Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философско-культурологические аспекты пассионарной теории этногенза Л.Н. Гумилева



Сын Гумилева Николая Степановича и Ахматовой Анны Андреевны Советский и российский учёный, историк-этнолог, доктор исторических наук и доктор географических наук, поэт, переводчик с персидского языка. Основоположник пассионарной теории этногенеза.

Пассионарная теория этногенеза – учение Льва Гумилева об этногенезе, энергоизбыточном напряжении этнической системы, приводящем к активной созидательной деятельности. Учитывает природно-географические факторы. Пассионарность описывается на популяционном уровне (как активность этнических коллективов) и на индивидуальном уровне (как поведенческий импульс). Этот феномен объясняется как эффект энергии живого вещества биосферы. Львом Гумилевым предложена универсальная модель этногенеза, основанная на данных не только истории, но и географии, биологии (генетики). Она изложена в фундаментальном труде «Этногенез и биосфера Земли» (1979) и в многочисленных других работах. Ученый продолжает историософическую традицию, восходящую к трудам Н.Д. Данилевского и первых евразийцев, особенно к представлениям П.Н. Савицкого о «месторазвитии». (Одним из главных факторов исторического процесса, с точки зрения Савицкого, являлась тесная связь жизни народа с его географической основой – его «месторазвитием»)

Начальные условия:

Началом этногенеза является формирование на определённой территории устойчивой и способной к расширению популяции с отличным от окружающих стереотипом поведения. Для такого события необходимо совпадение следующих условий:

– нахождение территории на линии пассионарного толчка или мощный генетический дрейф пассионарности в место начала этногенеза,

– сочетание двух или более ландшафтов на территории,

– присутствие двух или более этносов на территории.

Этапы этногенеза

Типичный этногенез состоит из следующих стадий:

 

Срок Название Примечания
0 лет (начало отсчёта) Толчо́ к или дрейф Как правило, не отражён в истории.
0–150 лет Инкубацио́ нный пери́ од Рост пассионарности. Отражён только в мифах.
150–450 лет Подъём Быстрый рост пассионарности. Сопровождается тяжёлой борьбой и медленным расширением территории.
450–600 лет Акмати́ ческая фа́ за, или перегре́ в Колебания пассионарности около максимума, превосходящего оптимальный уровень. Быстрое увеличение могущества.
600–750 лет Надло́ м Резкий спад пассионарности. Гражданские войны, раскол этнической единицы.
750–1000 лет Инерцио́ нная фа́ за Медленный спад пассионарности на уровне около оптимального. Общее процветание.
1000–1150 лет Обскура́ ция Спад пассионарности ниже нормального уровня. Упадок и деградация.
1150–1300 лет Аго́ ния Только для этносов, не сумевших выйти в гомеостаз. Быстрый распад.
1150 лет–неопределённо долго Гомеоста́ з Существование в равновесии со средой.

 

Различаются следующие виды этнических систем, в порядке снижения уровня этнической иерархии: суперэтнос, этнос, субэтнос, конвиксия и консорция. Этническая система является результатом эволюции этнической единицы более низкого порядка или деградации системы более высокого; она содержится в системе более высокого уровня и включает в себя системы более низкого.

Суперэтнос

Самая крупная этническая система. Состоит из этносов. Общий для всего суперэтноса стереотип поведения является мировосприятием его членов и определяет их отношения к фундаментальным вопросам жизни. Примеры: российский, европейский, римский, мусульманский суперэтносы.

Этнос

Этническая система более низкого порядка, обычно в обиходе называемая народом. Члены этноса объединены общим стереотипом поведения, имеющим определённую связь с ландшафтом (местом развития этноса), и, как правило, включающим религию, язык, политическое и экономическое устройство. Этот стереотип поведения обычно называется национальным характером. Пример: Русские.

Субэтнос, конвиксия и консорция

Части этноса, обычно жёстко привязанные к определённому ландшафту и связанные общим бытом или судьбой. Примеры: поморы, старообрядцы, казаки.

Этнические системы более высокого порядка обычно существуют дольше, чем системы более низкого. В частности, консорция может не пережить своих основателей.

Этнические формы

Химера

этническая форма и продукт контакта несовместимых (имеющих отрицательную комплиментарность) этносов, принадлежащих к различным суперэтническим системам. В её среде расцветают антисистемные идеологии. Например: Хазарский каганат, Булгарское царство.

Ксения

сочетание, при котором один этнос – «гость», вкрапление в теле другого, – живёт изолированно, не нарушая этнической системы «хозяина». Например, в Российской империи – колонии поволжских немцев, присутствие ксений безвредно для вмещающего этноса.

Симбиоз

сочетание этносов, при котором каждый занимает свою экологическую нишу, свой ландшафт, полностью сохраняя свое национальное своеобразие. При симбиозе этносы взаимодействуют и обогащают друг друга. Он – оптимальная форма контакта, повышающая жизненные возможности каждого из народов.

Этническая антисистема

системная целостность людей с негативным мироощущением, которое представляет собой специфическое отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению систем, то есть к уменьшению плотности системных связей.

В этногенезе ведущая роль принадлежит пассионарности, природным контактным зонам и этнической комплиментарности. Земля получает из космоса больше энергии, чем необходимо для поддержания равновесия биосферы, что ведет к эксцессам, порождающим пассионарные толчки или взрывы этногенеза. Пассионарность – это атрибуты подсознания, врожденная способность организма абсорбировать энергию внешней среды и выдавать её в виде работы. Пассионарность – эффект избытка живого вещества биосферы у человека. Энергетическая природа пассионарности посредством её носителей создает и разрушает ландшафты, народы и культуры. Проявление пассионарности – это есть способность жертвовать собой ради идеала.

Львом Гумилёвым была предложена следующая классификация по признаку пассионарности, включающая девять уровней:

Высший – шестой, жертвенный, человек без колебаний готов пожертвовать собственной жизнью. Примерами таких личностей являются Ян Гус, Жанна Д'Арк, протопоп Аввакум, Сусанин.

Несколько ниже лежит пятый уровень – стремление к идеалу победы, – человек вполне готов рисковать жизнью ради достижения полного превосходства, но идти на верную смерть неспособен. Это патриарх Никон, Иосиф Сталин и др.

То же самое, но в меньшем масштабе, проявляется на четвёртом уровне – стремление к идеалу успеха. Примеры – Леонардо да Винчи, Александр Сергеевич Грибоедов, Сергей Юльевич Витте. Это уровни перегрева, акматической фазы (уровень пассионарности на предельном для данной системы уровне). Четвёртый уровень считается переходным.

Ниже идут уровни, наиболее характерные для фазы надлома – стремление к идеалу знания и красоты и ниже (то, что Лев Гумилёв называл «пассионарность слабая, но действенная»). Это все крупные учёные, художники, писатели, музыканты, и т.д.

Для выхода из фазы надлома характерен второй уровень – поиск удачи с риском для жизни. Это искатель счастья, ловец фортуны, колониальный солдат, отчаянный путешественник, ещё способный рискнуть жизнью.

Со снижением пассионарности на смену им приходят другие – пассионарии, стремящиеся к благоустройству без риска для жизни.

Ещё ниже стоит обыватель – тихий человек, полностью приспособленный к окружающему ландшафту. Это нулевой уровень. Количественно он преобладает почти во всех фазах этногенеза.

При дальнейшем снижении пассионарности приходят люди с отрицательными её значениями – субпассионарии. Они бывают двух уровней: − 1-го и − 2-го. Если первые ещё способны на какие-то действия, приспособление к ландшафту, то вторые не могут даже этого. Постепенно с их взаимоистреблением и давлением внешних причин либо происходит гибель этноса, либо берут своё гармоничники (особи, пассионарный импульс которых равен по величине импульсу инстинкта самосохранения.)

Несомненно, сознательная деятельность людей играет в этногенезе не меньшую роль, чем эмоциональная, но характер их различен. Человеческий разум, бескорыстное стремление к истине порождает научные открытия, создающие предпосылки для роста производительных сил и общественного прогресса. Но предметы труда человека изначально отличаются от творений природы, они могут только разрушаться. Пассионарность возникает не как цикличность, а как вспышка, которая за период 1200–1500 лет затухает, оставляя многочисленные следы жизни этноса: архитектуру, литературу и идеи (кристаллизованную пассионарность). Наряду с ландшафтом, важнейшим фактором возникновения этноса является этническая комплиментарность (ощущение подсознательной взаимной симпатии (антипатии) членов этнических коллективов, определяющее деление на «своих» и «чужих») Бывает либо положительной, либо отрицательной.

В пассионарной теории этногенеза используется старая концепция смены поколений. В интерпретации Гумилева, когда пассионарная энергия в этносе уменьшается, ведущее положение в обществе занимают субпассионарии, игнорирующие прошлое и настоящее ради будущего. Из щелей вылезает неистребимая посредственность, проматывающая наследство предков. Наступает последняя мемориальная фаза этногенеза. Главная задача пассионарной теории этногенеза – своевременное предвиденье возможных вариантов этнических событий. Поиск оптимальных выходов из возможных, но не обязательных коллизий, остается делом политиков.

Разумеется, не со всем, представленным автором концепции можно согласиться. Ряд суждений и оценок Гумилева выглядит весьма спорными и недостаточно аргументированными, что, в частности, касается трактовки некоторых вопросов этногенеза, особенно, генезиса пассионарности как " генетического признака", обусловливающего повышенную способность организма поглощать извне избыточное количество биохимической энергии живого вещества, необходимой для активной целенаправленной деятельности. Мало объясним и механизм связи между пассионарностью и поведением, который и лежит в основе созидания и изменения этнических доминант, характеризующих разные фазы жизни этносов. Так же не вполне понятно, например, в силу чего происходит пассионарный толчок и, по существу, что это такое, хотя в геологии уже появились некоторые выводы относительно связи гумилев-ских пассионарных толчков с глобальными геологическими явлениями. Не высказали своего мнения по этой проблеме еще многие науки, в том числе генетика, биохимия и биофизика. За концепцией этногенеза Гумилева, на наш взгляд, кроется большой научный потенциал, поскольку она является реальным источником идей для новых конкретно-научных и философско-методологических обобщений. Бесспорно, что научное исследование Гумилева не монолог одного лица. На поставленные им серьезные вопросы и высказанные предположения ответит будущее. По этому поводу естествоиспытатели говорят: " Природу невозможно заставить говорить то, что нам хотелось бы услышать". Описанные Гумилевым природные закономерности этногенеза и гипотезы воздействия на этносы планеты космических излучений, возможно, подтвердятся в недалеком будущем. Думается, что концепция этногенеза, предложенная Гумилевым и испытанная им на обширном историческом, этнографическом и естественно-научном материале, и в целом требующая дальнейшего, более углубленного исследования и специальных обсуждений специалистов различных областей знания, найдет своих продолжателей. Психологи докажут физиологический механизм пассионарности, генетики уточнят способ передачи пассионарности как признака и т.д. Но ясно одно, что концепция ученого - это выдающийся вклад в развитие современного научного знания о процессах, происходящих в человеческих общностях.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь