Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Браки между христианами и мусульманами на Кипре



Смешанные браки между христианами и иноверцами стали разрешаться на Кипре после санкционирования брака, регистрируемого в государственных инстанциях, для которого в отличие от брака церковного, разное исповедание супругов не служит препятствием. Смешанные браки оформляются на основании специального документа Martimonial Causes Act, принятого в 1950 году.

После его вступления в действие на Кипре государство зажгло " зеленый свет" для беспрепятственного заключения смешанных браков. Это важное событие для такой страны, где происходит встреча разных наций и религий и где включение этого " зеленого света" может повлечь за собой многочисленные беды для женщин-христианок. В большинстве случаев они вступают в брак с мусульманами абсолютно не осведомленные об особенностях исламской религиозной традиции и семейном укладе жизни. Часто все заканчивается тем, что супруг-мусульманин требует от жены принятия ислама или, более того, переезда вместе с ним на его историческую родину.

Я не упоминаю об " опасностях, таящихся в исламском браке для мужчины-христианина" потому, что мусульманское законодательство запрещает женщине, исповедующей ислам, вступать в брак с иноверцем. Подобные ограничения в мусульманском законодательстве, сформулированные уже в священном Коране, объясняются второстепенным положением женщины по отношению к мужчине в исламе и необходимы для того, чтобы предотвратить опасность их перехода в иную веру. Напротив, сильному полу, мужчинам-мусульманам разрешается брак с женщиной Kitabiya, будь то христианка или иудейка, потому что, во-первых, не существует угрозы давления на них со стороны жены с целью изменения религии, а во-вторых, дети будут в любом случае воспитаны в исламе. Немаловажно и то, что в исламе активно развивается идея о том, что мужчина обязан постоянно воздействовать на свою жену с тем, чтобы она приняла ислам.

На Кипре в последнее время смешанные браки между мусульманскими мужчинами и женщинами-христианками перестали быть редкостью. По статистическим исследованиям, выполненным Министерством финансов Кипра, число подобных браков растет с каждым годом. Естественно, что подобные браки, запрещавшиеся церковным правом с древних времен (канон 14, IV Вселенский Собор), не признаются и сегодня Кипрской Церковью (статья Устава №220b). Смешанный брак допускается, по церковным канонам, только после принятия мусульманином православного крещения.

Чтобы понять проблему смешанных браков между христианами и мусульманами на Кипре, необходимо не только знать статистику, но и иметь четкие представления о том, что такое мусульманский брак и каким образом он расторгается. Я вкратце расскажу о тех сторонах мусульманского брака, которые необходимо иметь в виду женщине-христианке прежде, чем выйти замуж за мужчину мусульманского вероисповедания.

Брак в исламе является официально оформленным соглашением взаимного обмена, при котором муж обязуется обеспечить приданое и полное содержание для жены в обмен на право пользования супружескими связями, которые запрещены вне брака. Речь не идет о религиозном соглашении, как в иудаизме, или христианском таинстве.

Несмотря на то, что разрешение Аллаха на брак молодожены получают во время религиозной церемонии при чтении отрывков из Корана, в последние годы наблюдается склонность к регламентированию брачного соглашения законами государственного частного права. В Тунисе, к примеру, только оформленный государством брак считается действительным.

Надо учитывать, что в отличие от женщины мужчина-мусульманин может иметь одновременно четырех законных жен. Многоженство запрещено законом только в Турции, Тунисе и на побережье Слонового Рога. В Ираке, Иране, Марокко, Пакистане и Сирии для вступления в брак более, чем с одной женой, требуется получение специального разрешения. Подобное разрешение выдается в том случае, если муж имеет материальные возможности содержать большее количество жен. Однако злоупотребления этим безобразным институтом многоженства в исламе не являются редкостью. Мусульманские источники красочно свидетельствуют о благоверных мусульманах и их гаремах.

Развод в исламе происходит обычно в форме " отстранения". " Отстранением" называется изгнание мужем жены из дома и расторжение брака с ней. Супруг не обязан давать какие-либо объяснения жене по этому поводу, а она должна покинуть дом в течение трех месяцев после " отстранения". Супруг может известить супругу об " отстранении" устно, письменно, а также через посредников.

Расторжение брака через " отстранение" свойственно обществу, следующему строгому патриархальному уставу. Этот его пережиток представляет опасность не только женщине-мусульманке, но и любой женщине, вступающей в брак с мусульманином. Совершенно неслучайно, что именно мусульманское право командует огромной частью земного шара. В нашей стране сейчас появляются новые молодежные течения, усматривающие в исламе наиболее современную и многостороннюю философскую систему осознания мироздания. Их приверженцы склоняются к принятию ислама и следованию мусульманским законам. В тех же мусульманских странах, где законы ислама не вписаны в гражданский кодекс, они все равно живы в сердцах мусульман, в их традициях и обычаях, в повседневной жизни.

Турция принадлежит к тем немногим странам, которые секуляризовали свое право. Между тем, и здесь в последние годы наблюдаются тенденции оживления религиозной жизни и создания атмосферы жесткой непримиримости во многих областях повседневной жизни, потому что по своей сути народ продолжает оставаться мусульманским, применяя и в сфере устроения семьи традиционные религиозные законы. Конфликты, происходящие из-за противоречий между гражданским и религиозным законодательством, а также необходимость регистрации детей, рожденных в незаконном, с точки зрения государства, религиозном браке, вынуждают правительство издавать специальные законы. Значительное число граждан предпочитает в процедуре заключения брака следовать предписаниям ислама.

На Кипре, равно как и в других европейских странах, мусульмане, приезжающие на заработки, оформляют государственный брак с женщинами- христианками и после нескольких лет жизни в стране жены стремятся перевезти семью к себе, на свою историческую родину.

А что будет, если жена христианка не последует за своим мужем на его мусульманскую родину? С какими проблемами она может столкнуться в исламской культуре? В какой вере будут воспитаны ее дети? Есть ли уверенность в том, что она не столкнется с проблемой многоженства?

Эти и многие подобные вопросы стоит изучить каждой христианке прежде, чем вступать в брак с иноверцем, и просто задуматься об особенностях общественного уклада жизни в мусульманской культуре.

***

Женщина обязана внимать своему супругу и оказывать ему полное послушание, за исключением тех случаев, когда он требует запрещенное исламом. Женщина приходит в семью мужа. Без его разрешения она не может отлучаться из дома, а также заниматься профессиональной деятельностью. Это запрещение сформулировано в современном законодательстве, к примеру, Египта, Сирии, Ирана и Ирака.

Супруга имеет право посещать своих родителей и близких родственников, хотя муж может ей запретить встречаться с ее детьми от прошлого брака. В некоторых мусульманских странах муж может сократить встречи жены с родителями до одной в неделю. Жена имеет право отказаться от супружеских отношений с мужем только в том случае, если он не внес обговоренной в брачном договоре доли приданого или в период поста. Необоснованный отказ жены приведет к ее " отстранению". Этим же закончится для нее и использование противозачаточных средств.

Священная книга мусульман, Коран, призывает мужей наказывать жен в случае их неповиновения, несогласия или просто в целях улучшения характера. В Коране сказано, что " Бог возвысил мужчин по их существу над женщинами, а кроме того мужья выплачивают брачное приданое…. Браните их, запугивайте, когда не слушаются… - бейте их. Если же жены послушны, то будьте к ним снисходительны".

Мусульманский богослов аль-Газали называет брак " разновидностью рабства для женщины. Ее жизнь становится полным послушанием мужу во всем, если он не преступает законы ислама". Воспитание детей - исключительное право мужа. Даже в том случае, если жена принадлежит к одной из " религий откровения", то есть если она иудейка или христианка. Воспитание детей в иноверии запрещено мусульманским правом. Современное законодательство не предусматривает никаких поправок по этому вопросу. В гражданском кодексе Египта, в статье №124, определено: " дети, рожденные в браке от иудейки или христианки, принимают религию отца". В Ливане, в статье 12 (от 18.11.1938), говорится о том, что " дети воспитываются в религии отца", то есть в исламе. В Турции, согласно статье №266, " брачный договор, который разрешает свободное религиозное воспитание детей, должен быть расторгнут".

Абсолютное притязание прав отца на воспитание детей в исламе станет понятным только в том случае, если мы будем иметь в виду, что повседневная жизнь мусульманина гораздо в большей мере, чем европейца пропитана религией, которая объемлет все сферы его жизни, от семейной до общественной.

перевод с греческого А. Никифоровой

Предисловие

(от редакции сайта " Православие и ислам" )

В исламе существует такое интересное понятие, оправдывающее фактическую проституцию, как " временный брак". Оно прослеживается со времени зарождения ислама и встречается уже в очень ранних хадисах.

Рассказал нам Абдаллах: рассказал мне отец: рассказал нам Ваки со слов Ибн Аби Халида со слов Кайса со слов Абдаллаха, сказавшего: “Как-то, ещё молодыми, мы были с пророком. Мы сказали: посланник Аллаха, что нам, кастрировать себя? Пророк запретил нам это и разрешил нам брать в жёны женщин за вознаграждение на время”. Сказав это, Абдаллах процитировал: Не запрещайте благ, разрешённых Аллахом ”.

(Ибн Ханбал. Муснад, 1, 432).

В свете частых утверждений о том, что ныне нравственность в мусульманских странах якобы находится на несравненно более высокой ступени (и притом это, мягко говоря, ошибочное мнение разделяется подчас даже некоторыми христианами) мы решили опубликовать ряд материалов, посвящённых описанию реальному положению вещей в мусульманском мире, в том числе и нижеследующую статью о " временных браках" сегодня.

Морис Сутиф, Паскаль Диби

«Временные браки» дозволены, но заключаются все реже

Н епродолжительная любовная связь, целью которой является не деторождение, а исключительно плотское удовольствие, разрешена Кораном и благословлена имамами. Временный брак распространен во многих мусульманских странах. После исламской революции в 1979 году он стал особенно популярным в Иране. В момент, когда страна была разделена надвое по половому признаку, «завадж ал-мута» («брак для удовольствия») стал очень актуальным: людям хотелось освободиться от гнета строгих запретов. Из Тегерана мода на «временные браки» пришла в Бейрут, в шиитские общины Ливана, и в весьма извращенном виде распространилась в Алжире. Члены тамошних вооруженных группировок выступали за «брак для удовольствия», чтобы захватывать женщин и насиловать их. На самом же деле брак для удовольствия - это действующее определенный срок (от одного часа до девяноста девяти лет) добровольное соглашение, в котором часто оговариваются даже финансовые условия. В это время мужчина и женщина могут «свободно наслаждаться» друг другом. Шиитские муллы усматривают истоки этой традиции в Коране (Сура о женщинах, IV, 24), утверждая, что пророк Магомет установил ее для путешественников, воинов и для кочующих скотоводов. Тем не менее еще в середине VII века халиф Омар I, бывший правоверным суннитом, осуждал этот обычай как форму проституции. В Иране заключение такого договора может происходить без свидетелей, но оно строго регламентировано. Мужчина, даже если он уже имеет четырех жен, может вступать во временный брак столько раз, сколько пожелает, а его временная супруга обязательно должна быть незамужней, вдовой или разведенной. В соглашении указываются ее права и денежное содержание. «Временный» муж не принимает на себя никаких обязательств по отношению к «временной» жене. Правда, если у них родится ребенок (на практике применение противозачаточных средств молчаливо допускается), теоретически отец должен признать его своим законным наследником. Но в реальной жизни этого никогда не происходит. В результате брак для удовольствия распространен только среди разведенных или вдов и среди профессионалок в больших городах. Поскольку для девушки считается главным сохранить девственность до настоящего замужества, временные браки в иранском обществе в последнее время становятся все менее популярны. А чтобы родители были спокойны за своих детей, мусульманское духовенство допускает временный платонический «брак с соблюдением приличий»: девушка, заключившая с приятелем соответствующий договор, может, например, отправиться в его сопровождении на вечеринку.

Опубликовано в журнале ГЕО №10/1 Декабрь 1998 / январь 1999 г.

М. Машков


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь