Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Женщина в исламе и христианстве: новые вымыслы



Н екоторое время назад на страницах многих сайтов была опубликована статья профессора Казанского Государственного Университета г-на Шарифа Азимова " Женщина в исламе: правда и вымысел". Однако в своей статье профессор не ограничивается объяснением положительного учения ислама о месте женщины, как можно было бы сделать вывод, а, напротив, подвергает критике христианское и вообще библейское учение о женщине (так, как он его себе представляет) и силится доказать, что исламское несравненно возвышеннее, справедливее и " равноправнее" христианской и иудейской религий в этом вопросе.

Положение женщины в исламе - традиционный пункт критики этой религии со стороны немусульман. Но, к сожалению, современная полемика о месте женщины в исламе ведётся как правило вовсе не с христианских позиций, а с позиций " гуманизма", " либерализма" и " общечеловеческих ценностей".

И здесь, забегая вперёд, следует отметить, что в некоторых пунктах учения о месте женщины в мире, к православному христианству много ближе стоит традиционный ислам, чем либерально-гуманистическая позиция. Так, например, в полной мере можно согласиться с тем, что профессор Азимов пишет о культуре ношения женщинами покрова на главе в монотеистических традициях. Здесь же необходимо сказать несколько слов об идеях " равноправия" и отношения к ним с точки зрения православного богословия — дабы у читателя имелось ясное представление основ, на которых написан данный ответ.

1. Протестантская идея всеобщего равенства и православное учение об иерархии

Следует помнить, что популярная ныне идея всеобщего равноправия взращена на протестантской почве. Православию в том, виде, в котором она сейчас существует, такая идея глубоко чужда. От чрева матери Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел (Рим 9: 10-13) - какое же тут равенство?! В Православии никакого природного равенства и тем паче равноправия нет и быть не может в принципе. И не только между мужчиной и женщиной. Православие по своей сути глубоко иерархично. Ангел и человек, священник и мирянин, мужчина и женщина, богатый и бедный, юнец и старец и, наконец, любая личность в отдельности - каждый должен знать своё место в иерархии. Сами слова " мужчина" и " женщина" указывают лишь на чин, т.е. место в этой иерархии: " мужчина" - человек мужеского чина, " женщина" - человек женского чина. Мы не равноправны. Мы равнообязанны. Мы равнообязанны реализовать себя как личности, как образы Божии, мы равнообязанны своей жизнью стать соответствующими замыслу Божию о нас. В Новом Завете нет ни одного места, где бы говорилось о наших правах. Можем ли мы сказать, что все мы имеем право на спасение? Нет. Потому что спасение - это дар Божий, а не юридическая норма. Можем ли мы даже сказать, что имеем право любить Бога и ближнего? Нет, потому что и это дар Божий. Нет по большому счёту у православных людей никаких прав. Иерархия предусматривает для каждого чина иную степень ответственности и иной тип обязанностей, а не всё ширящийся круг прав и привилегий.

И в зависимости от того, насколько в этой жизни, на своём месте каждой личности удастся реализовать себя как образ Божий, соответственно будет его положение в Царствии будущего века, которое также иерархично - иная слава Солнца, иная Луны, и звезда от звезды разнятся в славе (). Причём, положения тех или иных личностей в иерархии века будущего могут совершенно не совпадать с их положением в нашей земной иерархии. В духовном плане человек " женского чина" может стать " честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим". Вот в этом красота православного учения о спасении. Православие иерархично, потому что оно личностно, а это так называемое равноправие, протестантская всеобще-обязательная уравниловка, глубинно деперсонализует, обезличивает человека.

Какова история возникновения этой идеи? Отказавшись от иерархии церковной, протестанты вовсе утратили со временем само понятие иерархии. Или, быть может, наоборот, утратив иерархическое миросозерцание, редуцировали иерархию церковную? Второе более вероятно. В любом случае возникновение идеи всеобщего равенства связано, на мой взгляд, именно с этой утратой. И уже в результате этой утраты западное мышление вынуждено было признать, что все человеческие индивиды равны по своим правам, обязанностям и возможностям. На этом, помимо прочего, зиждится и т.н. американская идея: " каждый дровосек может стать президентом".

Православию же не совсем понятно, зачем каждому дровосеку становиться президентом? Православно-иерархичное миропонимание подразумевает, что для каждой личности есть своё, принадлежащее только ей, Богом предназначенное, место. Реализовать себя на этом месте - смысл жизни этой личности. " Не всякий может быть царём или князем; не всякий может быть патриархом или игуменом или начальником; но во всяком чине можно любить Бога и угодить Ему, и только это важно" . " Цель иерархии состоит в том, чтобы люди, насколько это возможно, уподобились Богу и соединились с Ним" . Иерархия - это " образ Божественной красоты" . Иерархия - это такое устройство мира, в котором с одной стороны учитывается неповторимость каждой личности и с другой не разрушается органическая и гармоничная взаимосвязь её с другими личностями и их всеобщее единство. Иерархия преодолевает как тупик сектансткого коллективизма так и тупик релятивистского индивидуализма.

Какое же место в православной иерархии занимают мужчина и женщина? Жёны, повинуйтесь мужьям своим как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же спаситель тела; но, как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём. Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё... (Еф 5: 22-25). Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; всё же - от Бога (1Кор 11: 3, 8-9, 11-12). Итак, жене определено послушание. Не потому что она как-то сущностно ниже мужчины, но потому, что в начале истории первая женщина первой внесла в мир преслушание заповеди Божией. Оно возложено на женский род именно как педагогическая мера, дабы через сугубое послушание мужу уврачевать проявленную склонность к непослушанию Богу. В послушании жены мужу нет ничего унизительного, так же, как нет ничего унизительного монаху быть в послушании своему игумену. Ибо и муж и игумен также несут послушание – Христу. В современном же секуляризованном обществе эта связь не только разрушена, но и напрочь забыта. И тогда в самом деле, если ни муж не повинуется Христу, ни жена не знает Бога, никаких причин нет последней быть в послушании первому. А если же и пребудет, то таковое послушание не будет ей на пользу, поскольку свято лишь послушание, творимое ради Бога и по заповеди Его. Православная иерархия устанавливает единение мужа и жены не лишая при этом каждого из них своего, особого пути, особого служения.

Несколько определившись с основными положениями, перейдём теперь к разбору тезисов профессора Азимова.

2. Женщина в христианстве: мусульманские вымыслы

Пытаясь " защитить Ислам и внести свой вклад в торжество последнего и истинного Послания" от упрёков в полигамии, унижении женщины и низкой нравственности, г-н Азимов " переводит стрелки" на христианство, пытаясь доказать, что всё вышеперечисленное не в меньшей степени свойственно христианству.

2.1. Новый Завет и полигамия

Мусульманский апологет пишет: " А что же Новый Завет? Как отмечает отец Юджин Хиллман в своей глубокой и серьезной книге " Новый взгляд на многоженство": "...нигде в Новом Завете нет явного указания на то, что брак обязательно должен быть моногамным, или какого-либо предписания, запрещающего многоженство". Более того, Иисус (мир ему) не выступал против полигамии, хотя она была распространена среди евреев в его эпоху и в том обществе, где он жил".

Г-ну Азимову следовало бы обратиться к первоисточникам, вместо того, чтобы доверять отдельным тенденциозным примерам современной протестантской литературы, которые скорее являются проекцией внутренних комплексов авторов, нежели объективным научным исследованием вопроса.

Для православных читателей статьи (а в настоящее время большинство русскоязычных жителей России относит себя именно к этой конфессии) ни Юджин Хиллман, ни Дэвид Джитари не являются авторитетами, тем более такими, чтобы из их " глубоких и серьёзных" книг достаточно было бы приводить одни выводы, без аргументов. Гораздо весомее было бы, если бы наш казанский исследователь поместил бы в своей работе развёрнутые цитаты из церковных авторов первых веков, в которых бы говорилось о полигамии ранних христиан.

Единственный аргумент, который нам предлагают: что в Новом Завете будто бы нигде нет прямого отрицания полигамии. Однако такое отрицание присутствует через однозначное утверждение моногамного брака: И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два (! ) одною плотью, так что они уже не двое (! ), но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф 19: 5-6, то же Мк 10: 7-8, Еф 5: 31). Моногамные браки однозначно утверждаются Господом как единственно естественная и законная форма семьи, при этом Он ссылается на то, что в начале создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть (Мк 10: 6-8).

Так же и в другом месте: Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует (Мк 10: 11-12, Лк 16: 18). Употреблено всё так же в единственном числе: один муж — одна жена.

Рассмотрим же теперь указания ранних христианских авторов первых двух веков по Р.Х., свидетельствующих о браках христиан:

" Мы охотно пребываем в узах брака, но только с одною женщиною, для того, чтобы иметь детей, и для сего имеем только одну жену или же не имеем ни одной" (Минуций Феликс. Октавий, XXXI).

" И жену каждый из нас, которую он взял по установленным у нас законам, имеет только для деторождения" (Афинагор. Прошение о христианах, 33).

" Если муж или жена умрёт, и один из них вступит после этого в брак, согрешает ли вступающий в брак? – Не согрешает, говорит он, но если останется сам по себе, то приобретает большую славу у Господа" (Ерм. Пастырь, II, 4).

" Мы далеки от того, чтобы осуждать благословенный Богом союз мужа и жены, лишь бы союз этот был один. Адам был единственным мужем Евы, и Ева – единственной женой его… Знаю, что патриархи имели по нескольку жён, имели также и наложниц. Но, хотя синагога и была прообразом нашей Церкви, однако содержала много вещей, которые отменены были Новым Законом. Новый Закон был ожидаем именно потому, что старый был несовершенен… Упущения и пропуски первого откровения показывали, что надлежало усовершенствовать Закон, и это исполнено Господом нашим в Евангелии и апостолом Его в посланиях, где отменено всё лишнее и объяснено всё запутанное" (Тертуллиан. К жене, I.2.).

Из приведённых цитат вполне очевидно, что моногамия представлялась единственной естественною формой брака для христиан. Что же касается описанной в древних книгах Библии примерах полигамии, то она воспринималась как нечто совершенно неакутальное и получало вполне стройное и логичное осмысление. Многожёнство, согласно учителям Церкви, было дозволено как послабление немощи человеческой природы, отпавшей от Творца, с того же времени, как посредством Откровения укрепилось в людях богопочитание, полигамия была упразднена, и человечество смогло вернуться к первоначальному, установленному ещё в раю Самим Богом образцу брачных отношений. Мусульмане смогут это понять, если они вспомнят, что точно также в Сунне объясняется тот факт, что Иаков, почитаемый в исламе одним из пророков, имел жёнами двух родных сестёр, что запрещено нормами Корана. Наконец, даже иудейскими авторами отмечено, что " практически каждый случай полигамии, описанный в Библии, связан с несчастьем. Например, хотя Сарра сама поощряла Авраама взять в наложницы Агарь, кончилось всё тем, что обе женщины возненавидели друг друга. Два поколения спустя Иаков женился на сёстрах Лии и Рахили: результатом этого полигамного брака было горе, омрачившее и следующее поколение, сын Лии возненавидел первенца Рахили Иосифа. Библия с неодобрением описывает и многочисленных жен, которых много позже взял себе Саломон, потому что они приносили в Израиль идолопоклонство".

Полигамия имела место в древности, но не имеется никаких указаний на Божественное её установление — в Ветхом Завете нет ничего, что бы специально разрешало полигамию. Это было чисто человеческое установление. Наконец, даже в Ветхом Завете имеются цитаты, которые прямо указывают на нежелательность многоженства: " и чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно" (Втор.17: 17). Из этой цитаты видно, что многоженство " развращает сердце", и Господь призывает не делать этого.

Далее, указание на то, что полигамия была распространена среди евреев Палестины I века не соответствует действительности.

В период возвращения из Вавилонского плена полигамные браки исчезают полностью среди еврейского народа. Ранняя раввинская литература определяет законы семейной жизни исключительно для моногамного общества, рассматривая возможность заключения брака со второй женой как нечто практически невозможное или давно отжившее. Из 2 800 мудрецов, которые упоминаются в Талмуде, только один имел двух жен. Элементарный анализ фактов доказывает, что моногамия стала нормой для всех еврейских общин задолго до распространения христианства и, соответственно, проповеди Христа. Отсюда понятно, почему Господь в Евангелии строго осуждает полигамию хронологическую (когда муж брал следующую жену, разводясь с предыдущей), но не осуждает полигамию единовременную (когда муж одновременно имеет несколько жён) — в это время такой уже просто не было среди слушателей благой вести.

Известные нам примеры из исторических источников соответствующего периода единодушно говорят о моногамии иудеев Палестины I века. Характерно, что даже саддукеи, подходившие ко Христу с каверзным вопросом о воскресении должны были для представления ситуации, когда бы у одного из супругов имелось бы несколько законных " партнёров", предположить заведомо выдуманную пример женщины, которая выходила поочерёдно замуж за семерых братьев и потому породила сомнение, для кого из них она воскреснет (Мф 22: 24-28, Мк 12: 19-23, Лк 20: 28-33).

Из этого очевидно следует, что то восприятие брака, согласно которому у одного мужчины единовременно не может быть больше чем одной жены, и у одной жены больше чем одного мужа разделялось всеми тогдашними иудеями как нечто само-собой разумеющееся.

Избитым аргументом мусульманских апологетов, стремящихся защитить мусульманскую полигамию является утверждение, что лучше всё же человек будет в " законном браке" иметь половые отношения с несколькими женщинами сразу, чем, мол, ходить к проституткам и иметь любовниц, как на " христианском Западе". Не удержался от этого аргумента и г-н Азимов: " Стоит спросить себя, что же является более унизительным для женщины, " варварское" многоженство или " цивилизованная" проституция? "

Однако, во-первых, такое сравнение совершенно некорректно. Супружеская измена и просто блуд - не часть православной догматики, но, согласно христианству, тягчайший грех, приравниваемый к убийству, тогда как многоженство - неотъемлемая часть Ислама, закреплённая в его Священном писании (Коране) и Священном предании (Сунне).

Во-вторых, полигамия в мусульманских (даже в самых-самых шариатских) странах вовсе не освобождает их от проблемы проституции. Проституция, супружеская измена и прелюбодеяние весьма широко распространены в мусульманском мире. И в Исламабаде, и в Карачи, и в других городах арабских государств существуют своего рода кварталы красных фонарей, которые содержаться " правоверными" и посещаются тоже ими. И в Саудовской Аравии правоверные мусульманки подрабатывают проституцией в извращённых формах, чтобы остаться формально девственными. Это распространено в связи с тем, что брак, по мусульманскому праву и обычаю, может заключать лишь тот человек, который способен содержать жену. И если хочешь иметь четыре жены — надо обеспечить содержание всем четырём, а это могут себе позволить лишь очень немногие. И основная масса мусульман — или ещё холостых, или тех, кому уже надоели одна-две " законные" жены, — активно посещают проституток-мусульманок.

Наконец, в-третьих, развращение Запада произошло вовсе не из-за соблюдения Христовых заповедей, а как раз в следствии отступничества от Христа. Что же касается настоящих, верующих христиан, то тут можно с уверенностью сказать, что чистые браки между ними, в соответствии с заповедями христианства — обычное явление, более того, в нём нет ничего удивительного, но самые совершенные принимают на себя даже подвиг безбрачия. Только для одержимого греховными страстями ума это представляется невозможным, Господь же подаёт чадам Своим, состоящим в супружестве, благодать любить друг друга всю жизнь и быть счастливыми друг с другом. Так что даже вторичные браки, заключаемые овдовевшими Церковь, хотя и позволяет, снисходя к немощи отдельных чад, воспринимает как противоестественное, и по 40-му правилу Номоканона, " второженец отлучается, смотря по его летам и обстоятельствам, на год или на два, а троеженец на три или на четыре года, по 4 прав. Василия Великаго. А многоженство, т. е. четверобрачие и так далее, называется делом скотским и совершенно чуждым человеческому роду, а почему и недопустимо во Святой Церкви, по 80 правилу Василия Великаго, где велено расторгать таковые браки, и таких супругов подвергать епитимии на четыре года".

2.2. Отношение к матери в Новом Завете

Далее в своей статье г-н Азимов развивает нападки на Священное Писание:

" Трудно говорить о Новом Завете как о писании, которое призывает к уважению матери. Напротив, может возникнуть впечатление, что Новый Завет считает доброе отношение к матери препятствием на пути Бога. В соответствии с Новым Заветом, нельзя стать хорошим христианином и достойным учеником Иисуса (мир ему), если ты не ненавидишь свою мать. Ему приписывают такие слова: " Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником" (Лука, 14: 26)".

Крайне удивляет в этих словах полное игнорирование понимания Библии, содержащегося в Священном Предании той общины, которой и была написана и составлена эта Книга. Вообще игнорирование такой немаловажной реалии православного христианства как Предание – общая черта современного мусульманского сравнительного богословия, в том числе и отечественного. Причиной тому является, вероятно, отчасти невежество, а отчасти зависимость от зарубежной исламской критики протестантизма, которому, действительно, чужда такая реалия. Тем не менее это всё же довольно странно, особенно если учесть, что в суннитском исламе сходная реалия присутствует.

Ведь вряд ли бы г-н Азимов отнёсся с одобрением, если бы какой-то критик ислама, цитируя Священную книгу мусульман, давал при этом лишь собственное понимание её слов, игнорируя Тафсир (традиционное мусульманское толкование на Коран). Мусульманские апологеты не устают повторять, что Коран нельзя мыслить вне Предания-Сунны (на основе которой, складывается, в частности, и Тафсир). Странно, почему они в таком праве по умолчанию отказывают христианам. Почему-то автор разбираемой статьи не удосужился ознакомиться с пониманием христианами столь смутившей его цитаты. Хотя бы в исследовательских целях ему не помешало бы поинтересоваться, как понимается данное место в Предании Церкви – творениях Святых Отцов.

Преподобный Ефрем Сирин говорит, что эти слова Господь произнёс, " чтобы ученики Его не относились легкомысленно к Его учению и наставлению" (Толкование на Четвероевангелие). " Смотри же", - пишет блаженный Феофилакт Болгарский в своём толковании, - " в простоте своей и неопытности не соблазнись сим изречением. Ибо Человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает, но хочет, чтобы искренний Его ученик ненавидел своих родных тогда, когда они препятствуют ему в деле богопочитания, и когда он при отношениях к ним находит затруднения в совершении добра. Напротив, когда они не препятствуют сему, Он учит даже почитать их до последнего издыхания". Христианская традиция учит понимать эти слова Господа в свете другой Его фразы: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф 10: 37). Для того, чтобы профессору Казанского университета это стало понятнее, мы напомним один хадис: " передал Абу Хурайра, что посланник Аллаха сказал: " Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, не уверует никто из вас по-настоящему, пока не полюбит меня больше, чем отца своего и сына своего" " (Ал-Бухари, 14).

" Более того, Новый Завет описывает Иисуса (мир ему) как безразличного и даже не уважающего свою мать".

Долгие часы, проведённые над Библией г-ном Азимовым, потрачены, как видно, впустую. Быть может, при более внимательном чтении мусульманский профессор смог бы обратить внимание на то, как Евангелие последовательно подчёркивает, что Иисус с детства был в повиновении у Своей Матери (Лк 2: 51). Из послушания ей Он совершил и Своё первое чудо (Ин 2: 1-11). Почтение к матери Господь называл в числе самых важных заповедей, соблюдение которых необходимо для желающего наследовать жизнь вечную (Мф 19: 19, Мк 10: 19, Лк 18: 20) и, напротив, именно за нарушение почтения к матери Он порицал современных Ему фарисеев: Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим (Мф 15: 4-6, то же Мк 7: 10-12). Именно из сострадания к матери, единственного сына которой выносили мёртвым на носилках, Он совершил чудо, воскресив его из мёртвых (Лк 7: 12), тем самым явив знак Своего милосердия ко всему материнству. Как разительно это возвращение матери сына с поведением основателя ислама, который, участвуя в сражениях и отдавая приказы истреблять пленных, лишил сыновей столь многих матерей своего времени! Наконец, следует вспомнить, что Господь, даже пребывая в страшных муках на кресте, не переставал заботиться о Своей Матери, передав её на попечение одному из Своих учеников (Ин 19: 26).

В лице Мухаммеда мы не увидим ничего подобного, ибо, будучи сиротой, он был не в состоянии личным примером научить своих последователей должному отношению к матери. Почтение делами, выражаемое к матери, не относится к деяниям, которые совершал основатель ислама

Ученики же Христовы, составившие Новый Завет, имея перед собой такой Пример, с особенной силой утверждали необходимость почтения к матери: почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле (Еф 6: 1-3). Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу (Кол 3: 20). Апостол Павел особенно упоминал в своих посланиях: приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою (Рим 16: 13). В другом месте, перечисляя наиболее скверные грехи, апостол ставит грех оскорбления матери перед убийством, мужеложством и др. (1 Тим 1: 9).

2.3. Ветхий Завет и прелюбодеяние

В своей хуле на Священной Писание г-н Азимов доходит до совсем невообразимых вещей: " Библия считает преступной только внебрачную связь женщины (Левит, 20: 10, Второзаконие, 22: 22, Притчи, 6: 20 - 7: 27)... В соответствии с библейским определением, если женатый мужчина спит с незамужней женщиной, то таковое вообще не считается преступлением. Женатый мужчина, имеющий внебрачные связи с незамужней женщиной, не является прелюбодеем, равно как и незамужняя женщина, вступившая с ним в связь, не является прелюбодейкой... В соответствии с библейским определением, если женатый мужчина спит с незамужней женщиной, то таковое вообще не считается преступлением. Женатый мужчина, имеющий внебрачные связи с незамужней женщиной, не является прелюбодеем, равно как и незамужняя женщина, вступившая с ним в связь, не является прелюбодейкой".

Но об этих словах никак иначе не скажешь: либо наглая ложь, либо грубое невежество. Седьмая заповедь звучит одинаково для мужчин и для женщин: не прелюбодействуй (Втор 5: 18, Исх 20: 14) За прелюбодеяние полагается смертная казнь равно и мужчине и женщине (Лев 20: 10), равно предписывается: не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых (Втор 23: 17).

Именно о мужчинах-прелюбодеях сказано: Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это (Притч 6: 32), человек, блудодействующий в теле плоти своей, не перестанет, пока не прогорит огонь…Такой человек будет наказан на улицах города и будет застигнут там, где не думал. (Сир 23: 22, 30).

Именно блуд со стороны древних евреев становится причиной отвержения Израиля: Как же Мне простить тебя за это? Сыновья твои оставили Меня и клянутся теми, которые не боги. Я насыщал их, а они прелюбодействовали и толпами ходили в домы блудниц (Иер 5: 7).

А система двойных стандартов, более жёсткая к прелюбодейке, чем к прелюбодею, известна как раз в исламе, так что, возможно, г-н профессор просто перепутал: "...и услышал от него Пророк: " Мой сын работал на этого человека и совершил прелюбодеяние с его женой. В возмещение убытков я отдал ему 100 овец и девушку-рабыню". Пророк ответил: " Забери своих овец и рабыню обратно, а сын твой получит 100 ударов и будет на один год изгнан. Покаявшуюся же прелюбодейку побейте камнями" (Малик 493: 1524).

3. Женщина в исламе: о чём умалчивают апологеты?

Казанский профессор рисуется прямо-таки сказочные условия для женщины в исламе: " Такова кораническая концепция супружеских отношений: любовь, милосердие, покой, отсутствие права собственности друг на друга и двойной морали" и даже утверждается, что " в Исламе женщине предлагается некое равноправие".

Объективности ради мы изложим некоторые факты, о которых умолчал мусульманский апологет, и предоставим читателям самим судить, насколько эти заявления правдивы.

Отношение к женщине. Коран учит, что: " Мужья стоят выше жен потому, что Аллах дал первым преимущество над вторыми, и потому, что они из своих имуществ делают траты на них" (Коран 4, 38 по пер. Крачковского).

Согласно распространённому хадису-изречению " пророка", большинство женщин окажутся в аду. Ибн ‘Умар рассказывал, что пророк сказал: О собрание женщин! Подавайте милостыню, побольше просите о прощении, ибо я видел, что большинство из обитателей огня - это вы. И одна женщина из их числа спросила: Почему большинство обитателей огня - это мы? Он сказал: Вы много проклинаете и неблагодарны к мужьям. Я не видел, чтобы у кого-то из обладающих разумом, было бы больше недостатков в вере и уме, чем у вас (Муслим, 1879). Согласно другому хадису, " пророк сказал: я не оставил после себя искушения более вредоносного для мужчин, чем женщины" (аль-Бухари и Муслим). Таким образом мы видим, что Сунна полна высказываний оскорбительных и унизительных для женщин.

Полигамия. Пытаясь убедить читателя, что в исламе наличествует " некое подобие равноправия между мужчиной и женщиной", автор выпускает из виду, что полигамия сама по себе свидетельствует о глубоком диссонансе в правах: женщина, в отличие от мужчины, не может позволить себе иметь несколько мужей. Женщина обязана хранить верность мужу, в то время как муж вправе законно нарушать верность жене (с другой женой, с временной женой, с наложницей). Так что все прокламации о равенстве являются не более, чем недоброкачественным рекламным трюком.

Ставя вопрос о полигамии в современном западном мире, автор должен поставить тогда вопрос и о полиандрии в современном мусульманском мире, ибо традиционное мусульманское обоснование полигамии не вписывается в реалии сегодняшнего дня: женщины-бизнесмены вполне могут позволить себе содержать четырёх мужей.

Понятно, что на такую постановку мусульманин-традиционалист не пойдёт, но тогда к чему лукавить, говоря о каком-то " равноправии" в исламе?

Развод. Любой из четырех браков может быть расторгнут и число последующих браков и разводов не регламентируется. Шариат знает несколько видов разводов, различавшихся как по самому порядку, так и по его юридическим последствиям. Хотя поводы для развода достаточно точно определены, муж мог развестись с женой и без объяснения причин в упрощенной форме (талак), произнеся одну из установленных фраз' " ты отлучена" или " соединись с родом". В случае развода муж должен выделить жене необходимое имущество " согласно обычаю" Разведенная женщина в течение трех месяцев остаётся в доме бывшего мужа, чтобы определить, не является ли она беременной. В случае рождения ребенка он должен был быть оставлен в доме отца. Жена же может требовать развода только через суд, ссылаясь лишь на строго очерченные основания: если муж имеет физические недостатки, не выполняет супружеских обязанностей, жестоко обращается с женой или не выделяет средств на её содержание.

Ещё кое-что. Согласно шариату, свидетельство двух женщин в суде приравнивается к свидетельству одного мужчины. Женщинам также запрещено следовать за похоронной процессией. Мужчина-мусульманин имеет право жениться на иноверке, но мусульманка выйти замуж за иноверца не может.

Только в исламе существует чудовищное постановление, что если разведённые муж и жена захотят снова сочетаться браком, то для этого жене необходимо прежде выйти за другого мужчину (! ), развестись с ним, и только после этого вернуться к прежнему: Если же он дал развод ей, то не разрешается она ему после, пока не выйдет она за другого мужа, а если тот дал ей развод, то нет греха над ними, что они вернутся (Коран 2.230).

В Коране прямо предписывается бить непокорную жену: увещевайте, избегайте их на ложе супружеском и бейте их (Коран 4: 34). Даже до нынешнего дня и в самой Европе из-под пера учёных шейхов выходят специальные книги, посвящённые тому, как надо " правильно" бить жену!

В качестве " домашнего задания" остаётся только сравнить мусульманское понимание женщины как ущемлённого в правах " наиболее вредоносного", " имеющего недостатки в вере и уме" нижестоящего существа, обречённого в большинстве своём оказаться в итоге в аду, и христианское понимание женщины как созданной по образу Божию (Быт 1: 27) сонаследницы благодатной жизни, которой надлежит оказывать честь (1Пет 3: 7), которая в браке имеет право быть единственной любимой (Еф 5: 28), являясь в этой любви образом Святой Церкви (Еф 5: 23).

Б. Серафим


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 763; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.043 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь