Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Не злословьте друг против друга



2. Вторым из наставлений является запрет на злословие (араб. ламз), буквально это слово в арабском языке означает " вонзающий, протыкающий" в отрицательном смысле. Словно здесь говорится о человеке, который в кого-либо вонзает меч или протыкает кого-то копьем. И действительно, человеческий язык может пронзить несравнимо сильнее, чем лезвие меча. Как сказал поэт, " раны, нанесенные острием лезвия, - заживут. А раны, нанесенные языком, - останутся".

Запрет в данном аяте выражен проницательно и красноречиво: " Не злословьте друг против друга" именно в смысле " не пронзайте друг друга". Поскольку Коран рассматривает мусульманское общество как единый организм, который основан на взаимном сотрудничестве и помощи, то в этом случае злословящий на своего брата злословит на самого себя.

 

Не обменивайтесь [обидными] прозвищами

3. К запретному злословию относится и обмен прозвищами. Поскольку такой обмен унижает достоинство человека и сродни с насмешкой и злословием, то не допустимо мусульманину оскорблять своего брата унизительными прозвищами, тем самым нанося удар по взаимоотношениям друг с другом и братству.

 

Подозрительность

4. Ислам стремится установить в обществе искренние отношения, взаимное доверие и в то же время огородить его от сомнений, взаимных обвинений и подозрений. В нижеприведенном аяте приводится четвертое запрещающее наставление, призванное огородить людей от попрания их прав:

" О вы, которые уверовали! Избегайте частых подозрений, ибо некоторые подозрения грешны" (Коран, 49: 12).

Подозревать в дурном – греховно. И посему не следует мусульманину дурно думать о своем брате, не имея на то законного основания или очевидного доказательства. Изначально действует презумпция невиновности, и недопустимо бросать подозрение ради обвинения. В отношении этого Пророк (Мир ему) сказал: " Избегайте подозрений, поскольку подозрение - наиболее лживая форма человеческой речи" 1.

Слабая человеческая сущность подвержена таким опасностям, как подозрения и сомнения по отношению друг к другу, особенно когда эти люди в ссоре. Однако никто не должен поддаваться подобным подозрениям и тем более заниматься их расследованием. Как говорится в хадисе, " если у вас возникло подозрение, то не занимайтесь его расследованием" 2.

1. Передано аль-Бухари и другими.

2. Передано ат-Табарани.

 

Слежка

5. Отсутствие доверия по отношению к другим людям приводит к таким формам внутреннего проявления, как подозрение, внешней формой которого является слежка. Поскольку Ислам заботится о внутренней и внешней чистоте своего общества, то он одинаково запрещает как слежку в отношении других, так и подозрения.

Вмешательство в личные дела других людей и выведывание их тайн недопустимо даже тогда, когда люди участвуют в греховных делах, если они не делают это открыто.

Абу Хайсам, переписчик сподвижника Пророка (Мир ему) Укбы Ибн Амира, рассказывал: «" Я сказал Укбе Ибн Амиру: " Наши соседи выпивают, и я собираюсь вызвать полицию, чтобы она их схватила". Он ответил: " Не делай этого! Увещевай и предупреждай их". Я сказал: " Я предупреждал их, но они не слушают. И все же мне придется вызвать полицию, чтобы их схватили". Тогда Укба сказал: " Горе тебе! Не делай этого, ведь я слышал, что Посланник Аллаха (Мир ему) сказал: " Кто покрывает других, тот будто оживил невинное, заживо закопанное в своей могиле дитя" »1.

1. Передано Абу Даудом, ан-Насаи, Ибн Хаббаном и другими.

 

Выискивание недостатков у других людей Пророк (Мир ему) относил к качествам лицемеров, которые утверждают языком, что они уверовали, но вера не вошла в их сердца. Он публично осудил этих людей. Ибн Умар рассказывал: «Посланник Аллаха (Мир ему) взошел на минбар и воскликнул громким голосом: " О вы, ставшие мусульманами на языке, если вера еще не овладела вашим сердцем! Не вредите мусульманам и не разбирайте их недостатков. Тот, кто обсуждает недостатки в личной жизни своего брата мусульманина, того будет разбирать Аллах. А если Аллах разбирает чьи-то недостатки, то Он раскрывает их, если даже они упрятаны глубоко в поклаже (Он не упускает ничего)" » 2.

Чтобы обеспечить неприкосновенность частной жизни людей, Пророк (Мир ему) строго запретил кому бы то ни было подсматривать в дома людей без их на то разрешения и позволил хозяевам жилищ применять любые средства против " любопытствующих". Он сказал: " Разрешено хозяевам жилища выколоть глаз тому, кто подглядывает в их дом без их дозволения" 3.

Точно так же он запретил тайное подслушивание разговоров других людей, не поставив их об этом в известность и не спросив их разрешения на это. Он сказал: " Тому, кто тайно подслушивает разговоры других людей против их воли, в День Воскресения в их уши будет залит расплавленный свинец" 4.

2. Передано ат-Тирмизи и Ибн Маджой.

3. Передано аль-Бухари и Муслимом.

4. Передано аль-Бухари и другими.

 

В Коране вменяется в обязанность тому, кто хочет посетить другого человека, не входить в дом, пока не получено разрешение хозяина и пока он не поприветствует жильцов дома:

«О вы, которые уверовали! Не входите в чужие дома без разрешения и без пожелания мира их обитателям. Это лучше для вас: быть может, вы послушаетесь назидания. Если же в доме никого не окажется, то не входите, пока вам не разрешат. А если вам скажут: " Уйдите! ", то уходите. Так предпочтительнее для вас, и Аллах знает о том, что вы вершите» (Коран, 24: 27-28).

Пророк (Мир ему) сказал: " Тот, кто поднимает занавес и заглядывает в дом до того, как получил разрешение войти, совершает грех" 1.

Насы, запрещающие слежку и выискивание недостатков других людей, касаются как правителей, так и подданных. Муавийа сообщил, что Пророк (Мир ему) сказал: " Если вы выискиваете недостатки других, вы развращаете этих людей или же подводите их к развращению" 2, а Абу Амама сообщил, что Пророк (Мир ему) сказал: " Правитель, сеющий подозрения среди людей, способствует их развращению" 3.

1. Передано Ахмадом и аль-Тирмизи.

2. Передано Абу Даудом и Ибн Хаббаном.

3. Передано Абу Даудом.

 

Сплетни (гиба)

6. Шестое злодеяние, на которое приведенные в начале раздела аяты налагают запрет, касается сплетней. «И не сплетничайте друг против друга» (Коран, 49: 12).

Пророк (Мир ему) хотел довести до своих сподвижников смысл слова «сплетня» (араб. гиба) посредством вопросов и ответов. Он спрашивал их: " Вы знаете, что такое сплетня? " Они отвечали: " Аллах и его Посланник лучше знают". Он сказал: " Это когда ты говоришь о своем брате то, что ему может не понравиться". Кто-то спросил: " А что если я буду говорить о своем брате то, что действительно с ним было? " Пророк (Мир ему) ответил: " Если ты говоришь о нем правду, то это будет означать, что ты сплетничаешь на него, а если это будет неправдой, то это значит, что ты клевещешь на него" 1.

 

1. Передано Муслимом, Абу Даудом, ат-Тирмизи и ан-Насаи.

 

Когда человек недолюбливает кого-то, то ищет в нем внешние, внутренние, наследственные и другие недостатки. Айша рассказывала, как она однажды сказала Пророку (Мир ему) в отношении Сафии (другой жены Пророка), что та такая и сякая (имея в виду ее маленький рост). Пророк (Мир ему) ответил ей: " Ты произнесла то, что если это смешать с морем, то оно помутнеет" 2.

2. Передано Абу Даудом, ат-Тирмизи и аль-Байхаки.

 

Сплетня - это не что иное, как желание принизить и опорочить человека в его отсутствие. Говорить за спиной человека есть подлость, трусость и свидетельство бессилия того, кто это делает. Сплетня – это средство разрушения, так как редко чтобы кто-то не подвергся издевкам и оскорблениям от любителей посплетничать. Поэтому неудивительно, что Коран сравнивает такое деяние с отвратительной картиной:

" И не сплетничайте [за спиной] друг друга. Разве захочет кто-либо из вас съесть плоть своего покойного брата? Отвратительно вам это! " (Коран, 49: 12).

Поскольку одна лишь мысль о поедании человеческого мяса вызывает отвращение, то насколько же более отвратительно поедание мяса мертвого брата?!

При появлении любой возможности Пророк (Мир ему) особо подчеркивал это сравнение Корана, чтобы еще более утвердить его в сознании и сердцах людей. Ибн Масуд рассказывал: «Однажды мы сидели с Пророком (Мир ему), и один человек встал и вышел, а другой заговорил о нем (об ушедшем). Пророк (Мир ему) сказал ему: " Очисти свои зубы". Человек ответил: " Зачем? Я ведь не ел мяса". Тогда Пророк (Мир ему) сказал: " Ты съел мясо своего брата" »3.

3. Передал ат-Табарани из достоверных источников.

 

Джабир рассказывал: «Когда мы были с Пророком (Мир ему), ветер принес в наше место вонючий запах, после чего Пророк (Мир ему) сказал: " Вы знаете, что это за запах? Это запах тех, кто сплетничает на верующих" » 1.

1. Передано Ахмадом.

 

В каких случаях допускается гиба

Все вышеприведенные насы свидетельствуют о святости человеческого достоинства в Исламе. Однако исламские правоведы в некоторых случаях допускают употребление негативных высказываний о человеке в его отсутствие (гиба).

К таким случаям относится ситуация, когда ущемленный кем-то жалуется на своего обидчика, чтобы восстановить справедливость. Всевышний говорит:

" Аллаху не нравится, когда публично объявляют о совершенном зле, исключая того, кто пострадал от этого зла, и Аллах Всеслышащ, Всезнающ" (Коран, 4: 148).

В случаях, когда кому-то требуется выбрать человека в качестве партнера для бизнеса, жениха для дочери или кого-то для выполнения ответственного дела, требуется информация о данном человеке. При этом сталкиваются два взаимоисключающих принципа: первый - это дать совет, что предписано религией, а второй - защита достоинства отсутствующего. Первое в данном случае более предпочтительно. Фатима бинт Кайс спросила Пророка (Мир ему) о двух мужчинах, просивших ее руки. Отвечая на ее вопрос, про одного он сказал: " Он нищий, и нет у него ничего за душой", а про другого: " Он не снимает палки со своего плеча", имея в виду, что он часто поднимает руку на женщин.

К таким случаям также относятся опросы (на основании которых выносятся решения) или предупреждение с целью предотвращения зла. Разрешено также в ходе дознания говорить об особых приметах и кличках человека типа " хромой", " одноглазый" и тому подобное. Также допустимо характеризовать личности, передающие хадисы или какие-либо новости (чтобы удостовериться в правдивости источника, передавшего их) 2.

2. Смотрите книгу аль-Газали " Воскрешение наук о вере", а также " Комментарии ан-Навави к сборнику имама Муслима" и трактат аш-Шаукани о запретах и разрешениях гиба.

 

Общие правила для всех вышеприведенных случаев: первое – необходимость, а второе – намерение:

1) Когда нет нужды упоминать нечто негативное о третьем лице в его отсутствие, то не следует совершать этого запретного действия. Но в случае нужды следует постараться ограничиться намеками или обобщениями, упоминая третье лицо. Например, спрашивающий не должен говорить: «Что ты можешь сказать о таком-то человеке? », а должен задавать вопросы таким образом: «Что ты можешь сказать о человеке, совершившем то-то и то-то? ». При этом не следует говорить о том, чего не было, дабы не стать клеветником.

2) В любом случае решающую роль играет намерение, поскольку сам намеревающийся совершить что-либо человек знает о мотивах, побуждающих его к этому, лучше, чем кто-либо другой. Лишь намерение разделяет желание причинить зло или предотвратить его, сплетню и дознание, совет и оскорбление. Одним словом, верующий для себя более строгий судья, чем даже тиран или жадный партнер.

В Исламе установлено, что выслушивающий гиба является партнером отсутствующего (про которого говорится гиба), и он должен защищать от наговоров своего отсутствующего брата. Пророк (Мир ему) сказал: " Кто защитит честь своего брата от сплетен, того Аллах защитит от адского огня" 1. " Кто защитит честь своего брата на этом свете, лицо того Аллах укроет от огня в День Воскресения" 2.

1. Передано Ахмадом.

2. Передано ат-Тирмизи.

 

У кого же не хватает смелости сказать слово в защиту чести своего брата, то, по крайней мере, он должен покинуть данную компанию, пока та не переменит тему своего разговора, иначе его постигнет участь, упомянутая в аяте: " В противном же случае вы подобны им" (Коран, 4: 140).

Распространение сплетен (намима)

7. Говоря о том, как рассматривается сплетня в Исламе, нельзя не упомянуть о таком похожем и также запретном деянии, как намима. Намима – это распространение среди людей услышанной сплетни, которая вносит раздор (мутит воду) в их отношения.

Откровение по ее запрету было ниспослано в один из ранних мекканских периодов:

" Так не поддавайся же какому-то презренному, раздающему клятвы, и злословщику, распространяющему сплетни (занимающемуся намимой)" (Коран, 68: 10-11).

А Пророк (Мир ему) сказал: " Не войдет в рай каттат" 1. Каттат отличается от распространителя сплетен (занимающегося намимой) тем, что распространяет незаметно подслушанные сплетни.

" Худшие из рабов Аллаха те, кто распространяет сплетни, вносящие раздор между любящими друг друга людьми и среди тех, кто желает опорочить невинных" 2.

С целью уладить конфликт между сторонами Ислам допускает для примирителя скрывать негативные и добавлять от себя позитивные высказывания от имени одной из конфликтующих сторон в адрес другой. В хадисе говорится: " Не лжец тот, кто налаживает отношения между сторонами добрым словом или же добавлением к уже сказанному чего-нибудь доброго" 3.

1. Передано аль-Бухари и Муслимом.

2. Передано Ахмадом.

3. Передано аль-Бухари и Муслимом.

 

Гнев Ислама направлен против тех, кто, услышав что-либо недоброе, спешит использовать его для подхалимства, козней или распространения нечестья. Подобные люди неспособны устоять перед сплетней, чтобы не раздуть ее или не выдумать свою. Как сказал поэт:

" Если слышат слово доброе, то скрывают его,

Если слышат слово злое, то распространяют его,

А если не услышат ничего, то лгут".

Мужчина пришел к Умару Ибн Абдуль-азизу и негативно отозвался о другом человеке. И Умар сказал ему: «" Давай разберем сказанное тобой: если ты солгал, тогда твое деяние соответствует аяту: " Если к вам придет нечестивец с вестями, то проверьте их" (Коран, 49: 6), а если ты сказал правду, то об этом говорится в следующем аяте: " … злословщику, распространяющему сплетни (занимающемуся намимой)" (Коран, 68: 11). Но ты также можешь попросить нашего прощения за сказанное тобой". Мужчина воскликнул: " Простите меня, о Предводитель Правоверных. Я больше никогда не повторю этого! " ».

 

Честь неприкосновенна

8. Мы уже знаем, что учение Ислама призвано стоять на страже чести и достоинства человека, считая их нерушимыми и священными. Однажды, смотря на Каабу, сподвижник Абдулла Ибн Умар заметил: " Как бы ни было велико достоинство твое, но достоинство верующего величественнее твоего" 1. Достоинство верующего заключается в сохранении его чести, крови и собственности.

1. Передано ат-Тирмизи

 

Во время Прощального Хаджа Пророк (Мир ему) обратился к собравшимся: " Ваши имущества, кровь и честь неприкосновенны друг для друга, так же как этот ваш день, этот ваш месяц и этот ваш город (Мекка)" 1.

Ислам стоит на страже чести человека от всевозможных сплетен, даже если они и правдивы, а что уж говорить об измышлениях?! Это, безусловно, великий грех. В хадисе говорится: " Кто говорит о недостатках человека, которых у него нет, того заключит Аллах в пламя ада до тех пор, пока не выжжет ему все, что он изрек" 2. Айша сообщила, как Пророк (Мир ему) сказал своим сподвижникам: " Знаете ли вы наихудшую форму ростовщичества перед Аллахом? " Они ответили: " Аллах и Его Посланник лучше знают". Пророк (Мир ему) ответил: " Наихудшая форма ростовщичества - это покуситься на честь мусульманина" 3. Затем он прочитал аят: " А те, которые злословят о верующих мужчинах и женщинах безо всякой на то причины, взваливают на себя бремя навета и явного греха" (Коран, 33: 58).

1. Передано Муслимом.

2. Передано ат-Табарани.

3. Передано Ибн Абу Хатимом, Ибн Мурдаваи и аль-Байхаки.

 

Самый же гнусный вид покушения на честь - это обвинение целомудренных верующих женщин в блуде. Подобное обвинение не только разрушает их репутацию, но и репутацию их семей и их будущее, так как при этом дурные слухи распространяются по всей мусульманской общине.

Поэтому Пророк Мухаммед (Мир ему) включил такие обвинения в список семи больших грехов, а в Коране за это обещано суровое наказание:

" Воистину, те, которые обвиняют в неверности целомудренных, не ведающих [греха], верующих женщин, да будут прокляты в этом мире и в будущем! Им уготовано великое наказание в тот день, когда их языки, руки и ноги будут свидетельствовать о том, что они творили, против них. В тот день Аллах воздаст им в полной мере по им заслугам, и они узнают, что Аллах – ясная истина" (Коран, 24: 23-25).

" Воистину, тем, которые любят, чтобы об уверовавших распространялась мерзостная ложь, уготовано мучительное наказание в этом мире и будущем. Ведь Аллах знает то, что вы не знаете" (Коран, 24: 19).

 

Жизнь неприкосновенна

9. Ислам объявил человеческую жизнь священной, стоит на страже достоинства людей и установил, что покушение на жизнь человека - второй из величайших грехов перед Аллахом после отрицания Всевышнего. Коран постановляет:

" Если кто-либо убьет человека не в отместку за [убийство] другого человека и [не в отместку] за насилие на земле, то это приравнивается к убийству всех людей" (Коран, 5: 32).

Поскольку человечество - это единая семья и покушение на одного из ее членов фактически равносильно покушению на все человечество, тяжесть преступления усугубляется, если убит верующий в Аллаха.

" А если кто убьет верующего по умыслу, то возмездие ему – ад, где пребудет он вечно. Аллах разгневается на него, проклянет его и уготовит ему великое наказание" (Коран, 4: 93).

Посланник (Мир ему) сказал: " Конец света менее значителен для Аллаха, чем убийство мусульманина" 1. " Уверовавший остается в своей религии, пока он не прольет запретную кровь" 2. " Аллах может простить грех любому, кроме тех, кто умер язычником или намеренно убьет верующего" 3.

1. Передано Муслимом, ат-Насаи и ат-Тирмизи.

2. Передано аль-Бухари.

3. Передано Абу Даудом, Ибн Хаббаном и аль-Хакимом.

 

На основе данных аятов и хадисов Ибн Аббас сделал вывод, что покаяние убийцы не принимается, возможно он считал, что одним из условий принятия покаяния является возвращение хозяину того, что ему принадлежит по праву или знание того, что он удовлетворен. А как можно вернуть права убитого или узнать о том, что он удовлетворен?! Другие же считали, что если искреннее покаяние может справиться с самым большим грехом, таким, как ширк, то почему не справится с меньшим?! Всевышний говорит:

" …те, которые не взывают наряду с Аллахом к другому богу, не убивают человека, которого Аллах запретил [убивать], если только он не заслуживает этого по праву, и не прелюбодействует. А тот, кто делает так, будет подвергнут каре. В день Воскресения наказание ему будет удвоено, и он будет пребывать в таком униженном состоянии вечно, за исключением тех из них, кто раскаялся, уверовал и совершал добрые дела. За это Аллах заменит их злые деяния добрыми, ибо Аллах – прощающий, милосердный" (Коран, 25: 64, 68-70).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь