Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Взаимодействие природы и общества: историко-философский экскурс



Современная философия исходит из единства природы и общества. Как в природе, так и в обществе существуют объек-


 


196


Печчеи А. Человеческие качества. М, 1985; Шкловский И.С. Вселенная. Жизнь. Разум. М., 1978; Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Но­вый диалог человека с природой. М., 1986; Лось В. А. Человек и природа. М., 1978; Стратегия выживания. Космизм и экология. М, 1997; Рей-мерс.Н.Ф. Концептуальная экология. М, 1993; Горелов А.А. Социальная экология. М., 1998; Глобальный эволюционизм. Философский анализ. М., 1994; Техника, общество и окружающая среда. М, 1998; Концепции со­временного естествознания. М., 1998; Карпинская Р.С. Лисеев И.К. Огур­цов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995; Фи­лософия русского космизма. М., 1996


                                         
   
   
   
       
 
 
 
 
   
     
         
 
       
 
 
 



тивные законы развития, которые и обусловливают фундамен­тальную основу их единства.

Вопрос о взаимоотношении природы и общества возник уже в древности, в условиях античности. Однако в прошлые века в производственный процесс вовлекались лишь немногочислен­ные, непосредственно данные природой предметы и средства труда, что не нарушало, по крайней мере в планетарных мас­штабах, равновесного характера отношения «человек-биосфера».

Вместе с расширением производственной деятельности об­щества появляется потребность в обработке и использовании профильтрованных предшествующим трудом естественных ма­териалов, в совершенствовании способов утилизации природ­ных ресурсов. Постепенно человек приобретает способность выполнения все более сложных технологических операций. В наибольшей степени активизация человека к природе прояви­лась в процессе замены ручного труда машинным, в процессе перехода от естественных источников энергии к более стабиль­ной энергии пара.

Для первобытного человека, почти полностью растворенно­го в природе, характерно ее одухотворение. Человек не проти­вопоставляет себя природе, считает себя ее частью. Вместе с тем природа выступает как превосходящая человека сила и по­этому рассматривается как идеал гармонии, нерукотворного со­вершенства, как средоточие Логоса, как эталон организации. Жизнь в согласии с природой и ее законами расценивалась как самая благая.

Христианство рассматривает природу как воплощение мате­риального начала, «низ», противоположный Духу. Природа преходяща и изменчива. Дух безусловно стоит над природой. Таким образом, основной идеей средневековья является не слияние с природой, а возвышение над ней.

Возрождение вновь обращается к античным идеалам толко­вания природы и всего естественно-природного как воплоще­ния гармонии и совершенства.

Новое время порождает феномен науки. Природа становится объектом научного исследования, «испытания». Познаватель­ное отношение к природе сменяется деятельностным. Выдвига­ется тезис покорения природы, власти, господства над ней» ко­торых можно достичь посредством знаний, науки. «Зна­ние - сила» (Ф. Бэкон) - основная методологическая установка этого времени.

Современность требует новой ценностной установки во взаимоотношении природы с обществом: природа-это уни­кальное и универсальное вместилище человека и всей его куль­туры, а это требует ответственного отношения к ней, гармони-198


зации этого отношения именно потому, что человек является частью природы, связан с ней непосредственными узами, зави­сим от нее.

Происходит переоценка ценностей - переход от идеи абсо­лютного господства над природой к идее гармонизации их от­ношений.

Экологический императив и концепция ноосферы

То новое, что внес XX век в существо проблемы, состоит в колоссальном росте масштабов антропогенного воздействия на природу. Гигантски выросла связанная с человеческой деятель­ностью теплоотдача в окружающую среду, выбросы вредных веществ в атмосферу, засорение не только рек и озер, но даже морских акваторий производственными отходами. В ряде мест­ностей содержание вредных веществ в атмосфере превышает допустимые меры. В наши дни нежелательные воздействия приобрели глобальный характер, создав острую экологическую ситуацию и ставя под угрозу само выживание человечества.

Способность природы ассимилировать (усваивать) вредные отходы производства далеко не безгранична.

Осознание этих процессов вызывает глубокое беспокойство ученых многих стран. В 1960 г. возникла общественная органи­зация под названием Римский клуб, поставившая своей целью создание и изучение глобальных моделей развития человечест­ва.

Общая черта эпохи, переживаемой сейчас человечеством, состоит в том, что впервые за все время его существования пе­ред ним встала проблема выживания. Есть и угроза термоядер­ного самоуничтожения, и угроза экологической катастрофы. Вторая даже более опасна, ибо обладает свойством постепенно­сти, плавности, относительной незаметности своего наступле­ния. Человечество в основной массе до сих пор не осознало глобального характера развертывающегося экологического кризиса.

Общество возрастает из природы и не может отменить дей­ствие её законов. Единство природы и общества со всей если угодно трагичностью обуславливается действием Второго на­чала термодинамики. Невозможно существование систем, сво­бодных от роста энтропии. Невозможны полностью безотход­ные технологии, стопроцентная утилизация отходов, получение только одних позитивных результатов без негативных послед­ствий. Пока антропогенная деятельность человека носила ло­кальный характер, с этими пределами можно было не считать-


ся. Когда она сегодня приобрела глобальный характер, эти пре­делы становятся важнейшим императивом дальнейшего разви­тия. На этой основе возникает важнейшее понятие экологиче­ского императива, суть которого: нарушения равновесия при­роды могут повлечь за собой неконтролируемые изменения ха­рактеристик биосферы, и могут сделать дальнейшее существо­вание человека на Земле невозможным.

Человечество должно выработать новое экологическое мышление, в котором ведущей господствующей ценностью становятся экологические приоритеты, т.е. выживание челове­чества, гармонизация его отношений с природой. Это коренное изменение глобальной стратегии развития человечества.

Новая глобальная стратегия исходит из того, что никакие частные цели не будут достигнуты, если при этом будет разру­шена естественная среда обитания человека. Гармонизация от­ношений природы и общества - это высшая нравственная цен­ность человечества.

Существует общая перспективная идея для достижения этой гармонии - это идея ноосферы и коэволюции.

Понятие ноосферы было предложено в 20-е годы XX столе­тия французским учеными Леруа и Тейяром де Шарденом и развито в концепцию ноосферы В.И. Вернадским. Мысль, по его взглядам, уже превратилась в явление планетарного мас­штаба. Преобразующая работа научной мысли должна привес­ти к радикальному изменению статуса Земли. Так же, как воз­никновение биосферы преобразовало геосферу, возникновение ноосферы должно привести к возникновению нообиосферы. Отныне развитие человечества возможно лишь как согласован­ный путь коэволюции человека и природьг.

Словарь

Природа - совокупность естественных условий существования че­ловеческого общества.

Общество - обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жиз­недеятельности людей. Это продукт взаимодействия людей (Маркс). Естественная среда обитания человека - природа, рас­сматриваемая в ее отношении к обществу, включающая земные условия и космические факторы.

Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1993; Моисеев Н.Н. Человек, сре­да, общество. М., 1991

Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста, М., 1988; Янши­на Ф. Т. Эволюция взглядов В. И. Вернадского на биосферу и развитие учения о ноосфере, М., 1996


Географическая среда - среда, включающая как естественную среду обитания, так и искусственную, т.е. «вторую» природу,.как результат преобразования естественной среды в процессе челове­ческой деятельности.

Социальная экология - наука, изучающая взаимоотношения об­щественного человека со средой его обитания.

Экологический императив - это совокупность условий та­ких-уже недопустимых - нарушений равновесия природы, кото­рые могут повлечь за собой дальнейшие неконтролируемые изме­нения характеристик биосферы, сделать существование на Земле человека невозможным (Моисеев Н. Н.)-

Коэволюция - совместимое, взаимосогласованное развитие чело­века и природы.

Ноосфера - сфера разума. «С появлением на нашей планете ода­ренного разумом живого существа, планета переходит в новую стадию своей истории. Биосфера переходит в ноосферу» (Вернад­ский В.И.). Ноосфера - целенаправленное, разумное развитие био­сферы, осуществляемое в интересах человека и его будущего.

Вопросы для самоподготовки

1) Что такое закон? Каковы различия между законами природы и
законами общества и есть ли сходство?

2) В чем проявляется единство природы и общества?

3) Как влияет природа на развитие общества и общество на при­
роду?

4) В чем актуальность проблемы природы и общества?

5) Что Вы можете сказать о влиянии техногенной цивилизации
на жизнь людей? Позитивные и негативные моменты.

6) Что Вы можете сказать о «русском космизме»?

7) Каковы перспективы дальнейшего цивилизованного развития?
Что Вы можете сказать о многообразии культур и нужно ли
использовать ценность диалога?

8) Какие новые стратегии Вы можете предложить для решения
экологической проблемы.

9) Что такое коэволюция?

10) Что такое ноосфера?

11) Как связан экологический императив с нравственным?

Упражнения и задачи

1. Кок Вы понимаете знаменитые слова Галилея о том, что
Бог оставил нам две книги: просто книгу (по-гречески Библию),
написанную словами обычного языка и книгу природы, написанную
на языке математики?

2. Общество - это совокупность человеческих индивидов, объ­
единяющихся для удовлетворения «социальных инстинктов» (Ари-


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1621; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь