Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Бытие человека как проблема философии.
Проблема специфики человеческого бытия занимает в философской антропологии одно из центральных мест. Человек, как и всё сущее, обладает характеристиками бытия. Однако бытие человека представляет собой что-то особенное, качественно иное, отличное от бытия всех прочих объектов и существ. В наиболее острой форме вопрос о специфике человеческого бытия и его противопоставлении всему остальному сущему был поставлен в экзистенциализме. Как вы помните, человеческое существование (исключительно духовное, личностное) обозначается термином « экзистенция ».[141] Мыслители-экзистенциалисты всячески подчёркивают особый, более совершенный характер человеческого бытия. Так, немецкий экзистенциалист М. Хайдеггер утверждал, что человек находится в «просвете бытия», открыт бытию во всей его полноте и подлинности. Человек причастен к бытию на нескольких его уровнях. Несомненно, он бытийствует как физический объект, подчиняющийся законам неорганической реальности. Человек также существует как органическое животное существо, организму которого свойственны те же процессы, которые происходят в организмах других существ (обмен веществ, питание, дыхание и пр.). Однако человеку свойственно бытие социального, надбиологического существа, которого нет у прочих существ. Именно причастность надбиологическому уровню бытия и делает человека человеком.[142] Однако приоритет социокультурного уровня в определении бытия человека не означает полной ликвидации природного, биологического начала в человеке. Важнейшей проблемой философской антропологии, следует признать вопрос о соотношении природного и социального в человеке. С одной стороны, человек обладает всеми признаками животного организма, но его нельзя признать обычным животным. Человек до некоторой степени стыдится своей принадлежности к животному миру.[143] Даже свои потребности, общие с животным миром, человек удовлетворяет по-другому. Например, человек, как и прочие существа, должен питаться. Но лишь у человека это не только процесс поедания пищи, а нечто порождающее элементы культурной реальности. У человека появляется кулинарное искусство, застольный этикет, искусство сервировки стола и пр. Человек, как и прочие существа, стремится к продолжению рода. Однако только у него имеется семья как социальный институт. Для удовлетворения потребностей человека (даже биологических) создаётся сложная система социальных связей. В современной науке является популярной социобиология (термин принадлежит её основоположнику Э. Уилсону ) как междисциплинарная область знания, занимающаяся изучением биологических истоков социального поведения человека. Представители этого направления отрицают наличие чёткой грани между социальным и биологическим, объясняя социальные нормы жизни людей (альтруизм, взаимопомощь и пр.) биологическими процессами эволюции. Однако социобиология подвергается критике за редукцию социального к биологическому и социал-дарвинистские выводы. Немецкий философ 18 в. И. Гердер говорил о человеке, что тот является «вольноотпущенником природы»[144]. Законы природы были властны над людьми, как и над прочими живыми существами, но в некий момент природа вынуждена была позволить, чтобы человек жил не только по её законам. Одним из самых дискуссионных следует признать вопрос о происхождении социального начала в человеке. По сути, это вопрос о происхождении самого человека (антропогенезе). Как вы знаете, решающую роль в формировании современной теории антропогенеза сыграла теория Ч. Дарвина, подтверждённая в дальнейшем археологическими данными. Вопрос о факторе, выделившем человека из мира животных, во многом пересекается с вопросом о сущности человека (см. ответ на следующий вопрос). Если бы человек остался лишь биологическим существом, ничего из нас окружающего (домов, автомобилей, компьютеров, одежды и пр.) не было бы, поскольку всё это было создано человеком в результате трудовой деятельности, имеющей социальный характер. Мы жили бы подобно нашим ближайшим биологическим родственникам: гориллам и шимпанзе.[145] Маловероятно, что человек тогда сохранился бы вообще как вид, если не перешёл бы к социальному способу бытия. Наиболее вероятная картина происхождения человека заключается в том, что он изначально был слаб и компенсировал искусственными орудиями свои недостатки. Ещё упоминавшийся выше Гердер называл человека «недостаточным существом», слабо укоренённым в природе изначально. Существует две точки зрения на соотношение человека и животных. Так, Ч. Дарвин полагал, что человек, выделившийся из животного царства, является вершиной пирамиды существ в биологической эволюции. Человек выступает в роли покорителя и царя природы. Впрочем, подобное понимание человека как «венца творения», власти которого предоставлено всё на Земле, восходит к текстам Библии и Корана. Противоположная точка зрения представлена «философами жизни» ( А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). Они заметили, что у человека ослаблена воля к жизни, что он способен на самоубийство, жертвует жизнью ради чего-то несуществующего (убеждений, идеалов). Человеческий младенец нуждается в длительном уходе, он не самостоятелен. Животные без научения различают ядовитые и съедобные растения, человек этого не может. «Философы жизни» считают человека не вершиной развития живого, а его тупиковой ветвью, бракованным продуктом эволюции. (Хотя здесь вы можете вспомнить учение Ницше о сверхчеловеке, к которому современным людям следует стремиться). С точки зрения известного представителя философской антропологии 20 в. Арнольда Гелена (1904 – 1976), человеку в природе были присущи обделённость инстинктами и слабое развитие органов чувств. Это побудило человека к деятельности, результатом которой и стало становление человека как социального существа и появление мира культуры. Только в этом мире человек и может полноценно существовать. Сформировавшиеся социальные институты, по Гелену, взяли на себя роль присущих животным инстинктов. Попытайтесь сформулировать аргументировать ответ на еретический вопрос: не являются ли все достижения культуры, которыми так гордится человек, лишь симптомом его вырождения как животного вида? Подытоживая, скажем следующее: человеческая природа не сводима к биологической, а как бы надстраивается над ней. Таким образом, человек – биосоциальное существо. Человека не следует низводить до уровня животных, но одновременно не сможет понять человека тот, кто будет представлять людей в виде неких бесплотных ангелов, лишённых всяких телесных желаний. Однако в конечном итоге биологическое в человеке оказывается под контролем социокультурного начала. Всё развитие общества, начиная с системы табу в первобытности, нацелено на удержание биологических влечений человека в рамках дозволенного, считая именно их источником, потенциально представляющим угрозу порядку в социуме. Бытие человека – это всегда бытие личности. Термин «личность» играет весьма значительную роль в понимании сути человека как философами, так и представителями других дисциплин (в частности, психологами). Существует достаточно распространённое направление в философии 20 в. – персонализм (от лат. “persona” – «личность»), которое характеризуется признанием человеческой личности высшей ценностью (для религиозных мыслителей – наряду с личностью Бога). К персонализму относят традиционно таких мыслителей как Г. Марсель, Ж. Маритен, М. Шелер, Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов. Во многом это направление в философии близко к экзистенциализму. Понятие « личность » следует отделить от понятия «индивид». Индивид (в буквальном переводе с латинского «неделимый») – это единичный, целостный неразложимый далее представитель чего-либо. Понятие «индивид» вполне может быть применено к животным особям как единичным представителям своего биологического вида. Таким образом, понятие «индивид» определяет биологические, досоциальные черты существа.[146] Когда рождается младенец, он является индивидом, но не личностью. Личностью ему ещё предстоит стать. Употребление таких выражений как «личность собаки», «личность младенца» следует признать ошибочным. Личность ю является человек в качестве субъекта социальных отношений и сознательной деятельности. Личность представляет собой устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества. Для бытия человека как личности характерно наличие сознания, возможность прогнозировать свои действия и отвечать за их последствия, владение языком (общение с помощью 2-ой сигнальной системы). Бытие личности обуславливается в первую очередь имеющейся системой общественных отношений и культурой социума, в которой осуществляется формирование личности. Появившись на свет всего лишь биологическим индивидом, человек формируется как личность в процессе воспитания, усвоения норм культуры, системы ценностей и правил поведения, принятых в обществе. Становясь личностью, человек усваивает богатство достижений, накопленных человечеством за весь путь его социокультурного развития. Процесс превращения индивида в личность получил название социализация.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1325; Нарушение авторского права страницы