тип личности, принципиально отличающийся от идеала личности в средневековье. На первый план выдвигается индивидуализм, инициативность, свободомыслие. 3. После падения Византии (1453 г.) в Италию переехал ряд греческих философов и богословов, привезших с собой неизвестные до этого в Европе сочинения Платона и других греческих античных мыслителей. С течением времени Возрождение стало общеевропейским явлением. Специфику северного Возрождения (Германия, Британия, Нидерланды) определяли процессы реформации как общественного и религиозного движения. В философии Возрождения можно выделить несколько течений. Главные из них: 1. Гуманистическое (Ф. Петрарка, Л. Валла, М. Фичино, Пико делла Мирандола, Эразм Роттердамский). Главным объектом размышлений для философов этого направления был человек.[50] 2. Натурфилософское (Николай Кузанский, Парацельс, Б. Телезио, Дж. Бруно, Я. Бёме). Представители натурфилософии занимались преимущественно изучением природы. В природе стали видеть не только свидетельство Божественного могущества, но некую самостоятельную реальность, достойную изучения.[51] 3. Социально-политическое (Н. Макиавелли, Т. Мюнцер, Т. Мор, Т. Кампанелла). О нём расскажем подробнее. Социально-политическая мысль эпохи Возрождения. Характерный для всей философии Ренессанса переход от религиозного к светскому типу мышления был заметен и в области социально-политической мысли, которая в то время неразрывно была связана с философией. Мыслители эпохи Возрождения внесли значительный вклад в развитие этой отрасли знания. В средневековье изучение общества и мира политики обязательно должно было опираться на учение отцов церкви и представления, восходящие ещё к ветхозаветным преданиям. Господствовали провиденциалистские представления о полной предопределённости развития общества Божественной волей, и считалось, что человек сам по себе ничего изменить в жизни общества без соизволения Бога не в состоянии. В средние века теоретической разработкой социально-политических вопросов занимались, как правило, богословы-схоласты (например, " Фома Аквинский в " Сумме теологии" ). В эпоху Возрождения в деятельности гуманистов социально-политическая мысль освобождается от богословской опеки. Теперь считается, что люди сами могут оказывать решающее влияние на ход развития общества. При написании политических и исторических сочинений основное внимание стало уделяться поиску естественных причин событий. Учение о политике стало одной из самых необходимых дисциплин, которую должен освоить любой человек, стремящийся преуспеть в обществе, и в первую очередь – правитель. Социально-политическая мысль Возрождения носила ярко выраженный практический характер. Отвлечённому теоретизированию политические мыслители Ренессанса предпочитали практические рекомендации по управлению реальным государством или устройству некоего идеального государства (утопии). Связь с религиозными представлениями сохранялась в социально-политических сочинениях деятелей реформации М. Лютера и Ж. Кальвина. Крупнейшим политическим философом Ренессанса был Николо Макиавелли (1469 – 1527), автор трактата « Государь ». Вы должны помнить, что идеи Макиавелли были тесно связаны с насущными потребностями итальянского общества 15-16 вв., нуждавшегося в создании единого государства под скипетром могущественного правителя. Именно в этом Макиавелли видел шанс избежать порабощения Италии другими государствами. Причём, этот правитель должен опираться не на аристократию, против влияния которой необходимо вести борьбу, а на зажиточные слои горожан. Так же отрицательно, как к аристократии, Макиавелли относился и к католическому духовенству, считая светскую власть римских пап одним из главных препятствий на пути объединения Италии. Автор " Государя" подчёркивает наличие свободной воли у людей, определяющей их поступки. Однако от воли, способности и энергии человека зависит лишь часть результата деятельности людей. Остальное же определяется фортуной, удачей, везением, которые могут как вознести человека к вершинам власти, так и низвергнуть его. Однако фортуна не исходит от Бога, а является выражением общих закономерностей окружающей реальности. Макиавелли замечает, что фортуна, как правило, помогает смелым, решительным и активным. Макиавелли утверждал, что все действия людей в обществе обусловлены эгоистическими соображениями - выгодой, материальным интересом. Соответственно, заставить людей поступать, как требуется правителю, можно или привлечением их на свою сторону дарами или путём всестороннего принуждения вплоть до казней непокорных. Изначальный эгоизм человеческой природы требует жёсткого её подчинения государству, не позволяющему эгоизму чрезмерно развиваться. В этом Макиавелли видит оправдание и обоснование диктаторской по своей сути власти государя. Однако власть правителю нужна не ради самой власти, а ради процветания и укрепления государства. Глава государства должен прилагать все усилия, чтобы удержаться у власти, не стесняя себя никакими принятыми у людей нравственными нормами. Например, правитель не должен исполнять клятвы и обещания, если это будет угрожать его власти. Такое оправдание удержания власти любыми возможными средствами, часто даже и преступными, получило в политической науке название макиавеллизм. Таким образом, Макиавелли политику отделяет от остальных сфер человеческой деятельности, морали и религии. Тем самым он содействовал вычленению политики как самостоятельного объекта изучения, лишь опосредованно связанного с философией, этикой и теологией. В экзаменационном ответе вы можете изложить, основываясь на тексте самого Макиавелли, какие меры рекомендует применять Макиавелли для привлечения внимания подданных, для содержания войска, недопущения возникновения оппозиции, сохранения казны и прочее. Всех политиков Макиавелли делил на две категории: лисицы, полагающиеся на хитрость, и львы, делающие ставку на применение силы. Слабость львов заключается в том, что они могут не заметить расставленных капканов и попасться в них. В эпоху Возрождения расцвета достигает утопическое направление в социально-политической мысли. Попытки проектирования идеального общества и государства предпринимались издавна, как минимум, начиная с Платона. В Средние века подобные проекты имели хождение среди народных движений, признаваемых церковью еретическими. Представители многих ересей выдвигали хилиастические идеи о возможности построения идеального царства Божия на земле, в этой, а не будущей жизни. Мысли о совершенном общественном порядке изначально носили ярко выраженный критический характер в отношении " несовершенного", " порочного" современного авторам таких проектов политического и социально-экономического строя. Поскольку утвердилось представление о том, что не Бог, а сами люди оказывают преимущественное влияние на состояние общества, распространилось убеждение, согласно которому, идеальное общество может быть создано в результате человеческой деятельности по определённому плану. Всё это и обусловило активное создание утопических проектов в эпоху Ренессанса. Самые известные ренессансные проекты идеального общества " Утопия" Томаса Мора (1478 – 1535) и " Город солнца" Томазо Кампанеллы (1568 – 1639) написаны в форме рассказов мореплавателей о странах, в которых они якобы побывали. Соответственно, утверждалось, что этот строй может быть реализован в земном государстве. Крайне желательным является прочтение упомянутых выше произведений Т. Мора и Т. Кампанеллы. Также следует собрать сведения о жизненном пути этих мыслителей. Обратите внимание на трагизм их судеб: мученическую казнь Т. Мора, причисленного католической церковью к лику блаженных, и многолетнее заточение Т. Кампанеллы в застенках инквизиции. Заслуга введения слова " утопия " принадлежит Мору. Это слово может быть переведено на русский язык как «несуществующее место». В первой части своего труда Мор подвергает резкой критике с позиций христианского гуманизма социальные порядки современной ему Англии, в частности нищету большинства населения, обезземеливание крестьян в результате огораживания. Источником этих бедствий Мор считает неправильное общественное устройство и необузданность страстей власть имущих. Вторая часть " Утопии" посвящена собственно описанию идеального общественного строя на одноимённом острове. Мор выступает в качестве противника индивидуализма, стремления и деятельность отдельных людей должны быть подчинены целям коллектива и общего процветания. Никакой индивидуальной свободы в утопическом государстве не допускается. В Утопии отсутствует частная собственность, золото не имеет никакой цены. Все утопийцы участвуют в трудовой деятельности (ремесленной, сельскохозяйственной и интеллектуальной), переходя от одного вида деятельности к другому, что содействует развитию разносторонней личности. Самые грязные работы выполняют превращённые в рабов преступники. Вследствие отмены частной собственности ликвидировано противостояние частного и общего интереса, ограничен индивидуализм. Управление Утопией построено на выборных началах. Высшие должности занимают интеллектуалы, освобождённые от физического труда. В Утопии наличествует свобода вероисповедания. " Город солнца" Т. Кампанеллы в общих чертах напоминает государство Т. Мора. Кампанелла изображает общество, управляемое учёными-жрецами. В этом обществе опять же нет частной собственности, отсутствует семья. Все дети воспитываются в государственных учреждениях и не знают своих родителей. Все члены общества («солярии» ) должны трудиться ежедневно по 4 часа в день. Правители заботятся о развитии наук, просвещении и нравственном облике «соляриев» и т. п. В целом для ранних утопических проектов характерна строгая регламентация всех сторон жизни общества, ведущая к отрицанию права человека на частную жизнь. Даже отношения между полами строго регулируются законодательством, не допускающим неразумных с точки зрения общества браков. Вся жизнь людей в этих идеальных обществах проходит под строгим контролем со стороны его руководителей. Возрождение и Реформация. Реформация была общественно-религиозным движением 16 – 17 вв., основной целью которого была борьба за обновление, реформирование католической церкви. В конечном итоге эта борьба привела к появлению новой христианской конфессии – протестантизм а и оказала чрезвычайно большое влияние на развитие культуры и философии в том числе. В качестве причины реформации обычно указывается недовольство различных слоёв общества католической церковью. Оно было вызвано претензиями римских пап на духовную и светскую власть над всеми католическими странами, что входило в противоречие с тенденцией на формирование национальных централизованных государств. Налоги на содержание духовенства тяжёлым бременем ложились на производящие слои населения. Сам быт папской курии, погрязшей в роскоши, коррупции и развращённости, разительно контрастировал с этическими постулатами христианства. Периодически возникали движения, которые ставили своей целью возврат к раннему христианству и очищение церкви путём её опрощения. Много нареканий вызывала практика продажи индульгенций (грамот, дающих прощение грехов), что было одним из источников пополнения папской казны. Началу реформации способствовала также общая характерная для Возрождения атмосфера освобождения мысли из-под диктата церкви. Датой начала реформации считается 1517 г., когда богослов Мартин Лютер (1483 – 1546) выступил со своими 95 тезисами, в которых содержалась полемика с догматами и практикой католической церкви. Обычно предложенные Лютером требования сводятся к принципу «трёх только»: «только Писание», «только вера», «только благодать». Тезис «только Писание» требовал доверия и веры лишь в то, что содержится в Писании (Библии), которое противопоставлялось священному Преданию. Считалось, что Писание создано Божественным духом и поэтому безошибочно, в то время как Предание (решения соборов, труды отцов церкви, документы церковной администрации) есть результат деятельности несовершенного человеческого разума и поэтому могут заключать ошибочные положения. Лютер объявил о том, что теперь каждый человек может читать и толковать Библию. Естественно, это содействовало раскрепощению мысли и относительно свободному обсуждению вопросов, ранее бывших монополией католической церкви. В раннем протестантизме выдвигался тезис о всеобщем священстве, согласно которому любой человек мог исполнять обязанности священника. Сам Лютер впервые перевёл Библию на немецкий язык, чем сделал её доступной всем грамотным людям и содействовал формированию богословско-философской терминологии немецкого языка. Принцип «только вера» утверждал, что человек спасается исключительно верой, а не делами. Этот тезис был направлен против учения католицизма, что спастись можно такими делами как покупка индульгенций, жертвование имущества церкви и т. п. Однако Лютер, утверждая возможность спасения лишь верой, отвергает значение действительно добрых дел, что вряд ли можно считать этически оправданным. Но как у человека появляется вера? На это отвечает принцип «только благодать». Вера является результатом наделения Богом человека благодатью, своей особой милостью. У людей, обладающих благодатью, появляется вера и шансы на спасение, в то время как обделённые божественной благодатью не проявляют веры и их души обречены на гибель в загробном мире. Причём, Бог наделяет людей благодатью, исходя из собственных, неведомых человеческому разуму предпочтений. Отсюда следовал вывод о предопределённости судьбы человека. Роль воззрений Лютера была весьма противоречива. С одной стороны, он освобождал мысль от католической догматики, но с другой стороны, всячески принижал разум. Называя разум пособником дьявола, Лютер веру ставил выше разума. В частности Лютер выступил против гелиоцентрической системы мира Коперника, «опровергая» её ссылками на Писание, в котором сказано, что Господь однажды остановил Солнце, а не Землю. Вслед за Аврелием Августином Лютер считал человеческую природу окончательно испорченной первородным грехом. В трактате «О рабстве воли», направленном против учения Эразма Роттердамского о свободе воли, Лютер утверждает отсутствие у человека свободы воли, его полную подчинённость Богу или Диаволу. В целом воззрения Лютера противоречили гуманизму. Самостоятельно можете собрать материал о размежевании Лютера с радикальными течениями в реформации, в частности с Т. Мюнцером. Ещё одним крупным теоретиком реформации был Жан Кальвин (1509 – 1564), основная деятельность которого развернулась в Швейцарии. Кальвин стал правителем Женевы, совмещая светские и духовные функции, за что был прозван «женевским папой». К инакомыслию он проявлял фанатизм и нетерпимость, жестоко преследуя всех несогласных с его воззрениями. Самой известной жертвой Кальвина стал врач Мигель Сервет, открывший один из кругов кровообращения. Главное произведение Кальвина называлось «Наставление в христианской вере». В целом кальвинизм явился более радикальным, нежели лютеранство, направлением в Реформации. Кальвин также призывал опираться на веру, считая, что «невежество верующего ценнее, чем дерзость мудрствующего». Религиозно-философская доктрина Кальвина пронизана фатализмом. Бог ещё до творения предызбрал некоторых людей к спасению, а других - к вечной гибели. Изменить свою судьбу человек не может, но он может узнать, предуготован он к спасению или гибели. Удача человека в земных делах является знаком грядущего спасения после смерти, а неудачи - знаком того, что человек лишён благодати и предуготован к вечной гибели. Каждый должен рассматривать работу, которой посвящает свою жизнь, как божественное призвание (профессию). Человек должен путём постоянных усилий в труде и накоплении богатства вопрошать о своей предопределённости к спасению. Как считают некоторые социологи и культурологи (самым ярким из которых является М. Вебер), именно эти положения протестантской этики стали основой и обоснованием зарождающихся тогда капиталистических отношений. Следует отметить, что по большинству защищаемых положений воззрения представителей гуманизма и Реформации были диаметрально противоположны. Гуманизм призывал к освобождению личности, фактически обожествлял человека, деятели же Реформации подчёркивали ничтожество человека в сравнении с Богом и тщетность усилий на самостоятельное спасение. Гуманисты утверждали свободу воли человека, позволяющую ему стать, чем угодно, тогда как Лютер и Кальвин отрицали благотворность свободы, считая её следствием гордыни и греховности. Гуманисты реабилитировали чувственность и гедонистически призывали наслаждаться всеми радостями жизни, тогда как деятели Реформации настаивали на отказе от всех соблазнов роскоши и телесных удовольствий. Жизнь должна состоять, как считали они, из трудов и молитв. Если воззрения гуманистов подпитывались ориентацией на усвоение достижений античной культуры, в воззрениях лидеров протестантизма проявляется ориентация на восстановление не античности, а первоначального христианства, от которого католическая церковь отдалилась. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1058; Нарушение авторского права страницы