Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Институт международных отношений, истории и востоковедения



Институт международных отношений, истории и востоковедения

 

Отделение высшая школа исторических наук и

всемирного культурного наследия

 

Кафедра всеобщей истории

 

Направление 46.06.01 История

 

Выпускная квалификационная работа на тему:

 

«Трансформация представления о феминности в искусстве эпохи модернизма»

 

Работа завершена

«___»_________2016 г. ___________ А.В. Паршукова

 

 

Работа допущена к защите:

Научный руководитель

к.и.н., ассистент

«___»_________2016 г. ___________ Н.А. Шадрина

 

 

Заведующий кафедрой

д.и.н., доцент

«___»_________2016 г. ___________ Е.А. Чиглинцев

 

 

Казань-2016


 

Оглавление

Введение. 2

Глава 1. Модерн – эпоха технологического прорыва и культурного переосмысления общества. 12

1.1. Модернизм как прогресс. 13

1.2. Модернизм как распад. 23

Глава 2. «Женское» от классики к модернизму. 36

2.1. Становление классической модели «женского» в художественной культуре эпохи Возрождения. 36

2.2. «Женское» в европейской философии эпохи модернизма. 48

Глава 3. «Женское» в художественной культуре модернизма. 62

3.1. Образ «роковой женщины» в искусстве. 62

3.2. «Жертва» - традиционный художественный взгляд на положение женщины в обществе эпохи модернизма. 75

Заключение. 88

Список использованных источников и литературы.. 91

Приложение 97

 

 

 

 

Введение

Тема красоты, в особенности красоты женщины, во все времена была одной из основных тем художественных исканий, выражая в значительной мере «дух эпохи», представляя базовые культурные установки своего времени. Представление о красоте имело и имеет различные аспекты, а утверждение идеала красоты является выражением, как внешнего облика человека, так и его внутренних качеств, которые в разное время понимались по-разному. Крайне интересным представляется проследить, как от эпохи к эпохе трансформировался образ прекрасной женщины, а через эту трансформацию увидеть и изменение представлений о месте и роли женщины в общественном пространстве, а, следовательно, изменение и всей общественной структуры, поскольку отношения полов и те гендерные модели, которые существуют в определенном обществе, во много определяют его сущностью.

Особенно важными в этой связи являются переломные эпохи, в которые представления человека о мире меняются радикально. Такой эпохой для Европы стала эпоха модернизма[1] (конец XIX – начало XX веков). Этот период характеризуется кризисом всех систем культуры: ценностно-ориентационных, морально-этических, художественно-эстетических, научно-познавательных. Это время новых научных открытий, переворота в сознании людей, приведшего к ощущению относительности всего существующего[2].

В этот же период радикально трансформируется и художественная традиция – появляется стиль модерн, который стал своеобразным переходным периодом от классики к современности. Этот стиль и характеризуется совершенно новой интерпретацией действительности в пространстве художественного творчества, поиском нового языка творческого выражения: иной видение действительности, человеческого тела, ощущение пространства и движения в нем человеческой фигуры.

Эпоха модернизма характеризуется и радикальной трансформацией представлений о женской красоте, о роли и месте женщины в обществе. Тот классический канон женского образа, который был сформирован в период Высокого Возрождения был практически полностью отринут, новое видение идеала женской красоты разрушило все предыдущие представления.

Одной из предпосылок подобной радикальной трансформации понимания «женского» стало феминистическое движение[3]. Феминизм берет свое начало в период Великой Французской революции и включает, по мнению исследователей, три этапа развития. Первый – XVIII – первая половина XIX века; второй – вторая половина XIX – начало XX века (до начала Первой Мировой войны); третий период начинается в конце Второй Мировой войны и продолжается вплоть до сегодняшнего дня. На эпоху модернизма приходится вторая волна феминизма, которая в значительной степени повлияла на изменение образа женщины, в том числе и в пространстве художественной творчества.

Изменение видения женщины и женской красоты в эпоху модернизма представляет особый интерес, поскольку те новые установки, которые сформировались в этот период, во многом, определили дальнейшую трансформацию представлений о месте и роли женщины в обществе и продолжают свое существование и по сей день.

Таким образом, объектом данного исследования стала культура эпохи модернизма, а предметом - женские образы в художественной культуре модерна.

Цель работы – выявить основные аспекты трансформации женских образов в художественной культуре эпохи перехода от классики к модернизму.

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

1. Охарактеризовать основных тенденций развития культуры в эпоху модернизма.

2. Провести анализ изменений представлений о женщине в художественной, публицистической и философской литературе от классики к модернизму.

3. Выявить основные аспекты трансформации образа женщины в изобразительном искусстве модернизма.

Хронологические рамки работы: конец XIX – начало XX века (эпоха модернизма). Однако, для того, чтобы проследить трансформацию образа женщины в художественной культуре, необходимо было реконструировать и классический идеал женщины, который для европейской культуры формировался в эпоху Возрождения, а именно в XIV - первой трети XVI веков.

Методологической основой данной работы стали классические принципы истори­ческого познания: принцип историзма, требующий рассмотрения любого исторического феномена в его развитии, в его сущностной специфике, в его обусловленности многообразием факторов; принцип целостности, требующий подхода к каждому явлению как к системе взаимозависимых составляющих (конфигурация которой зависит от детерминирующих причин). Помимо этого, в диссертационной работе использовались специально-истори­ческие методы: историко-генетический метод, историко-сравнительный метод, метод компаративного анализа.

Источниковую базу работы можно разделить на несколько групп. К первой группе относятся сочинения представителей эпохи Возрождения, на страницах которых происходит формирование образа идеальной женщины, ставшего для последующих эпох классическим образцом.

К первой подгруппе относятся такие сочинения, как «Новая жизнь»[4] Данте, произведение было написано в 1283-1293 году в форме прозиметрума, т.е. чередующихся фрагментов стиха и прозы. Работа содержит весь спектр чувств Данте к своей возлюбленной Беатриче, вплоть до ее смерти. «Новая жизнь» явилось одним из первых произведений эпохи раннего Возрождения, восхваляющих женскую красоту. Помимо этого, анализируется и лирика Ф.Петрарка, его произведения «Canzoniere»[5]. Особого внимания заслуживает произведение Д.Бокаччо «Элегия мадонны Фьямметты»[6], поскольку автор одним из первых ставит в качестве главной героини женщину, причем не раз отмечая ее способности к образованию, знание языков и стремление к чтению.

Во вторую подгруппу включены произведения женщин-гуманисток: работы Изотты Ногароллы «О равном и неравном грехе Адамы и Евы»[7], Кристины Пизанской «О граде женском»[8], Маргариты Наваррской «Гептамерон»[9], а также творчество Вероники Гамбара и Лукреция Торнабуони. Одной из главных работ в данной подгруппе является труд «О граде женском» Кристины Пизанской, открыто выступившей против укоренившегося принципа власти мужчин. Она была написана в 1404-1405 году и стала одной из основ вопроса о положении женщины в обществе в последующие века.

К третьей подгруппе относятся произведения философско-художественной мысли эпохи Возрождения. Ключевой работой здесь стал труд Аньоло Фиренцуола «О красотах женщин»[10]. Данный трактат состоит из двух диалогов, в котором некий герой Чельсо излагает свое видение женской красоты. Он предлагает категории красоты, основной из которых является гармония. Данная работа представляет наиболее распространенную точку зрения на образ женщины в данную эпоху: восхваления лишь внешних достоинств представительниц женского пола. Похожей работой является «Любовная философия»[11] Франческо Патрици.

Четвертая подгруппа – научные работы эпохи Возрождения. Это, прежде всего, Томас Мор «Утопия»[12], а также «Город солнца» Томмазо Кампанеллы[13].

Ко второй группе источников относятся – литературно-художественные произведения, научно-философские труды, актовые и законодательные документы, а также источники личного происхождения (письма, дневники) XIX – начала XX веков, характеризующие как эпоху модернизма, так и предшествующий период, заложивший основы трансформации образа женщины в культуре.

В особую подгруппу здесь выделяются литературные произведения, демонстрирующие постепенное изменение отношения к женщине в обществе. Сюда относятся романы Герберта Уэллса «Анна-Вероника»[14], выпущенный в 1909 году, а также «Жена сэра Айзека Хармана»[15]. Произведение «Анна-Вероника» стало поистине сенсационным, так как раскрывает историю молодой девушки, которая борется с порядками, установившимися в обществе. Помимо этого, анализируются произведения Джейн Остен «Гордость и предубеждение»[16] и «Чувства и чувствительность»[17].

Вторая подгруппа – это научно-философские работы. Здесь собраны, в первую очередь, работы конца XVIII – начала XIX века, такие как «Защита прав женщин»[18] Мэри Уоллстонкрафт, выпущенная в 1792 году; также работы XIX века: труд Фурье Ш. «Теория четырех движений»[19], изданный в 1808 году, в котором автор придерживался мнения, что расширение прав женщин есть главный принцип социального прогресса, труд А. де Сен-Симона «Новое христианство»[20]. Сен-Симон считал, что, женщина и мужчина – это социальный индивид. Это мнение вызвало немало споров после его смерти среди его последователей.

Помимо этого, к данной подгруппе относятся работы Д.С. Милля «Порабощение женщин»[21], изданная в 1865 году; Т. Веблена «Теория праздного класса»[22]; Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»[23]; У.Л. Гаррисона «Злой умысел»[24].

В труде «Теория праздного класса» имеет ряд важных аспектов в «женском» Веблен выдвигает тезис «замещенная» праздность, «замещенное» потребление или потребление напоказ, т.е. демонстрации женщиной состоятельности супруга через постоянное потребление, что стало одним из главных стереотипов в отношении к «женскому».

Третью подгруппу составляют законодательные документы, демонстрирующие изменения, произошедшие в правовом статусе женщины. К числу использованных в работе документов относятся: «Декларация прав человека и гражданина»[25], являющийся важнейшим документов Великой Французской революции, и «Декларация прав женщины и гражданки»[26], автором которой является Олимпия де Гуж, а так же Конституция 1791 года[27], Гражданский Кодекс Наполеона[28], выпущенный в 1804 году, «Декларация чувств»[29], принятая в 1848 году, акт о собственности замужних женщин 1848 года[30], акт о собственности замужних женщин 1860 года[31], обращение Элизабет Кейди Стэнтон к законодательному собранию г. Нью-Йорк[32], Закон о народном представительстве 1928 года[33], постановление Французского Временного правительства от 1944 года[34].

Четвертую подгруппу представляют собой документы личного происхождения, демонстрирующие рефлексию представителей разных групп общества на изменения, происходившие в нем.

К числу использованных в работе личных документов относятся письма Жорж Санд от 28 августа 1842 года к мадемуазель Леруае де Шантепи[35], а также к аббату Ламенне[36], дневник Жорж Санд[37]; письма Эбигейль Адамс своему мужу Джону Адамсу[38], кузену[39] и сестре[40]; воспоминания Хэрриет Х.Робинсон под названием «Труд на первых фабриках в Новой Англии»[41]; также использованы труды Ж.Модильяни «Амедео Модильяни в воспоминаниях дочери и современников»[42], К.Лейк и Жило Ф. «Моя жизнь с Пикассо»[43].

Третью группу составили визуальные источники.[44] В работе, во-первых, использованы произведения художников эпохи Возрождения. Это Джорджоне, Тициан, Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи и др. Именно эти художники создали классический художественный женский образ, который стал основой для всех последующих поколений. Во-вторых, это представители модерна – Э.Мунк, Г.Климт, Г.Моро, Ф.ф. Штук и др., которые положили начало новому пониманию женской красоты в искусстве.

Литературу, использованную в работе, можно разделить на несколько групп.

К первой группе относятс труды, посвященные гендерной проблематике. Во-первых, работы XX века по вопросу «женскому», такие как, эссе Линды Нохлин «Почему нет великих художниц? »[45]; Бетти Фридан «Загадка женственности»[46]; Симона де Бовуар «Второй пол»[47]; Маргарет Сангер «Женщина и новое поколение»[48] и др.

Во-вторых, работы современных исследователей гендерной проблематике, таких как, Н.Н. Козлова «Гендер и вхождение в модерн»[49]; Рассел Д. «Гендер»[50]; Круминг Л. «Женщина в обществе: мифы и реалии»[51]; Юрчак А. «Женщина и визуальные знаки»[52]; Бранд Г.А. «Человек на обочине, или место женщины в истории европейской философии»[53] и др.

Ко второй группе относятся труды, посвященные эпохе модернизма в целом, и тем трансформациям, которые в этот период претерпевала культура. Здесь можно отметить такие работы, как: Германа М.Ю. «Модернизм: искусство первой половины XX века»[54] - исследование, раскрывающее основные тенденции и особенности модернизма, И.А.Евдошин «Художественное сознание модернизма: истоки и мифологемы: монография»[55], В.В. Ванслова и Ю.Д. Колпинского «Модернизм: анализ и критика основных направлений»[56], раскрывающая взгляды на эпоху модернизма таких известных искусствоведов, как Ганс Мюнх, Жак Вателен, Даниэль Канвейлер, Роберт Рей, Джон Канедеи, С.Д. Комаров «Зарубежные искусствоведы о современном буржуазном искусстве»[57].

К третьей группе относятся общие работы по истории искусства: Ильина Т.В. «История искусства Западной Европы от Античности до наших дней»[58]; Гнедич П.П. «Всеобщая история искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура»[59]; Чеботарева А. и Петропалова О. «Величайшие гении мирового искусства. Архитектура, живопись, скульптура»[60].

В четвертую группу необходимо выделить исследования, посвященные творчеству художников, литераторов и философов, чьё наследие анализируется в работе. Это, например, такие труды, как: Пенроуз Р. «Пикассо: жизнь и творчество»[61], Астахов Ю. «Рафаэль»[62] и Лебедянский М. «Портреты Тициана»[63].

В пятую группу входят работы, рлсвященные научной деятельности ученых и философов, например, Матвиевская Г.П. «Рене Декарт»[64], Субботин А.Л. «Фрэнсис Бэкон»[65] и др.

Помимо всего прочего, в работе используется справочная литература: Дж. Холл «Словарь сюжетов и символов в искусстве»[66].

Работа состоит из введения, трех глав, разделенных каждая на два параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложения.

 

 

 

 

Институт международных отношений, истории и востоковедения

 

Отделение высшая школа исторических наук и

всемирного культурного наследия

 

Кафедра всеобщей истории

 

Направление 46.06.01 История

 

Выпускная квалификационная работа на тему:

 

«Трансформация представления о феминности в искусстве эпохи модернизма»

 

Работа завершена

«___»_________2016 г. ___________ А.В. Паршукова

 

 

Работа допущена к защите:

Научный руководитель

к.и.н., ассистент

«___»_________2016 г. ___________ Н.А. Шадрина

 

 

Заведующий кафедрой

д.и.н., доцент

«___»_________2016 г. ___________ Е.А. Чиглинцев

 

 

Казань-2016


 

Оглавление

Введение. 2

Глава 1. Модерн – эпоха технологического прорыва и культурного переосмысления общества. 12

1.1. Модернизм как прогресс. 13

1.2. Модернизм как распад. 23

Глава 2. «Женское» от классики к модернизму. 36

2.1. Становление классической модели «женского» в художественной культуре эпохи Возрождения. 36

2.2. «Женское» в европейской философии эпохи модернизма. 48

Глава 3. «Женское» в художественной культуре модернизма. 62

3.1. Образ «роковой женщины» в искусстве. 62

3.2. «Жертва» - традиционный художественный взгляд на положение женщины в обществе эпохи модернизма. 75

Заключение. 88

Список использованных источников и литературы.. 91

Приложение 97

 

 

 

 

Введение

Тема красоты, в особенности красоты женщины, во все времена была одной из основных тем художественных исканий, выражая в значительной мере «дух эпохи», представляя базовые культурные установки своего времени. Представление о красоте имело и имеет различные аспекты, а утверждение идеала красоты является выражением, как внешнего облика человека, так и его внутренних качеств, которые в разное время понимались по-разному. Крайне интересным представляется проследить, как от эпохи к эпохе трансформировался образ прекрасной женщины, а через эту трансформацию увидеть и изменение представлений о месте и роли женщины в общественном пространстве, а, следовательно, изменение и всей общественной структуры, поскольку отношения полов и те гендерные модели, которые существуют в определенном обществе, во много определяют его сущностью.

Особенно важными в этой связи являются переломные эпохи, в которые представления человека о мире меняются радикально. Такой эпохой для Европы стала эпоха модернизма[1] (конец XIX – начало XX веков). Этот период характеризуется кризисом всех систем культуры: ценностно-ориентационных, морально-этических, художественно-эстетических, научно-познавательных. Это время новых научных открытий, переворота в сознании людей, приведшего к ощущению относительности всего существующего[2].

В этот же период радикально трансформируется и художественная традиция – появляется стиль модерн, который стал своеобразным переходным периодом от классики к современности. Этот стиль и характеризуется совершенно новой интерпретацией действительности в пространстве художественного творчества, поиском нового языка творческого выражения: иной видение действительности, человеческого тела, ощущение пространства и движения в нем человеческой фигуры.

Эпоха модернизма характеризуется и радикальной трансформацией представлений о женской красоте, о роли и месте женщины в обществе. Тот классический канон женского образа, который был сформирован в период Высокого Возрождения был практически полностью отринут, новое видение идеала женской красоты разрушило все предыдущие представления.

Одной из предпосылок подобной радикальной трансформации понимания «женского» стало феминистическое движение[3]. Феминизм берет свое начало в период Великой Французской революции и включает, по мнению исследователей, три этапа развития. Первый – XVIII – первая половина XIX века; второй – вторая половина XIX – начало XX века (до начала Первой Мировой войны); третий период начинается в конце Второй Мировой войны и продолжается вплоть до сегодняшнего дня. На эпоху модернизма приходится вторая волна феминизма, которая в значительной степени повлияла на изменение образа женщины, в том числе и в пространстве художественной творчества.

Изменение видения женщины и женской красоты в эпоху модернизма представляет особый интерес, поскольку те новые установки, которые сформировались в этот период, во многом, определили дальнейшую трансформацию представлений о месте и роли женщины в обществе и продолжают свое существование и по сей день.

Таким образом, объектом данного исследования стала культура эпохи модернизма, а предметом - женские образы в художественной культуре модерна.

Цель работы – выявить основные аспекты трансформации женских образов в художественной культуре эпохи перехода от классики к модернизму.

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

1. Охарактеризовать основных тенденций развития культуры в эпоху модернизма.

2. Провести анализ изменений представлений о женщине в художественной, публицистической и философской литературе от классики к модернизму.

3. Выявить основные аспекты трансформации образа женщины в изобразительном искусстве модернизма.

Хронологические рамки работы: конец XIX – начало XX века (эпоха модернизма). Однако, для того, чтобы проследить трансформацию образа женщины в художественной культуре, необходимо было реконструировать и классический идеал женщины, который для европейской культуры формировался в эпоху Возрождения, а именно в XIV - первой трети XVI веков.

Методологической основой данной работы стали классические принципы истори­ческого познания: принцип историзма, требующий рассмотрения любого исторического феномена в его развитии, в его сущностной специфике, в его обусловленности многообразием факторов; принцип целостности, требующий подхода к каждому явлению как к системе взаимозависимых составляющих (конфигурация которой зависит от детерминирующих причин). Помимо этого, в диссертационной работе использовались специально-истори­ческие методы: историко-генетический метод, историко-сравнительный метод, метод компаративного анализа.

Источниковую базу работы можно разделить на несколько групп. К первой группе относятся сочинения представителей эпохи Возрождения, на страницах которых происходит формирование образа идеальной женщины, ставшего для последующих эпох классическим образцом.

К первой подгруппе относятся такие сочинения, как «Новая жизнь»[4] Данте, произведение было написано в 1283-1293 году в форме прозиметрума, т.е. чередующихся фрагментов стиха и прозы. Работа содержит весь спектр чувств Данте к своей возлюбленной Беатриче, вплоть до ее смерти. «Новая жизнь» явилось одним из первых произведений эпохи раннего Возрождения, восхваляющих женскую красоту. Помимо этого, анализируется и лирика Ф.Петрарка, его произведения «Canzoniere»[5]. Особого внимания заслуживает произведение Д.Бокаччо «Элегия мадонны Фьямметты»[6], поскольку автор одним из первых ставит в качестве главной героини женщину, причем не раз отмечая ее способности к образованию, знание языков и стремление к чтению.

Во вторую подгруппу включены произведения женщин-гуманисток: работы Изотты Ногароллы «О равном и неравном грехе Адамы и Евы»[7], Кристины Пизанской «О граде женском»[8], Маргариты Наваррской «Гептамерон»[9], а также творчество Вероники Гамбара и Лукреция Торнабуони. Одной из главных работ в данной подгруппе является труд «О граде женском» Кристины Пизанской, открыто выступившей против укоренившегося принципа власти мужчин. Она была написана в 1404-1405 году и стала одной из основ вопроса о положении женщины в обществе в последующие века.

К третьей подгруппе относятся произведения философско-художественной мысли эпохи Возрождения. Ключевой работой здесь стал труд Аньоло Фиренцуола «О красотах женщин»[10]. Данный трактат состоит из двух диалогов, в котором некий герой Чельсо излагает свое видение женской красоты. Он предлагает категории красоты, основной из которых является гармония. Данная работа представляет наиболее распространенную точку зрения на образ женщины в данную эпоху: восхваления лишь внешних достоинств представительниц женского пола. Похожей работой является «Любовная философия»[11] Франческо Патрици.

Четвертая подгруппа – научные работы эпохи Возрождения. Это, прежде всего, Томас Мор «Утопия»[12], а также «Город солнца» Томмазо Кампанеллы[13].

Ко второй группе источников относятся – литературно-художественные произведения, научно-философские труды, актовые и законодательные документы, а также источники личного происхождения (письма, дневники) XIX – начала XX веков, характеризующие как эпоху модернизма, так и предшествующий период, заложивший основы трансформации образа женщины в культуре.

В особую подгруппу здесь выделяются литературные произведения, демонстрирующие постепенное изменение отношения к женщине в обществе. Сюда относятся романы Герберта Уэллса «Анна-Вероника»[14], выпущенный в 1909 году, а также «Жена сэра Айзека Хармана»[15]. Произведение «Анна-Вероника» стало поистине сенсационным, так как раскрывает историю молодой девушки, которая борется с порядками, установившимися в обществе. Помимо этого, анализируются произведения Джейн Остен «Гордость и предубеждение»[16] и «Чувства и чувствительность»[17].

Вторая подгруппа – это научно-философские работы. Здесь собраны, в первую очередь, работы конца XVIII – начала XIX века, такие как «Защита прав женщин»[18] Мэри Уоллстонкрафт, выпущенная в 1792 году; также работы XIX века: труд Фурье Ш. «Теория четырех движений»[19], изданный в 1808 году, в котором автор придерживался мнения, что расширение прав женщин есть главный принцип социального прогресса, труд А. де Сен-Симона «Новое христианство»[20]. Сен-Симон считал, что, женщина и мужчина – это социальный индивид. Это мнение вызвало немало споров после его смерти среди его последователей.

Помимо этого, к данной подгруппе относятся работы Д.С. Милля «Порабощение женщин»[21], изданная в 1865 году; Т. Веблена «Теория праздного класса»[22]; Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»[23]; У.Л. Гаррисона «Злой умысел»[24].

В труде «Теория праздного класса» имеет ряд важных аспектов в «женском» Веблен выдвигает тезис «замещенная» праздность, «замещенное» потребление или потребление напоказ, т.е. демонстрации женщиной состоятельности супруга через постоянное потребление, что стало одним из главных стереотипов в отношении к «женскому».

Третью подгруппу составляют законодательные документы, демонстрирующие изменения, произошедшие в правовом статусе женщины. К числу использованных в работе документов относятся: «Декларация прав человека и гражданина»[25], являющийся важнейшим документов Великой Французской революции, и «Декларация прав женщины и гражданки»[26], автором которой является Олимпия де Гуж, а так же Конституция 1791 года[27], Гражданский Кодекс Наполеона[28], выпущенный в 1804 году, «Декларация чувств»[29], принятая в 1848 году, акт о собственности замужних женщин 1848 года[30], акт о собственности замужних женщин 1860 года[31], обращение Элизабет Кейди Стэнтон к законодательному собранию г. Нью-Йорк[32], Закон о народном представительстве 1928 года[33], постановление Французского Временного правительства от 1944 года[34].

Четвертую подгруппу представляют собой документы личного происхождения, демонстрирующие рефлексию представителей разных групп общества на изменения, происходившие в нем.

К числу использованных в работе личных документов относятся письма Жорж Санд от 28 августа 1842 года к мадемуазель Леруае де Шантепи[35], а также к аббату Ламенне[36], дневник Жорж Санд[37]; письма Эбигейль Адамс своему мужу Джону Адамсу[38], кузену[39] и сестре[40]; воспоминания Хэрриет Х.Робинсон под названием «Труд на первых фабриках в Новой Англии»[41]; также использованы труды Ж.Модильяни «Амедео Модильяни в воспоминаниях дочери и современников»[42], К.Лейк и Жило Ф. «Моя жизнь с Пикассо»[43].

Третью группу составили визуальные источники.[44] В работе, во-первых, использованы произведения художников эпохи Возрождения. Это Джорджоне, Тициан, Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи и др. Именно эти художники создали классический художественный женский образ, который стал основой для всех последующих поколений. Во-вторых, это представители модерна – Э.Мунк, Г.Климт, Г.Моро, Ф.ф. Штук и др., которые положили начало новому пониманию женской красоты в искусстве.

Литературу, использованную в работе, можно разделить на несколько групп.

К первой группе относятс труды, посвященные гендерной проблематике. Во-первых, работы XX века по вопросу «женскому», такие как, эссе Линды Нохлин «Почему нет великих художниц? »[45]; Бетти Фридан «Загадка женственности»[46]; Симона де Бовуар «Второй пол»[47]; Маргарет Сангер «Женщина и новое поколение»[48] и др.

Во-вторых, работы современных исследователей гендерной проблематике, таких как, Н.Н. Козлова «Гендер и вхождение в модерн»[49]; Рассел Д. «Гендер»[50]; Круминг Л. «Женщина в обществе: мифы и реалии»[51]; Юрчак А. «Женщина и визуальные знаки»[52]; Бранд Г.А. «Человек на обочине, или место женщины в истории европейской философии»[53] и др.

Ко второй группе относятся труды, посвященные эпохе модернизма в целом, и тем трансформациям, которые в этот период претерпевала культура. Здесь можно отметить такие работы, как: Германа М.Ю. «Модернизм: искусство первой половины XX века»[54] - исследование, раскрывающее основные тенденции и особенности модернизма, И.А.Евдошин «Художественное сознание модернизма: истоки и мифологемы: монография»[55], В.В. Ванслова и Ю.Д. Колпинского «Модернизм: анализ и критика основных направлений»[56], раскрывающая взгляды на эпоху модернизма таких известных искусствоведов, как Ганс Мюнх, Жак Вателен, Даниэль Канвейлер, Роберт Рей, Джон Канедеи, С.Д. Комаров «Зарубежные искусствоведы о современном буржуазном искусстве»[57].

К третьей группе относятся общие работы по истории искусства: Ильина Т.В. «История искусства Западной Европы от Античности до наших дней»[58]; Гнедич П.П. «Всеобщая история искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура»[59]; Чеботарева А. и Петропалова О. «Величайшие гении мирового искусства. Архитектура, живопись, скульптура»[60].

В четвертую группу необходимо выделить исследования, посвященные творчеству художников, литераторов и философов, чьё наследие анализируется в работе. Это, например, такие труды, как: Пенроуз Р. «Пикассо: жизнь и творчество»[61], Астахов Ю. «Рафаэль»[62] и Лебедянский М. «Портреты Тициана»[63].

В пятую группу входят работы, рлсвященные научной деятельности ученых и философов, например, Матвиевская Г.П. «Рене Декарт»[64], Субботин А.Л. «Фрэнсис Бэкон»[65] и др.

Помимо всего прочего, в работе используется справочная литература: Дж. Холл «Словарь сюжетов и символов в искусстве»[66].

Работа состоит из введения, трех глав, разделенных каждая на два параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложения.

 

 

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 737; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.068 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь