Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Пища - главным образом растительная. Излюбленные блюда - фасоль, голубцы, овощные рагу, маринованные маслины. Из молочных продуктов употребляют сыр и кислое молоко.



Традиц праздники - масленица, Пасха, майский праздник, новогодние календы, сопровождающиеся красочными обрядами, карнавальными гуляниями. Сохранился богатый исторический фольклор - песни, сказы, плачи, воспевающие борцов за независимость. Развито танцевальное и музыкальное искусство, дневековые памятники Греции - предмет национальнойгордости греков, афинский Акрополь - национальный символ.

Исследования Н.Н. Миклухо-Маклая на Новой Гвинее.

Сентября 1871 года на берег острова НГ с борта русского корвета «Витязь» высадился Н.Н. М.-М.

Он хотел собрать на НГ факты, которые помогли бы ответить на один из самых острых научных вопросов: о происхождении человека и человеческих рас, о первобытном человеке, о папуасской расе и ее месте среди других народов.

Он был глубоко убежден: человечество, несмотря на расовые отличия, составляет единый биологический вид. Эту идею необходимо было подтвердить фактами, так как находились такие ученые, которые приписывали папуасам разные фантастические черты и признаки, которых нет у людей других рас. На основе этих соображение делался вывод, что папуасы будто бы представляют некую промежуточную форму, стоящую между животным миром и человечеством; что папуасское общество якобы состоит из людей низшего типа, не способных в принципе подняться до уровня современной цивилизации. М.-М. рассчитывал добыть своей экспедицией сведения, опровергающие такого рода представления.

Прожил с папуасами почти 4 года. Постарался овладеть их языком.

Подробно фиксировал антропологический облик папуасов. Волосы у них мелко-курчавые, плотно прилегающие к голове.

Изучал быт и труд папуасов, делал зарисовки их хижин, деталей одежды, украшений и т. д., подробно описал процесс приготовления пищи. Он принимал участие в ритуалах и пиршествах папуасов, участвовал в их коллективной охоте.

Фактически М.-М. открыл для науки папуасов НГ, о которых почти ничего не было известно. Впервые в мировой науке «туземец», «дикарь» предстал как обычный живой человек.

Он отказался от публикации многих материалов своих исследований, опасаясь, что его научные наблюдения могут облегчить порабощение папуасов европейскими колонизаторами.

Проблема происхождения американских индейцев.

В Западном полушарии до сих пор не были найдены останки предков человекообразных обезьян, все найденные археологами в Америке скелетные останки человека представляют современный тип, очень напоминающий эскимосов и индейцев. По мнению большинства ученых, заселение древними монголоидами Америки началось свыше 30 тысяч лет назад из Северо-Восточной Азии через Берингов пролив, который в то время был сушей. Небольшие группы охотников на бизонов и карибу, двигаясь вслед за животными стали, сами того не подозревая, первооткрывателями Нового Света.

По своему антропологическому типу американские индейцы, а еще более эскимосы, сходны с населением Северной и Восточной Азии и входят в большую монголоидную расу. Это одно из свидетельств в пользу происхождения коренного населения Америки из Азии.

Культурно-хозяйственный тип мотыжных земледельцев.

Хауса, народ на севере Нигерии (26 млн. человек), в Нигере (4, 3 млн. человек), Камеруне (130 тыс. человек), Гане (140 тыс. человек), Чаде (160 тыс. человек), Буркина-Фасо, Бенине, Того, ЦАР, Мали и Ливии. Общая численность 30, 8 млн. человек.

Говорят на языке хауса западной подгруппы чадской группы афразийской семьи. Выделяются восточные (кано, гуддири, зария, дамагарам), западные (сокото, замфара, арева, адар, курфай), переходные (даура, кацина) и периферийные (баучи, хауса Ганы) диалекты. Старописьменный литературный язык сложился в начале XIX века на основе диалекта сокото, современный литературный язык — в XX веке на основе городского говора города Кано. Письменность с XVII—XVIII вв. на основе арабской графики (аджами), с конца XIX века — латиница (боко). В Того и Гане более распространена письменность аджами, в Нигере — боко. Для хауса Нигерии характерна диграфия — активное использование как боко, так и аджами.

Большинство хауса — мусульмане-сунниты маликитского толка (мазхаба). Среди хауса-маликитов большим влиянием пользуются тарикаты (братства) Кадирийя и Тиджанийя. В городах получили распространение также ваххабизм и учение секты Ахмадийя. Часть хауса — христиане-протестанты (англикане, методисты, баптисты) и приверженцы традиционных верований (субэтнические группы арна, или азна, и магузава). Культ духов-" ветров" (искоки, или бори), поклонение священным деревьям сохранились и среди мусульман, особенно у женщин в деревнях.

Как этнос хауса сложились в результате длительного смешения этнических групп Западной Африки и Сахары, говоривших на языках нигеро-кордофанской, нило-сахарской и афразийской семей. С распространением ислама у предков хауса возникли торговые города и раннеполитические образования — так называемые " страны хауса" (Кано, Кацина и др.), находившиеся в зависимости от империи Борну. История хауса отразилась в этногенетическом предании о " семи хауса" — городах Даура, Кано, Гобир, Кацина, Зария и др., и " семи инородцах" (банза баквай) — Кебби и др., частично также вошедших в состав современных хауса. Основные субэтнические группы хауса — адарава, арава, гобирава, губава, гуддирава, дамагарава, даурава, заззагава, замфарава, кабава, канава, кацинава, курфаява. Некоторые из них сохраняют особые племенные знаки (рубцы на лице). Многие этнические общности Северной Нигерии и Нигера говорят на языке хауса, но сохраняют особое или двойственное этническое сознание. Часть причисляющих себя к хауса групп не говорит на языке хауса (например, абакварига в районах Вукари, Такум, Лафия на севере Нигерии).

В XVI веке большинство городов хауса оказалось под властью Сонгайской державы, а затем Кебби. В XIX веке почти все " страны хауса" были завоёваны скотоводами-фульбе, создавшими государство с центром в Сокото. Большинство фульбе (фулани) подверглось сильному культурному и языковому влиянию со стороны численно преобладавших земледельцев-" хабе" (в основном хауса). Значительную часть населения государства Сокото составляли пленники и их потомки, жившие в так называемых " рабских поселениях" (ринджи), постепенно смешавшиеся с основной массой хауса. В начале XX века основная этническая территория хауса была разделена между английскими (Нигерия) и французскими (Нигер) колониальными владениями. В Нигерии английские колониальные власти запретили рабовладение, однако передали в подчинение фульбе почти все районы, населённые хауса. В ведении хабе было оставлено управление на уровне отдельных округов и деревень. В Нигере власть правителей-хауса была также сильно ограничена. Политика французских колонизаторов способствовала сохранению этнической обособленности отдельных групп хауса. В независимой Нигерии (с 1960) хауса и фульбе, в основном перешедшие на язык хауса, часто рассматриваются представителями других народов как единый народ " хауса-фулани".

Основные традиционные занятия хауса — торговля и мотыжное земледелие (сорго, африканское просо, кукуруза, рис, хлопчатник, арахис, индиго, маниок, ямс, бататы, табак, сахарный тростник, томаты, бобовые, тыквы, лук, горький перец). Развиты различные системы ирригации; переложное земледелие сохранилось лишь в малонаселённых районах саванны. В сухой сезон многие мужчины хауса уходят на заработки в города на побережье Гвинейского залива. Распространены также скотоводство (козы, овцы, ослы, лошади, на севере — верблюды), рыболовство и охота (особенно у арна и магузава). Ремёсла — кузнечное, ювелирное, ткацкое, красильное, гончарное, кожевенное, изготовление обуви, плетение корзин и циновок, резьба по дереву. К традиционным занятиям относятся также воровство и профессиональное нищенство. Важную роль в процессе социализации детей хауса играют коранические школы.

Хауса живут в деревнях, часто состоящих из нескольких обособленных кварталов с этнически разнородным населением, и городах. В традиционных городах хауса на севере Нигерии они обычно населяют обнесённый стеной старый город (бирни) в противоположность кварталам переселенцев с юга страны (сабон гари, буквально " новый город" ). В городах Нигера и соседних районов Нигерии преобладают дома из сырцового кирпича и глинобитные с плоской крышей. Стены домов часто орнаментируются. В деревнях жилище также глинобитное, прямоугольное с плоской крышей или круглое с соломенной конической крышей. У некоторых групп хауса Нигера и северо-запада Нигерии распространены круглые хижины из ветвей и соломы. Среди традиционных построек хауса выделяются глинобитные дворцы знати, мечети с выступающими наружу балками (так называемый суданский архитектурный стиль) и амбары для зерна (круглые, на деревянных или каменных подпорках, соломенные или обмазанные глиной). В последние десятилетия у городских хауса появились дома европейского типа.

Традиционная мужская одежда — рубаха с узкими рукавами, на которую надевается широкая длинная рубаха с расшитым воротом и нагрудным карманом, и шаровары, женская — кусок материи, сшитый из полос ткани, обёртываемый вокруг тела. Пища растительная (каши, похлёбки), мясная, молочная, рыба. Особую роль в традиционных ритуалах играет орех кола.

Большесемейные общины, состоящие из нескольких полигинных семей, сохранились лишь в деревнях. В городах и прилегающих к ним густонаселённых районах преобладают малые моногамные семьи. Брачное поселение вирилокальное, счёт родства патрилинейный с пережитками матрилинейности. В последнее время у состоятельных городских хауса получило распространение затворничество женщин. Шуточное родство связывает различные группы хауса, ремесленников разных профессий, а также хауса и соседние народы (фульбе, нупе, йоруба, канури и др.). У хауса-магузава и арна прослеживаются пережитки тотемизма и возрастных классов. Из фольклора наиболее распространены сказки, песни, пословицы, этногенетические легенды.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-13; Просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь