Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Римская империя при Константине (306—337 гг. н. э.)
работу в колодках. Хозяевам приходилось держать огромный штат надсмотрщиков, что было весьма разорительно. Римские философы стали предлагать перестроить отношения между рабами и их владельцами на более разумной основе взаимной заинтересованности, в рабах уже начинали видеть людей. А на практике рабов отпускали на волю или сажали на землю, отдавая небольшие участки земли и орудия труда. Все люди одинаковы по существу, все одинаковы по рождению, знатнее тот, кто честен по природе. Мне скажут: да ведь они рабы. Да, но вот этот раб обладает свободным духом. А покажите мне, кто не рабствует в том или другом смысле! Этот вот — раб похоти, тот — корыстной жадности, а тот — честолюбия. Сенека, великий римский философ, 3—65 гг. н. э. Внешне Римская империя была по-прежнему могущественной, развитие цивилизации не остановилось. Симптомы грядущего упадка были еще не слишком заметны. Культура эпохи империи В первые века Римской империи ее мощь проявилась и в культуре. Повсюду прокладывались дороги, сооружались грандиозные водопроводы, огромные амфитеатры, храмы и термы (бани), триумфальные арки. В Риме в I в. был достроен Колизей — уникальный по величине амфитеатр, рассчитанный на 50 тысяч зрителей. Чуть позже был воздвигнут храм «всем богам» — Пантеон: его бетонный купол составлял 43, 2 метра в диаметре — вплоть до XIX в. человечество не могло создать ничего подобного. Римляне оставили потомкам богатые плоды — освоенное, «цивилизованное» пространство. В империи быстро росло число грамотных людей» в Риме появились публичные библиотеки, расширилась торговля книгами. В эту эпоху творили знаменитые историки и писатели. Развивались естественные науки. В повседневной жизни римлян большую роль играли празднества (во II в. праздникам отводилось 180 дней в году), в цирках и амфитеатрах постоянно устраивались состязания, травля зверей, даже смертные казни превращались в театральное представление: осужденный исполнял роль злодея или героя и погибал по-настоящему. Знать соревновалась друг с другом в роскошных туалетах, изысканных кушаньях, в украшении своих дворцов. И все-таки в те времена проявлялись и другие, тревожные признаки: гражданские добродетели, которыми некогда славились римляне, уступали место раболепству перед императорами, стремление к подвигам ради общего блага вырождалось в карьеризм, толпа требовала кровавых и жестоких зрелищ, целомудрие считалось чуть ли не признаком уродства и осмеивалось. Лучшие представители римского общества с горечью писали о пороках своих соотечественников. Философы — Сенека, Эпиктет и другие — проповедовали презрение к материальным благам жизни и поиски высокого нравственного идеала. Снова возродился образ мудреца, стоящего над толпой, мудреца, для которого высшей ценностью является его собственный внутренний мир. Раньше такой идеал был чужд большинству римлян, воспитанных на идее «общего блага». Но в эпоху, когда общее благо перестало быть основой и целью жизни общества, отстраненность, уход в себя стали естественным выходом из положения для достойных людей. Тело мое могут взять, но дух мой свободен, и ему никто ни в чем не может помешать, и потому живу я так, как хочу. Эпиктет, греческий философ, 50—120 гг. н. э. Одновременно в духовной жизни римской империи появлялись и ростки нового видения мира и смысла человеческой жизни. Христианство, зародившееся в I в. н. э. в отдаленной провинции — Иудее, приобретало все больше поклонников и последователей. Греко-римский мир вступал в эпоху, которую уже пережили многие восточные цивилизации, — эпоху перехода к религии спасения. Рим всегда был открыт новым богам: в римский пантеон легко включались боги Греции и покоренных стран Востока. Но христианство было своего рода потрясением духовных основ жизни Рима. С чем это было связано? Христианство принесло принципиально иные идеалы, иные нормы поведения. Оно проложило четкую грань между миром небесным, воплощающим высшую справедливость («Царствие Мое не от мира сего»), и земным. Человек для христианина всегда стоит перед судом своего творца — Бога. Мир сотворен ради человека, но человек рожден, чтобы познать Бога, т. е. следовать его заповедям. Спасение души и загробное блаженство объявлялись главной задачей, которой следовало подчинить все свои помыслы и поступки. Христианство ориентировало человека на самосовершенствование и переустройство земной жизни в соответствии с божественным идеалом. Христианство обращалось к любому человеку, независимо от его социального положения или национальности, открывая перед ним огромные возможности. Осознание несовершенства мира порождало отчуждение от государства. Требование человечности стало главным, и с этой точки зрения Рим не выдерживал критики первых христиан. Христианские писатели обличали жестокость, корыстолюбие, несправедливость, лицемерие и извращенность римского общества, несовместимые с теми принципами, которые провозгласил Христос. Рим критиковали и философы, видя в нем те же недостат-1 ки. Но христианская критика была более разрушительной: идея «вечного Рима» сменилась идеей вечного «Царства Божия на земле», торжества истины и справедливости. Христианство, охватившее вначале низы общества, несмотря на преследования, постепенно завоевывало популярность в более широких кругах, порождая духовный раскол. Наконец, в 313 г., в эпоху правления императора Константина, христианство было официально признано как одна из религий империи.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы