Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Собственность неприкосновенна



10. Нет ничего предосудительного в том, что мусульманин копит богатства, если это происходит честным и законным путем.

В некоторых религиях говорится: " Для верблюда легче пролезть в ушко иглы, чем для богатого человека - попасть в царство Божье". В Исламе сказано: " Богатство - благое для человека благого" 2.

Поскольку Ислам предоставляет право на личную собственность, он также и защищает ее, как посредством моральной, так и правовой защиты, от грабежа, воровства и мошенничества. Пророк (Мир ему) объединил неприкосновенность собственности, жизни и чести человека. Он установил, что воровство несовместимо с верой, говоря: " Вор не совершает воровства, будучи верующим" 3.

Всевышний говорит:

" В возмездие за то, что они содеяли, отсекайте руки вору и воровке как наказание от Аллаха, ведь Аллах – великий, мудрый" (Коран, 5: 38).

А Пророк (Мир ему) сказал: " Мусульманин не может взять и палки без разрешения на то ее хозяина" 4, подчеркивая тем самым, что Аллах запретил мусульманину посягать на собственность другого мусульманина.

Аллах, Великий и Славный, говорит: " О вы, которые уверовали! Не стяжайте имущества друг друга неправедным путем, а только путем торговли по взаимному вашему согласию" (Коран, 4: 29).

2. Передано Ахмадом.

3. Передано аль-Бухари и Муслимом.

4. Передано Ибн Хаббаном.

 

Запрет на взятки

К незаконному присвоению имущества других людей относится и дача взятки, материальная ценность, даваемая должностному лицу как подкуп, дабы склонить его в свою сторону, или содействовать завершению своего дела, или же отложить прохождение дела соперника и тому подобное.

Ислам запретил мусульманину через взятку изыскивать благоволение власть предержащих и чиновников, а им в свою очередь принимать ее от него. При этом грешны и те, кто посредничает между этими двумя сторонами. Аллах говорит:

" Не присваивайте незаконно имущество друг друга и не подкупайте этим [имуществом] судей, дабы намеренно присвоить путем грешным часть собственности [других] людей" (Коран, 2: 188).

Пророк (Мир ему) сказал: " Аллах проклял того, кто предлагает взятку, и того чиновника, кто принимает ее" 1.

Саубан также подчеркивал эту мысль: " Посланник Аллаха (Мир ему) проклял дающего и берущего взятки, а также посредничающего в этом" 2.

Что может быть преступнее, чем даваемая взятка для злодеяния. И как можно брать мзду для совершения благодеяний?!

Пророк (Мир ему) послал Абдуллу Ибн Раваха к иудеям подсчитать их налог, который они должны были уплатить за пальмовые деревья. Иудеи захотели подкупить его своими подношениями, на что он сказал им: " Предложенная вами мзда - незаконна, и мы не принимаем ее" 3.

1. Передано Ахмадом, аль-Тирмизи и Ибн Хаббаном.

2. Передано Ахмадом и аль-Хакимом.

3. Передано Маликом.

 

Неудивительно, что Ислам запретил взятки и предупредил о расплате тех, кто имеет к ним какое-либо отношение. Ведь распространение взяточничества ведет общество к коррупции и разложению:

несправедливые решения принимаются в то время, как справедливые - блокируются, недостойным предоставляются возможности, в то время как достойные отодвигаются от положительного решения дел; и дух конъюнктуры пронизывает общество, вытесняя дух ответственности.

 

Подарки власть предержащим

Ислам запрещает взятку независимо от того, в каком виде она преподносится, даже подношение в качестве подарка не делает его разрешенным. Как говорится в хадисе, " когда мы определяем кому-либо работу, мы даем ему надел (выплачиваем жалование). А то, что он возьмет более того, будет хищением" 1.

1. Передано Абу Даудом.

 

Халифу Умару Ибн Абдуль-азизу был предложен подарок, от которого он отказался. Когда же ему сказали, что Пророк (Мир ему) принимал подарки, он ответил: " То был подарок, а это - взятка". Однажды Пророк (Мир ему) уполномочил одного из сподвижников собрать закят с племени Азд. И когда тот вернулся, то из собранного оставил часть себе, сказав Пророку (Мир ему): " Это для вас, а это для меня в качестве подарка". Разгневавшись на него, Пророк (Мир ему) сказал: " Если бы ты сидел в доме своего отца и матери, ты получил бы эти подарки?! " Затем он продолжил: «Как может быть так, что я назначил (на работу) одного из вас, а он говорит мне: " Это - для вас, а это для меня в качестве подарка? " Клянусь тем, в Чьей длани душа моя, любой, кто из вас возьмет что-либо не по праву, предстанет с тем перед Аллахом (в Судный День). И пусть никто из вас в Судный День не потащит кричащего верблюда, мычащую корову или блеющего козла!! (которых он получит в качестве подношения)". Затем Пророк высоко поднял свои руки в мольбе и сказал: " О Аллах, донес ли я Твое послание? " » 1.

Имам аль-Газали поясняет: " Исходя из этих предостережений, пусть судья, правитель или кто-либо из должностных лиц представят себя покинувшими свои посты и пребывающими в доме своих родителей. Затем пусть зададутся вопросом: получили бы они в этом случае тот или иной подарок? Если да, то они могут взять его, находясь и при должности. Но если они знают, что получают подарок из-за должности, то это будет харамом. Когда же сложно определить мотив даримых друзьями подарков, из-за его положения они преподносятся или нет, необходимо воздержаться от подобных подношений" 2.

1. Передано аль-Бухари и Муслимом.

2. Аль-Газали. " Воскрешение наук о вере", раздел " Аль-Адат", с. 137.

 

 

Взятка для торжества справедливости

Если кто-либо оказался в ущемленном положении и не видит иного выхода, кроме как дать взятку, то все же лучше для него проявить выдержку, пока Аллах не облегчит и не восстановит его утраченные права.

Все же если человек будет вынужден дать взятку, то грех ляжет на взявшего ее при условии, что дающий исчерпал все возможности иного разрешения проблемы (дабы восторжествовала справедливость) и такое действие не будет ущербом для других.

Некоторые ученые подтверждают вышеупомянутую точку зрения, ссылаясь на хадисы, в которых говорится о попрошайках, выклянчивавших у Пророка (Мир ему) милостыню, в то время как она не была им положена. В частности, Умар сообщил, что Пророк (Мир ему) сказал: " Один из вас выходит со своей милостыней под мышкой, которая является для него огнем! ". Умар спросил: " О Посланник Аллаха, как ты можешь давать им, зная, что это для них - огонь? Пророк (Мир ему) ответил: " Как же мне быть? Они настойчиво выпрашивают у меня, а Аллах запретил мне быть жадным" 7.

Если настойчивое выклянчивание попрошаек вынудило Пророка (Мир ему) дать им милостыню, за которую они поплатятся огнем, то что говорить о ситуации, в которой оказался человек, вынужденный защищать себя от несправедливости или же восстановить утраченные права путем дачи взятки?

7. Передано Абу Яла из достоверных источников; Ахмад также сообщил об этом.

 

О недопустимости растранжиривания средств

Богатство других людей неприкосновенно, и любое покушение на него, будь то явное или же тайное, запретно. Также человек не имеет права растранжиривать свое имущество, разбрасывая его направо и налево. Это предписание исходит из того, что мусульманская умма тоже имеет право на имущество своих членов. Поэтому Ислам дает умме право контролировать собственность тех, кто этого не может сделать сам. В Коране сказано: " Не отдавайте несмышленым своего имущества, которое Аллах вручил на ваше попечение для их поддержки. Кормите их за счет их имущества, одевайте и ведите с ними добрые речи" (Коран, 4: 5). В цитируемом аяте Аллах обращается к умме: " Не отдавайте несмышленым своего имущества ", хотя в действительности имущество принадлежит " несмышленым ". Это является подтверждением того, что богатство всех членов принадлежит умме.

Ислам является религией справедливости и умеренности и соответственно, принадлежит к умме середины (умеренной). Мусульманин должен быть справедливым во всех делах, поскольку Аллах запретил верующим растранжиривание и чрезмерные затраты так же, как и быть жадными и скупыми. Аллах говорит:

" О сыны Адама! Облекайтесь в свои прекрасные одеяния у каждого места молитвы (намаза). Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Аллах не любит излишествующих" (Коран, 7: 31).

К расточительству относится приобретение всего (независимо от количества), что запретил Аллах, например опьяняющих напитков, наркотиков, золотой и серебреной посуды, и тому подобного, а также приобретение тех вещей, что не пригодны для его владельца и окружающих, поскольку Пророк (Мир ему) запретил напрасную растрату8, чрезмерную и бесполезную, после которой человек лишается необходимых средств.

8. Передано аль-Бухари.

 

Имам ар-Рази, комментируя аят: " Они спрашивают тебя, что же им расходовать. Отвечай: " Излишек [который остается у вас]" (Коран, 2: 219), сказал: «Всевышний Аллах, для того чтобы обучить людей рациональному расходованию средств, повелел Своему Пророку (Мир ему): " Отдай должное родственнику, бедняку и путнику, но не расточай безмерно, ибо расточители - братья шайтанов" (Коран, 17: 26, 27). " Не скупись, словно твоя рука была прикована к шее, и не будь непомерно щедрым" (Коран, 17: 29). " [Рабы Милостивого] – это те, которые не расточительствуют и не скупятся" (Коран, 25: 67). Сам Пророк (Мир ему) говорил: " Если кто-то что-то имеет, то пусть он начнет его тратить на себя, затем на тех, кого он содержит, и так далее" 9. Он также сказал: " Лучшая милостыня - это то, что обеспечивает ваш собственный достаток" 10. Джабир Ибн Абдулла рассказал: " Однажды, когда мы находились вместе с Посланником Аллаха (Мир ему), к нему подошел человек с куском золота величиной с яйцо и сказал: " О Посланник Аллаха! Возьми это как милостыню, клянусь Аллахом, это все, что у меня осталось". Пророк (Мир ему) отвернулся от него. Тогда мужчина вновь встал перед ним, после чего Пророк (Мир ему) сердито сказал: " Дай его мне"; взяв это золото, он кинул его в сторону мужчины, и, если бы он попал в него, это могло нанести тому травму. После этого Пророк (Мир ему) произнес: " Сначала вы несете мне все свое имущество, а затем клянчите у других. Милостыня дается от достатка. Возьми это обратно, мы не нуждаемся в ней" 11.

Сообщается, что Пророк (Мир ему) запасал продовольствие для своей семьи на целый год12.

9. Передано Муслимом.

10. Передано ат-Табарани.

11. Передано Абу Даудом и аль-Хакимом.

12. Передано аль-Бухари.

 

Мудрецы говорят: " Достоинство лежит между двумя крайностями: перерасходом, означающим расточительство, и недодачей, указывающей на жадность. Достоинство же - в умеренности". Это же значение содержится в словах Аллаха: " Отвечай: " Излишек [который остается у вас]", и установления Мухаммада (Мир ему) базируются на этом. Если иудаизм основывается на жесткости, христианство на легкости, то установления Мухаммада (Мир ему) находятся между этими двумя крайностями. Поэтому его установления совершеннее всех других1.

1. Фахруд-дин ар-Рази. " Тафсир", т. 6, с. 51. Передано с сокращением.

 

 

5. ОТНОШЕНИЕ МУСУЛЬМАН К НЕМУСУЛЬМАНАМ

 

 

Что касается отношения к немусульманам, в свете разрешенного и запрещенного в Исламском учении, имеются два аята, которые четко их определяют. Всевышний говорит:

" Не запрещает вам Аллах являть добродетель и справедливость к тем, кто не сражается с вами из-за религии и не изгоняет вас из жилищ ваших, ведь любит Он справедливых. Запрещает Аллах вам дружить с теми, кто сражается с вами из-за религии, изгоняет вас из жилищ ваших и способствует выселению вашему. А те, кто заводит дружбу с такими людьми, те - грешники" (Коран, 60: 8-9).

В первом аяте подчеркну то, что не только предпочтительнее быть честными и справедливыми в отношении немусульман (" кто не сражается с вами из-за религии и не изгоняет вас из жилищ ваших", т.е. не враждует с мусульманами), но и быть добродетельными (араб. бирр) и благодетельными по отношению к ним. Слово " добродетель" в арабском языке имеет широкий смысл и подразумевает больше, чем справедливость. У мусульман слово " добродетель" напрямую связано с отношением к своим родителям (т.е. она является долгом мусульман по отношению к своим родителям).

Мы говорим, что этот аят ратует за справедливость: " Ведь любит Он справедливых", а правоверный всегда стремится совершать то, что нравится Аллаху. И нет противоречия между понятиями " ратует за справедливость" и выражением: " Не запрещает вам Аллах". Данные слова подразумевают, что необходимо выбросить из умов людей ошибочные понятия о том, что все иноверцы не заслуживают добродетельного и справедливого отношения, а также любви и добрососедства. Таким образом, Аллах ясно показал, что Он в целом не запрещает добродетель по отношению к немусульманам, но только к тем, кто не находится в состоянии войны и не проявляет вражды к мусульманам. Это подобно тому, что Аллах сказал о ритуале саи1, когда некоторые люди избегали совершать этот ритуал, считая его пережитком периода джахилийи. Тогда было ниспослано: " Кто совершает хадж к Каабе или умру, не будет проступком для него совершить хождение (ритуал саи)... " (Коран, 2: 158). Таким образом, применено выражение " не будет проступком", чтобы устранить существующее заблуждение, поскольку ритуал хождения является обязательным при исполнении хаджа.

1. Саи - хождение во время хаджа и умры между двумя холмами ас-Сафа и аль-Марва, находящимися в Мекке возле Каабы.

Особенное отношение к людям Писания

Если Ислам не запрещает быть добродетельным и справедливым по отношению к представителям других религий, а в вышеприведенных двух аятах говорится об идолопоклонниках, то соответственно к людям Писания будет особое отношение, независимо от того, находятся они в исламском мире или за его пределом.

Коран обращается к ним не иначе, как " О люди Писания" или " О Вы, обладатели Писания", подчеркивая тем самым, что изначально они принадлежали к небесной религии и что они имеют с мусульманами общий корень и родство, изначально принадлежат к единой религии, которую проповедовали все посланные Всевышним Пророки:

«В религии предписал вам (Всевышний) то, что заповедовал Он Нуху, то, что внушили Мы (Мухаммаду) в откровении, то, что заповедовали Мы Ибрахиму, Мусе и Исе (, сказав): " Соблюдайте религию и не разделяйтесь" » (Коран, 42: 13).

Мусульманам предписано верить во все Священные Писания и в посланников Аллаха, поскольку без этого их вера не будет действительной.

«Скажите: " Веруем мы в Аллаха и в то, что ниспослано было Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и потомкам их, в то, что даровано было Мусе и Исе и что даровано было пророкам Господом их. Не проводим мы никакого различия между ними и предаемся Ему" » (Коран, 2: 136).

И если люди Писания прочтут Коран, то найдут в нем похвалу своим Священным Писаниям, посланникам и пророкам.

Когда мусульмане дискутируют с людьми Писания, то они избегают того, что оставляет горечь или способствует вражде:

«Если вступаете в спор с людьми Писания, то приводите им доводы наилучшие. И не спорьте с теми из них, кто бесчинствует. Говорите: " Уверовали мы в то, что ниспослано нам и что ниспослано вам. Бог наш и бог ваш – один, и предаемся мы Ему" » (Коран, 29: 46).

Мы уже видели, что Ислам разрешает пищу людей Писания и забитое ими животное, а также вступление в брак с их женщинами, что уже предполагает жизнь в любви и согласии. Об этом Всевышний говорит:

" Дозволена вам пища людей Писания, а ваша пища дозволена им. Дозволены вам для женитьбы женщины целомудренные из уверовавших и женщины целомудренные из числа тех, кому до вас даровано было Писание" (Коран, 5: 5).

Это относится к людям Писания в целом. Однако христиан Коран наделил особым статусом и считает их более близкими для сердца мусульман.

«Несомненно, убедишься ты, что больше всех дружелюбны к уверовавшим те, кто говорит: " Воистину, христиане мы". Это оттого, что есть среди них иереи и монахи, что не высокомерны они» (Коран, 5: 82).

 

Немусульмане в мусульманском государстве (зимми)

Упомянутые выше предписания касаются всех людей Писания, кроме тех, что проживают под покровительством исламского государства, поскольку последние пользуются особыми привилегиями и называют их зимми, что означает " те, с кем заключен договор". Имеется в виду, что Аллах, Его Посланник (мир ему), а также мусульманская община заключили с ними соглашение о том, что они могут жить в безопасности и спокойствии под покровительством исламского государства.

Выражаясь современным языком, зимми - это граждане исламского государства. С первого века истории Ислама и по сей день мусульманские правоведы едины в том, что зимми пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и мусульмане, обладая при этом полной свободой в своем вероисповедании.

Пророк (мир ему) особо выделял обязанности мусульман по отношению к зимми, предупреждая тех, кто нарушает их, о неминуемом наказании и гневе Аллаха. Он сказал: " Кто навредит зимми, навредит мне, а навредивший мне вредит Аллаху" 1; " Кто навредит зимми, тому я враг, а кто ему враг (зимми), тот станет врагом в день Воскресения" 2; " Кто нарушает договор, ущемляет права, возлагает на других больше, чем они могут выполнить, или берет что-либо у других без их согласия, для тех я буду врагом в день Воскресения" 3.

Халифы Посланника Аллаха стояли на страже прав и неприкосновенности своих сограждан немусульман, а исламские ученые, несмотря на принадлежность к различным правовым школам, также поддерживали эти права и неприкосновенность.

Ученый маликитской школы Шахаб ад-Дин аль-Карафи пишет: " Соглашение по зимми накладывают на нас определенные обязанности. Они являются нашими соседями, живущими под нашим покровительством и защитой, а также под покровительством Всевышнего, Его Посланника (мир ему) и религии Ислама. Нарушающий эти обязательства по отношению хотя бы к одному из этих людей, произносящий хотя бы одно обидное слово, распространяющий ложь, порочащую его репутацию, наносящий ему оскорбление или же способствующий этому, посягает на покровительство Аллаха, Его Посланника (мир ему) и религию Ислам" 4.

А ученый захиритской школы Ибн Хазм говорит по данному поводу следующее: " Если враг пришел, чтобы захватить зимми, то мы обязаны защитить его с оружием в руках и, если потребуется, отдать за него свои жизни, дабы защитить того, кто находится под покровительством Аллаха и Его Посланника (мир ему). Выдача же зимми без боя есть нарушение договора" 5.

1. Передано ат-Табарани в книге " Аль-Аусат", по достоверным источникам.

2. Передано аль-Хатибом из достоверных источников.

3. Передано Абу Даудом.

4. Из книги аль-Карафи " Аль-Фурук".

5. Из книги Ибн Хазма " Маратиб аль-Иджма".

 

Дружба с немусульманами

Тема, набившая оскомину, и часто повторяемый вопрос, как необходимо проявлять добродетель, любовь и добрые отношения к немусульманам, в то время как в Коране запрещается проявлять любовь и дружбу по отношению к неверным: " О вы, которые уверовали! Не заводите дружбы с иудеями и христианами: дружат они между собой. Если же кто-либо из вас дружит с ними, то он – один из них. Воистину, не поведет Господь нечестивцев путем прямым. Видишь ты, что те, чьи сердца нестойки в вере, спешат подружиться …" (Коран, 5: 51-52).

Ответ на этот вопрос: вышеприведенные аяты не касаются абсолютно всех иудеев, христиан или неверных, так как такое понимание противоречило бы другим аятам и насам, которые предписывают относиться с дружелюбием к людям, творящим добро, несмотря на их религиозную принадлежность. То же самое относится и к аятам, в которых разрешается породниться с людьми Писания, вступая в брак с их женщинами. Всевышний, говоря о супружестве, подчеркивает: " И установил Он любовь и благосклонность между вами" (Коран, 30: 21). А говоря о христианах, Он сказал:

«Несомненно, убедишься ты, что больше всех дружелюбны к уверовавшим те, кто говорит: " Воистину, христиане мы"...» (Коран, 5: 82).

В первом из приведенных аятов говорится о людях, относящихся враждебно к Исламу и мусульманам, поэтому недопустимо поддерживать с ними дружеские отношения и оказывать им помощь, чтобы они не выведали тайны мусульман. Такие союзнические отношения навредят мусульманской общине. Об этом Всевышний говорит далее:

" О вы, которые уверовали! Не водите дружбы тесной с кем-либо не из среды вашей. Не преминут они вредить вам и радоваться неудачам вашим. Ненависть их – на устах у них, а ненависть, затаенная в сердцах их, - еще сильнее. Разъяснили Мы вам аяты, если бы только вы уразумели! Вот любите вы их, а они не любят вас! " (Коран, 3: 118-119).

Этот аят проливает свет на сущность этих неверных, скрывающих в своих сердцах сильнейшую враждебность и ненависть к мусульманам, с языков которых порой срываются признаки такой враждебности. Аллах также говорит:

" Не найдешь ты среди уверовавших в Бога и в день Судный людей, которые были бы дружелюбны к тем, кто враждебен Господу и Посланнику Его, если даже отцы это их, сыновья, братья и родственники" (Коран, 58: 22).

Противостояние Аллаху не ограничивается одним лишь неверием в Него (куфр), это еще и враждебность к Исламу и мусульманам. Аллах также говорит:

" О вы, которые уверовали! Не заводите дружбы с врагами Моими и вашими. Предлагаете вы им дружбу, но ранее отвергли они Истину, которая явилась вам. Изгоняют они Посланника и вас за то, что веруете вы в Аллаха, Господа вашего" (Коран, 60: 1).

Этот аят напоминает о мекканских идолопоклонниках, которые объявили войну Аллаху и Его Посланнику и изгнали мусульман из их жилищ только за то, что те говорили: " Аллах - наш Господь". Дружба с подобными людьми недопустима. И несмотря на это, Коран не оставляет надежды, что в один из дней может наступить примирение; в нем не провозглашается полного и окончательного разрыва с этими людьми. Наоборот, выражены чаяния, что верующие смогут повлиять на них, что ситуация и отношения изменятся. Поэтому в той же суре Аллах далее говорит:

" Быть может, решит Господь установить дружбу между вами и теми, с кем враждуете вы. Ведь Всемогущий Он, Прощающий, Всемилосердный" (Коран, 60: 7). Тем самым Коран предостерегает от возможного обострения конфликта и вражды, поскольку как говорится в хадисе, " злейший твой враг однажды может стать твоим другом" 1.

1. От Абу Хурайры пересказал ат-Тирмизи и аль-Байхаки в книге " Шааб аль-Иман". Ас-Суйути охарактеризовал этот вариант как достоверный и добавил к началу: " Лучший твой друг однажды может стать твоим врагом". Передано аль-Бухари.

 

Запрет на дружбу усиливается, если враг обладает силой. Так как в подобных случаях лицемеры и те, сердца которых поражены болезнью, идут на такую дружбу, преследуя свой меркантильный интерес, Всевышний говорит:

«Видишь ты, что те, чьи сердца нестойки в вере, спешат подружиться с ними и оправдываются: " Опасаемся мы, что постигнет нас беда какая-нибудь". А ведь может случиться так, что дарует Всевышний верующим победу или даст повеление какое-либо от себя. И тогда раскаются (нестойкие в вере) в том, что таили они в душах своих» (Коран, 5: 52).

«Так " обрадуй" же лицемеров вестью, что уготовано им наказание мучительное, - тех кто дружит с неверными, а не с верующими. Уж не в дружбе ли с ними хотят обрести они величие? Воистину, все величие – у Аллаха» (Коран, 4: 138-139).

 

Обращение за помощью к немусульманам

Нет ничего зазорного в том, что мусульмане обращаются за помощью к немусульманам (будь то частные лица или чиновники) в решении дел, не касающихся их внутрирелигиозных отношений, например в области медицины, производства или сельского хозяйства. Хотя предпочтительней, чтобы мусульмане могли решать подобные вопросы самостоятельно.

Мы видим из жизни Пророка (мир ему), как он взял в качестве своего проводника Абдуллу Ибн Урайкита (идолопоклонника) во время своего перехода (хиджры) из Мекки в Медину. Отсюда ученые сделали вывод, что обозначение " неверный" не ведет к полному недоверию к нему, так как что могло быть более рискованным, чем довериться проводнику при таком опасном переходе.

Более того, ученые утверждают, что руководитель мусульман может обращаться за военной помощью к немусульманам (в частности, к людям Писания), делясь при этом полученными трофеями.

Аз-Зухри передает, что Посланник Аллаха (мир ему) пользовался помощью иудеев, когда вел войну, при этом делился с ними трофеями. А Сафван Ибн Умайа участвовал в битве при Хунайне на стороне Пророка (мир ему), будучи идолопоклонником1.

Условием, при котором можно обращаться за помощью к немусульманину, является его доброе отношение к мусульманам. Если же он не заслуживает доверия, то нельзя к нему обращаться за помощью, поскольку нельзя этого делать даже по отношению к ненадежным и обманывающим мусульманам2.

1. Передано Саидом в его сборнике " Суннан".

2. Ибн Кудама. " Аль-Мугни", т. 8, с. 41.

 

Мусульманину разрешается дарить и принимать подарки от немусульман. В данном случае достаточно упомянуть, что Пророк (мир ему) принимал подарки от правителей различных государств, хотя они и не были мусульманами3. Исследователи хадисов утверждают, что во многих из них содержатся сообщения о том, что Пророк (мир ему) принимал подарки от немусульман, а Умм Салама, жена Пророка, рассказывала, как Посланник (мир ему) сказал ей: " Я подарил ан-Наджаши 4 одеяние и кусок шелка …" 5.

Ислам уважает человека только лишь за то, что он человек. И почему он не может уважать людей Писания или зимми? Однажды мимо Пророка (мир ему) проследовала похоронная процессия, и он встал перед ней. После чего кто-то заметил: " О Посланник Аллаха, это хоронят иудея". Пророк (мир ему) ответил ему: " А разве он не человек?! " 6. Так что каждому Ислам уделяет свое уважение и предоставляет особое место.

3. Передано Ахмадом и ат-Тирмизи.

4. Христианский правитель Абиссинии.

5. Передано Ахмадом и ат-Табарани.

6. Передано аль-Бухари.

 

Отношение Ислама к животным

Как может Ислам позволить мусульманину причинять вред или зло немусульманину, в то время как он призывает быть милосердным ко всем, в том числе и к животным.

Еще тринадцать столетий назад учение Ислама предвосхитило призыв современных организаций по защите прав животных. Посланник Аллаха поведал своим сподвижникам историю о человеке, который, увидев собаку умирающей от жажды, спустился в колодец, наполнил свою обувь водой и напоил животное. Пророк (мир ему) сказал: " Аллах отблагодарил этого человека, простив ему грехи". Тогда сподвижники спросили: " Неужели мы будем вознаграждены за животных? " Он ответил: " За любое живое существо" 1.

Рядом с этой прекрасной картиной милости и довольства Всевышнего Пророк (мир ему) рисует картину гнева и наказания Бога: " Некая женщина была ввергнута в ад за кошку, которую она, держа взаперти, не кормила сама и не давала возможности питаться ей даже земными насекомыми" 2. В другом хадисе говорится, что Пророк (мир ему), увидев осла с клеймом на морде, сказал: " Клянусь, что если бы я ставил клеймо, то как можно дальше от морды" 3, а Абу Дауд передает, что Пророк говорил: " Вы разве не слышали, что я проклял того, кто ставит клеймо на морду животного или наносит ему удары по ней". Ранее мы уже упоминали о том, что Ибн Умар (сын халифа Умара), увидев группу людей, сделавших кур мишенью для стрельбы из лука, сказал: " Пророк (мир ему) проклял того, кто избрал для себя мишенью любую живую тварь" 4. Абдулла Ибн Аббас, сподвижник Пророка, говорил: " Пророк запретил стравливать (устраивать поединки) животных" 5. Также Ибн Аббас утверждал: " Пророк строго запретил кастрировать животных" 6. Коран жестко критикует арабов-язычников, которые обрезали уши животным (4: 119), называя этот поступок " наущением Сатаны". Когда мы говорили о заклании, то видели, что Ислам создает все условия для облегчения процесса умерщвления, повелевает отточить лезвие, которое надо скрывать от животного, запрещает закалывать одно животное перед другим.

Мир не был знаком до этого с подобным отношением к животным.

1. Передано аль-Бухари.

2. Передано аль-Бухари.

3. Передано Муслимом.

4. Передано Абу Даудом.

5. Передано Абу Даудом и ат-Тирмизи.

6. Передано аль-Баззаром по сообщениям из достоверных источников.

 

 

 


Заключение

 

 

В этой книге освещены вопросы дозволенного (халял) и запретного (харам), касающиеся внешней стороны повседневной жизни мусульман. Что же касается внутренних процессов происходящих в человеке, сердечных и душевных дел, вопросов чувств и желаний, то на это в Исламе нет ни разрешений, ни запретов. Хотя есть запрет на зависть, ненависть, высокомерие, показуху, лицемерие, скупость, алчность и тому подобные пороки. Но рассматривать их не цель этой книги, несмотря на то, что вышеперечисленные пороки относятся к наиболее запретной категории и с ними особо настойчиво борется Ислам. От них предостерегал Пророк (Мир ему), описывая некоторые из пороков, как " болезнь наций". Он давал им также термин " сбривание" не в смысле сбривания волос, а в смысле " сбривания" религии.

Каждый изучающий Коран и Сунну Пророка (Мир ему) знает, что благополучие зависит от духовного мира человека (его сердца), и эта духовность является основой благоденствия для личности и общества, как в этом мире, так и в будущем:

" Воистину, Аллах не меняет положение людей, пока они сами не изменят то, что в них самих" (Коран, 13: 11). " …в тот День, когда не пригодятся ни богатство, ни сыновья, кроме тех, кто придет к Аллаху с чистым сердцем" (Коран, 26: 88-89).

Поэтому Пророк (Мир ему) сказал: " Что такое халял и харам, в целом ясно. Но в жизни бывают ситуации, когда человек начинает колебаться и не может с определенностью решить, что именно дозволено, а что нет. Сторонящийся сомнительного отказывается [от него] ради [сохранения] своей религии и своей чести, а практикующий его может впасть в запретное (ибо он подобен пастуху, пасущему свое стадо у самой границы заповедной зоны - хима, куда стадо вот-вот забредет). У каждого владыки есть [своего рода] хима, такой химой у Аллаха является то, что Им запрещено" 1.

1. Передано аль-Бухари и Муслимом.

 

Затем Посланник Аллаха объяснил, каково значение сердца - источника эмоций и желаний, которые лежат в основе человеческого поведения: " В теле есть кусок плоти, - сказал он, - от благополучия которого зависит состояние всего тела. Если она (плоть) больна, то больно все тело. И этой плотью является сердце". Сердце – центральный орган, от состояния которого зависит здоровье и жизнедеятельность всего организма. Для Аллаха критерием оценки личности является не внешний вид и слова, а сердце и намерения человека: " Воистину Аллах не смотрит на ваш внешний вид, но смотрит на ваши сердца … Поступки оцениваются по намерению, и о каждом будут судить в соответствии с его намерениями".

Вышеприведенные высказывания относятся к теме «нравственность», потому как связаны с внутренним миром человека. Эта тема не затрагивается в данной книге. Желающие изучить ее обратятся к мусульманским ученым, специализирующимся в области нравственности, и мусульманским суфиям, которые такие пороки называют «сердечным недугом», а также определяют их диагноз и метод лечения, исходя из Корана и Сунны. Например, имам аль-Газали посвятил этой теме одну четверть своего энциклопедического труда " Воскрешение наук о вере", где он назвал эти пороки " губительными недугами", которые ведут человека к гибели в этом мире и банкротству (ведущему в огонь ада) в следующем.

Возвращаясь к теме книги, отметим, что все запреты можно подразделить на два вида:

- «положительный» - указывающие на то, что запрещено совершать;

- «отрицательный» - указывающие на то, что запрещается игнорировать.

Предлагаемая книга анализирует первый вид, хотя иногда в ней затрагивается и второй. Если бы целью этой книги было описание запретов второго вида, предмет нашего обсуждения был бы совершенно иным; мы бы тогда описали все существующие обязанности, возложенные Аллахом на мусульман, и не вызывало бы сомнения то, что уклонение от них или пренебрежение ими являлось бы харамом. Например, стремление к знаниям является обязанностью каждого мусульманина и мусульманки. Мусульманин, преднамеренно находящийся в темноте невежества, несомненно становится грешником. Поскольку недопустимо без причины оставлять такие обязательные виды поклонения, как намаз, закят, пост и хадж, являющиеся столпами Ислама, то их невыполнение будет являться величайшим грехом, а принижение их ценности и уклонение от них равнозначно отказу от Ислама.

Боеготовность уммы для защиты своих рубежей от врага - есть общая обязанность всей мусульманской общины и индивидуальной, частной обязанностью для ее руководителя. Соответственно, пренебрежение такой важной обязанностью - величайший грех и позор. Из этого следует, что обязанности бывают частными и общими.

Безусловно, мы здесь не затронули всего, что касается халяла или харама. И тем не менее нами рассмотрены такие важные аспекты, как разрешенное и запретное в личной, семейной и общественной жизни мусульман. В основном это те аспекты, о которых многие люди не имеют достаточной информации, или то, чем часто пренебрегают.

Мы попытались приоткрыть ту завесу, что закрывала глубокую мудрость Ислама, заложенную в его дозволениях и запретах, чтобы каждый мог увидеть, что все, что Аллах разрешил и запретил, является обоснованным. Всевышний законодательно утвердил для людей то, что во благо им, их религии и жизнедеятельности, а также то, что способствует сохранению их жизней, интеллекта, нравственности, чести, имущества и человеческой сущности как индивидуума в отдельности, так и сообщества в целом.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.113 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь