Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Женское» в европейской философии эпохи модернизма.



Конец XIX – начало XX века – это уникальный период в истории, так как является катализатором необратимых перемен в жизни мирового общества. Это время невероятных открытий в науке, философии, психологии, в искусстве. Но главное, это период установления законодательных прав женщин, их борьбы за равнозначное положение в мире. Движение феминисток повлияло на все положение в обществе, которое всегда было подвластно, исключительно, мужчинам, теперь стало рассматривать женщину как важный элемент в «строительстве» общественного порядка, государственного устройства. Такое положение вещей не могло не повлиять на труды научных и философских деятелей, на художественную литературу, на изобразительное искусство. Именно, данный период в истории, как уже упоминалось, характеризуется господством стиля модерн. Этот стиль развивался под давлением многих факторов, он стал «ядром» перемен и обращению к чему-то новому и неизведанному, но также он не мог не быть подвержен феминистским реалиям эпохи, о которых и пойдет речь.

Движение за права женщин начало развиваться еще во время Великой Французской революции в конце XVIII века. Именно этот период времени стал толчком для женщины, чтобы, наконец, напомнить миру о своих правах. Когда, во Франции вышел документ «Декларация прав гражданина и человека», где закрепились основные принципы революционеров. Документ начинался словами: «Все люди рождаются свободными и равными в правах»[159], но в, то, же время документ подкреплялся специальным декретом, в котором сильно ущемлялись права женщин. Так кто же подразумевается под словом «люди»? Этот вопрос стоял на устах многих представительниц женского пола, но он сразу развеялся, когда далее вышло сразу несколько дополнений к «Декларации», который разъяснили, кто, же эти «свободные и равные в правах люди». Женщины в их число не входили. Далее, вышедшая в 1791 году, французская Конституция отказала в избирательных правах женщинам.[160] На что Национальному собранию была представлена «Декларация прав женщины и гражданки», составленная Олимпией де Гуж. В данном документе изложены все основные требования женщин, а именно, права на свободу, на собственность, на безопасность, на сопротивление насилию со стороны мужчины и т.д.

«Изучите мир животных, наблюдайте стихии, исследуйте растения и, наконец, все возможные органические формы существования и признайте свое поражение перед лицом тех доказательств, которые я вам предлагаю. Попробуйте, если конечно у вас получится, описать еще, хоть один случай подчинения одного пола другому. Такое есть только в нашем обществе, потому что вся остальная природа устроена гармонично» - так гласит одна из первых строк Декларации.[161] И в этой строке основная цель движения – достигнуть гармонии в обществе. Многие деятели научной и философской мысли искали ответы на вопросы о правильном государственном устройстве общества, которое стало бы оплотом для демократии и равенства всех граждан, но при этом половину этого общества всегда оставалась в стороне всего общественного процесса. Такое положение дел следовало изменить, о чем и начинают писать в своих работах великие умы эпохи модернизма.

Принятый в 1804 году, Гражданский Кодекс Наполеона, окончательно расставил всех по своим местам. Документ строго устанавливал что, девушка и женщина не являются гражданками, что не дает им право занимать некоторые посты: например, адвоката или принимать на себя опекунство. Женщине предписывается подчинение мужу, у него больше прав на детей. Но, не смотря на это, незамужняя женщина обладает всеми гражданскими правами, которые должны помочь ей существовать и развиваться в обществе.[162]

Примерно аналогичное положение было и в Англии. В конце XVIII выходит работа Мэри Уолстонкрафт «В защиту прав женщин», которая описывает все состояние покорности и слабости, испытываемой каждой представительницей женского пола в английском обществе. «Обучать искусству угождать! – единственная цель каждой девушки» - так гласит один из основных тезисов книги.[163] И, конечно, такое положение дел правдиво, так как именно в такой атмосфере и воспитывали любую девушку из высшего общества или из более низшего ранга. Она должна была быть услужливой, покорной, слабой перед мужчиной. Иначе, выйти замуж было просто невозможно. А для чего тогда жить, если не для замужества?

Важнейший вклад в развитие идеи женского равноправия положили представители утопического социализма Сен-Симон, Фуко, Оуэн. Например, идеи Сен-Симона в первую очередь затрагивали государственное устройство общества, в котором все люди должны стремиться к общему благу, но, не смотря на это, его последователи стали одними из главных сторонников предоставления широких прав женщинам. Этот феномен связан с тем, что одним из ключевых его тезисов уже к концу жизни было: «Мужчина и женщина – вот социальный индивид»[164]. Т.е. он не видел общество вне участия женской стороны. Гармония и синтез возможен лишь при содействии обоих полов. Похожей точки зрения был и Фурье Ш., который произнес однажды фразу: «Расширение прав женщин есть главный принцип социального прогресса»[165]. А прогресс и есть главная цель, к которой стремилось общество эпохи модернизма, которая стала основой для утверждения женщины в законодательном отношении.

Начиная с XIX века, мы уже можем говорить о неотъемлемом значении женского вопроса на умы ученых и мыслителей. Одним из ярых представителей данного направления стал Дж. Стюарт Милль.[166] В 1865 году он становится членом парламента, тем самым получая в свои руки хорошую возможность влиять на умы государственной власти. Его труд «Порабощение женщин» вызвал диссонанс в обществе. Он писал: «Женская зависимость – это сохранившиеся по сей день первобытное рабство, претерпевшее изменения и сглаживания, но это рабство не утратило черт присущих его варварскому происхождению».[167] Единственным различием является лишь добровольный характер этого подчинения. Женщина сама идет в руки закабаления. И это закабаление носит название – семья. Она стала «тюрьмой» для женской сущности[168]. Проводя сравнения женского вопроса и развития семейных отношений, он обращался к трудам и таких видных исследователей как Ф.Энгельс и его работа «Происхождения семьи, частной собственности и государства».

Ф.Энгельс проводил ряд исследований по поводу женского вопроса, рассматривая его в процессе развития взаимоотношений мужчины и женщины. Он обращается к теории Льюиса Х.Моргана, который считал, что женщина во все времена занимала низшую вспомогательную ступень. Эксплуатация связана с двумя факторами, по мнению Энгельса, это в появлении частной собственности и исключении женщины из общественного производства. Появление патриархата в обществе связано с тем, что мужчина стал ответственен за материальную основу своей семьи, он отвечал за наследство. Такой процесс называется моногамией, которой характерны следующие черты – превосходство мужчины и нерасторжимость брака.[169] В дальнейшем, когда начинают развиваться производственные отношения, женщина автоматически остается «за бортом». Отсутствие у женщины прав на материальную собственность и участие в процессе производства делают ее зависимой от мужчины. Развивая эту мысль, К.Маркс и Ф.Энгельс в своей теории рассматривали женщину не как индивидуальный организм, а как мощную движущуюся силу, которая будет выражаться не в одной представительнице женского пола, а в группе таких единиц. Только вместе женщины смогут достичь успеха.[170] Данная теория, конечно, имеет место быть, но она не затрагивает особенностей характера и уникальности каждой отдельной женщины, а лишь видит в массе женщин двигатель пролетарской революции.

Конец XIX века – это новый виток в научной мысли относительно женского вопроса, на который сильно влияло развитие феминистских настроений. Большой вклад в данный вопрос внес американский экономист, социолог и публицист Т. Веблен и его труд «Теория праздного класса». Он вводит в лексикон понятия замещенная праздность и замещенное потребление. В первом он понимает в показной беспечности и стремлении к постоянному удовольствию и веселью. Он пишет: «Долг женщины было проводить свой досуг таким образом, чтобы весь мир видел, что мужчина способен содержать человека, чье существование полностью посвящено заботе о его удобстве, его доме и поискам удовольствий».[171] Во втором понятии он видит процесс постоянной траты денег на всякие ненужные вещи, тем самым показывая хороший доход своего супруга.

Данная теория стала одной из важных вех в истории женского вопроса, так как раскрывает все особенности женского поведения. Её жизнь полностью посвящена заботе о муже, его удовольствиям, а также ненужным потребностям. Она изо дня в день совершает действия, не имеющие никакой пользы и смысла, тем самым в очередной раз, показывая свою несостоятельность и легкомысленность.

Промышленный переворот, который стал одним из главных импульсом в рассматриваемом мной вопросе, изменил ситуацию достаточно сильно. Так машины стали основой общества, их становилось все больше, нужны были человеческие силы. Мужских рук уже не хватало, и многие женщины встали за станки, работая наравне с мужской половиной общества. Имело место сказать: «Я работаю, а значит, я существую! » Данный тезис стал одним из главных и в конце XIX – XX веке.[172] Несмотря на то, что женщина работала и выкладывала все свои силы, зарабатывала она намного меньше мужчин. Положение женщин на фабриках и заводах мы можем увидеть в работе Хэрриет Х.Робинсон – «Труд на первых фабриках в Новой Англии». Она сама являлась очевидцем всех событий, так как сама работала на этих фабриках. «Сначала работниц было немного, затем все больше и больше…. Они обладали природным умом и чувством юмора, легко привыкали к новому для себя образу жизни. Девушки были всех возрастов. Одним было не больше десяти, другим – от шестнадцати до двадцати пяти».[173] Такое положение дел было свойственно всему XIX веку и не только для Англии, но в дальнейшем и для работниц других европейских стран.

Первые законодательные изменения в положении женщины стали меняться в Америке, связанные с законами 1848 и 1860 годов. А, именно, Акты о собственности замужних женщин[174], в которых законодательно закреплялись права женщины на ее собственность, которая в случае развода остается при ней, также она может распоряжаться своим имуществом как того пожелает, не спрашивая согласия супруга, также женщина наделяется равными правами по отношению к детям наравне с супругом. Эти изменения внесли большой вклад в развитие всего общества, не только в США, но и в Европе, что отразилось на научной, философской и художественной мысли.

По отношению к изменениям, происходившим в Америке, Европа была не так благосклонна. Разочарование в стремлениях изменить сложившееся положение вещей уже наблюдается в романах известного писателя Г.Уэллса «Анна-Вероника» и «Жена сэра Айзека Хармана»[175].

В романе «Анна-Вероника» мы можем наблюдать за юной девушкой, которую не устраивает то, что отец является постоянным надсмотрщиком и «повелителем» ее судьбы. Она пытается жить своей жизнью, выбирать свой путь. В этой борьбе она оказывается одна в одиноком Лондоне, где знакомиться со всей тяготой женской доли. Она понимает, что быть одной это значит либо стать куртизанкой, лишаясь нравственных аспектов своего характера, либо вести нищенский образ жизни. Сидя в тюрьме, она даже придумывает стихотворение, посвященное мужчинам и их положению в обществе. «Бранится, курит он и пьет - везде мужчина верх берет. Распутник, сквернослов, урод – везде мужчина верх берет». [176] Тем не менее, она возвращается домой, разочарованная в своих взглядах на самостоятельное существование.

Еще одной интересной героиней является Эллен Харман, героиня романа «Жена сэра Айзека Хармана», которая все больше стала смотреть поверх мужа, в результате чего их семейная жизнь стала похожа на поединок.

Интересную параллель можно провести с произведением Джейн Остен «Гордость и предубеждение», которое вышло в свет еще в 1813 году.[177] В романе представлены несколько типов девушек – главная героиня Элизабет Беннет, например, является очень достойной и образованной леди, она много читает и не стремится выходить замуж быстро, а вот ее младшая сестра или ее мать видят в замужестве главную цель своей жизни. Мама Элизабет является самым ярким примером «глупой, бесцеремонной женщины»[178], которая доводит всю семью постоянными капризами. Мужчины же чувствуют себя уверенно и непринужденно. Даже самые неряшливые из них находят себе спутниц жизни, не боясь быть отвергнутыми. Эти личностные типы характеризуют как никогда общество XIX века, то общество, которое и встретило эпоху модернизма, эпоху полного обновления и революции традиционных взглядов на развитие общественного процесса.

Эпоха модернизма открыла множество великих имен, которые в дальнейшем стали неотъемлемой частью истории. Одним из таких является Фридрих Ницше. Этот известный немецкий мыслитель, филолог, композитор, поэт внес большой вклад в философско-научное наследие. Его учение носит далеко не академический характер, далеко выходя за рамки традиционных взглядов на базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и т.д. В своем труде «Так говорил Заратустра» он также затрагивает вопрос гендерной проблематики, высказывая свое, скорее, отрицательное отношение к уравнению обоих полов в правах. Он пишет: «Мужчина должен быть воспитан для войны, женщина – для отдохновения воина. Все остальное – глупость».[179]

Одной из самых неопределенных фраз Ницше является: «Ты идешь к женщине, не забудь плетку! ». Многие исследователи по-разному трактуют данное выражение. Например, это проявление агрессии по отношению к женщине со стороны мужчины, что являлось нормой общественного порядка.[180] Но, в, то, же время, немецкий исследователь вкладывал во фразу несколько иное содержание. Это чувство наслаждения, которое чувствует женщина от мужской силы и власти. Именно, с этим чувством во многом и связано порабощение женской сути. Такая трактовка в дальнейшем находит выражение во многих произведениям искусства и литературы. Ведь, говоря о положении женщины, мы не говорим о безвыходности или агрессии, мы говорим о намеренном выборе такого места в обществе. Мужчина являет собой силу и власть, а женщина – покорность и слабость.

Рассматривая с точки физиологии данный вопрос, мы обратимся к учению Зигмунда Фрейда и его психоанализу. Он подходил к данному вопросу, обращая свое внимание на раннее детство, как женщины, так и мужчины. Различие в половых органах приводит к тому, по мнению ученого, что девочка тянется больше к отцу, нежели к матери. Но если мальчик в детстве перебарывает страх, то девочки нет, что в итоге приводит к тому, что они всю сознательную жизнь ищут защитника и покровителя по жизни. Сначала им является отец, а потом супруг[181].

В XX веке этот вопрос был поднят на новый уровень. Это связано, прежде всего, в тем, что во многих странах женщины стали допускаться не только к общественной жизни, но и к властным структурам. Например, в Великобритании в 1918 году женщины старше 30 лет допускались выборам, а уже в 1928 по Закону о народном представительстве они были уравнены в правах с мужчинами. Во Франции же это произошло лишь в 1944-45 году, в США в 1920 году. Далее подобные законы последовали и в других странах. Одной из последних стран, где женщины получили свои права, стала Швейцария, которая сделала это лишь в 1984 году.[182]

В результате законодательных изменений в общественном устройстве последовали перемены и в научной и философской мысли. Например, известный французский философ и историк Мишель Фуко посвятил немало времени рассмотрению эпохи модернизма и изменений, произошедших в этот период времени. Он связывает данную эпоху с ростом дисциплинарной власти, производящей «послушные тела», которыми легко управлять. Такими «послушными телами» являются и женщины, а доминирующий фактор принадлежит мужчине.[183] Но к концу жизни его взгляды слегка изменились. В результате чего он начал рассматривать силу еще и как мобилизующий феномен, а категорию сексуальности как пересечения власти-доминирования и власти-соблазна.[184]

Его последователем в данном вопросе является английский социолог Энтони Гидденс, который связывает изменение положение женщины с проявлением фактора «интимности» в семейной жизни. Т.е. если ранее главным в семейных отношениях было появление потомства, и брак был скорее «контрактом» между супругами, то сейчас в отношениях появляется наличие выбора у каждого из супругов. Та «интимность», которая стала катализатором отношений, появление «любовные чувств» между супругами приводит к уравниванию обоих в правах. Власть мужчины теряется, так как он становится уязвим перед женщиной.[185]

Конечно, данная трактовка была воспринята мужской половиной человечества несколько враждебно. XX век наполнен и искусственными проявлениями сексуальности, которые показывают мужчины в отношении женщин, и поныне существуют браки на контрактной основе, о чем, например, говорит в своих исследованиях французский социолог Пьер Бурдье.[186]

Работы Бурдье интересны тем, что он отмечает интересный факт, который касается распределения ролей в общественной жизни. Он говорит: «Когда вы слышите теоретический/практический, господствующий/подчиненный, вы не думаете мужской/женский. Тем не менее, речь идет именно об этом».[187] Он объясняет, почему революция освобождения женщин длилась так долго. Бурдье говорит, что меняя само положение женщины в обществе, ломаются основы символического производства, в которых мужчина был субъектом, а женщина – объектом. Эпоха модернизма, отрицая все традиционные основы, выдвинула женщину наравне с мужчиной, что приводит к влиянию женщины на весь общественный процесс. Женщина теперь выступает не в качестве зрителя и наблюдателя, а в качестве полноценного участника событий.

Продолжая исследования ученых XX века, современные исследователи обращают свое внимание также на изменение гендерного аспекта в настоящее время, связанное с ломкой традиционных принципов «женского» вопроса в эпоху модернизма. Например, в работе Козловой Н.Н. «Гендер и вхождение в модерн» она приводит свой опыт, связанный с существованием неравнозначного положения полов в настоящее время. Занимаясь вопросами обыденного сознания в своей научной деятельности, она столкнулось с тем, что данному аспекту отводят роль «низшую». Т.е. доказывая теорию Бурдье, можно сказать, что и в настоящее время есть вопросы, которые мы относим к рациональным исследованиям, а есть те, которые являются иррациональными, т.е. категории мужское/женское.

Козлова отмечает, что в настоящее время существует дисбаланс в общественной жизни. «Создалась ситуация, когда традиционная гендерная идентичность подвергается испытаниям, что касается как мужчин, так и женщин».[188] Женщина все больше ищет сексуального равенства с мужчинами, что приводит к появлению мужского насилия, а также ломки традиционных принципов и ролей в семье. Мужчина все время подвергается критике со стороны общества, которая касается того, что он не может полностью соответствовать образу кормильца и главы семьи. Женщина начинает выбиваться на лидирующие позиции, что приводит к появлению однополых браков среди мужчин, которые не находят свое место в жизни. Этому дисбалансу положила начало именно эпоха модернизма, которая поменяла позицию женской второстепенности, тем самым, поставив мужчину в ситуацию постоянной борьбы за свое лидерство[189].

Важную нить исследования проводит в своей работе Бранд Г.А. «Человек на обочине, или место женщины в истории европейской философии». Он затрагивает гендерную проблематику, начиная с эпохи Античности, заканчивая сегодняшним днем. Приводит мнения Аристотеля, Руссо, Декарта, Фрейда и др.. В результате, приходя к выводу, что «дихотомия «мужчина - культура, женщина - природа» лежит в самом основании жизни пола, что женское в принципе не может быть реализовано в культуре».[190] Женщине всегда приписывалась роль «вещи», поэтому она не могла быть важным критерием и катализатором общественного процесса и развития культуры. Именно, с XX века, по мнению исследователя, женщина получила потребность увидеть себя не мужскими глазами, а глазами независимого человека, который может добиться успехов в жизни. Женщина захотела определить свою природу, не чего-то зависимого от потребностей мужчины, а свою собственную роль в историческом процессе.[191]

В результате того, что происходят изменения в общественной жизни, культура становится одним из главных факторов установления женской позиции. В работе А. Юрчака «Женщина и визуальные знаки» он пишет о появлении рекламы, которая «кричит» о независимости и самостоятельности женской половины человечества. Она бросает вызов обществу, глядя с рекламных щитов и журнальных страниц. Представители рекламного бизнеса как можно часто начинают использовать образ женской «индивидуальности» в своих коммерческих проектах, что, конечно, еще больше усиливает положение женщины и ее осознание собственной независимости.[192]

Итак, в итоге проведенного сравнительного процесса между представлениями о женском образе эпохи Возрождения и эпохи модернизма, мы можем сделать несколько выводов.

Во-первых, если для эпохи Возрождения было присуще обращение к внешним особенностям женской красоты, то эпоха модернизма внесла существенные изменения. Период конца XIX-XX века характеризуется появлением большого количества образованных женщин, которые начинают играть существенную роль в общественном процессе, тем самым становится важно проявление своих умственных способностей в обществе, а внешние характеристики отходят на второй план.

Во-вторых, научные и философские труды, а также литературные сочинения эпохи Возрождения больше затрагивали темы государственного устройства, экономических и социальных реалий времени, а «женский» вопрос являлся лишь второстепенным элементом. Для эпохи модернизма характерно появление большого числа трудов на гендерную тематику, что связано, в первую очередь, с ростом женских движений во многих странах мира.

В-третьих, женщина эпохи Возрождения была еще не готова к изменению своего положения в обществе, так как укоренившиеся Средневековые традиции играли большую роль в общественном устройстве, иначе складывается ситуация в эпоху модернизма. Изменения, которые выразились в отказе от традиционных основ общества и его полном обновлении, повлияли и на сознание многих представительниц женского населения. В результате женщина оказалась готова стать полноправным членом общества и осознать свою индивидуальность.

 

 

Глава 3. «Женское» в художественной культуре модернизма.


Поделиться:



Популярное:

  1. XVII век как особый период в истории западноевропейской литературы
  2. А. Шопенгауэр и Ф. Ницше (от классической философии к иррационализму и нигилизму)
  3. Авторский текст // Практикум по философии: В 2-х ч. Ч. 1. – Мн., 2004.– С. 182-186, 209–216.
  4. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 111–130.
  5. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 130–140, 260–263.
  6. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 16, 17, 33–34, 35.
  7. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 314–332.
  8. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 332–354.
  9. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 40–44, 47, 51, 53–54, 56, 81–82, 85, 92, 95–96.
  10. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 588–663.
  11. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 666–692.
  12. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 728–779.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 809; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь