Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Становление классической модели «женского» в художественной культуре эпохи Возрождения.
Эпоха Возрождения стала по праву каноном и примером художественного и культурного наследия Европы. Этот период в истории стал символом настоящего «пробуждения» после тысячелетнего забвения периода средневековья. Основной философской доктриной стало стремление к прекрасному, гармоничному образу человека, который становится символом новой эпохи. Человек стал главной темой искусства, культуры, литературы, философских трактатов. За культурой Возрождения стоит многовековая история развития христианской религии и период «затухающего» средневековья, что в результате привело к образованию новой идеологии – гуманизма. Одним из главных символов эпохи стало обращение к Античности. Возрождение не призывало возвращение к искусству и культуре периода Античности, а пробуждало общество к построению другого мира, в котором каждая отдельная личность не будет скована в своем развитии, а общество и государство будет стремиться к устройству благоприятных условий для становления человеческой индивидуальности.[129] Не смотря на новые гуманистические идеалы и эстетические ценности, выдвинутые на первый план в этот период истории, образ и положение женщины в обществе сильно не изменились. Пережитки Средневековья давали о себе знать. Мужчина по-прежнему считал себя главой не только в семье, но и в обществе. У женщины была основная обязанность – потомство. Брак становился единственной целью любой девушки, так как без супруга невозможно было существовать, не имея сложного материального положения. Одинокие женщины могли найти себя либо в монастыре, либо в беспринципной жизни. Однако даже в монастырь было не так легко попасть, если ты родом из простой незажиточной семьи. Эпоха Средневековья принесла с собой не только патриархальные порядки семейной жизни, но и, родившийся во Франции в XII-XIII веке, культ Прекрасной Дамы.[130] Данное явление характерно для рыцарских рассказов и представляет собой поклонение рыцаря замужней женщине, восхваление ее красоты и человеческих качеств. Отныне, женщина была не только кухаркой и рабыней домашнего очага, но и музой, которой поклонялись другие мужчины.[131] К сожалению, данное направление в культуре эпохи Возрождения на раннем этапе не прижилось, однако именно культ Прекрасной Дамы стал одним из первых зачатков иного положения женщины в обществе. В дальнейшем данное явление отразилось в творчестве таких известных культурных деятелей эпохи Возрождения как Данте и Петрарка. Данте Алигьери является одним из самых видных итальянских поэтов, богословов и мыслителей раннего Возрождения. Конечно, главным его произведением является «Божественная комедия», но его история любви к Беатриче сыграла далеко не последнюю роль в становление его творческого потенциала. История гласит, что он впервые увидел свою возлюбленную, когда ему было всего девять лет, а ей исполнилось лишь восемь. Но по-настоящему очарованным ею он был уже спустя много лет, когда она была замужней женщиной. К сожалению, она умерла довольно рано, что стало главной трагедией жизни самого Данте.[132] Он создает произведение под названием «Новая жизнь», которое стало главным отражением чувств и горестей автора. «Проходя, она обратила очи в ту сторону, где я пребывал в смущении, и по своей несказанной куртуазности, которая ныне награждена в великом веке, она столь доброжелательно приветствовала меня, что мне казалось - я вижу все грани блаженства».[133] В своем произведении Данте сделал главной героиней женщину, которую возвысил до уровня музы и своей главной виновницей вдохновения. Женщина становится не частью общего действия второстепенного произведения, а вершиной и главной героиней творчества великого поэта. Данте возвращает своим творчеством общество в эпоху рыцарских турниров и восхвалению женщины как прекрасное создание природы. Концепцию «бессмертных возлюбленных» продолжил Франческо Петрарка и его история платонической любви к Лауре де Новес. Они никогда не общались друг с другом, не перекинулись не единым словом. Однако она стала главной героиней всех его сонетов и сделала его одним из самых известных поэтов Ренессанса. Когда в 1348 году прошла ужасная эпидемия чумы, Лаура стала одной из тех, кто не смог ее пережить. Поэт посвятил своей избраннице посмертный цикл с раннее созданными сонетами под названием " Канцоньере".[134] Еще одним видным литературным деятелем раннего Возрождения стал Джованни Бокаччо. Из под его пера вышло немало повестей, романов, поэм. Но одной из главных его заслуг стало возведение женщины в своих произведениях в мир реальных событий, действительной жизни. В творчестве Данте и Петрарки, как мы видим, в большинстве случаев женщина погружена в мир фантазий и грез. События приравниваются к аллегории, к мечтам. Авторы больше внимания уделяют своим чувствам, а женщина лишь становится объектом, на который направлены эти чувства. Бокаччо создает совершенно иной образ женщины в произведении – «Элегия мадонны Фьямметты». Главная героиня – богатая неаполитанка, которая страдает от любви к молодому Памфило. Но в чем интерес данной литературной работы, так это то, что Фьямметта предстает перед зрителем не просто красивой и недоступной музой, а умной и образованной женщиной, которая, ни в чем не уступает мужчинам[135]. Бокаччо, действительно, совершил небольшую революции в литературном направлении эпохи, представив женщину не только главным действующим лицом, но и основной рассказчицей. «Сколь счастливей было бы мне не родиться или быть погребенной тотчас после печального рождения! Если б имела я не более долгий век, нежели зубы, посеянные Кадмом, если б Лахесис, свою нить, начавши, оборвала тотчас! В младенческом возрасте прекратились бы бесконечные скорби, что ныне печально нудят меня к писанию. Но к чему эти жалобы! Тем не менее, я живу, такова воля господня, чтобы я существовала» - такими словами начинается первая глава, которая знакомит нас с жизнью главной героини произведения «Элегия мадонны Фьямметты»[136]. Конечно, женщина постепенно начинает становиться главным образом литературного творчества не только гениев эпохи, но и простых народных поэтов и писателей. Но относительно литературного вклада женщины в мировую историю говорить сложно. В основном творчеством, наукой, философскими изысканиями занимались мужчины, но, не смотря на это, первые женщины-поэты известны были еще в позднее Средневековье. В их числе была Кристина Пизанская. Она стала автором нескольких философских трактатов на тему положения женщины в обществе, была известной поэтессой и писателем. Надо сказать, что до периода раннего Возрождения, т.е. все Средневековье, в котором властвовала христианская религия, женщина считалась главной грешницей и поэтому прислужницей мужчины. По Библии она являлась виновницей того, что Адам откусил яблоко, в результате чего они были изгнаны из Эдема. Женщина считалась греховной с самого своего возникновения. Как однажды сказал французский поэт XVI века: «Погубительница рода человеческого». В конечном счете, любой неудачный брак считался ошибкой женщины, мужчина всегда оставался правым и услышанным обществом. Кристина Пизанская выдвинула новую версию причины неудачных браков. Она высказала мысль, что причиной являются пороки обоих супругов. Она высмеивает недостатки мужчин и объясняет их ненависть к своим супругам разными причинами. «Одни прибегают к клевете из-за своих собственных пороков, другими движут их телесные изъяны, третьи поступают так из зависти, а четвертые из удовольствия, которое они получают, возводя напраслину».[137] Работа Кристины Пизанской стала открытием своего времени и началом спора о женщинах во Франции эпохи Возрождения. «Женский» вопрос стал не только одним из основных в философских диспутах и научных дискуссиях, но также стал толчком для рождения целого поколения женщин-поэтесс и прекрасный писательниц-гуманисток. Их было не так много, около десятка более менее известных. Одной из таких являлась Лаура Черета.[138] Она была яркой представительницей женщин-гуманисток, знала латынь и учила греческий язык, изучала античную историю, что было особенно заметно в ее работах, где она часто обращалась к примерам древней истории. До наших дней сохранились ее письма, переписки с монахом-доминиканцем Фомой, физиком М. Баэтусом. Она была образованным человеком, рассуждала на темы международных отношений и вопросов астрологии, но одной из главных тем, которую она затрагивала, была участие женщин в гуманистических движениях общественной жизни.[139] В письме Августину Эмилию гуманистка приводит аргумент, согласно которому женщина сотворена не из земли и праха, как мужчина, а из плоти человека Адама. Таким образом, в онтологическом плане женщина отнюдь не менее совершенна, чем мужчина и, следовательно, обладает не меньшими возможностями для морального и интеллектуального саморазвития.[140] Также она придерживается мнения, что женщина обязана быть образованной. Тем, что женщина много внимания уделяет лишь своей внешности, она обесценивает свою индивидуальность. Она критиковала других женщин за то, что они высказывают мнение о том, что женским пол не может быть равной с мужским во всех отношениях. Виной тому, что ученых женщин намного меньше, чем мужчин, является обычай. Он закрепил женщину возле домашнего очага и сделал её наложницей собственной слабости. Писательница говорит, что каждому природа дала достаточно умений и навыков и поставила в равные условия, как мужчин, так и женщин. Важно лишь стремление и трудолюбие.[141] Эти концепции постепенно стали укрепляться в сознании общества. Тем более, что количество профессиональных и образованных женщин становилось больше. Важное значение имели произведения гуманистки и интеллектуалки Изотты Ногароллы. Её диалог в письмах под названием «О равном и неравном грехе Адамы и Евы» имел большую популярность. В этой работе она отстаивала права Евы как представительницы всей женской половины человечества. По ее мнению, Еву критиковали за ее первородный грех не по справедливости, так как женщине присуще слабость, которая дана ей от природы. Значит, грех был совершен в связи с женскими особенностями характера, что не может являться виной самой Евы[142]. Многие представительницы литературного направления гуманистической идеологии были в переписки с видными гуманистами-мужчинами. Например, Лукреция Торнабуони, итальянская религиозная поэтесса эпохи Возрождения и благотворительница, жена Пьеро ди Козимо Медичи и мать Лоренцо Великолепного, была в дружеской переписке с Луиджи Пульчи и Анжело Полициано. Она так же стала автором сонетов и поэм на религиозные темы. К сожалению, ее литературное творчество не так известно широкому читателю, но этот факт, ни коем образом не умаляет ее достоинств как деятеля культуры эпохи Возрождения.[143] К сожалению, XV век был достаточно скуден на известные имена представительниц женщин-гуманисток. Это было связано с укоренившейся тенденцией христианского моногамного брака, в котором мужчина имел неограниченные права перед женщиной. Общество предоставляло все условия для закабаления женщины. С самого начала совершения самого бракосочетания, который проводился по договоренности родителей, мнение женщины имело вес в самую последнюю очередь. Единственное, что было действительно важно – это целомудрие. К девушкам представлялись гувернантки, которые следили, чтобы она ни в коем случае не гуляла где-то одна или с противоположным полом и даже были придуманы своего рода «пояса верности», которые служили защитой от неверности представительницы женского пола.[144] Не смотря на то, что искусство и культура эпохи Возрождения возвышали образ женщины, представленные в образах Мадонн, Афродит, Венер и т.д., в обыденной и повседневной жизни все обстояло совсем иначе. Однако, XVI в литературе рождает новые имена представительниц образованного населения. В основном, это были женщины королевских и аристократических семей. Это, например, и Вероника Гамбара, графиня и итальянская поэтесса эпохи Возрождения, это и Маргарита Навварская, французская принцесса и одна из первых женщин-писательниц во Франции.[145] Многие художественные произведения были посвящены Тарквинии Мольца, поэтессе, певице и естествоиспытателю. Она была очень умной и разносторонней женщиной. Она изучала языки, астрономию, математику и историю.[146] Таких примеров было достаточно. Конечно, прорваться и добиться каких-то высот было достаточно трудно, но были женщины, которым это удавалось. В основном, эти образованные дамы находили себя в литературе, искусстве и даже государственных делах. Сложнее обстоит ситуации в научной среде. Несомненно, научные знания эпохи Возрождения перешли на новый уровень. Это и Великие Географические открытия, работы Парацельса и Везалия, работы Жана Бодена и Никколо Макиавелли и других видных деятелей. В основном научные труды были посвящены государственному устройству, политике и экономическим реалиям времени.[147] Но, в череде различных научных изысканий были также варианты нового общественного устройства под названием - «утопии». Первой из них является «утопия» Томаса Мора. Он был юристом, философом и писателем. Ему принадлежат как литературные труды, так и произведения на исторические темы, но главным его творческим достижением является политическое произведение «Утопия».[148] Мы не будем раскрывать все тонкости и элементы общественного строя Мора, лишь затронем положение женщины, по мнению гуманиста. Поскольку главными принципами политического устройства общества является демократия, «утопия» полностью отменяет частную собственность и эксплуатацию, автор приходит к выводу, что женщины должны быть также полностью уравнены в правах с мужчинами.[149] Мор один из первых научных деятелей, который приходит к логичным умозаключениям, полностью отражающие гуманистические идеи эпохи Возрождения. Все люди равны, значит, и женщины тоже являются полноправными членами общества. Конечно, «утопия» Мора была невозможна на практике, так как предполагала отказ от денег, которые будут использоваться только в связи с торговыми отношениями с другими странами, отказ от наличия неравноправия между людьми, так как еда бы распределялась по потребностям. «От каждого по способностям, каждому по потребностям» - гласит лозунг, использованный впервые Луи Бланом в 1851 году. Данный принцип во многом соответствует рассуждениям Томаса Мора. И сразу следует вывод, что данный лозунг не несет в себе гендерного разделения, он не относится исключительно к мужской половине общества, он затрагивает все население, значит, включает и женщин, которые в дальнейшем придут к тому, что могут принимать участие в общественной жизни общества наравне с мужчинами. Еще одной утопией, которая затрагивает, так или иначе, положение женщины в обществе является «Город Солнца» Томмазо Кампанелла. Он является одним из представителей раннего становления учения утопического социализма, в основе которого стоит уравнивание всех людей и полный отказ от какой-либо частной собственности.[150] Интересен аспект, касающийся положения жены в этом обществе. Брак является строгой системой отбора, который представляет собой строгий выбор брачующихся, который важен для производства здорового поколения. Бесплодные жены становятся общими.[151] Именно, так понимает полное равенство и свободу Кампанелла. Все в государстве общее, в том числе и жены. Конечно, такой подход не может нести в себе особое отношение к женщине. Скорее женщина становится объектом распределения, она не имеет не только своего права голоса, она становится общественной собственностью. Конечно категория научной деятельности под общим названием – «утопия» не может служить главным показателем положения женщины в эпоху Возрождения. Этот аспект научной деятельности лишь один из малых элементов общей картины. Еще одним основополагающим вкладом в новое понимание «женского» вопроса, несомненно, являются философские труды различных исследователей данного периода в истории. Философский потенциал эпохи Возрождения неисчерпаем и имеет очень важную роль в развитие идеологии гуманизма. В этот период выходят труды таких видных философов как Леонардо Бруни, Джордано Бруно, Мартина Лютера, Жана Бодена, Никколо Макиавелли и т.д. Конечно, каждый из этих великих деятелей внес свой неоценимый вклад в развитие философской мысли, но мы обратимся в первую очередь к деятелям, которые затрагивали в своих работах «женский» аспект. Одним из первых, к кому мы обратимся, станет Аньоло Фиренцуола.[152] Трактат «О красоте женщин» Фиренцуола заслуживает внимания. Он общается, прежде всего, к понятию «женской красоты» и представляет читателю категории, на которые можно подразделить особенности женской привлекательности. Например, «гармония», «грация», «изящество» и другие. В чем интерес его работы, так это то, что он на первый план возводит гармонию[153]. Конечно, это справедливо, так как эпоха Возрождения олицетворяет идеи гармоничности во всем, в первую очередь в человеке. Для автора в женщине важна не идеальность пропорций, а именно гармоничное сочетание, пусть даже не совсем соответствующее канонам совершенной красоты. «Красота и красивые женщины заслуживают того, чтобы каждый их восхвалял и ценил их превыше всего потому, что красивая женщина есть самый прекрасный объект, каким только можно любоваться, а красота - величайшее благо, которое господь даровал человеческому роду» - такую речь произносит один из собеседников, представленных в произведении.[154] Работа, непременно, заслуживает внимания, но не приносит нам никаких новых выводов. Автор ставит в центр своих рассуждений лишь категории красоты женщины, но никак не ее внутренние качества. Внешние качества женского пола будут восхваляться на протяжении всего периода Возрождения и в последующие века. Мы же должны затронуть более глубокие и важные элементы «женского» вопроса. А именно роль женщины в обществе как отдельной самостоятельной единицы. Например, Мишель де Монтень в своей философии, которая гласила: «Делай свое дело и познай себя», затрагивал данный вопрос вскользь, но все, же высказал свое мнение. Он придерживался точки зрения, что каждый человек получает по заслугам, а чтобы добиться большего в жизни, нужно быть справедливым и к самому к себе и к окружающим. «Справедливость по отношению к жене состоит в то, чтобы относиться к ней, если не с любовью, то хотя бы с уважением» - гласит один из важных принципов его философского учения.[155] Чтобы достичь гармонии во всем, нужно достигнуть взаимопонимания не только с окружающим обществом, но и с семьей, в первую очередь, со своей супругой. Похожую философию высказывал и Франческо Патрици в своем трактате «Любовная философия». Он восхвалял любовь к себе и ставил это чувство превыше всего. Но также он приводил в пример в своей работе личность Тарквинии Мольца, которую ценил за ее образованность и разносторонность. Он ставил ее в пример и называл одной из самых лучших женщин современности[156]. Интересно также творчество Пьера де Бурдея и его главное произведение - «Галантные дамы». Поскольку сам автор является родом из дворянской семьи и довольно рано оказался при дворе, он подробно раскрывает обычаи и нравы королевских семей. Например, он затрагивает личность королевы Наваррской, которую мы уже упоминали в работе. «Правду сказать, нынешние французские дамы всех превзошли. И обязаны этим в первую очередь королеве Наваррской» - гласит он на страницах своего произведения.[157] Автор приводит в пример девушек из Италии и Испании, рассказывает об их манере одеваться и двигаться, вести себя в обществе. Пьер придерживался мнения, что эти дамы искуснее всех других представительниц разных стран. Но все, же именно королеве Наваррской он приписывает главный вклад в совершенно новое видение французской женской красоты[158]. Как мы видим философские трактаты периода Возрождения не раскрывали все критерии «женского» вопроса, они лишь в большей степени восхваляли красоту женщин. Довольно сложно было отойти от признанных канонов Средневековья, в которых так глубоко утвердилось второстепенность женщины. Эпоха Возрождения, поставив во главе постулаты стремления к гармоничному человеку, в основе своей, под этим гармоничным человеком понимала лишь образ мужчины. Женщина была восхваляема на картинах Рафаэля, Тициана, Леонардо да Винчи, в произведениях поэтов и научных деятелей, философов и писателей. Но это было лишь отожествление ее внешних качеств, а также женщины как прообраз матери и хранительницы домашнего очага, но никак не индивидуальным действующим лицом общественной жизни. Со временем стали появляться все больше женщин-гуманисток, выпускающих собственные философские трактаты и научные работы, изучающие языки и знающие астрологию, историю, географию и математику, занимающихся благотворительной деятельностью и государственными обязанностями. Но этих женщин были лишь единицы. Эпоха Возрождения положило лишь теоретическое начало «женского» вопроса. В классической модели, основы которой заложила эпоху Возрождения женщина – это интерпретация слабой и покорной жены и матери, которая не только не имеет равного положения в обществе, но и не заслуживает оценки своих внутренних качеств и степени образованности, а лишь обращения к особенностям внешней индивидуальности.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 1181; Нарушение авторского права страницы