Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Памятник природы гора Иремель



Горный массив Иремель является одним из самых высоких и крупных горных сооружений Уральских гор. Иремель во все времена завлекал путешественников, исследователей и любителей природы, своим особым строением, сложным рельефом, разнообразием растительности и многогранной красотой.

Рис. 7. Горный массив Иремель

Иремель – на сегодняшний день остается одним из самых популярных мест для туристов в Башкортостане. Пешеходные походы на Иремель проводят с мая по октябрь от посёлка Тюлюк (Челябинская область).

Иремель является на Южном Урале наиболее высоко поднятым горным массивом (1582 м), проигрывая в этом отношении лишь Яман-Тау (1640м).

Горная группа Иремель расположилась на северо-востоке Белорецкого района Республики Башкортостан, вдоль северной и западной подошвы Иремеля проходит отрезок границы с Челябинской областью. Иремель входит в полосу наиболее высоких возвышенностей, продолжившихся западнее осевого хребта Урал-Тау, и отрезанных от него долиной р. Белой и хребтом Аваляк. Западнее Иремеля, поднимается невысокий, но скалистый хребет Бакты, с которым Иремель соединяется широкой седловиной и затем опускается в широкую долину р. Юрюзани, которая отделяет Иремельскую горную группу от хребта Зигальги. На севере Иремель выделяется долиной реки Тюлюк. Следует отметить положение Иремеля в отношении речной сети: он принадлежит бассейну р. Белой, с его склонов начинается много рек, впадающих в р. Белую. Еще более примечательно положение Иремеля в отношении ландшафтных зон: район горной тайги, которая вторглась по хребтам далеко на юг в зону лесостепей и степей расположенных к западу и востоку от гор Южного Урала. Вершины и нагорные террасы Иремеля поднимаются выше границ лесного пояса и представляют субальпийский и альпийский пояс.

Есть Большой и Малый Иремель, которые поднимаются на общем основании горного массива, имеющего основное простирание СВ — ЮЗ.

Большой Иремель заканчивается могучей платообразной вершиной, называемой Кабан и достигающей высоты 1582 м. Башкирское слово Кабан, означающее по-русски «стог», «омет», наиболее точно определяет форму вершины, когда смотришь на нее с запада. Значение слова Иремель точно не определено; Д. Н. Мамин-Сибиряк считал, что это слово усвоено тюрками от обитавшего здесь народа «чуди», как и названия рек Уй, Миасс. От центральной части Большого Иремеля отходят два отрога: один — на СЗ, протяжением около 5 км и заканчивающийся скалистым поднятием под названием Жеребчик (1250 м), и другой — на ЮЗ, протяжением около 7 км и заканчивающийся скалами Синяк (940 м). На СВ от Кабана на высоте 1250—1300 м идет длинная (3 км) седловина, являющаяся продолжением основной оси Иремельского массива и связывающая Большой Иремель с Малым. На ней также имеются два поднятия. Первое, четко террасировано и метко называется по-местному «Залавок».

Второе поднятие расположено к седловине ближе к Малому Иремелю и возвышается над ней на 50 м в виде вытянутой каменистой сопки.

Малый Иремель протянулся в широтном направлении почти на 8 км. Он несет на себе 5 сопковидных каменистых вершин со стенообразными скалистыми останцами. Центральная сопка поднимается выше 1 400 м, а западная имеет высоту 1394 м и очень крутой западный и северный склоны. На западе Малый Иремель отделяется от северо-западного отрога Большого Иремеля широкой межгорной ложбиной, которая дренируется водотоками, питающими р. Карагайку, левый приток р. Тюлюка. На западном отроге Малого Иремеля замечательные скальные города, останцы, а поскольку посетителей мало – изобилие брусники и особенно голубики. На Малом Иремеле особенно выражены нагорные террасы, скальные города, останцы, каменные осыпи, глинистые пятна и каменные котлы, а пейзажи этого восьмикилометрового отрога иремельского массива просто неповторимы.

В основном вся горная система Иремеля имеет форму овала, вытянутого по главной оси с СВ на ЮЗ на 20 км. Западная сторона овала разорвана широкими ложбинами между отрогами и представляет двойную подкову. Наиболее высокие точки представлены скалистыми останцами.

Большая часть отдельных скал - останцев идет по вершинам Иремельской подковы и сформировывает редкий гребень. Останцы окружены, особенно с западной стороны, каменными россыпями, вернее грудами крупных каменных глыб.

Оригинальную и красочную форму рельефа Иремеля, а также хребтов Бакты, Нургуша, Зигальги, Машака, Яман-Тау и Аваляка представляют «скальные города». Приурочены они на Иремеле к концевым участкам отрогов.

Скальные города различаются от гольцовых вершин Иремеля резким расчленением, большой относительной высотой скал, развитием каменных хаосов у оснований. Как крепости с бойницами, зубцами, башнями и бастионами, поднимаются из хвойного леса своей верхней частью скалы Синяка, Сукташа и Жеребчика, имеются маленькие территории, покрытые мощной подушкой зеленых мхов или дерниной. Скалы достигают 40—50 м относительной высоты, они труднопроходимы, а составляют они по площади большую, основную часть скальных городов. Иными словами, что скалы лишь венчают эти огромные хаосы.

Весьма характерную черту облика и вообще ландшафта представляют каменные россыпи - курумы. Состоят они из угловатых камней, точнее глыб, из кварцевых песчаников, величиной от нескольких десятков кубических метров до 2-3 кубометров. На Иремеле они выветрелые, края притуплены, поверхность изъедена и покрыта лишайниками. На западных склонах Иремеля, хорошо увлажняемых, покрытых густым лесом и задернованных, развиты небольшие каменные россыпи. Северные и юго-восточные склоны в верхней части представляют сплошные каменные россыпи,

Каменные котлы на Кабане и Малом Иремеле имеют в диаметре до 2—3 м, глубину до 60—70 см, овальную или круглую форму. Дно их не имеет мелкозема, состоит из камней; в дождливую погоду в некоторых котлах набирается вода, что и дало повод не знающим людям говорить об озерах на вершине Иремеля. В каменных котлах вода чистая, прозрачная и ее можно пить.

Снеговые формы рельефа приурочены к западной и северной подошве Кабана: здесь долгое время, до середины июля, лежит снег.

Гора Иремель у башкир считается святой, например, на её вершину к концу ХІХ в. едва ли взобралось десяток человек. Забираться на нее запрещалось неписанными законами. Иремель встречается во множествах легенд башкирского народа. По легендам в недрах горы есть огромные сокровища, рассказывают и о снежном человеке, и о людях, прячущихся внутри горы (чудь, диви).

Про Иремель говорят, что она одна из точек выхода положительной энергии, есть предания о жертвоприношениях на этой горе, проведенных для «перекрытия» связи с космосом. Уфологи верят, что именно, у подножия Иремеля расположено одно из самых аномальных мест на территории России.

Вода в реках, берущих начало с Иремеля, почитается священной, она дает энергию и силу человеку, а ночью в определенные часы светится. По рассказам гора исполняет загаданные желания. При восхождении на Иремель принято брать подарок духу горы, и не следует ночевать у вершины. Ходят слухи, что плохого человека Иремель и плохо встречает, имеются множества рассказов о проделках батюшки Иремеля над неопытными туристами.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Cистемы зажигания двигателей внутреннего сгорания, контактная сеть электротранспорта, щеточно-контактный аппарат вращающихся электрических машин и т. п..
  2. Cистемы зажигания двигателей внутреннего сгорания, контактная сеть электротранспорта, щеточно–контактный аппарат вращающихся электрических машин и т. п..
  3. АРТИКУЛ ВОИНСКИЙ И КРАТКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРОЦЕССОВ И СУДЕБНЫХ ТЯЖБ (1715 Г.): ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАМЯТНИКОВ, ОБЗОР УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ НОРМ.
  4. Бытие произведенных человеком вещей («второй природы»)
  5. В глобальных сетях гораздо важнее не качество связи, а сам факт ее существования.
  6. Взаимодействие природы и общества: историко-философский экскурс
  7. Взгляды на болезнь в Киевской Руси. Основные виды медицинской помощи на Руси. Письменные медицинские памятники Киевской Руси.
  8. ВОЖДЕНИЕ НА ПОДЪЕМАХ, СПУСКАХ И КОСОГОРАХ
  9. Вы почувствуете все характеры, окружающие вас. У природы есть свой собственный язык, но она безмолвна, и если вы сами не безмолвствуете, то вы не поймете ее.
  10. Вы таков, какой вы есть «от природы»?
  11. ГЛАВА II. НАЧАЛО ИССЛЕДОВАНИЯ НУМИЗМАТИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ
  12. Говорят ли женщины гораздо больше мужчин?


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь