Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Значение для юридической науки.



Методологической основой юридической науки являются законы и категории материалистической диалектики, с помощью которых раскрываются закономерности развития государства и права вообще и социалистического государства и права в особенности, определяются пути совершенствования советского законодательства и практики его применения, повышения эффективности правового регулирования социалистических общественных отношений.

Благодаря марксистскому методу возникло подлинно научное право ведение. Метод материалистической диалектики в корне противоположен антинаучной методологии буржуазной юриспруденции, покоящейся на метафизике и философском идеализме. Материалистическая диалектика вывела юридическую науку за рамки догматики и формализма, дала возможность решительно преодолеть узкоклассовый горизонт буржуазного «юридического» мировоззрения.

В. И. Ленин блестяще раскрыл и показал все богатство диалектического метода познания. Диалектика, писал он, требует объективности исследования, изучения всей совокупности многоразличных отношений данной вещи (явления) к другим, ее развития и внутренних противоречивых тенденций, вещи (явления) как единства и борьбы противоположностей; требует соединения анализа и синтеза, бесконечного процесса раскрытия новых сторон и отношений, переходов каждого определения, качества, свойства в каждое другое (в свою противоположность); требует бесконечного углубления познания от явления к сущности, от менее глубокой к более глубокой сущности, от сосуществования к каузальности, учета повторения в высшей стадии известных свойств и черт низшей, возврата якобы к старому (отрицания отрицания), борьбы содержания с формой, сбрасывания формы и переделки содержания перехода количества в качество.

В законах и категориях диалектики нашла научное отражение диалектика самой жизни, наиболее общие объективные закономерности окружающей человека действительности. Диалектика служит поэтому всеобщим методом познания природы и общества. «Диалектика, — пи сал В. И. Ленин, — и есть теория познания... марксизма...». Подчеркивая всеобщность диалектического метода, классики марксизма обращают особое внимание на его связь с изучаемыми предметами, на необходимость всемерного учета при применении положений диалектики свойств и качеств изучаемого явления, условий времени и места, исторического развития объекта, «всестороннего учета соотношений в их конкретном развитии...». Сила диалектического метода познания в том, писал Энгельс, что диалектика — аналог самой действительности.

Чрезвычайно большое значение для решения многих вопросов юридической науки имеет правильное применение категорий материалистической диалектики, в частности содержания и формы, сущности и явления, возможности и действительности, причины и следствия. Право, будучи формой экономических отношений, в свою очередь имеет свое непосредственное содержание и специфические формы его выражения. Реализация права есть процесс превращения возможности, выраженной подчас в форме правового долженствования, в действительность, в реально существующие общественные отношения. С другой стороны, сами фактические отношения суть объективная возможность, на основе которой возникают опосредствующие их правовые институты и отношения. Дальнейшей разработки применительно к вопросам правовой ответственности, вины требуют марксистские категории причины и следствия, необходимости и случайности.

 

Билет 23

23. Соотношение части и целого. Принцип системности. Виды систем. Понятие о синергетике

 

  1. любой предмет, объект или явление рассматривались как сумма составляющих их частей. Предполагалось, что сумма частей и составляет качество целого предмета.
  2. любой объект имеет некоторые внутренние неотъемлемые качества, которые остаются в нем даже при отделении частей.

Меризм и Холизм:

  1. Меризм исходит из того, что поскольку часть предшествует целому, то совокупность частей не порождает качественно ничего нового, кроме количественной совокупности качеств. Целое детерминируется частями. Такой подход к исследованию объекта получил в науке название редукции (сведения) сложного к простому.
  2. Холизм исходит из того, что качество целого всегда превосходит сумму качеств его частей, т. е. в целом присутствует некий остаток, который существует вне качеств частей, может быть, даже существует до них. Это качество целого как такового обеспечивает единство предмета и влияет на качества отдельных частей.
  3. Антиномичность данных подходов, их аргументированность и вместе с тем ограниченность заставляли задуматься о более тесной и сложной взаимосвязи между частью и целым.
  4. В результате сложилось диалектическое понимание данной проблемы, когда обе позиции (и меризм, и холизм) стали дополнять друг друга, отражая разные уровни целостности объекта.
  5. В русле этой установки сформировалась программа системных исследований.

 

Часть и целое— философские категории, выражающие отношение между совокупностью предметов (или элементов отдельного объекта) и связью, которая объединяет эти предметы и приводит к появлению у совокупности новых (интегративных) свойств и закономерностей, не присущих предметам в их разобщенности. Через эту связь задается целое, по отношению к которому отдельные предметы выступают в качестве частей. Категории Ч. и ц. характеризуют также общее движение познания, к-рое обычно начинается с нерасчлененного представления о Ц., затем переходит к анализу, расчленению Ц. на части и завершается воспроизведением объекта в мышлении в форме конкретного Ц.

Проблема Ч. и ц. была выдвинута в античности (Платон и особенно Аристотель) и с тех пор затрагивается всеми значительными философскими направлениями. Материалистические направления, ориентировавшиеся на науку, были связаны, как правило, с механистическим, суммативным пониманием Ц., заимствованным из механики (а позднее — из классической физики).

Идеалистические же концепции делали упор на несводимость целого к сумме частей; в качестве подлинно целостных рассматривались лишь продукты духовной деятельности, а материальные образования трактовались как механические, мертвые агрегаты. На этом, в частности, базировалось противопоставление философского и научного знания: утверждалось, что последнее принципиально не может преодолеть суммативного подхода к Ц.

В нем. классической философии (Шеллинг, Гегель) проводится различение неорганичного (механического) и органичного (саморазвивающегося) Ц., однако последнее связывается лишь с развитием духа, а не материи. В 19—20 вв. спекуляции на проблеме отношения Ч. и ц. широко используются мн. идеалистическими школами (неовитализм, холизм, интуитивизм и др.). Критически переосмысливая традиции нем. классической философии, Маркс сформулировал принципы изучения органичного (органического) Ц.— методвосхождения от абстрактного к конкретному, диалектическое понимание анализа и синтеза и т. п. Маркс явился также основоположником методологии научного исследования об-ва как Ц.

Вместе с тем диалектический материализм обобщает данные теоретических концепций и дисциплин, основанных на целостном подходе к объектам (концепция интегративных уровней в биологии, исследования в генетике, экологии, физиологии, психологии, лингвистике и т. п.). Новый подход позволил рациональна объяснить диалектику Ч. и ц. Не только теоретически, но и на экспериментальном материале было показано, что в случае сложноорганизованных объектов Ц. несводимо к сумме частей. Ц. характеризуется новыми качествами и свойствами, не присущими отдельным частям (элементам), но возникающими в результате их взаимодействия в определенной системе связей. Эта особенность любого целостного образования, к-рую можно назвать свойством интегративности, является важнейшим общим признаком всех таких образований, позволяющим понять и все остальные специфические черты Ц. К ним относятся: возникновение нового в процессе развития; появление новых типов целостности; возникновение новых структурных уровней и их иерархическая соподчиненность; разделение целостных систем на органичные и неорганичные, основанное на том, что в неорганичной системе (атом, молекула и т. п.) свойства частей хотя и отражают природу Ц., но все же определяются главным образом внутренней природой частей, тогда как в органичной (органической) системе (Органические и механические системы), какой являются, напр., биологические и социальные объекты, свойства частей целиком определяются свойствами Ц..

Компоненты органичного Ц., будучи продуктом его развития, не могут быть выделены из него как внешне обособленные части без утраты их новой природы. Совр. познание разрешает и известный познавательный парадокс: как познать Ц. раньше частей, если это предполагает знание частей раньше Ц.? Разрешение этого парадокса основывается на диалектически понимаемом единстве анализа и синтеза. Познание Ц. и частей происходит одновременно: выделяя части, мы анализируем их как элементы данного Ц., а в результате синтеза Ц. выступает как диалектически расчлененное, состоящее из частей.

 

Принцип системности:

  1. системный подход как общенаучный метод опирается на знания систем реальной действительности.
  2. философский принцип системности преломляет проблему части и целого (в том числе и ее решение на основе системного подхода) сквозь призму предельного философского отношения к миру, т. е. сквозь призму онтологических, гносеологических, методологических и мировоззренческих проблем.

 

Принцип системности заключается в том, что, исследуя различные объекты, мы должны подходить к ним как к системе. Это означает прежде всего выявление в них элементов и связей между ними. При этом, изучая элемент, мы должны выделять прежде всего те его свойства, которые связаны с его функционированием в данной системе. Ведь сам по себе элемент как отдельный объект может обладать неограниченным числом свойств. В системе он проявляется как бы одной из своих сторон. Поэтому предметы могут быть элементами разных систем, включаться в разные взаимосвязи.

Структура выступает важнейшим свойством объекта, которая, с одной стороны, связывает его элементы в единое целое, а с другой – заставляет эти элементы функционировать по законам данной системы. Если человек как элемент включен, например, в партийную или иную общественную систему, то здесь на первый план вступает не вся совокупность его личностных свойств, а прежде всего то, что позволяет ему активно функционировать в качестве элемента данной системы. И все иные его личностные свойства будут затребованы лишь в той степени, насколько они способствуют д анному функционированию, обеспечивая устойчивость и функционирование всей системы в целом. В противном случае если человек как элемент общественной системы нарушает ее нормальное функционирование, то он будет ею отторгнут или будет вынужден отказаться от проявления некоторых собственных качеств, мешающих данному функционированию.

Системный подход позволяет дать определенную типологию систем по характеру связи между элементами. В этом случае выделяются следующие виды систем.

Целостные системы – характеризуются тем, что здесь внутренние связи элементов дают такое системное качество, которого не существует ни у одного из входящих в систему элементов. Собственно говоря, принцип системности применяется именно к целостным системам.

Среди целостных систем по характеру взаимодействия в них элементов можно выделить:

  1. Неорганические системы (атомы, молекулы, Солнечная система), в которых могут быть разные варианты соотношения части и целого и взаимодействие элементов в которых осуществляется под воздействием внешних сил. Элементы такой системы могут как бы терять ряд свойств вне системы, а другие, наоборот, могут выступать как самостоятельные. Целостность таких систем определяется законом сохранения энергии. Система является тем более устойчивой, чем больше усилий надо приложить для «растаскивания» ее на отдельные элементы. В некоторых случаях, когда речь идет о б элементарных системах, энергия такого растаскивания (распада) может быть сопоставима с энергией самих частиц.

Внутри неорганических систем, в свою очередь, можно выделить системы

функциональные и нефункциональные.

  1. Органические системы характеризуются большей активностью целого по отношению к частям. Такие системы способны к саморазвитию и самовоспроизведению, а некоторые и к самостоятельному существованию. Высокоорганизованные среди них могут создавать свои подсистемы, которых не было в природе. Части таких систем существуют только внутри целого, а без него перестают функционировать.

 

Итак, принцип системности означает такой подход к изучению объекта, когда последний рассматривается в качестве целостной системы и исследуется через выделение элементов и взаимосвязей между ними. При этом выделяются системы причинных связей и следствий: любое явление рассматривается как следствие системы причин, а исследование элементов осуществляется с позиции выявления их места и функций в системе.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 735; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь