Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сознание, его происхождение и сущность.
Исследование сознания человека является прерогативой не только психологов. Философы также могут внести существенный вклад в изучение феномена сознания, в объяснение его существенных свойств, генезиса и функционирования. Осмысление проблем сознания поможет решить вопросы, связанные с различными областями философского знания: гносеологии (поскольку познавательный процесс у человека неразрывно связан с сознанием), антропологии (наличие сознания считается одним из отличительных сущностных свойств человека), социальной философии (деятельность человека как социального существа носит сознательный характер), аксиологии (система ценностей формируется именно сознанием). Естественно, философия, занимаясь изучением сознания, тесно координирует свои усилия с психологией. Дадим следующее определение сознания: Сознание – высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщённом, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.[133] Приведённое определение соответствует материалистическому пониманию сознания. Сознание не является некоторой особой независимой реальностью, а представляет собой лишь функцию мозга. Однако сознание это достаточно сложная, высшая функция мозга, появившаяся в результате длительного эволюционного совершенствования нервной системы животных. Большинство философов и психологов полагают, что сознание существует исключительно у человека, а у животных его нет. Также в определении подчёркивается, что сознание неразрывно связывается со способностью человека к абстрактному мышлению и речи, что также возвышает сознание человека над психикой животных. Также в этом определении чётко отражены основные функции сознания: 1. Обобщённое, оценочное и целенаправленное отражение действительности. Как и любая психика вообще, сознание в результате познавательной деятельности отражает окружающий мир, действительность. Однако сознание осуществляет подобное отражение на качественно более высоком уровне: уровне абстрактных понятий и мыслительных конструктов. Всё это позволяет более глубоко и разносторонне познавать окружающий мир. 2. Конструктивно-творческое преобразование действительности. Сознание не только отражает действительность, но и изменяет, преобразовывает её. Изменение действительности с помощью сознания опирается на способность продуцирования идей, создания образов, не совпадающих с объектами реальности. Затем сознание руководит процессами опредмечивания, воплощения в реальность результатов своей активности посредством предметно-практической деятельности (творчества, орудийно-трудовой деятельности и пр.). 3. Предварительное мысленное построение действий и предвидение их результатов. Деятельность человека отличается от деятельности животных сознательным характером. Все действия человека как социального существа определяются его сознанием. Прежде чем приступить к совершению действия, человек осуществляет это действие в своём сознании и должен предвидеть все возможные результаты своих поступков. Здесь можно упомянуть знаменитый пример, приведённый Карлом Марксом. Пчела, строящая соты, своим искусством может посрамить некоторых архитекторов. Однако самый плохой архитектор отличается от лучшей пчелы тем, что перед тем как приступить к возведению здания, он в своём сознании составил план своей деятельности, в то время как геометрически безупречные пчелиные соты – результат не сознательной деятельности, а инстинктивного поведения. 4. Разумное регулирование и самоконтролирование поведение человека. Сознание обусловливает разумный характер поведения человека и способность вполне контролировать свои действия. Животные в своём поведении лишь реализуют заложенные в них инстинктивные программы и не могут быть ответственны за своё поведение (которое в частности не может оцениваться с позиций этики). Поскольку человек как сознательное существо господствует над своими инстинктами и предвидит последствия своих действий, он несёт ответственность за все свои поступки. Функции, описанные под номерами 3 и 4, составляют самосознание человека, осознание не только внешней реальности, но также собственных состояний и действий. В сознании можно различить чувственно-эмоциональный и логико-ценностный уровни. На каждом из этих уровней сознание осуществляет свои функции с помощью присущих этим уровням средств. Также в сознании можно условно выделить два сектора: познавательный и оценочный. Задачей познавательного сектора, в который входят чувства и мышление, является получение информации о реальности. Оценочный сектор сознание предназначен для выражения своего отношения к реальности путём отнесение её к имеющейся в сознании системе ценностей. Оценка осуществляется на чувственном уровне сознания с помощью эмоций, а на рациональном с помощью абстрактных ценностей (добро, красота, правда и др.). По отношению к исследованию сознания отчётливо проявляются позиции основных направлений в философии. Объективные идеалисты считают индивидуальное человеческое сознание весьма несовершенным подобием мирового (или божественного) сознания, существующего объективно. Именно это космическое сознание творит весь существующий мир и все индивидуальные сознания в частности. Они приобретают способность к познанию мира и творчеству лишь вследствие своей причастности верховному сознанию. Примером объективно-идеалистических представлений о мировом сознании может выступать учение Гегеля об абсолютной идее, которая на самом деле оказывается сознательным познающим субъектом, творящим мир в процессе самопознания. Бог в монотеистических религиях также предстаёт надмировым сверхъестественным сознанием по своей доброй воле, творящим мир. Субъективные идеалисты признают первичность индивидуального человеческого сознания. Оно является беспредпосылочным, ничем не обусловленным первоначалом реальности. Человеческое сознание в результате своей деятельности создаёт всё существующее (в своей крайней форме подобная позиция приводит к солипсизму). Самым ярким примером такого подхода к сознанию служит философия И. Г. Фихте о происхождении реальности из самополагания нашего Я. Материалисты в отличие от идеалистов не признают сознание в любой его разновидности чем-то первичным. С точки зрения материалистов сознание представляет собой что-то зависимое от определённого материального вещественного субстрата, которым является головной мозг человека. Сознание не может существовать без опоры на нечто материальное. В рамках материалистического подхода к пониманию сознания сформировались две позиции. Первая из них получила название «вульгарный материализм». Представители этого направления ( Л. Бюхнер, К. Фогт, Я. Молешотт – немецкие философы и естествоиспытатели середины 19 в.) утверждали, что подобно всему существующему в мироздании сознание также должно быть вещественным, материальным. Сознание – это некоторая тонкая, трудноуловимая разновидность материи. К Фогту принадлежат слова: «Мысли находятся в таком же отношении к мозгу, как желчь к печени или моча к почкам», т.е. продукты сознания представляют собой лишь некоторые выделения из мозга. Дальнейший ход развития физиологии и психологии показал несостоятельность подобных вульгарных (грубых, упрощающих) представлений. Диалектический материализм подошёл к проблеме сознания по-другому. Он признаёт генетическую связь сознания с материей, считая, что сознание порождено развитием и усовершенствованием материи. Однако, утверждают диалектические материалисты, материя на уровне появления сознания достигла новой степени своего развития, приобретя новые свойства, которых материя на прежних этапах своего существования не имела. Прежде всего здесь обращают внимание на идеальность сознания и продуктов его деятельности. Образы сознания не имеют ряда материальных характеристик, (в частности, массы); человек волен по своему желанию изменять размеры и другие характеристики образов и т.д. Итак, с точки зрения диалектического материализма сознание генетически (по происхождению) связано с материей, однако вполне материальным назвать его невозможно. В ряде аспектов сознание будет рассматриваться противостоящим материи в силу его идеальности. Вопрос о материальной или нематериальной природе сознания, будучи достаточно сложным, не решён окончательно до сих пор. Сторонники материалистического понимания сознания указывают на тесную зависимость деятельности сознания от материальных факторов. Сознание может возникнуть лишь на основе материального носителя – головного мозга, который является вполне вещественным биологическим органом. Даже создание искусственного интеллекта (в компьютерах и основанных на них информационных системах) обязательно предполагает наличие материального носителя. Ещё одним доводом в пользу материальной природы сознания следует считать воздействие, оказываемое на деятельность сознания некоторыми веществами (алкоголем, психотропными наркотиками типа ЛСД и пр.); такое воздействие доказывает, что деятельность сознания определяется материальными факторами и, соответственно, само сознание не является чем-то независимым от материи. Сторонники нематериальной сущности сознания утверждают, что сознание невозможно изучать с помощью материальных средств. «Со стороны» можно увидеть лишь вещество головного мозга, но не само сознание.[134] Поэтому сознание является чем-то неуловимым с точки зрения методов естественных наук. Кроме того, сознание, как говорилось выше, обладает свойствами идеальности, отличающими его от всего материального. В философии и в других дисциплинах (биология, психология) сформировалось несколько способов решения вопроса о происхождении сознания: 1. Сознание изначально, поэтому вопрос о его появлении не ставится вообще. Сюда относятся все идеалистические учения, как в рамках объективного, так и субъективного идеализма. Все они, как было показано выше, так или иначе признают первичность сознания и вторичность бытия прочих объектов. Также постулирование изначальности сознания, но уже с признанием такого же изначального характера материи, свойственно гилозоизму. Гилозоисты также не исследуют вопрос о происхождении сознания, поскольку утверждают, что сознание, духовность – черты, неотъемлемо присущие материальной субстанции. 2. Сознание свойственно всем животным существам (биологический подход). Представители этой точки зрения утверждают, что психика животных качественно не отличается от психики человека и, соответственно, у животных также существует сознание. В качестве доказательства приводятся факты сложноорганизованной жизни животных сообществ, систем коммуникации в них, а также способность животных к совместно скоординированным коллективным действиям с распределением функций (каждый волк в стае при совместной охоте играет свою роль, отличающуюся от ролей, возлагаемых на других членов стаи).[135] 3. Сознание есть проявление надбиологической, социальной сути человека. Представители этой точки зрения утверждают, что сознанием обладает только человек, деятельность же животных носит инстинктивный характер. Только человек имеет способность к абстрактному мышлению, речи и предметно-практической деятельности. Сознание есть высший и качественно более совершенный уровень развития средств отражения реальности. Сторонники диалектического материализма ( Ф. Энгельс и др.) утверждают, что сознание возникло в результате перехода первобытных людей к труду и пользованию орудиями. Всякое сознание характеризуется следующими свойствами: 1. Идеальность. Сознание и продукты его деятельности не являются вполне материальными и в некоторой степени (относительно) противостоят материи. К сфере идеального относятся гносеологические образы (образы будущих предметов или ситуаций, программы, модели) и высшие ценности бытия человека (добро, правда, красота и пр.), которые подлежат реализации в деятельности человека. 2. Идеаторность. Под идеаторностью сознания имеется в виду способность творить и воспроизводить идеи в результате духовного творчества. Идеаторность выводит сознание за рамки простого отражения действительности. С помощью идеаторности создаются замыслы произведений искусства и научных теорий, проекты орудий и механизмов. Также именно идеаторности сознания обязан своим существованием язык и прочие системы обозначения и кодировки информации. 3. Интенциональность – направленность любого акта сознания на некий предмет (от лат. “intentia” - «направление»). Если это воспоминание, то обязательно о чём-то, если желание – желание чего-то, если мышление – мышление о чём-то и т.д. Не может существовать беспредметных актов сознания. Интенциональность сознания была доказана немецким философом Францем Брентано (1838 – 1917); это понятие стало одной из основных категорий феноменологии Эдмунда Гуссерля (1859 – 1938), развившего одно из влиятельнейших философских учений о сознании. В классической философии сознание, способность к мышлению отождествлялась со всей психикой человека. Однако в конце 19 в. было доказано наличие бессознательного, играющего важную роль в определении поведения человека. Открытие бессознательного является заслугой в первую очередь З. Фрейда и его последователей.[136] Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчётных и не поддающихся (по крайней мере в некоторые моменты) контролю со стороны сознания. [137] К сфере бессознательного относятся инстинктивные действия, автоматизмы и другие неосознаваемые человеком действия. Кроме бессознательного в психике человека выделяют сферу надсознательного (что-то наподобие Супер-эго у Фрейда), которая заключает в себе высшие ценности, духовные сущности, усвоение которых часто происходит в моменты интуитивных прозрений и мистических экстазов.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 941; Нарушение авторского права страницы