Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопрос 25. Диалектическое учение о причинности. Понятие о юридически значимой причинной связи. Индетерминизм. Возможность и действительность.
Причинность, генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах её движения и развития. Возникновение любых объектов и систем и изменение их характеристик (свойств) во времени имеют свои определяющие основания в предшествующих состояниях материи. Эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения — следствиями (иногда — действиями). Вопрос о Причинности непосредственно связан с пониманием принципов строения материального мира и его познания. На основе Причинности организуется материально-практическая деятельность человека и вырабатываются научные прогнозы. Всё это обусловливает остроту проблемы Причинности в философии и науке вообще (см. Детерминизм и Индетерминизм). Проблема Причинности тесно связана с основным вопросом философии: «субъективистская линия в вопросе о причинности есть философский идеализм...» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 18, с. 159). Сущностью Причинности является производство причиной следствия. Причинность есть внутренняя связь между тем, что уже есть, и тем, что им порождается, что ещё только становится. Этим Причинность принципиально отличается от др. форм связей, для которых характерен тот или иной тип упорядоченной соотнесенности одного явления другому. Причинность объективна; она есть присущее самим вещам внутреннее отношение. Причинность всеобща, т.к. нет явлений, которые не имели бы своих причин, как нет явлений, которые не порождали бы тех или иных следствий. Связь причины и следствия является необходимой: если есть причина и налицо соответствующие условия, то неизбежно возникает следствие, причём оно всегда порождается данной причиной при тех же условиях и во всех др. случаях. Следствие, произведённое некоторой причиной, само становится причиной другого явления; последнее, в свою очередь, оказывается причиной третьего явления и т.д. Эту последовательность явлений, связанных друг с другом отношением внутренней необходимости, называется причинной или причинно-следственной цепью. Её можно назвать «цепью причинения». Любая из цепей причинения не имеет ни начала, ни конца. Попытки найти абсолютно «первую» или «последнюю» причины означают обращение в той или иной форме к чуду, сверхъестественной силе.
В основе понимания причинной связи в уголовном праве лежит диалектическое учение о причинности, имеющее в своей основе философские категории причины и следствия. В соответствии с ним под причинной связью понимается такое отношение между явлениями, при котором одно (причина) закономерно порождает другое (следствие). В философии явление (процесс, событие) называется причиной другого явления (процесса, события), если первое предшествует второму во времени; является необходимым условием, предпосылкой или основой возникновения, изменения или развития второго, т.е. если первое порождает второе. Диалектическое взаимодействие категорий причины и следствия означает не только их закономерную связь друг с другом, но и то, что явление, выступающее в одном случае в качестве следствия, в другом случае само становится причиной иных следствий. Причинные связи многообразны. Одна причина может вызвать ряд разнообразных последствий точно так же, как и одно и то же следствие может быть порождено различными причинами либо совокупностью причин. При этом одни обстоятельства являются определяющими, главными, другие — вспомогательными, второстепенными. Неравнозначность причин — общее свойство любой причинной связи. Поэтому для анализа причин конкретного явления необходимо выделить их из всеобщей связи и рассматривать отдельно, самостоятельно. Уголовно-правовое исследование причинной связи заключается в рассмотрении вопроса о наличии таковой между общественно опасным деянием (действием или бездействием) и теми вредными последствиями (результатом), которые наступили в результате поведения виновного. Объективный характер причинной связи в уголовном праве означает, что органы предварительного расследования и суд в процессе своей деятельности устанавливают не какую-то абстрактную, воображаемую связь между деянием и его последствиями, а вполне конкретную, объективно существующую причинную связь между ними. Причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом является обязательным условием наступления деликтной ответственности. Как одно из объективных условий ответственности причинная связь выполняет функцию определителя объективно мыслимой границы ответственности за вредные последствия противоправного поведения. Кроме того, в специальных случаях деликтной ответственности возникает необходимость установления не одного, а двух или более рядов (звеньев) причинной связи. Так, при причинении увечья необходимо установить наличие причинной связи: a) между противоправным поведением; b) между увечьем и утратой потерпевшим трудоспособности. Для возложения ответственности за причинение вреда источником повышенной опасности необходимо установить наличие причинной связи: a) между осуществляемой владельцем источника повышенной ответственности деятельностью, представляющей повышенную опасность для окружающих и наступившим вредом; b) между поведением лица непосредственно обслуживающим источник повышенной опасности и наступившим вредом; c) между воздействием вредоносно-повышенных свойств источника повышенной опасности и вредом, то есть вред должен быть вызван именно теми свойствами материального объекта, которые позволяют отнести его к числу источников повышенной опасности. Причинитель вреда отвечает не за любой, а только за причиненный им вред, отсутствие причинной связи исключает ответственность причинителя, так как означает, что вред явился следствием не его противоправного поведения, а вызван действием иных причин. Причинная связь ( это объективно существующая связь между явлениями. ИНДЕТЕРМИНИЗМ — философское направление, отрицающее причинное обусловливание явлений в мире. Является альтернативой детерминизму. В античной философии Эпикур предположил, что атомы в какой-то момент времени могут свободно, беспричинно отклониться от своей траектории движения. Такая корректировка атомистской онтологии нужна была Эпикуру для обоснования в этике свободы человеческих поступков. Индетерминизм может использоваться и для объяснения поведения физических явлений, но главная линия развития этого умонастроения разворачивалась в этике для решения вопроса о свободе человека, свободе воли, свободе выбора. Некоторые западные философы (Б.Рассел, Ф.Франк, Х.Рейхенбах) отказались от принципа детерминизма при разрешении трудностей, возникших в квантовой физике, поскольку результаты измерений процессов, происходящих в микромире, носят вероятностный характер. Следовательно, считали эти философы, установить причинную связь между явлениями нельзя. Используются выражения о «свободе воли» электрона, телеологичности единичных микропроцессов и пр. Философии Шопенгауэра, Бердяева строятся на идее разделения миров: детерминированного — природа, чувственно-конкретный мир и индетерминированного — истинно сущего, субстанциального, к которому человек может и должен подняться, приобщиться, чтобы стать свободным. В баденской школе неокантианства использование принципа детерминизма ограничивалось только сферой наук о природе, отрицалась возможность его использования в науках о культуре. В экзистенциализме свобода связывается с индетерминированностью выбора (Камю, Сартр). |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 779; Нарушение авторского права страницы