Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Соотношение необходимости и случайности. Виды необходимости и случайности. Необходимость и закон. Необходимость и свобода.



 

Необходимость и случайность. Эти традиционные философские категории выражают связь еще одной пары противоположностей, которая характеризует определённый аспект соотношения сущности и явления. Необходимость есть сущность, которая действует определенно, обязательно и регулярно. Случайность – это неопределенное и необязательное явление, лишенное регулярной правильности, оно может быть и может не быть. Так, наступление весны- определенная необходимость, так как времена года зависят от регулярного движения Земли вокруг Солнца. Но когда начнется фактическая весна, какая она будет: ранняя, нормальная, поздняя – это уже является случайностью.

Необходимость есть содержание в его сущности, в его действительности и представляет из себя следующий этап восхождения постигающего мышления к глубинным процессам, в конечном итоге, обусловленный потребностями развития предметной деятельности человека.

В философии рабовладельческого общества категории необходимости, сущности, закона, причинности еще четко не расчленены, а слиты воедино. На этом уровне познания, разумеется, могли иметь место отдельные абстрактные моменты, или догадки по проблеме. Так, в древнекитайской философии необходимость представлялась как всеобщее (дао), которое вносит порядок в хаос вещей; в древнеиндийской философии было распространено представление о карме (вечном нравственном миропорядке); в древнегреческой философии представ ления о необходимости выражают собою всеобщий миропоря док. У Гераклита Логос выступает как мировой порядок, которому подчиняются и вещи и люди; у Анаксагора упорядочивающим началом хаоса гомеомерий является мировой разум; у Демокрита необходимость объективна, является свойством самих вещей и все существует и происходит в силу необходимости или естественной причины. Случайности нет, ибо слу чайность есть беспричинное, у Платона упорядочивающим и организующим началом, а также причиной возникновения вещей выступает мистическая идея. Эпикур, развивая дальше атомизм Демокрита, вносит идею случайности как составной момент движения атомов.

Необходимость есть случайность в своей действительности. Необходимость заключает в себе и для себя свой собственный момент - случайность, которая выступает как необходимость в форме своего бытия. Необходимость возможна и мыслима только в случайности, в случайной форме. Поэтому случайность есть абсолютная необходимость

Случайность - исходный пункт познания, само возникнове ние явлений носит характер случайности. Объективным источ ником как исходного пункта познания и случайного знания о предмете является случайный характер возникновения самого предмета. Гегель, характеризуя форму возникновения явле ний как начало явлений, писал, что случайность есть сфера возникновения и прохождения. Маркс и Энгельс подчеркивали, что возникновение первоначально существует в случайном факте. Так, наемный труд, в котором уже содержится в зародыше весь капиталистический способ производства, существует с давних времен в единичной, случайной форме. Случайный характер возникновения различных сторон капиталисти ческого производства постоянно отмечается в «Капитале» Обмен товаров начинается там, где кончается община, в пунктах ее соприкосновения с чужими общинами или членами чу жих общин. Но случаен не только сам обмен товаров как определенных потребительных стоимостей, но и их количественное меновое отношение первоначально совершенно случайно. Всеобщая форма эквивалента появляется и исчезает вместе с тем мимолетным общественным контактом, который вызвал ее к жизни. Попеременно и мимолетно выпадает она на долю то одного, то другого товара. Но с развитием товарного обмена она прочно закрепляется исключительно за определенными ви дами товаров, или кристаллизуется в форму денег. С каким именно видом товара она срастается - это сначала дело слу чая.

Свобода и необходимость

Упрощенчески-материалистическое понимание свободы воли человека, связывающее его только с необходимостью, даже познанной, фактически лишает человека этой свободы. Французский философ П. Гольбах отмечал: " во всех своих поступках человек подчиняется необходимости... его свобода воли есть химера". По Бюхнеру свобода - это свобода человека со связанными руками, свобода птицы в клетке. Действительно, если все однозначно необходимо, если нет случайностей, возможностей, если человек действует как автомат, то не останется места для свободы. Даже если человек познает необходимость чего-либо, то это познание тоже не меняет положения. Преступник, находящийся в тюрьме и " познавший" эту необходимость, не становится от этого свободным.

Имеется и другая трактовка свободы, противоположная первой. Свобода - это " возможность поступать так, как хочется. Свобода - это свобода воли. Воля - по своей сущности всегда свободная воля".

В одной французской легенде рассказывается о суде над человеком, который, размахивая руками, нечаянно разбил нос другому человеку. Обвиняемый оправдывался тем, что его никто не может лишить свободы размахивать своими собственными руками. Судебное решение по этому поводу гласило: обвиняемый виновен, так как свобода размахивать руками одного человека кончается там, где начинается нос другого человека.

Свобода, как видим, может и не знать грани, отделяющей ее от ошибочных, а то и явно преступных действий человека. Свобода нередко вступает в конфликт с элементарными нормами жизни.

Только что приведенная французская легенда демонстрирует элементарное явление: нет абсолютной свободы, свобода всегда относительна (и не только ввиду имеющихся тех или иных рамок для своего осуществления; она имеет одну оценку в одной " системе отсчета" и другую оценку - в другой " системе отсчета" ).

Одной из наиболее разработанных концепций свободы является экзистенциальная концепция Н. А. Бердяева. Он считает, что связь свободы с природной или социальной необходимостью лишает подлинную свободу всякого смысла. Материальный мир причинен, принудителен, а подлинная свобода безосновна. Свобода не есть только выбор возможности (такой выбор тоже принудителен), свобода есть творчество, созидание ранее не бывшего. " Определение свободы как выбора есть еще формальное определение свободы. Это лишь один из моментов свободы. Настоящая свобода обнаруживается не тогда, когда человек должен выбирать, а тогда, когда он сделал выбор. Тут приходим к новому определению свободы, свободы реальной. Свобода есть внутренняя творческая энергия человека. Через свободу человек может творить совершенно новую жизнь, новую жизнь общества и мира. Но было бы ошибкой при этом понимать свободу как внутреннюю причинность. Свобода находится вне причинных отношений. Причинные отношения находятся в объективированном мире феноменов. Свобода же есть прорыв в этом мире"

В истории философии проблемы взаимосвязи свободы и необходимости существует три наиболее общих подхода:

- детерминизм (абсолютизирующий всевластье необходимости и, по сути, отрицающий свободу воли);

- индетерминизм (гипертрофирующий, напротив, автономию воли, противопоставленной необходимости);

- принцип единства, взаимообусловленности свободы и необходимости.

Конструктивным основанием для решения проблемы является третий подход, в рамках которого свобода и необходимость рассматриваются диалектически.

На основе результатов диалектического подхода свобода может быть представлена как осуществление субъектом власти над объектом в соответствии со своими потребностями (прежде всего — потребности самореализации). Осуществление этой независимости по отношению к необходимости предполагает:

1) познание необходимости;

2) выработку программы деятельности (на основании познанного);

3) реализацию этой программы на практике.

Проблема свободы исключительно сложна и многоаспектна, например, можно вести речь об абсолютной и относительной свободе, употребляя первое понятие как обозначение некоторого идеального, существующего всегда в перспективе, состояния, связанного с предельной самореализацией субъекта. Абсолютная свобода не является абсолютной фикцией, поскольку в качестве регулятивной идеи может оказывать вполне ощутимое влияние на реальность, в которой, однако наиболее явно представлена свобода относительная. Субъект всегда так или иначе ограничен объективно, многие обстоятельства его бытия — за пределами его власти, поэтому свобода как полная автономия и независимость от необходимости — это феномен иллюзорного сознания. Следовательно, уместно поставить вопрос о свободе " от" и о свободе " для", их взаимосвязи значимости в бытии обыденного и философского восприятия мира.

Существуют следующие модели свободы исходя из понятий потенцианальной (готовность субьекта к самоосуществлению, наличие благоприятных обстоятельств) и актуальной свободы. " Модели" свободы:

- органическая (цели субъекта — в данном случае в этом качестве выступает личность — не противоречат социальным, поэтому самореализация происходит более-менее благополучно);

- страглистская (субъект для реализации своих целей активно борется со всеми социальными препятствиями);

- эскапистская (субъект бежит от мира, реализуя себя в каких-то внутренних формах);

- адаптивная (субъект, приспосабливаясь к обстоятельствам, модифицирует свое " я" ).

Такие модели поведения имеют, конечно, и свою нравственную окраску, поэтому не случайно в истории этики можно найти концепции, ориентированные на предпочтительность какой-то из них.

 

Соотношение необходимости и случайности стало классической проблемой философии и науки. Современные точки зрения объединяет трактовка необходимости как внутренней и множественной основы, которая проявляется в виде внешних случайных явлений. Необходимость и случайность действуют как в причинных, так и в непричинных связях.

СООТНОШЕНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ И СЛУЧАЙНОСТИ.

1.необходимость и случайность относительны. Всегда имеется совокупность условий по отношению к которой какое-либо событие необходимо.

2.Необходимость и случайность соотносительны. Случайность это форма проявления и дополнения необходимости. (она самостотельного онтологического статуса не имеет, её можно дополнить).

3.Необходимость и случайность переходят друг в друга, в частности и потому, что необходимость это развивающееся часть.

 

Виды необходимости:

· внутренняя Н., вызванная к жизни природой самих явлений и процессов объективного мира; внешняя Н., порождаемая привходящими обстоятельствами;

· Н. более общего, фундаментального порядка, действие которой распространяется на сравнительно широкий круг явлений действительности;

· Н. менее общего порядка, действие которой охватывает сравнительно узкий круг явлений; сложная Н., определяющая поведение совокупности объектов, которая выражается статистическими закономерностями;

· простая Н., определяющая поведение индивидуальных объектов, которая выражается динамическими закономерностями;

· Н., управляющая явлениями действительности, которая может одновременно выражаться как статистическими, так и динамическими закономерностями.

Виды случайности:

· внутренняя С., органически связанная с данной Н.;

· внешняя С., выступающая как нечто постороннее по отношению к данной Н. и вызываемая преимущественно побочными факторами;

· объективная С., которая вызывается влиянием различных объективных условий;

· субъективная С., порождаемая субъективизмом, волюнтаризмом, нарушением объективно действующих законов;

· благоприятные или неблагоприятные С., соответственно ускоряющие или тормозящие развитие тех или иных сторон действительности.

Необходимость и закон

Необходимость означает, что обусловленное законами событие обязательно наступит, его «нельзя обойти», а случайность - это «нечто такое, что может быть и может также и не быть, может быть тем или иным... Преодоление этого случайного есть вообще... задача познания»[26]. В отсутствии случайности бытие становится предопределенным и по сути статическим, приобретая самопротиворечивый характер.

В обыденном сознании законное представляется как нечто, систематизирующее и противоположное хаосу. В предельном же случае оно противостоит сознательному нарушению порядка свободной волей человека в том случае, если это нарушение порочно и ложно, то есть беззаконно.

В широком и абстрактном смысле закон представляется как устойчивая и повторяющаяся связь явлений и процессов в мире[36]. По сферам проявления, особенностям детерминационных отношений и степени охвата (от философских до эмпирических) законы существенно разнятся. Уже исходя из многофакторности развития, следует, что ожидать буквальной реализации отмеченных закономерностей ни в природе, ни тем более в духовной и общественной жизни человека не приходится.

Закон, как категория философская, может существовать лишь благодаря тому, что мышлению присущи категории необходимости и случайности. Так, при отождествлении закона с необходимостью, он становится потенциалом реализующихся с необходимостью событий. В такое понимание, с определенными оговорками, укладывается понимание статистических и вероятностных законов как набора случайных событий. Знание о поведении покупателей или молекул газа возможно лишь благодаря тому, что закон, характеризуя именно многообразие событий, - лишь возможность, а не статическое образование.

Связь рассуждений о законе с поиском динамической детерминации опосредована предположением о необходимости некого свойства объекта. В свою очередь, полагание этого свойства как случайного имеет следствием поиск либо внутренней, либо внешней причины.

При рассмотрении процесса формулирования закона как описания отмеченной продолжительности либо упорядоченности в явлении важно, что именно в феноменологии формулируются различия между причинностью и необходимостью. Если причинность связана с «побуждением», то необходимость определяется континуальной продолжительностью или упорядоченным повторением, которые выступают для нее феноменологическими признаками. При этом, необходимость - не интерпретация, а термин для обозначения отмеченной устойчивости. Одноразовость события вкупе с его неожиданностью в этом плане являются феноменологическими признаками случайности.

Билет 25


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 2109; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь