Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Отражение как объективное основание сознания.



Отражение – способность объектов в результате взаимодействия с другими объектами воспроизводить некоторые их особенности в своей природе и структуре.

Отражение – следствие взаимодействия.

Проблему отражения поставил В.И. Ленин «материализм и эмпириокритицизм».

Ленин рассматривает отражение как атрибут материи.

«Логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением свойственным отражению.

Отражение развивается вместе с эволюцией материальных систем.

В неживой природе отражение выступает в виде изменений физических и химических свойств и состояний объекта.

В живой природе отражение активно (избирательно и целесообразно).

Отражение в живой природе включает в себя следующие формы:

1. допсихическая форма (раздражимость, то есть способность живых организмов целесообразно реагировать на внешний, биологически значимый раздражитель.

Например, ТАКСИСЫ (двигательные реакции простейших организмов, которые могут передвигаться под действием раздражителей.

2. психическая форма. Элементарные проявления психики:

-чувствительность (способность отражать отдельные свойства объектов в виде ощущений)

-восприятие (способность отражать объект в виде целостного образа)

Психика характеризуется: 1) образностью, т.е. способностью формировать субъективные образы внешнего мира и оперировать ими2) сигнальностью. Внешнее воздействие порождает образ, который становится сигналом к действию, т.е. к определённой поведенческой реакции организма.3) рефлекторностью, т.е. наличием системы рефлексов.

В живой природе возрастает: 1. адекватность, т.е. отражение приобретает всё более дифференцированный характер и даёт организму всё более полную и точную информацию об окружающей среде2. активность, т.е. избирательность и целесообразность.

Появляется опережающее отражение у животных. Для него характерен пространственно-временной разрыв сигнала и ответной поведенческой реакции организма, и этот разрыв возможен благодаря приспособлению организма к цикличности природных процессов. Опережающее отражение проявляется в способности живого организма предвидеть будущее и заранее подготавливаться к этому будущему.

Сознание человека – высшая форма отражения.

Сознание – высший уровень психической активности человека, способность отражать объективный мир в субъективных идеальных образах.

Сознание способно фиксировать свои образы в языке.

Сознание предполагает способность к абстрактному мышлению, к рефлексии.

Сознание обладает способностью к целепологанию (то есть к формированию цели и идеалов).

 

Билет 31

Вопрос 31. Роль труда, языка и социальных отношений в развитии сознания.

«Трудовая теория» - Ф. Энгельс

«Символическая теория» - Э. Кассирер

Доп. термины:

Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.

Язык — знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание)

Социальные отношения – относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами как представителями больших социальных групп, обусловленные общественно принятыми нормами или общественным порядком.

Cознание ” -- это фундаментальное философское понятие, характеризующее сложный и многомерный феномен, представляющий собой системный компонент человеческой психики и включающий в себя мир человеческих чувств, мыслей, переживаний и других духовно-эмоциональных состояний человека.

В развитии классической философии сложилось несколько традиций осмысления проблемы сознания. Истоки исторически первого субстанционального подхода к анализу сознания, трактующего его как внутренний духовный мир человека, уходят в античность (Платон, Аристотель). В рамках этого подхода в философии Нового времени сознание предстает в качестве замкнутой в себе субъективности, особой субстанции ( Г. Лейбниц, Р. Декарт). Субстанциональный подход, несмотря на свою ограниченность, позволил выявить сложную структуру субъективной реальности, мира идеальных феноменов.

Натуралистически-функциональный подход к анализу сознания берет свое начало в философии Нового времени. Согласно этому подходу, развивавшемуся метафизическим материализмом (Ж. Ламетри, П. Гольбах, П. Кабанис) и опиравшимся на достижения физиологии и медицины, сознание -- это особая функция мозга человека, благодаря которой он оказывается в состоянии познавать окружающий мир и самого себя. В границах натуралистического подхода была поставлена психофизиологическая проблема, но не были учтены связи человеческого сознания с миром культуры, его социальная обусловленность.

Социокультурный подход к детерминации сознания представлен в истории философии двумя версиями. Первая из них разработана в немецкой классической философии (И. Кант, Ф. Гегель), выявившей влияние мира культуры на формирование феноменов индивидуального сознания (воли, воображения, ценностей) и разграничившей индивидуальное и надиндивидуальное сознание.

Вторая версия этого подхода была заявлена философией марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс), не признававшей субстанциональности сознания. В рамках диалектико-материалистической философии была детально проанализирована проблема генезиса и развития сознания под воздействием социокультурных факторов и выявлены механизмы связи наиндивидуального (общественного) сознания со сферой практически--предметной деятельности людей.

Постклассические варианты филосоФского осмысления проблемы сознания заданы главным образом в рамках экзистенциально-феноменологической и психоаналитической традиций. Первая из них ( Э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр) в трактовке сознания отказывается от характерной для философской классики оппозиции “субъект--объект” и исходит из рассмотрения субъективности как специфического бытия. Для нее в мире имеет место не мышление о бытии, а бытие мышления. Феноменологию интересует не бытие предметов как таковых, а многообразие способов их данности, явления себя человеку.

Психоаналитическая традиция (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм) поставила перед философией проблему бессознательного, т.е. проблему существования скрытых детерминат сознания, не представленных в нем самом. Наряду с признанием персонального бессознательного, она ввела представление о коллективном бессознательном, символизирующем наследие опыта предшествующих поколений людей в индивидуальной психике человека.

Наряду с перечисленными традициями, постклассическая философия в лице структурализма (М. Фуко, Р. Барт) и философской герменевтики (М. Хайдеггер, Г. Гадамер) стремится представить бытие сознания через структуры языка. В концепциях философии постмодерна сознание трактуется как процесс рече- и текстопорождения, призванный продуцировать и транслировать безадресные сообщения по каналам коммуникации.

Современное модельно-концептуальное представление о сознании призвано синтезировать содержательные аспекты анализа проблемы сознания, которые получили обоснование в процессе исторической динамики философского и естественнонаучного знания. Естественно, что такая обобщенная модель носит в значительной мере конвенциональный характер и не может претендовать на статус конструкта, абсолютно изоморфного реальному человеческому сознанию. Тем не менее в ее рамках имеет смысл выделение трех базовых стратегий философского осмысления проблемы сознания. Это, во-первых, рассмотрение вопроса о происхождении, структуре и функциях сознания, во-вторых -- исследование его социокультурной размерности и взаимосвязи с семиотическими системами и, в третьих, анализ проблемы субстрата сознания и возможности его искусственных модификаций.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь