Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


второй - терцовый тон или терция,



Третий - квинтовый тон или квинта,

Четвёртый - септима.

Доминантсептаккорд имеет три обращения:

квитсекстаккорд (Д 56). Интервальный состав – м3+м3+б2

терцквартаккорд (Д 43). Интервальный состав – м3+б2+б3

секундаккорд (Д 2). Интервальный состав – б2+б3+м3

Во всех обращениях септаккорда имеется секунда, возникающая в результате обращения септимы септаккорда. В квинтсекстаккорде секунда находится вверху, в терцквартаккорде – в середине, в секундаккорде – внизу (пример).

Д7 и его обращения – диссонансы и требуют разрешения. Д7 разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенным основным тоном;

Д65 – в Т53 с удвоенной примой;

Д43 – в полное тоническое трезвучие;

Д2 – в тонический секстаккорд с удвоенной примой

Пример:

Тритоны

Тритонами называются интервалы ув4 и ум5, содержащие три тона, энгармонически равные (звучат одинаково) и различающиеся по количеству ступеней. Тритоны – одни из самых резких диссонансов, трудно интонируются голосом, за что в средневековой музыкальной теории были запрещены и получили прозвище «дьявола в музыке».

В натуральных ладах тритоны образуются - ум5 на \/11 и ув4 на 1\/ ступенях в мажоре и ум5 на II, ув4 на \/II ступенях в миноре. При разрешении звуки ув4 расходятся на м2 в противоположные стороны и разрешаются в м6, а звуки ум5 сходятся на полтона на встречу друг другу и разрешаются в б3.

Пример:

В гармонических ладах образуется ещё одна пара тритонов.

В гарм. мажоре – ум5 на II и ув4 на \/I пониженной.

В гарм. миноре – ув4 на I\/ и ум5 на \/II повышенной.

 

Пример:

 

 

Таблица тритонов в натуральном и гармоническом мажоре и миноре

 

 

Родство тональностей. Первая степень родства.

Родство тональностей определяется наличием в них общих звуков.

Любая тональность мажора и минора имеет по шесть тональностей первой степени родства. К ним относятся тональности, тонические трезвучия которых можно построить на ступенях исходной тональности.

Пример: Тональности первой степени родства для мажора

Тональности первой степени родства для минора

Тонические трезвучия родственных тональностей образуются на всех ступенях мажорной и минорной тональности, кроме \/II ступени в мажоре и II ступени в миноре, где образуется уменьшенное трезвучие.

A-moll – параллельный минор

F-dur – тональность субдоминанты

D-moll – тональность параллельная тональности субдоминанты

C-dur - G-dur – тональность доминанты

E-moll - тональность параллельная тональности доминанты

F-moll – тональность гармонической субдоминанты

 

C- dur – параллельный мажор

D-moll – тональность субдоминанты

A-moll - F-dur – тональность параллельная тональности субдоминанты

E-moll – тональность доминанты

G-dur- тональность параллельная тональности доминанты

E- dur - тональность гармонической доминанты

МЕТР и РИТМ.

С давних времён музыка связана с движением. Равномерность движения оказывает влияние на музыку, в которой непрерывно чередуются сильные и слабые временные моменты или акцентированные и неакцентированные звуки (акцент от лат. «ударение»). Равномерное чередование акцентов в музыке называется метром (метр – греч. «мера»). Равные части между метрическими акцентами – метрическими долями.

Две основные разновидности метра – двухдольный (за сильной долей следует слабая доля)и трёхдольный (за сильной долей следуют две слабые).

Отрезок музыкального произведения от одной сильной доли до другой называется тактом. В нотной записи размер такта обозначается дробью. Числитель – количество долей в такте, знаменатель – длительность каждой доли. В обозначении размера ¾ числитель 3 указывает, что в такте три доли, знаменатель 4 указывает, что каждая доля равна одной четверти.

Если музыкальное произведение начинается со слабой метрической доли, то образуется неполный такт или затакт.

Такты, имеющие одну сильную долю (двухдольные и трёхдольные), называются простыми тактами. Такты, возникающие от слияния двух или более одинаковых простых тактов, называются сложными. К ним относятся четырёхдольные, шестидольные, девятидольные, двенадцатидольные такты. Так, четырёхдольный такт образуется от соединения двух двухдольных тактов – 4/4 = 2/4+2/4; шестидольный – от двух трёхдольных – 6/8=3/8+3/8. Сложный такт имеет два и более акцентов в зависимости от числа простых тактов в нём – в четырёхдольном и шестидольном тактах – два акцента:

> > > >

4/4 ó ó ó ó 6/8 ♪ ♪ ♪ ♪ ♪ ♪

Девятидольные такты имеют три акцента, двенадцатидольные – четыре.

Особые виды сложных тактов, где соединяются двух- и трёхдольные такты, называются смешанными. К ним относятся пятидольные, семидольные и т.д.: 5/4=2/4+3/4.

Если метр в музыкальном произведении непрерывно меняется, то он называется переменным метром.

Помимо чередования сильных и слабых долей, в музыке происходит непрерывное чередование звуков различной длительности.Это ритм (от греч. «течение»). Ритм внутри каждого такта может меняться при постоянном метре. Ритм – одно из важных средств развития в музыке. Часто ритм способствует созданию определённого характера музыки – спокойного, взволнованного, танцевального.

 

Трезвучие. Виды трезвучий.

Трезвучием называется аккорд из трёх звуков, расположенных по терциям.

В зависимости от качественной величины терций различают четыре вида трезвучий: 1.Большое (мажорное) трезвучие Б53 - б3 + м3;

2.Малое (минорное) трезвучие М53 – м3 + б3;

3.Увеличенное трезвучие ув53 – б3 + б3;

4.Уменьшённое трезвучие ум53 – м3 + м3.

Пример:

Б53 М53 ув53 ум53

Б53 лежит в основе мажорного лада, определяющей для него является высокая третья ступень (б3 между первой и третьей ступенями). М53 лежит в основе минорного лада, где между первой и третьей ступенями образуется м3 (низкая третья ступень). Ум53 имеет в своей основе тритон между крайними звуками и строится на \/II в мажоре, на II в миноре, а также в гармонических ладах – на II в гармоническом мажоре и на \/II# в гармоническом миноре. В Ув53 между крайними звуками образуется ув5. Этот вид трезвучия встречается в гармонических ладах – на \/Iпониженной в мажоре и на III в миноре.

Каждый тон трезвучия имеет своё название. Нижний – прима, средний – терция, верхний – квинта, в зависимости от интервала, образуемого с основным тоном аккорда. Основным тоном (примой) называют нижний звук трезвучия.

Трезвучие имеет два обращения. Обращение получается путём переноса нижнего звука трезвучия на октаву вверх или верхнего на октаву вниз, при этом нижним звуком является терцовый или квинтовый тон основного трезвучия.

Секстаккорд (первое обращение трезвучия) — обращение с терцовым тоном в нижнем голосе. Обозначается цифрой 6

Квартсекстаккорд (второе обращение трезвучия) — обращение с квинтовым тоном в нижнем голосе. Квартсекстаккорд обозначается цифрами 6 и 4. В нём, как и в секстаккорде, крайние звуки образуют сексту, а признаком является положение чистой кварты в основании.

Пример:

Пентатоника. Натуральные лады.

Пентатоника ( от греч. pente - пять и tonos - звук, тон) - звукоряд, в котором не встречается полутоновых соотношений. Все звуки расположены на расстоянии б2 и м3 друг от друга. Например, в пентатонике от звука до отсутствуют фа и си, образующие тритон, и таким образом получается следующий звукоряд – до-ре-ми-соль-ля.

Пентатоника может иметь мажорную или минорнуюокраску, в зависимости от б3 или м3, лежащей в её основе. Например, в звукоряде до-ре-ми- соль-ля-(до) - между до и ми образуется б3. Это мажорная пентатоника. Если тот же звукоряд имеет опорой звук ля, то пентатоника приобретает минорную окраску – между ля и до образуется м3 –ля-до-ре-ми-соль-(ля).

Пентатоника встречается во многих народных песнях – русских, татарских, башкирских, а также в китайской и корейской музыке. Средства пентатоники используются и в профессиональной музыке.

Мажорная пентатоника Минорная пентатоника

Многие мелодии народных песен имеют в основе лады, сходные с мажором и минором, но отличающиеся от них отдельными звуками. Эти лады называют старинными, натуральными или церковными. Начиная со средних веков за ними закрепились названия, взятые из древнегреческой музыкальной терминологии:

Ионийский лад (совпадает с натуральным мажором)

Эолийский лад (совпадает с натуральным минором)

Миксолидийский (натуральный мажор с \/II низкой ступенью) соль-ля-си-до-ре-ми-фа

Лидийский(натуральный мажор с I\/высокой) фа-соль-ля-си-до-ре-ми

Дорийский (натуральный минор с шестой высокой ступенью)ре-ми-фа-соль-ля-си-до

Фригийский (натуральный минор со второй низкой ступенью)ми-фа-соль-ля-си-до-ре

Использование натуральных ладов придаёт звучанию своеобразие и обогащает выразительные возможности музыки.

Элементы структуры музыкального языка. Период, предложение, каденция.

Период (от греч. – круговращение, круг времени) – полностью завершённая музыкальная мысль. Степень её завершённости зависит от вида каденции.

Каденция (от итал. – окончание) – завершающий оборот, аккордовая и мелодическая последовательность, придающая звучанию полную или частичную завершённость.

Период обычно заканчивается полной совершенной каденцией. Её признаки – остановка на тоническом звуке (первой ступени) в мелодии и тоническом трезвучии на сильной или относительно сильной доле такта. Перед тоникой обычно звучит доминантовая гармония (автентическая каденция), реже – субдоминантовая (плагальная каденция).

Период часто делится на две части, отделённые цезурой (цезура – момент членения в музыке). Эти части называются предложениями. Второе предложение кончается полной совершенной каденцией, как бы ставит точку. Первое предложение требует продолжения, звучит незавершённо. Оно заканчивается серединной (половинной) каденцией. Обычно это остановка на доминанте.

Периоды, предложения которых сходны между собой называются периодами повторного строения.Схема:

Период
1 предл. 2 предл.
А А1

 

Схему периода неповторного строения, где предложения не сходны можно изобразить схемой:

Период
1 предл. 2 предл.
А В

 

Предложения делятся на более мелкие структуры – фразы и мотивы.

Период, количество тактов в котором кратно 4 – 8, 16 тактов называется квадратным.

В нём обычно 2 предложения по 4 или 8 тактов, в каждом из которых соответственно по 2 или 4 фразы.

 

 

Хроматическая гамма.

Хроматической гаммой называется звукоряд, состоящий из чередования хроматических и диатонических полутонов. Диатоническими называются полутоны, образуемые основными ступенями мажорной или минорной гаммы. Хроматическими (от греч. chroma – цвет, краска) – возникающие в результате полутонового повышения или понижения основных, диатонических ступеней.

Хроматическая гамма может иметь различное выразительное значение: передача стремительного движения, полёта, завываний ветра, картины бури, грозы. Пример – Н.А.Римский-Корсаков “Полёт шмеля” из оперы “Сказка о царе Салтане”.

Хроматическая гамма – не самостоятельный лад, это усложнённый хроматизмами мажор или минор.

Правописание хроматической гаммы:

Восходящая хроматическая гамма в мажоре – В мажорной хроматической гамме при движении вверх повышаются все ступени кроме третьей и шестой (вместо шестой понижается седьмая ступень).

Пример: До мажор

Нисходящая хроматическая гамма в мажоре – понижаются все ступени, отстоящие от соседних степеней на целый тон, кроме \/. Понижение \/ заменяется повышением I\/.

Пример:

Восходящая и нисходящая хроматическая гамма в миноре записывается одинаково – повышаются все необходимые ступени, кроме I. Повышение I заменяется понижением II (вниз как одноимённый мажор).

Пример:

 


Поделиться:



Популярное:

  1. A. Холодный двигатель не запускается или запускается плохо
  2. Agrale — бразильская фирма из Кашиас-ду-Сул, производящая небольшие грузовые автомобили, автобусы и сельскохозяйственную технику. Образована в 1962 году.
  3. D-технология построения чертежа. Типовые объемные тела: призма, цилиндр, конус, сфера, тор, клин. Построение тел выдавливанием и вращением. Разрезы, сечения.
  4. Exercise 2: Are these statements true or false? – Истинны или ложны данные высказывания?
  5. I Расчет номинального состава бетона
  6. I. Автономность бессознательного
  7. I. Если глагол в главном предложении имеет форму настоящего или будущего времени, то в придаточном предложении может употребляться любое время, которое требуется по смыслу.
  8. I.5. Киностилистика и монтаж
  9. II. Книги (по алфавиту авторов или названий)
  10. II.1.2. Глоссарий «Проблем киностилистики»
  11. II.2. Коррекция и реабилитация речевой патологии у детей, страдающих дизартрией
  12. III. Стабилизация исламского режима в 1980-е гг.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1183; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь