Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ответ на статью Айдын Али-заде «Дискуссия на тему о полигамии»



В последнее время сторонники ислама, вероятно обеспокоенные имиджем своего вероучения, предпринимают попытки доказать, что положение женщины в исламском обществе существенно лучше, чем в современном секулярном мире или среди христиан. В качестве примера можно привести сайт «Ислам для всех», который издевается над читателями: «… ислам изначально подверг сомнению существующие в иудаизме и христианстве взгляды на женщину, как на представительницу низшего класса…»[1].

В таких случаях обычно, особо выделяется одно из основных отличий христианского и мусульманского брака – полигамия, которая, якобы, решает целый комплекс проблем, и единственно способна поддержать высокие моральные устои в обществе. И если со стороны радикально настроенных мусульман подобные заявления привычны и не вызывают удивления; необычно когда они звучат из уст людей образованных и не чуждых научного склада мысли. В последнее время на этом поприще «отличились» статьи активно публикующихся в Интернете профессора Казанского Государственного Университета Шарифа Азимова (Женщина в исламе: правда и вымысел) и сотрудника института философии АН Азербайджана Айдын Али Заде (Дискуссия на тему о полигамии). Если первый автор, похоже, просто пренебрег чтением часто цитируемой им Библии, то второй пожелал продемонстрировать свое полное пренебрежение к научным принципам познания, которые никак не поощряют отсутствия хотя бы поверхностного знания о предмете критики или исследования.

В то время как статья первого автора разобрана Ю. Максимовым (http: //www.um-islam.nm.ru/mwom.htm), работа второго, в основном посвященная обоснованию полигамии с точки зрения соотношения полов, к сожалению, пока осталась без ответа. Этот недостаток мы и попытаемся исправить, подтверждая, в противовес А.А.-заде, каждый тезис конкретными фактами.

Свою статью Азербайджанский ученый начинает с потрясающего для демографов открытия: «… полигамия в человеческом обществе необходима для решения следующих социальных проблем: 1. Несомненным (! – р.Б.С.) фактом является то, что количество новорожденных девочек в целом по миру, а в особенности в Европе и Америке, превышает количество рожденных мальчиков».

Несомненным и хрестоматийным фактом является то, что мальчиков всегда рождается больше. « В среднем на 100 новорожденных девочек приходится 106 мальчиков» (см. табл. 1)[2]. «При рождении соотношение полов превышает единицу, то есть рождается в среднем несколько больше мальчиков… на 100 девочек рождается в среднем 104-106 мальчиков»[3]

Что касается развитых стран – там перевес мальчиков еще значительнее, поскольку вероятность рождения девочки тем выше, чем выше очередность рождения ребенка (см. табл. 1)[4].


Таблица 1. Соотношение полов при рождении[5]

Страна Год Мальчиков Девочек Соотношение полов
Германия 1, 06
Франция 1, 05
Болгария 1, 06
Зимбабве 1, 02
Мали 1, 05

Т.е. утверждения А.А. Али-заде оказываются зеркально противоположны реальной действительности. Но по настоящему оценить «непредвзятость» и «научность» взглядов пропагандистов ислама можно узнав, что столь значительное превосходство мужских особей не имеет аналогов у млекопитающих: «соотношение полов у большинства видов, как правило, очень близко к 100: 100 (100 самок: 100 самцов). Однако … есть отклонения. Так, у некоторых видов млекопитающих с мужской гетерогаметией статистически достоверно рождается на 1—2% больше потомков мужского полов»[6].

«2. Средняя продолжительность жизни мужчин короче, чем у женщин» - развивает идею автор. Правда он умалчивает, что в этом случае женщины оказываются одиноки, когда они уже далеки от интимной жизни. Перевес женщин обычно образуется в возрастных группах старше 45 лет, когда они уже не рожают и не заводят семью[7]. К сожалению мы не знаем сколь актуальным считает Айдын Али Зады начало семейно жизни вдовой, которой исполнилось более 50-70-лет.

Но самое любопытное, что даже с учетом этого фактора, количество мужчин в мире, превышает количество женщин на 45, 5 млн. (см. табл. 2). Интересно отметить, что в исламских странах, вероятно в силу «исключительно почтительного» отношения к слабой половине человечества[8], перевес мужчин вдвое больше, чем в среднем по миру (см. табл. 2). Из 10 государств с наибольшим перевесом мужчин – 8 исламские[9].


Таблица 2. Соотношение женщин и мужчин.[10]

Страна Все возраста
  Женщин на 100 муж. Перевес мужчин, тыс.
Саудовская Аравия 87, 4 1 412
Иран 95, 5 1 653
Индонезия 99, 4
Азербайджан[11] 103, 1
Исламские государства 97, 1 16 706
Мир в целом 98, 5 45 456


Примечание: здесь и далее к исламским государствам относятся страны с совокупной долей мусульман в общей численности населения более 50%.

Если ограничиться брачным возрастом, перевес мужчин увеличивается многократно.

Сторонники ислама часто указывают на Россию как на перспективный полигон для полигамии, ведь ее по праву можно назвать самой «женской» страной. По абсолютным размерам превосходство женщин над мужчинами в нашей стране не имеет аналогов в мире – их больше на 9, 3 млн. (эта величина в 2, 5 раза больше чем в следующей за нами США); по относительным показателям мы также среди лидеров – на 100 мужчин приходится 113, 7 женщин. Однако учет возраста указывает на полную несостоятельность проектов исламистов: даже в самой «женской» стране в детородном возрасте (от 15 до 45 лет) преобладают мужчины: на 100 женщин приходится 100, 7 мужчин, а число женщин превышает, количество мужчин лишь с возрастной группы 35-40 лет и старше.[12]

Далее ученый мусульманин в качестве аргумента приводит случаи, когда мужчина не может или не хочет иметь семью (конечно умалчивая об аналогичных явлениях в женской среде): «3.Определенное количество мужчин страдают импотенцией (в той или иной степени).» В этой связи не совсем понятно, что Айдын Али-заде предлагает своим единоверцам имеющим нескольких жен, но в силу возраста или иных причин столкнувшимся с данной проблемой и неспособных к полноценной половой жизни? Отказаться от них в пользу " более способных" единоверцев? Прямо как в той песне:


У меня нет жены
У тебя - две жены
Поделися со мной
своей второю женой!

В тоже время известны примеры гаремов во главе с мужчинами страдающими половым бессилием. Никто их, конечно, не расформировывал.

С другой стороны, Айдын Али-заде намеренно упускает из виду тот факт, что определенная часть женщин страдает фригидностью или сознательно не желает иметь интимных отношений.

«4. Еще одна часть т.н. мужчин являются гомосексуалистами и наркоманами» - без упоминания об аналогичных грехах среди женщин пишет автор. К сожалению, он не уточняет насколько должна была остра эта проблема, во времена Магомета и зарождения ислама.

Действительно, в некоторых исламских странах слабые наркотики употребляются практически поголовно, в том числе и детьми: трудно найти йеменца редко пробовавшего наркотические шарики кат, а в Среднеазиатских республиках детям, дабы не плакали, кладут за щеку листки слабонаркотической травы. Однако ислам никоим образом не препятствует вступать в брак по этой причине и почему ее выдвигает в качестве аргумента Айдын Али, непонятно. Наконец, точно также как некоторые мужчины страдают грехом гомосексуализма, некоторые женщины, страдают аналогичным грехом в отношении своего пола.

Далее: «5. Разгул преступности в развитых индустриальных странах привел к тому, что значительное количество мужчин отбывают сроки наказания в местах заключений». То есть, пока муж сидит в тюрьме, его супруге можно стать чьей-нибудь второй-третьей-четвёртой женой? Не ясно, что предписывается неженатым заключенным, выходящим на свободу и желающим завести семью.

«6. Бывают случаи невозможности деторождения некоторыми женщинами. В светских обществах часто с такими женщинами разводятся и бросают их на произвол судьбы» – очевидно этот аргумент свидетельствует против точки зрения Айдын Али Заде, поскольку в христианском обществе таких женщин на произвол судьбы не бросают[13]. А в исламском обществе эта причина является неоспоримым поводом для развода[14], причем мужчина вправе бросить не только изначально бесплодную женщину, но и свою пожилую жену, которая, по его мнению, «выработала ресурс». Более того, отсутствие чадородия в христианстве воспринимается как воля Божия о данной семье, воля, которую нужно послушно и терпеливо соблюдать. Именно поэтому ещё до рождества Христова были дарованы таким терпеливым родителям и святой пророк Иоанн предтеча и сама пресвятая Дева Мария, и позднее многие христианские семьи за такое терпение были вознаграждены рождением детей, ставших впоследствии святыми и явившимися великим утешением для родивших их.

«7. Мужчин больше умирает в экстремальных ситуациях (например, в войнах)» – единственный способ, которой нашло исламское общество для решения проблемы большого количества «лишних» мужчин, оставшихся за бортом полигамных браков.

«Таким образом, количество мужчин, неспособных к нормальным брачным отношениям составляет многие миллионы», и именно такие мужчины имеют в исламском обществе преимущественное право для развития семейных отношений, поскольку значительный размер калыма (узаконенного исламом[15]), зачастую не позволяет молодым людям заводить семью. Напротив, пожилые (гораздо чаще страдающие половым бессилием), но богатые, имеют гораздо лучшие возможности для увеличения количества жен.

В заключении Айдын Али вопрошает: «И что же делать в таких условиях добропорядочным женщинам, которые хотят жить нормальной брачной жизнью? Ведь их количество, в силу вышеизложенных причин, на столько же миллионов и даже больше превышает количество мужчин». Куда интереснее узнать, как предложит поступать сторонник полигамных браков, когда узнает, что на самом деле ситуация обратная? (см. табл. 3)

Таблица 3. Изменения количества мужчин без пары при распространении полигамии в России[16]

Страна Мужчин без пары То же при «слабой полигамии» То же при «умеренной» полигамии То же при «максимальной» полигамии
тыс. чел 3 228 10 153 27 466
то же, % от числа мужчин 0, 7 12, 2 40, 4 75, 2


«Слабая полигамия» – 10% замужних мужчин имеют по две жены, остальные – по одной.
«Умеренная полигамия» – 20% мужчин имеют по две жены, 10% - три, остальные – по одной.
«Максимальная полигамия» - 100% замужних мужчин имеют по 4 жены. Возможность наличия наложниц не учитывается.

В самой «женской» России, при отсутствии полигамии будет наблюдаться лишь небольшое превышение количества мужчин в брачном возрасте над женщинами. При внедрении исламского варианта полигамии число мужчин «без пары» возрастает многократно: в 18 при слабой, в 59 раз при сильной и в 110 раз при максимальной полигамии, когда семью не смогут завести 3/4 мужчин – и все это будет строго в соответствии с «дальновидными» нормами ислама!

И совсем уж непорядочными и необоснованными выглядят попытки исламского исследователя унизить нормы обществ основанных на моногамном браке: «Неисламские общества не могут предложить женщине в данной ситуации ничего кроме…» (далее перечисления неблагопристойных, за исключением монашества, вариантов поведения). Заметим что в большинстве неисламских обществ у добропорядочной женщины, которая хочет жить нормальной семейной жизнью всегда есть возможность найти добропорядочного мужчину, а не быть отданной в юном возрасте пожилому дяде, с которым она не знакома[17].

То ли из-за незнания основ Православия, то ли от неприятия служения Богу со стороны женщины Али-заде называет монашество (худшей) альтернативой браку: «1 Аскетизма в различных формах (включая монастырскую жизнь).» Что ж, многие неисламские общества уважают свободу самоопределения женщины (как это ни чудовищно, должно быть, звучит для исследователя-мусульманина) и если женщина не хочет иметь семью, а хочет посвятить себя особым образом Богу - ей никто в том не вправе чинить препятствий.

Далее: «3. Прибегать к альтернативным методам удовлетворения естественных сексуальных потребностей (т.е. стать завсегдатаем сексшопов).» Такой метод удовлетворения естественных сексуальных потребностей в христианстве недопустим и к счастью в христианском сообществе любой желающий жить интимной жизнью имеет возможность завести семью. С другой стороны было бы интересно, если бы Айдын Али рассказал как к этому относится ислам, где из-за полигамии значительная часть мужчин не имеет возможности образовать семью и что собственно предлагается таким мужчинам для удовлетворения сексуальных потребностей?

И наконец самая популярная среди последователей ислама тема: «4. Пойти на панель в связи с нищенскими условиями жизни.» Не будем говорить, что христианство считает прелюбодеяние одним из смертных грехов – исламским исследователям это известно они обычно отмечают, что форма христианского брака способствует этому, в то время как для исламского общества этот порок нехарактерен и крайне редок.

На самом деле проституция весьма сильно развита и в исламских странах, даже в самых шариатских – почему-то полигамия не очень спасает умму. «Проституция в странах исламского мира все равно продолжала и продолжает существовать, выдерживая испытания времени» - признается сайт «Ислам для всех». «Полицейские рейды в Мешхеде проводились с марта 2002 г., и они выявили, что приток проституток из стран Центральной Азии в этот самый священный для иранцев город за последние годы резко вырос[18]…Только в Тегеране, столице Ирана, страны, где проституция запрещена, этим ремеслом занимаются около 300 тысяч человек… Сохраняющиеся экономические проблемы в Иране привели к взрыву проституции, которая является незаконным видом деятельности»[19]. «В Индонезии ежегодный финансовый оборот секс-сектора поскромнее - 1, 2-3, 5 миллиардов долларов, но все это 0, 8-2, 4 процентов ВВП… Примерно 200 тысяч жительниц Бангладеш уехали за тем же самым в Пакистан»[20].

Для подобной работы мусульмане предпочитают вербовать своих единоверок: «" Занимаясь проституцией, многие женщины кормят свои семьи, воспитывают детей, это то, что я постоянно слышу от них во время проведения разъяснительных воспитательных работ", - говорит Барно Самиева. " Я разведена, одна воспитываю ребенка, - рассказывает 31-летняя Назира из Самарканда, - не имея образования и специальности, не смогла найти хорошую работу, а потом познакомилась с женщиной сутенером, которая предложила заняться проституцией и помогла мне выехать для этого в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ)".». Вообще, одно из самых крупных направлений работорговли в мире – продажа девушек из Бангладеш в бордели Пакистана и гаремы Ближнего Востока, количество сексуальных рабынь на этом направлении насчитывает десятки тысяч – в богатых нефтедолларами странах удовлетворить потребности любителей полигамии местным населением не удается.

Странно, не правда ли: вроде всем женщинам легкого поведения, по утверждению Абдуллы, давалась " заманчивая" возможность стать очередной женой в гареме, почему же они предпочли панель? Интересный пример показывают нигерийки-мусульманки, которые приезжают на хадж в Мекку и подрабатывают во время " паломничества" с " правоверными". А может, они просто не увидели особой разницы между мусульманским полигамным браком, где женщина может в любой момент оказаться брошенной, и обычным блудом?

Автор любопытным образом подчеркивает проблему прелюбодеяния: «Тем более что " Дон Жуанов" мечтающих о скоротечных и ни к чему не обязывающих отношениях со слабым полом более чем достаточно.» Как было показано выше (см. табл. 3), в странах, где единственно возможным является моногамный брак, количество мужчин в брачном возрасте лишь ненамного превосходит число женщин (за исключением некоторых исламских стран, где мужчин гораздо больше), однако даже при слабом развитии полигамии в тех исламских странах, где она еще не запрещена количество мужчин не имеющих возможности вступить в брак достигает огромных величин и «скоротечные и ни к чему не обязывающие отношения со слабым полом» становятся уже не мечтой, а единственным возможным средством удовлетворения естественных сексуальных потребностей для десятков миллионов мусульман.

Возможно такая неприятная ситуация сложилась уже на заре ислама, ведь сам «пророк» Магомет узаконил проституцию[21], правда называлась она по другому – «временный брак»: «Рассказал нам Абдаллах: рассказал мне отец: рассказал нам Ваки со слов Ибн Аби Халида со слов Кайса со слов Абдаллаха, сказавшего: " Как-то, ещё молодыми, мы были с пророком. Мы сказали: посланник Аллаха, что нам, кастрировать себя? Пророк запретил нам это и разрешил нам брать в жёны женщин за вознаграждение на время ". Сказав это, Абдаллах процитировал: Не запрещайте благ, разрешённых Аллахом».[22]

И если мусульмане-сунниты убеждены, что «временный брак» был позже запрещен самим Магометом, то в шиитских странах он сохраняется до сих пор как исламская норма: «Непродолжительная любовная связь, целью которой является не деторождение, а исключительно плотское удовольствие, разрешена Кораном и благословлена имамами. Временный брак распространен во многих мусульманских странах. После исламской революции в 1979 году он стал особенно популярным в Иране… Из Тегерана мода на «временные браки» пришла в Бейрут, в шиитские общины Ливана, и в весьма извращенном виде распространилась в Алжире. Члены тамошних вооруженных группировок выступали за «брак для удовольствия», чтобы захватывать женщин и насиловать их. На самом же деле брак для удовольствия - это действующее определенный срок (от одного часа до девяноста девяти лет) добровольное соглашение, в котором часто оговариваются даже финансовые условия. В это время мужчина и женщина могут «свободно наслаждаться» друг другом. Шиитские муллы усматривают истоки этой традиции в Коране (Сура о женщинах, IV, 24)»[23].

Духовенство Ирана выступает за легальную проституцию: «…консервативная газета " Афаринес" рассказывает, что госструктуры в качестве решения проблемы видят открытие так называемых " домов чести". Под таким названием будут действовать дома терпимости. Отмечается, что деятельность таких домов будет полностью соответствовать шариату. Так, заплатив деньги, мужчины смогут заключить с полюбившейся женщиной ни к чему не обязывающий так называемый " нейлоновый брак" – " сига", действие которого может продлиться от нескольких минут до 99 лет. Такие дома помогут держать проституцию вдали от улиц города и под жестким медицинским контролем, считает иранское духовенство… новый проект вызывает и положительные отклики среди самого консервативного слоя иранской политической элиты. Один из таких политиков аятолла Мухаммед Муссави Божноурди. По его словам, он бы не стал поддерживать " дома чести", если бы на то не существовал социальный заказ: " Если исходить из реальности и желания очистить город от таких женщин, мы должны следовать пути ислама". Сига заключается при помощи моллы, который, заручившись согласием обеих сторон, читает соответствующий аят из Корана. Не остается необходимости регистрировать данный союз в государственных учреждениях. Женщина получает деньги за свое согласие, как это было принято в древние времена»[24].

Воистину исламская мораль не знает границ (нижних)!

«Все эти проблемы легко снимаются с повестки дня путем возможности добрововольной полигамии» - заявляет Айдын Али. Но ведь понятие добровольности к браку в исламе редко применимо. Показательно, что Абдула Али сам[25] многократно свидетельствует о допустимости в исламе наложничества[26], а к добровольности этот способ насилия над женщиной по определению не имеет отношения. Насколько может быть добровольным вступление в брак шестилетнего ребенка[27] оставим судить совести автора критикуемой статьи.

Более того, узаконенная последователями Магомета полигамия является причиной серьезных социальных проблем исламского общества.

Образуется большое количество мужчин, которые не имеют возможности вести интимную жизнь законным способом, в то время как состоятельные последователи ислама приобретают большое количество жен и наложниц. Единственными альтернативами, которые может для них предложить ислам, является:

1. Смерть на священной войне, и предполагаемые последующие сексуальные утехи с многочисленными гуриями в раю (и здесь полигамия). " Там-то, мол, на всех хватит" - обещает Коран!

2. Пользование услугами проституток (при желании их можно назвать профессионалками практикующими временный брак).

Наличие упомянутой социальной группы способствует развитию проституции, неслучайно поэтому, что самое большое количество женщин практикующих «временный брак» проживает в столице Ирана – Тегеране[28].

3. Использование «альтернативных» способов удовлетворения сексуальных потребностей (за последние 10 лет в Иране было казнено 4 тыс. юношей гомосексуалистов)[29].

4. Скотоложство.

5. Альтернативные удовольствия, например, наркомания.

Большое количество неспособных образовать семью мужчин ведет к социальным взрывам. Единственный способ борьбы с данной проблемой, выработанный исламом – организация войн, где «лишние» мужчины освобождали общество от «нагрузки» своей смертью.

Образование семей по принципу «у кого калым больше»[30]; большее количество жен у пожилых мужчин, нередко не позволяет женщинам жить полноценной семейной жизнью, ведет к тому, что брак по любви в исламе не распространен.

Более того, наличие других жен у любимого мужчины ранит сердце женщины. Подозреваю, что многие ортодоксальные мусульмане посмеются над этим и скажут, что у мусульманок все не так. А вот и нет, и у нас найдется авторитетный тому свидетель: «Я слышал, как Посланник Аллаха сказал «Бану Хишам попросил меня позволить отдать свою дочь в жены Али бин Абу Талибу, но я не дал ему разрешения, и не дам его пока Али не разведется с моей дочерью – для того чтоб жениться на дочери Хишама. Это потому что Фатима – часть меня самого, и я также ненавижу то, что ненавистно видеть ей и то, что ранит ее сердце»[31]. Как видите, своим дочерям Мухаммед почему-то не желал жить в полигамных семьях, уж он то лучше других знал, что это такое.

Еще один сюрприз. Социальную пагубность полигамии осознают отнюдь не только христиане, но и сами мусульмане. Так в некоторых исламских, причем не самых светских, странах, например в Тунисе, полигамия запрещена законодательно.

А вообще интересно узнать, если последователи ислама действительно считают дисбаланс полов аргументом в пользу полигамии, хочется спросить, допускают ли они наличие у одной женщины нескольких мужей в тех обществах, где мужчин существенно больше? [32]

В заключение остается лишь посочувствовать апологетам ислама, перед которыми стоит непростая задача – объяснить, почему Бог создал изначального для одного мужчины не четыре, не три и даже не две, а всего лишь одну женщину. Не в силах назвать Его неразумным, несправедливым, неучевшим распространение гомосексуализма и наркомании, они пытаются доказать «божественную» узаконенность полигамии в первую очередь самим себе.


[20] Михаил Васильев. Проститутки: Треть женщин делает это, чтобы помочь мужчине // Иностранец, №34.

О.И. Брусина.

Замужем за " нерусским": что это значит в Средней Азии

В конце 1980-х - начале 1990-х годов я проводила исследования в бывших переселенческих селах, основанных выходцами из России на рубеже ХХ века в Средней Азии. Анализируя собранные материалы, я пришла к интересному выводу: отношения между переселенцами и коренным населением всегда складывались так, что между ними непременно сохранялась определенная дистанция. Благодаря этому ни узбеки (или представители других народов), ни славяне-старожилы, хоть и жили бок о бок, не рисковали утрать свою этническую идентичность.

Единственным случаем, который мог бы изменить ситуацию, был брак с представителем другого народа. Как правило, только славянские женщины выходят в Средней Азии замуж в мусульманскую семью. Наоборот бывает крайне редко. Сложно встретить узбечку или таджичку, которая была бы женой русского или украинца. Для мусульманина женитьба на женщине иной веры не нарушает принципиально ни норм шариата, ни традиций, тогда как отдать девушку-мусульманку за иноверца - это уже серьезное отступление от принятых в азиатском обществе устоев.

В узбекско-, таджикско-, туркменско-славянских браках национальность детей почти всегда выбирается по отцу - представителю коренного населения. В семьях такого типа детей больше, чем в славянских, в среднем, включая молодые пары, 3, 5 детей на семью. В славянских же семьях в Средней Азии редко бывает больше двух детей. В смешанных семьях, где муж - узбек, таджик, киргиз или туркмен, он обычно имеет хорошее образование и специальность. В тех селах, где я работала, таких семей было двадцать восемь. Из них в восьми супруг был начальником или служащим со специальным образованием, еще в девяти - шофером, механизатором, то есть, квалифицированным рабочим. И только в трех семьях муж был рядовым колхозником - самая массовая профессия у сельских узбеков и таджиков.

Жизнь таких семей - обычно наглядный пример сложностей, которые ждут людей, решившихся на смешанный брак. Особенно это касается женщин, оказывающихся в непривычном мире традиционной мусульманской семьи. Не случайно смешанные браки между местным славянами-старожилами и представителями коренного населения - исключительно редкое явление. " Мы тут с узбеками хорошо живем, - рассказывала жительница с. Верхневолынского Сырдарьинской обл. (Узбекистан), - но в семью их - такого не надо".

Почему же старожилы избегают подобных браков? Обычно главную роль играют культурные различия (" Все-таки у русских своя культура, своя национальность, пусть рыжий-конопатый, но наш" ). Кое-кто испытывает по отношению к " ним" некое чувство превосходства: " Это какой позор-то! Чтобы моя дочь или внучка да за узбека! ". Жители многонациональных сел отлично знают, насколько глубоки культурно-бытовые различия между славянскими и среднеазиатскими семьями. В свое время многие русские даже строго запрещали дочерям встречаться с парнями-мусульманами, особенно с узбеками, таджиками и турками. При этом татарин, в том числе крымский, не считался плохой партией: " Это культурная нация...". Русско-татарские семьи - обычное явление в селах, их сравнительно много, хотя некоторые родители и пытаются удержать молодых от подобных браков.

Женщины-европейки, которые живут в браке с представителями коренных национальностей, в подавляющем большинстве своем не местные уроженки. История их появления в Средней Азии почти всегда одинакова: молодой парень был в армии или на учебе, на работе, познакомился с девушкой, женился, привез с собой. Несколько раз я встречала в роли супруги мусульманина женщину из местного русского села. Но исключений из правила не случалось: всегда оказывалось, что она не из старожилов, а приехала в республику незадолго до замужества. В основном это были те, кого эвакуировали из центральной России в годы войны.

Чаще всего русские женщины соглашаются на брак с мусульманином, имея очень смутное и далекое от действительности представление о том, что их ждет. Многие едут в Среднюю Азию из соображений материального благополучия и жестоко раскаиваются уже на месте (" Там-то, в России, он, жених то есть, по-европейски одет, говорит, что у него здесь три дома. А сюда приезжают - что ей в глиняном доме делать? " ). Нередко молодую невестку родственники мужа не принимают, а жить отдельно от них не позволяют обстоятельства. Иногда молодых пытаются развести, поскольку без согласия жениха ему уже приглядели невесту из местных. Между свекровью и по-русски " свободолюбивой" невесткой начинаются ссоры. Поэтому многие браки распадаются в самом начале совместной жизни. Большинство жен в таких случаях уезжает обратно.

Некоторые из молодых супруг выдерживают описанные испытания и дальше происходит, как правило, следующее. Женщины постепенно смиряются со своей ролью невестки в патриархальной семье, усваивают нормы поведения, принятые у местных жителей, выучивают язык и в конечном счете, как говорили информаторы, совсем " обузбечиваются" или " отаджичиваются". Чтобы, идя таким путем, сохранить брак, русской жене необходимо огромное терпение. Тогда ее начинают считать своей и хорошо к ней относиться - правда, только при условии, что она примет ислам и будет соблюдать обычаи.

С женщинами в таких случаях происходят разительные перемены. Их поведение, одежда, разговор, образ жизни становятся иногда неотличимыми от местных жительниц. Бывает, что женщина почти не помнит родной язык. Вот несколько коротких, но характерных историй: " Одну девушку из России таджик привез после армии. Первое время, как здесь жила, плакала, приходила жаловаться, а сейчас - не отличишь от таджички: по языку, по одежде (шаровары ихние носит), пять детей родила и внешне стала похожа"; " Была замужем за узбеком, обузбечилась, муж ее поколачивал по голове..."; " Одну привезли из Владимира, совсем молоденькую. Прижилась. По-русски почти совсем не говорит. Я ее по-узбекски спрашиваю: - Почему такой стала? - Не знаю...".

Однако не все русские жены, переняв среднеазиатский образ жизни, полностью отказываются от своей культуры и воспитания, от религии. Некоторые из них, чаще всего тайно, крестят детей, даже если над ребенком уже были произведены мусульманские обряды наречения имени и сунната. В единичных случаях женщины, будучи замужем за узбеками или таджиками, при этом посещают церковь и дают своим детям русские имена. Два в чем-то схожих примера - истории жизни пожилых женщин, Людмилы Борисовны и Елизаветы Филипповны из города Фергана (Узбекистан).

Брак Людмилы Борисовны - один из тех редчайших случаев, когда дочь богатого ферганского землевладельца вышла замуж за узбека. Правда, с мужем она была знакома еще с детства, а поженились молодые люди в годы раскулачивания. Людмила Борисовна пользуется большим уважением среди узбеков и сама внешне похожа на узбечку по манере одеваться и разговаривать. При этом ей удалось сохранить самостоятельный характер и православные обычаи.

Елизавета Филипповна, уроженка Винницкой области, познакомилась с будущим мужем в годы войны на своей родине. В Узбекистан приехала с маленькой дочерью от первого брака. Несколько десятков лет (! ) она прожила со свекром и свекровью, не прекращая сопротивляться многочисленным унижениям и добиваясь для себя и своих детей сносных условий жизни. Старшие родственники мужа не признавали своими внуков-полукровок, женщину не однажды выгоняли из дома, но уехать совсем она не могла - не было денег и не хотелось бросать четверых детей. Ее старшая дочь - вдова. Побыв замужем за узбеком, она уже внешне неотличима от узбечки и совсем не говорит ни по-русски, ни по-украински, даже стесняется вопросов о своем славянском происхождении.

Впрочем, если супруги живут не в селе, а в городе или там, где значительна доля русского населения, события могут развиваться иначе. Особенно хорошо, если молодым есть где поселиться отдельно. Иногда в этих случаях они даже не соблюдают в должной мере среднеазиатских норм и обычаев. Про таких супругов говорят, что они " живут по-русски" или что " жена преобладает". Как правило, либо муж, либо оба супруга в таких семьях имеют образование и нерядовое социальное положение. Чаще так живут в тех семьях, где жена - местная уроженка. Тем не менее семей такого типа единицы, а иногда молодые пары, чтобы избежать влияния на свою жизнь родственников мужа, вынуждены уехать из родных мест.

По мнению русских информаторов, в таких " правильных" семьях между супругами складываются нормальные отношения. На самом деле исследования показывают: муж - мусульманин часто испытывает в таком браке серьезнейший психологический дискомфорт! Именно поэтому некоторые смешанные пары из числа тех, с кем я разговаривала, по несколько раз пробовали вернуться в большую семью - будь то по настоянию родственников мужа или по собственному желанию. Однако обычно такие попытки оказывались неудачными. В результате подобная семья окончательно обосновывалась где-нибудь в большом городе или за пределами республики, а иногда распадалась.

Характерен рассказ Зои Ивановны - украинки, жительницы села Куршаб Ошской обл. (Киргизия). Почти тридцать лет она прожила в Узгене, будучи замужем за узбеком, медиком по профессии. Работала официанткой. Узбекские традиции и родственные связи не слишком довлели над ее мужем, поскольку он был сиротой. По словам Зои Ивановны, они жили " по-русски", имели пятерых детей, дома разговаривали и по-русски, и по-узбекски. Детей не крестили, но и не делали обрезание по мусульманскому обычаю - хотя муж очень этого хотел, отец Зои Ивановны строго запретил. Постепенно муж стал сильно пить, начались скандалы. Однажды он бросился на жену с ножом, ранил ее и покончил с собой. Впоследствии Зоя Ивановна сошлась с русским старожилом из Куршаба; узбеки, родственники и знакомые ее первого мужа, обижаются, что она " живет с русским".

Обычно в смешанных семьях у супругов, которые выросли в разных, далеких друг от друга социокультурных традициях, возникают огромные трудности. Это вызвано сильными расхождениями в стереотипных взглядах на семью, ее бытовое устройство, нормы поведения ее членов. Даже если супругам удается найти компромисс, общественное мнение воспринимает это как " преобладание жены", " жизнь по-русски". Муж лишь в исключительных случаях оказывается способен переступить через всеобщее осуждение и сложившиеся стереотипы. Но в то же время и жене, если она попытается соблюдать принятые среди местного населения правила, придется практически полностью сменить культурную ориентацию. На это психологически способна далеко не каждая женщина и далеко не всегда с этим согласятся ее родители или родственники.

Наверное, русские старожилы оттого и относятся отрицательно к смешанным бракам. Это неудивительно - жизнь предлагает им слишком мало положительных примеров.

. Димосфэнус, профессор факультета турецких исследований Кипрского Университета


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь