Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мухаммеданское законодательство о браке и разводе



В исламе брак - это гражданский договор, он даже не составляет религиозного обряда. Присутствие муллы не является необходимым, он приглашается с одной стороны в качестве нотариуса, с другой - для освящения брака молитвою, как при начале любого дела. Характер и формы заключения брака представляют собой скорее договор купли-продажи. Для правильного совершения брака требуется изъявление согласия вступающих в брак в присутствии свидетелей и составление контракта, в котором определяется количества мехра. Обыкновенно совершается заключение брака следующим образом: сначала мулла читает брачную хутьбу: «Во имя Бога милостивого и милосердного! Хвала Богу! Достохвальный есть Бог и прославленный есть посланник Божий. Хвала Богу, который установил брак для различия между позволенным и запрещенным! Благословение и мир над посланником Его, господином тварей, над семейством его и над асхабами его, славного и великого! Подлинно, Бог препрославленный и превознесенный заповедал нам брак и запретил нам беззаконное сожительство. Прибегаю к Богу от сатаны, побитого камнями. Берите столько жен, сколько вам угодно: две, три, четыре. И сказал посланник Божий: да благословит его Бог и помилует! Брак есть мое установление, и кто удаляется от установления моего, тот не от меня. Вступающий в брак есть желающий, выходящая замуж есть желаемая, а мехр есть то, на что они согласились при вступлении в брак. Это есть слово мое. Да помилует Бог меня, вас и всех мусульман времен прошедших и настоящих! Подлинно Он милостивый, милосердый, преславный, великий, превознесенный, высочайший и внемлющий молитве» (с.64, молитва цитируется из книги «Хутьбалык»). Потом мулла приступает к испрашиванию согласия со стороны невесты и жениха, и по объявлении согласия начинает определять количество мехра. Затем составляется брачный контракт, в котором всю сущность составляет мехр. Испрашивание обоюдного согласия происходит в присутствии двух свидетелей мужчин или одного мужчины и двух женщин. Свидетели должны быть мусульмане; христиане или иудеи допускаются свидетелями только тогда, когда мусульманин вступает в брак с христианской или иудейкой. Эти свидетели должны сами слышать выражение обоюдного согласия, оба вместе, в одно и то же время. По составлении контракта мулла читает первую главу Корана, потом еще одну молитву. После этого мулла отдает брачный контракт жене (это заключение брака по обряду суннитов; шииты заключают его несколько иначе). Иногда брак заключается не в присутствии самих брачующихся, а только их доверенных лиц, тогда брачный контракт отдается в руки доверенного невесты.

То есть брак - это не относящийся к религии гражданский- договор. Поэтому Коран и последующие предания выдвигает непременным условием брака приданое - мехр. Размеры его не определены. Женщина, выходящая замуж, по мусульманскому закону продает себя (с.67). Нет сомнения, что это есть остаток глубокой старины, Мухаммед не первый выдумал способ заключения брака в виде торговли, сделки. Во времена Мухаммеда этот обычай в Аравии уже существовал. Михаил Машаков пишет: «Жена уже раньше может и должна сознавать, что она -вещь, которую муж купил за приданое, и что она назначена для удовлетворения чувственных наклонностей мужа» (с.67). Приданое нисколько не обеспечивает прочность брачных уз. Муж как полный владелец жены может различными притеснениями заставить ее саму предложить развод, вследствие чего она не получает ни гроша. Женщина осталась такою же беззащитною, кокой была и без приданого.

В мухаммеданском браке все проникнуто духом глубокой чувственности и плотских отношений. Главный вопрос, рассматриваемый в мухаммеданском законодательстве - половые отношения между супругами, время, позволенное и непозволенное для супружеского сожития (Коран гл.2, ст. 183, 193, 222, гл.5, ст.9). Мухаммеданские законоведы цель брака полагают, по мнению автора, в плотском сожитии, а для женщины - в удовлетворении чувственных похотей мужа (с.69).

Мухаммед думал, что девственность - это путь к разврату, опасный и скользкий. Девственная жизнь чужда исламу, это путь в ад. Одно предание, объясняя 28-30 стихи 4 главы Корана, от лица Мухаммеда говорит: «Когда мужчина женится, диавол начинает страшно метаться. Властитель, - спрашивают его слуги, - что тебя так беспокоит? - Один из смертных вырвался из моих рук, - отвечает диавол в отчаянии». Законовед Малик вывел: «Лицо, сочетавшееся браком, имеет пред Богом большие заслуги, чем самый набожный мусульманин, оставшийся холостым». Особенно мусульманское законодательство настаивает на обязательности брака для женщин, как людей слабых. Женщина - существо низшее (Коран, гл.4, ст.38, гл.2, ст.228), живущее не для себя, а для мужчины (Коран, гл.30, ст.20), не может и не должна вести жизнь безбрачную, чтобы достичь своего назначения. По преданию, Мухаммед простер эту мысль до той степени, что, не вступив в брак, женщина осуждается на вечное мучение. Даже одно из главных обрядовых постановлений ислама - хождение в Мекку - девицам или вдовам запрещено.

Условия правильности мухаммеданского брака и препятствия ко вступлению в брак

Как в христианстве требуется обоюдное согласие от вступающих в брак, поэтому непременное условие перед заключением брака - спрашивать о согласии вступить в него. Это осуществляется так: мулла или козый подходят к двери, за которой находится невеста и через дверь спрашивают ее о согласии (бывали случаи, что родители отвечать ставили другую девушку), и составляется брачный контракт. В Коране нет ни одного слова, на основании которого можно было бы поставить обязательным требование согласия. Женщине запрещено показывать лицо мужчинам, исключая самых близких родственников (Коран, гл.33, ст.58-59).

Таким образом, мусульманство исключает «предварительное сочувствие» между супругами и считает его даже излишним. Допускается заключение брака между несовершеннолетними по соглашению опекунов. По достижении совершеннолетия его можно расторгнуть, если опекунами не являлись отец или дед (в таком случае брак остается в силе). В христианстве для законности брака требуется только согласие со стороны родителей и опекунов, но не всецелое подчинение самих брачующихся родительской воле.

Что касается рабов, то сам Мухаммед повелевает господам женить их и выдавать замуж -это право господ (мехр для раба необязателен).

Еще требование - это равенство вступающих в брак по происхождению, имуществу, вероисповеданию и так далее. В христианстве такого нет.

Мухаммеданское законодательство о степенях родства

Мухаммед ограничился запрещением брака до третьей степени родства включительно. Брак между двоюродными братьями и сестрами Мухаммед считал дозволенным, а также дозволенными считаются браки с сестрой жены, с ее племянницей (с разрешения жены), можно на жене приемного сына.

Оригинальная черта ислама - запрет брака при молочном родстве до тех же степеней, как и при кровном родстве. (Молочное родство - когда женщина-кормилица возводится до степени матери). Запрещено вступать в брак с дочерьми, родившимися вне брака (Коран гл.4, ст.27), нельзя жениться на родственницах женщины, с которой мужчина имел незаконную связь. Кроме прочего, ислам установил родство, появляющееся только по одному страстному взгляду на части тела женщины, которые непозволительно видеть мужчине. Запрет на браки между близкими родственниками существовал у арабов и ранее, Мухаммед даже дозволил ранее непозволенное -браки с женами приемных сыновей. Таким образом, основатель ислама не оказал в этом плане благотворного влияния на арабское общество.

Мухаммеданское законодательство о возрасте вступления в брак и девственности невесты

Совершеннолетие наступает в возрасте 15 лет для мужчин и 9 лет для женщин. Внимание обращается на физическое созревание, а не на психику. От невесты также требуется девственность как одно из условий брака.

Полигамия

Особенно отличает мусульманский брак от христианского полигамия. Полная свобода мужу вступать в брак при живой жене до четырех раз, то есть иметь до четырех законных жен, а кроме того, столько конкубин и наложниц, сколько позволяют материальные средства. Шииты допустили еще и «временный» брак (не более 99 лет и не менее нескольких часов). В то время как христианство считает брак союзом двух нравственно свободных личностей, равных друг другу, мусульманство уничтожает одно из необходимых условий законности брака -всецелую преданность супругов друг другу.

Мухаммеданство разрешает служителям религии вступать в брак столько раз, сколько они вздумают. Мухаммеданство не смотрит на различие вероисповедания супругов (запрещены браки только с язычницами), но мусульманкам запрещено выходить замуж за христианина или иудея, так как она может переменить веру из-за влияния на нее мужа.

Законодательство о разводе

Низведя брак на степень гражданского договора, найма жены за известную плату, видя в браке только простое сожитие двух лиц разного пола, ислам неизбежно должен был допустить и развод, за который разводящийся супруг как нарушитель гражданского договора должен заплатить неустойку, что в переводе на язык мусульманского законодательство о браке значит, что муж при разводе должен выплатить жене все приданое (мехр).

Мухаммед не требует никакой формальности при разводе, никакого письменного акта, как это было даже у иудеев.

Ислам оставляет развод почти исключительно в руках мужа и почти совершенно лишает этого права жену. Муж может развестись с женой по одному только желанию, по одной прихоти своей воли; он может сказать своей жене: «Я развожусь с тобою» - и жена разведена. Жена же не может требовать от мужа восстановления супружества, не имеет права искать на него суда. Муж может изречь клятву на жена, и она как запрещенная для него, должна удалиться от него. Он может сравнить ее с матерью или другой женщиной-родственницей до такой степени, в которой запрещен брак, и жена становится для него непригодною, она должна поскорее убраться от него.

Жена может развестись с мужем только при неспособности его к исполнению супружеских обязанностей, при нежелании с его стороны исполнять их, при заразительной болезни его и при исполнении им супружеских обязанностей неестественным образом. И в этих случаях жена может развестись не сама собой, а по решению казыя, которому она предъявляет свое требование, словесно излагая причины к разводу, а при последней причине развода употребляет известный знак, именно переворачивает пред казыем свой башмак вверх подошвою. Только тогда, когда казый решит, жена может достигнуть развода.

Постановлением гыддат в мусульманском законодательстве называется известная продолжительность времени, которое жена должна провести после развода или после смерти мужа, не имея права вступать в новое супружество.

Мухаммед постановил, что для полного развода нужно развестись три раза. До окончания этих разводов и гыддата муж может снова возвратить к себе свою жену, но после этого срока он не может возобновить брак до тех пор, пока она не выйдет замуж за другого и не будет с ним разведена, или тот умрет.

Заключение

Таким образом, мусульманский брак во всех своих чертах - не только главных, но и второстепенных, отличается от христианского и отличается чрезвычайно резко. Как этот запечатлен духом нравственной чистоты, неразрывности, равноправности супругов как человеческих личностей, так напротив - тот носит на себе следы грубой чувственности, полного унижения жены и безграничного деспотизма мужа, а потому не представляет никакой прочности и постоянства. Все отличительные черты того и другого брака находятся в строгой зависимости от основного принципа. Христос возвысил брак до степени таинства, сделал его образом единения Своего с Церковью. При таком высоком положении брак христианский не мог не быть высоконравственным учреждением. Напротив, ислам, низведя брак до степени простого плотского сожития мужа и жены, лишил его религиозного характера и тем самым унизил его до степени простого плотского сожития мужа и жены, лишил его религиозного характера и тем самым унизил его. Благодаря этому основному принципу мусульманский брак и во всех своих частях проникнут духом чувственности.

 



[1] В качестве блестящего «подтверждения» этих слов можно процитировать печально известного Мохаммеда Атту, не желавшего быть «запачканным» прикосновением своей матери. Потому что она женщина.


[2] The Encyclopedia Britannica (15th edition) states in Volume 7, p.998, «Genetics, Human».


[3] Введение в демографию / Под ред. В.А. Ионцева, А.А. Саградова. – М.: Экономический факультет МГУ, Теис, 2002. С. 139.


[4] Там же. С. 140.


[5] Demographic Yearbook 1995. N.Y., UN. P. 332-351. В 2002 г. соотношение новорожденных мужского и женского пола в России было более 1, 06.


[6] Большая советская энциклопедия. Изд-во: «Советская энциклопедия», 1970-77 г. Статья «Пол (биол.)»


[8] The Encyclopedia Britannica (15th edition) states in Volume 7, p.998, «Genetics, Human».


[8] «А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их». (Коран 4.38). «Омар сообщил, что Пророк сказал: «Мужчину не следует спрашивать, почему он бьет свою жену». (Сунан Абу Дауд, 11.2142)


[9] Demographic Yearbook, 2001. N.Y., UN.


[10] Statistic Yearbook. United Nations. 2002; The World's Women 2000: Trends and Statistics. United Nations. 2002.


[11] В Азербайджане один из самых высоких в исламском мире перевесов женщин, что обусловлено трудовыми миграциями местного населения (противоположное влияние этот фактор оказывает в Саудовской Аравии.


[12] Рассчитано на основе данных таблицы «Распределение населения по полу и возрасту» (Демографический ежегодник России: Стат.сб./Госкомстат России. - М., 2002. - стр. 32.)


[13] «…кто разведется с женою своеюне за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует» Мф. 19: 8-10.


[14] Для разводящегося мусульманина не требуется обоснования развода после которого все (за исключением надетых на женщину украшений и в ряде случаев некоторого другого имущества) нажитое имущество остается в его собственности. Но беспричинный развод не будет выглядеть благочестивым поступком в глазах его единоверцев.


[15] Сахих Бухари, 3.44.674, 7.62.2.


[16] Рассчитано на основе данных таблицы «Распределение населения по полу и возрасту» (Демографический ежегодник России: Стат.сб./Госкомстат России. - М., 2002. - стр. 32.). Рассчитывался по разнице мужчин и женщин в брачном возрасте – с 15 до 45 лет (38 770 259 и 38 303 069 чел. соответственно).


[17] Сахих Бухари 5.58.234; 5.58.236; 7.62.65; Абу Дауд 41.4915; 41.4917.


[18] (Утро.ру 10: 59, 04.10.02).


[19] Информационное агентство Прессцентр.ру http: //www.presscenter.ru/index.php? subj=0& ch=1& id=169399


[21] См. Сахих Бухари 7.62.52, 8.3246, 3250, 3253. Sheikh al-Khudary. Nur al-Yaqin.


[22] Ибн Ханбал. Муснад, 1, 432.


[23] ГЕО №10/1 Декабрь 1998 / январь 1999 г.


[24] Информационное агентство Пресцентр.ру статья «Духовенство Ирана — за легальную проституцию» (http: //www.presscenter.ru/index.php? subj=0& ch=1& id=169399)


[25] Айдын Али Заде. К вопросу о наложницах.


[26] См. Коран 4.3.


[27] Столько лет при вступлении в брак было одной из жен Мухаммеда. Сахих Бухари 5.58.234; 5.58.236; 7.62.65.


[28] Правда в этой шиитской стране проституция считается исламской нормой и именуется временным браком, а публичные дома находятся под контролем духовенства. См. ниже.


[29] http: //www.inosmi.ru/full/143847.html (перевод итальянской статьи Океан страстей под паранджой // " Panorama" )


[30] Никому не позволено иметь более четырех жен, но мужчине можно в добавок к ним купить столько женщин, сколько он захочет. Ibn Hazm (Vol. 6, part 9, pp. 441, 467). Также Коран (4.3).


[31] Сахих Бухари, 7.62.157.


[32] Наибольший перевес мужчин над женщинами (приблизительно 2: 1) наблюдается в исламских странах – ОАЭ и Катаре.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.065 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь