Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философская мысль Др. Востока.



Вопрос

Вопрос

Античная фил-фия: греческая архаика.

Философия как наука возникла в древней Греции в 7-6 веках до н.э. Делаются попытки осознать окружающий мир и место человека в нем. Усиливается интерес к рациональному мышлению, дающему возможность осмыслить происходящие события с точки зрения человеческого самосознания. Также становлению философии в греческом мире способствовали и достигнутые греками политические свободы (возможность открыто выражать своё мнение). Происходит демократизация образования, секуляризация культуры (освобождение её от религии). Особенности греческой мифологии: идея развития, вместо идеи его творения (хаос-> (саморазвитие) космос, потом возникают божества); идея внутренней, а не внешней причинности мира.

Одной из древнейших философских школ считается Милетская. Материалисты, основой мира считали одушевленную материальную субстанцию (первооснову). ГИЛОЗОИЗМ (от греч. hyle — материя и zoe — жизнь), философское учение о всеобщей одушевленности материи. Мыслители из города Милета – Фалес (ок. 640 — ок. 546), Анаксимен (585 — около 528 до н.э.), Анаксимандр (около 610 — после 547 до н.э.). Именно они впервые попытались освободить античное мышление от излишней мифологичности. «Из чего все? » - вот вопрос, который интересовал милетцев в первую очередь. Сама постановка вопроса давала убеждение, что все можно объяснить, но для этого надо найти единый источник. Таким источником Фалес считал воду, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – апейрон ( (греч. apeiron — бесконечное, беспредельное), термин древнегреческой философии; у ранних философов — свойство первоэлементов, у Платона и пифагорейцев — синоним материи.)

Пифагорейцы стали 1-ой идеалистической школой. В основе – абстрактные понятия (числа) Пифагор (6 в. до н. э.) приходит к выводу, что «все есть число». В соотношении и сочетании чисел он видит высшую гармонию. Простые числовые соотношения стали искать в геометрии и астрономии. Числовая мистика. 7- священное число (7 планет небесных светил, вращаются по 7 хрустальным сферам, 7 тонов звука, 7 цветов радуги). Выдвинули идею о шарообразности Земли, т.к. шар – идеальная форма; идею бессмертности человеческой души. МЕТЕМПСИХОЗ (от греч. metempsychosis — переселение душ), религиозно-мифологическое представление о перевоплощении души после смерти тела в новое тело какого-либо растения, животного, человека, божества.

Элеаты (Парменид(ок. 515 — ок. 445 до н. э.) и Зенон(ок. 490-430 до н. э.)). Рационалисты. Они придумали ряд парадоксов (апорий), многие из которых до сих пор считаются неразрешимыми. Например, аргумент «дихотомия» доказывает: для того, чтобы пройти определенный путь, сначала надо пройти его половину, а чтобы ее пройти, надо пройти ее четверть, далее – одну восьмую, и так до бесконечности. Получается, что невозможно из данной точки попасть в соседнюю, т.к. ее фактически нет. Таким образом, приходится признать, что Ахилл не может догнать черепаху, а летящая стрела не летит (движущееся тело, напр. летящая стрела, в каждый момент движения занимает определенное пространство, т. е. находится в покое и, таким образом, все движение разлагается на моменты покоя, следовательно, представляет внутреннее противоречие (так как из нулей движения нельзя составить положительную величину))

Из этого следует, что бытие неподвижно, не изменяется и все существующее есть одно и то же бытие. Всякая изменчивость – иллюзия человеческого восприятия, обман органов чувств.

Атомисты (5 в. до н.э. Левкипп, Демокрит(около 460 до н.э— около 360 до н.э.)) Материалисты. Демокрит предположил, что мир нельзя делить бесконечно, ибо есть мельчайшие, неделимые вещества – атомы. Земля, воздух, вода, огонь представляют собой первичные группировки атомов. Сочетания атомов образуют целые миры. Дискретность бытия. Материя обладает св-вом прерывности, между атомами – пустота. Пустота дискретна. Амер – мельчайшая частица пустоты. Хронон – минимальный отрезок времени. Движение атомов строго обусловлено, движутся по строго заданным траекториям. Все процессы в мире заданы, нет ничего случайного –всё закономерно (ДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. determino — определяю), философское учение закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности.), фатализм. Не могли объяснить существование иррациональных чисел. Душа смертна, после смерти она распадается.

Гераклит (около 550 до н.э., — около 480 до н.э.)– противник элеатов. Идея изменчивости мира. Логос – мировой закон, определяет всё, который заключается в борьбе противоположностей. Все в мире происходит через борьбу, все течет, изменяется, «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Противоположности находятся в вечной борьбе, порождая новые явления («раздор есть отец всего»). Бытие (течение) ночи и дня есть взаимооперетекание и внутреннее соприсутствие, жизнь живет противоборством смерти, но этим же «живет» и смерть; взаимны бессмертие бессмертных и смертность смертных; противоборствующее этим самым противоборством прочно сцеплено в единую гармонию существования.

Человеческий разум и логос имеют общую природу, но логос существует в вечности и управляет космосом, частицей которого является человек.

Огонь – первоэлемент. Символическим выражением всеобщего изменения для Гераклита является огонь. Огонь есть непрерывное самоуничтожение, он живет своей смертью. Идея вечности материи. Кол-во материи неизменно, первоэлементы не разложимы на составляющие. ДИАЛЕКТИКА [от греч. dialektike (techne) — искусство вести беседу, спор], философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. В истории философии выдвигались различные толкования

диалектики: как учения о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит); искусства диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ)

Вопрос

Вопрос

Античная философия: эллинизм и Рим.

АРИСТОТЕЛЬ (384— 322 до н.э.), древнегреческий ученый, философ.

Сущность (субстанция) – отдельный предмет, единичное бытие.

Аристотель делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя как и у Платона – это первичный материал, потенция вещей. Форма придает материи актуальное состояние, т.е. превращает ее из возможности в действительность. Т.о. Аристотель понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма, согласно Аристотелю – это активное начало, начало жизни и деятельности. Всякая вещь имеет четыре причины: сущность (форму), материю (субстрат), действие (начало движения) и цель («то, ради чего»). Высшие сущности он называет чистыми формами. По сути дела, чистые формы есть ничто иное как идеальные сущности. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую, лишенную материи форму – Перводвигатель, который служит источником жизни и движения всего космоса. Будучи энергией, перводвигатель не обладает материей, в нем нет костного, он есть чистая форма – цель. Душа является формой по отношению к материи. Однако, по Аристотелю, присуща лишь живому существу. Ей обладают только растения, животное и человек. Растительная душа ведает функциями питания роста и размножения – общими для живых существ. У животных прибавляется способность желания, т.е. стремление к приятному и избежанию неприятного. Разумной душой обладает лишь человек. Аристотель определяет разумную душу как такую часть души, которая познает и думает. Разум составляет основное начало этой души. Он не зависит от тела, бессмертен и находится в тесной связи с вселенским разумом. Отличие человека от животного – это способность к интеллектуальной жизни.

Аристотель применяет категориальный, понятийный анализ. Он весьма подробно рассматривает ряд категорий, каждая из которых выступает у него в трояком виде: как род бытия; как форма мысли; как высказывание. К этим категориям он относит сущность, свойство, отношение, количество и качество, пространство и время, движение.

Аристотель оперирует не только отдельными категориями, он анализирует высказывания, взаимоотношения между которыми определяются 3-мя знаменитыми законами логики. 1) закон тождества (А есть А)-понятие должно употребляться в одном и том же значении; 2) закон исключительного противоречия (А не есть не-А); 3) закон исключённого третьего (А или не-А истинно, «третьего не дано»). На основе законов логики Аристотель строит учение о силлогизме. В нём 2 крайних термина соединяются посредством третьего, общего обеим посылкам. В итоге получается определение, называемое выводом. (Все млекопитающие теплокровные. Лошадь – млекопитающее. Вывод – лошадь – теплокровное.)

Аристотель четко раскрывает содержание знаменитого сократовского диалогического метода. Диалог содержит: 1) Постановку вопроса; 2) Стратегию задавания вопросов и получения ответов на них; 3) Правильное построение умозаключения.

Аристотель считает, что цель человека – стать существом добродетельным, а не порочным. Добродетели – это приобретаемые качества, среди них наиважнейшие – мудрость, рассудительность, мужество, щедрость, великодушие. Гармоничным сочетанием всех добродетелей является справедливость. Добродетелям можно и нужно научиться. Они выступают серединой, компромиссом благоразумного человека. Великодушие есть середина между тщеславием и малодушием, мужество – середина между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость – середина между расточительством и скупостью. Основной принцип аристотелевой этики — разумное поведение, умеренность (метриопатия).

Формы государственного устройства Аристотель делит на правильные (когда достигается общая польза) и неправильные (когда достигается польза лишь для некоторых):

  Правильные формы   Неправильные ф-мы Кол-во правящих
Монархия Тирания Один
Аристократия Олигархия Богатое меньшинство
Полития Демократия Большинство

СКЕПТИЦИЗМ (от греч. skeptikos — разглядывающий, расследующий), философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины.

ПИРРОН из Элиды (ок. 360 — ок. 270 до н. э.), древнегреческий философ, основатель скептицизма: человеческие суждения о вещах произвольны, следует воздерживаться от каких-либо суждений вообще (т. н. эпохе) и пребывать в состоянии атараксии и апатии, полного равнодушия. Положение о непознаваемости вещей Пиррон доказывал ссылкою на то, что познание как чувственное, так и разумное шатко; чувственное познание представляет нам предметы не такими, какие они в действительности, а такими, какими они нам кажутся; с другой стороны, всякому утверждению может быть противопоставлено иное утверждение, и притом с тем же основанием, ибо и разумное познание основано на мнении и привычке, а не на действительном знании.

Из воздержания от суждения вытекает атараксия (душевное спокойствие, безмятежность, ведущая к истинному блаженству). Предрассудки вызывают споры и страсти людей, для скептика же не существует страстей, для него важно и действительно лишь его настроение. Устойчивый смысл вообще отсутствует, всё текуче, надо жить как хочешь, принимать жизнь в её непосредственной данности.

Итак, основные положения скептицизма:

мир текуч, у него нет смысла и четкой определенности;

всякое утверждение есть вместе с тем и отрицание, всякое «да» есть вместе с тем и «нет»; подлинная философия скептицизма – молчание; следуйте «миру явлений», сохраняйте внутренний покой.

Главный вопрос для стоиков состоит в определении места человека в Космосе. Стоики приходят к убеждению, что законы бытия неподвластны человеку, человек подвержен року, судьбе. От судьбы деться некуда, действительность нужно принять такой, какая она есть. Судьбу можно ненавидеть, но можно и полюбить ее, получая удовольствие от того малого, что она дает тебе.

Стоики стремятся обнаружить смысл жизни, они видят его в лектоне. Лектон – это слово, его смысловое значение, выше всяких положительных и отрицательных суждений – суждение вообще. Лектон осуществляется и во внутренней жизни человека, создавая состояние атараксии, т.е. душевного спокойствия, невозмутимости. Стоик не безразличен к миру, он просто слишком хорошо его понимает, поэтому и спокоен.

Итак, основные моменты картины мира в представлении стоиков:

1) Космос – это огненный организм;

2) человек существует в рамках космических законов, которые он не в состоянии изменить, поэтому человек подвержен фатализму;

3) лектон – это смысл мира и человека;

4) понимание мира неминуемо приводит к состоянию атараксии, бесстрастности;

5) люди составляют единое целое с Космосом.

Космос — окруженная беспредельной пустотой сфера с неподвижной землей в центре и огненным эфиром на периферии. Время понимается как мера движения (пространство, время и тело бесконечно делимы). Космос как порядок преходящ: в конце цикла огонь поглощает прочие элементы («воспламенение»), но в каждом следующем цикле мир возрождается из огненного протосубстрата в прежнем виде.

Все люди — граждане космоса как мирового государства; стоический космополитизм уравнивал (в теории) перед лицом мирового закона всех людей — свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин.

СЕНЕКА (1 до н. э. / 1 н.э.), римский государственный деятель, писатель, философ, крупнейший представитель позднего стоицизма.

Его философия сводится к этике, которая из отвлеченного исследования блага и добродетели концентрируется на жизни своего «я»: философия — «лекарство» для души; она " учит делать, а не говорить». Логика — вспомогательная дисциплина, не имеющая прямого отношения к основной цели; физика необходима постольку, поскольку, не зная устроения космоса, нельзя понять и самого себя, — но никакая теория не делает человека лучше. Вместе с тем, Сенека — последний крупный стоик, имевший естественно-научные интересы и порой разбиравший отдельные проблемы стоической логики и онтологии. Излюбленная тема Сенека — «продвижение» к независимости от внешних обстоятельств и мудрой покорности промыслу: «Согласного судьба ведет» Особую важность приобретает мотивация поступка: совесть становится важнейшим критерием нравственности: «Будь благ — этим ты достаточно почтишь богов»

Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому основной этический принцип у них – удовольствие. Учение, которое во главу угла ставит удовольствие, называется гедонизмом.

Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие.

В отличие от стоиков, которые считали рок неизбежным, эпикурейцы наделяют человека свободой воли. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям. Эпикуреец не боится смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет». Жизнь – вот главное наслаждение.

Итак, главные представления эпикурейцев таковы:

Душа огнеподобна, составляет основу ощущений

Все состоит из атомов, которые могут самопроизвольно отклоняться от прямолинейных траекторий;

Человек состоит из атомов, которые могут спонтанно отклоняться, обеспечивают ему свободу выбирать жизнь, полную удовольствий;

Главное содержание человека – мир чувств, в который он может погрузиться, отказавшись от активной деятельности, стремления переустроить мир;

Боги тоже состоят из атомов, но нераспадающихся, поэтому они бессмертны, боги безразличны к человеческим делам;

Для счастливой жизни человеку необходимы три составляющие: отсутствие телесного страдания (апония), невозмутимость души (атараксия), дружба (как альтернатива политическим и другим противостояниям).

Неоплатоники стремились дать картину всего мира, Космоса в том числе. Плотин выстраивает своеобразную иерархическую «лестницу», на вершине которой стоит Единое благо, далее следуют Ум. Душа, Материя. Единое благо – подлинно первосущее, охват всего в одной точке. Мировой Ум включает числа и идеи в их системном взаимосвязанном виде. Ум есть прообраз всех вещей. Мировая душа выражает собой всё одушевлённое. Душа производит все живые существа. Материя – это низшая ступень человеческого бытия, сама по себе она не активна, косна, она восприемница возможных форм и смысла.

Основная задача человека состоит в том, чтобы глубоко продумать свое место в структурной иерархии бытия. Добро (Благо) идёт сверху, от Единого, зло снизу от материи. Человек может избежать зла в той мере, в какой ему удается подняться по лестнице: Душа – Ум- Благо. Неоплатоники везде видят гармонию и красоту, за них ответственно Единое-Благо. «Всё идущее от Блага прекрасно, само же оно – выше прекрасного». Даже хаос гармоничен. Жизнь людей также не может противоречить всеобщей гармонии. Люди – актёры, которые каждый по-своему осуществляют сценарий, заложенный в Мировом Уме.

Неоплатонизм дал наиболее синтетическое представление о мире.

ПРОКЛ (412-485), древнегреческий философ, осуществил универсальную конструктивно-диалектическую разработку всей системы неоплатонизма на основе триадического метода. Ступени триады: пребывание в себе, выступление из себя (эманация), возвращение из инобытия обратно в себя.

Вопрос

Вопрос

Философия Возрождения.

Эпоха Возрождения - переходная эпоха от Средневековья к Новому времени. 15-н.16 в. – Италия, к.15-н.16 в. – Европа. Черты Ренессансного (франц. Renaissance — Возрождение) мировоззрения.

Процесс секуляризации культуры (освобождение её от религии), падение авторитета церкви.

Развитие светской культуры.

Идеализация античной культуры. «Возрождение было склонно забывать обо всём, чем оно обязано Средневековью и преувеличивать значение античности» - Лосев.

Антропоцентризм (акцент смещается с бога на человека, глубокий интерес к сущности человека), понимание человека как гармоническое единство духовного и телесного начала, оправдание радостей земной жизни, славы, обогащения. От античного периода перенимается эстетическое внимание ко всему телесному, восхищение человеческим телом. Мировоззрение эпохи Возрождения выдвигает на первый план прекрасное, т.е. эстетическое, как внутреннее так и внешнее, идея активности человека «кузнец своего счастья», творец всех ценностей (создав мир бог больше не вмешивается в жизнь людей); меняется отношение к труду, труд становится главным мерилом человеческих качеств, имеет высокую нравственную роль; индивидуализм – идея приоритета прав отдельной личности. В эпоху Возрождения исследуется человек и его место во Вселенной. Антропоцентризм, возникший в эпоху Ренессанса, способствовал развитию гуманизма - воззрения, признававшего ценность человека как личности, его права на свободу, счастье и развитие. По мнению гуманистов люди должны быть друг для друга источником радости, а это невозможно без того, чтобы основу человеческих отношений составляли любовь и дружба.

Антидогматизм – против средневековых авторитетов, критика всей схоластической системы, ей противопоставляется право на истину, поиск её, неприятие Аристотеля, оппозиция всей университетской науки, возвращение Платона.

Антифеодальная направленность, критика феодального дворянства как паразитического сословия, критика абсолютной монархии. Философия Возрождения ориентируется на свободомыслие и справедливое устройство общества, которое предполагается достигать на демократических началах, в рамках республиканского строя.

Принцип пантеизма – тождественности бога и природы.

Развитие магических, оккультных знаний, расцвет астрологии (Нострадамус).

Наконец, самое главное научное открытие эпохи Возрождения – это то, что Земля движется вокруг Солнца (Коперник), пространство бесконечно, а в Космосе существует бесконечное количество миров.

1.Итальянский гуманизм (признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.) 14-15 в. Центр – Флоренция.

Ф. Петрарка сформулировал новую программу образования – языкознание, этика, история, филология.

-эпикурейский гуманизм ЛОРЕНЦО ВАЛЛА (1405 или 1407-57) ориентация на материализм, критикует учение о душе, монашество, отрицает обет бедности, защищает частный интерес, индивидуализм. Признаёт идею наслаждения как высшего блага. Написал философский трактат «О свободе воли» (опубликован 1482), где утверждал, что, несмотря на последствия первородного греха человек сохранил способность самостоятельного выбора между добром и злом.

-гражданский гуманизм АЛЬБЕРТИ Леон Баттиста (1404-72). Синтез идей Платона, Аристотеля, Цицерона и др. Идея всеобщей гармонии: природа, человек, общество. Идеи активной гражданской жизни. За равенство прав, против сословного деления.

15 в. во Флоренции создаётся Платоновская академия (ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА Джованни (1463-94)) перевели все труды Платона, античных неоплатоников. Пантеисты. «900 тезисов» Пико делла Мирандола (введение к ним — «Речь о достоинстве человека»), в которых он стремился к всеобщему «примирению философов» (все религиозные и философские школы — частные проявления единой истины) – религия универсальна. «человек не только богоподобен, но и богоравен» - еретическая идея, человек сам творит свою сущность.

ФИЧИНО Марсилио (1433-99), итальянский философ-неоплатоник. Перевел на латинский язык сочинения Платона, Плотина, Ямвлиха, Прокла, Порфирия, Михаила Пселла, часть «Ареопагитик», сделав их достоянием европейской философии 15-16 вв.

МАКИАВЕЛЛИ Никколо (1469-1527), итальянский политический мыслитель. Ради упрочения государства считал допустимыми любые средства. Отсюда термин «макиавеллизм» для определения политики, пренебрегающей нормами морали. Провозглашалось в качестве нормы политического действия положение о том, что цель оправдывает средства, употребленные для ее достижения; однако подлинной целью «нового государя» должен стать, по Макиавелли, не частный, сугубо личный интерес, но «общее благо», подразумевающее объединение Италии в сильное национальное государство. Макиавелли доказывал преимущества республиканского образа правления.

Кампанелла (утопический коммунизм), разрабатывает модель «общества будущего», т.н. «идеального общества», где все основано на равенстве и справедливости. По своей сути это не что иное, как утопия.

В н. 16 в. линия Итальянского гуманизма затухает. Католическая реакция. Запрет книг.

Северный гуманизм к.15- с.16 в. (С. Европа) среди университетской интеллигенции.

Критика церкви, схоластики, феодальных порядков. Стремились по-новому прочесть библию, заново переводят её.

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (1467— 1536), подчеркивал в христианстве не обрядовую сторону, а нравственное преображение человека в соответствии с Христовыми заповедями. Говорил, что «римский папа – злейший враг церкви».

Томас Мор (описание идеального строя фантастического острова Утопия бесклассовое общество, без частной собственности, веротерпимость, труд — обязанность всех, распределение происходит по потребности) разрабатывает модель «общества будущего», т.н. «идеального общества», где все основано на равенстве и справедливости. По своей сути это не что иное, как утопия.

3.Натурфилософия. 16 в. происходит переориентация философии с проблем гуманистических, с философии человека на философию природы.

Для Кузанского бог – это всё: и бытие, и возможность становления бытия. Он есть и абсолютный дифференциал и сумма всех дифференциалов, т.е. абсолютный интеграл. Но рассматривая становление, переходя от одного числа к другому, мы приходим к бесконечному числу. это абсолютный мах. ибо его нельзя уменьшить одним из арифметических действий. Абсолютный мах. неделим, но неделимость это св-во абсолютного мин. Значит абсолютный мах. и абс. мин. есть одно и то же.

От Бога Кузанский движется к интеграль­ному и дифференциальному исчисленьям. Движение идет и в об­ратном направлении: понятие " Бог" есть для Кузанского предель­ное понятие. К этому понятию можно сколь угодно приближаться, но его совершенно нельзя достичь. Из-за своего предельного характера понятие " Бог" не может быть постигнуто рассудочным, дискурсивным путем. Постижимым образом Бог — абсолют — может появиться лишь в единичном, индивид есть не противоположность общему, а ско­рее его истинное осуществление. Человек выступает как Богочеловек, он есть творческое начало, его главная способность — человеческое познание, и реализуется оно в первую очередь структурно-мате­матическим образом, а именно, геометрически. Геометризм — важнейшая форма представления действительности в эпоху Ре­нессанса. Он нагляден, базируется на зрительских восприятиях. Кузанский к тому же демонстрирует умение выявлять предель­ные переходы. Часть окружности (дуга) при увеличении ее ра­диуса максимально приближается и, наконец, совпадает с ее ка­сательной (прямой); стороны треугольника при уменьшении угла между ними образуют одну прямую и т.д.

Джордано Бруно — представитель позднего Ренессанса. Права человека для Джордано Бруно — вне всяких ограничений. Он развивает философские представления Кузанского и астрономические воззрения Коперника.

Вслед за Кузанским он считает, что существующие в ми­ре противоположности совпадают. Совпадая друг с другом, они могут быть не чем иным, как абсолютным тождеством. Бог и есть это абсолютное тождество, мировое целое, которое везде и нигде. Бессмысленно представлять себе Бога как что-то изолированное, он есть мировое целое. Джордано Бруно — пантеист. Пантеизм — учение, отождествляющее Бога с мировым целым. Если Бог — это мировое целое, то неразумно искать источ­ник движения вне мира, он содержится в самом мире, во всех его составляющих частях, в минимуме. Материя есть вовсе не потенция, она есть самодвижущееся бытие. В мировом целом сов­падают мировая душа и мировой разум. Мышление тоже есть дви­жение. Весь мир выступает как нечто живое – гилозоизм.

Пространство бес­конечно. Надо полагать, оно содержит не только наш мир, но еще и бесконечное число других миров. Бесконечному пространству соответствует бесконечное число миров — такова логика Дж. Бру­но

Дж. Бруно стремится возвеличить личность, героическую лич­ность, а делает он это через пантеизм. От типичного для эпохи Возрождения личностно-материального понимания мира Дж. Бру­но переходит к философии, в центре внимания которой окажет­ся человек разумеющий и максимально деятельный.

Вопрос

Вопрос

Философия Нового времени: социально-политические вопросы.

Для передовых философов 17 века опора на понятие прав человека становится нормой. В отличие от античных и средневековых философов, философы Нового времени стремятся защитить права каждой отдельной личности, в юридическом отношении все люди признавались равноправными. Эти идеи нашли свое развитие в трудах англичан Томаса Гоббса и Джона Локка.

Гоббс защищал концепцию общественного договора, без которого люди не способны к мирному сосуществованию. Государство, которое Гоббс уподобляет мифическому библейскому чудовищу Левиафану, — результат договора между людьми, положившего конец естественному состоянию «войны всех против всех». Рассматривая человека с этической в политической точек зрения, Гоббс следует той же дедуктивной, математической методе, как и в физике. Этика и политика тесно связаны, ибо все этические понятия начинаются лишь с перехода людей из состояния природы в состояние государства. По природе все люди равны между собой. Из этого естественного состояния равенства всех людей должна возникнуть война всех против всех (bellum omnium contra omnes). Люди не по природе общительны, как учил Аристотель, а стремятся лишь к властвованию одного над другими, что и ведет к войне. Но состояние войны есть состояние страха и опасности, из которого необходимо выйти; поэтому мир есть первое требование естественного закона, выражающего правило воздержания каждого отдельного лица от того, что ему вредно. Для достижения мира необходимо каждому лицу отказаться от неограниченного его права на все. Этот отказ может быть сделан или в форме отречения, или же в форме перенесения прав одного лица на другое. Вторым способом, т. е. перенесением прав всех на одно или несколько лиц, и создается государство. Все права без исключения переданы государству, которое является неограниченным. Подчинение государственной власти — безусловное, ибо неповиновение государственной власти повело бы вновь к войне всех против всех.

Перечислив права государства (охрана мира, цензура учений, установление законов, суд, объявление войны, установление администрации, награды), Г. приписывает их верховной власти. Государства бывают трех родов: демократия, аристократия и монархия. Из этих трех форм государства одна лишь монархия достигает своей цеди — безопасности граждан, и есть, таким образом, наилучшая. Обязанность монарха — общественное благо (salus publica suprema lex). Для его охраны верховная власть обладает всемогуществом, поскольку оно доступно человеку, а отдельный гражданин по отношению к верховной власти является вполне бесправным и ничтожным. Представитель верховной власти, как источник законов, стоит выше их; он определяет понятие справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, моего и твоего. Он ответственен только перед Богом. Лишь в том случае, когда верховная власть неспособна охранять мир против внутренних или внешних врагов, граждане не обязаны ей повиноваться. Верховная власть определяет и религиозные догматы, и культ. Духовная и светская власть соединены в одном лице церковь и государство составляют неразрывное целое.

Социально-политическая концепция Локка опирается на естественное право (совокупность принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий) и теорию общественного договора.

Локк считал, что личность от рождения обладает тремя основными правами: на жизнь, на свободу, на собственность. Эти права не могут быть обеспечены без терпимости друг к другу. Во главу угла ставится уважение и соблюдение гражданской самостоятельности индивида, уважение к конституции. Локк считается отцом западного либерализма, теоретиком конституционной монархии и разделения властей на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную (внешних сношений), которые находятся в состоянии динамического равновесия в правильно устроенном государстве. В отличие от Томаса Гоббса, трактовавшего «естественное состояние» общества как «войну всех против всех», Локк считал таковым состояние свободы и равенства людей, живущих своим трудом. Однако он полагал, что главное естественное право людей — право на собственность — должно быть закреплено с помощью разумных законов, дабы исключить возникновение конфликтов. Для этого, согласно Локку, путем общественного договора создается политическое общество, формирующее правительство, ответственное перед народом. Локк был решительным противником теорий божественного происхождения королевской власти.

Таким образом, новый стиль философского мышления привел к выработке развитого юридического мировоззрения.

Философия 18 века, в не меньшей степени, чем философия 17 века была отмечена духом новаторства. Во Франции она получила название философии Просвещение. Знаменитые философы-просветители – Вольтер, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро, Поль Гольбах.

Вольтер без устали критикует, иронично высмеивает религиозный фанатизм, он выступает сторонником «естественной религии». Под естественной религией он понимает принципы морали, общие для всего человечества. Главный принцип морали, считает Вольтер, сформулирован уже мудрецами древности: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой». Поддерживал деизм, утверждал, что бог, создавший Вселенную, не имеет никакого отношения ни к чудесам, ни к таинствам, происходящим на Земле. Против абсолютизма (неогр. монархия), за формирование нового типа личности, активной, предприимчивой, принимающей на себя ответственность за свою судьбу и сознательно стремящейся к собственному и общественному благосостоянию.

Руссо развивает концепцию общественного договора. Руссо видел истоки неравенства в частной собственности, он советовал людям вернуться к природе. противопоставлял т. н. первоначальное естественное равенство неравенству искусственному (социальному). В форме философского романа Руссо изложил теорию врожденных нравственных чувств, главным из которых он считал внутреннее сознание добра. Задачей воспитания он провозгласил защиту нравственных чувств от разлагающего влияния общества. Заключая общественный договор, люди поступаются частью своих суверенных естественных прав в пользу государственной власти, охраняющей их свободу, равенство, социальную справедливость и выражающей, тем самым, их общую волю. Последняя не тождественна воле большинства, которая может противоречить подлинным интересам общества. Если государство перестает следовать общей воле и выполнять свои моральные обязательства, оно утрачивает нравственную основу своего существования. Обеспечение этой нравственной опоры власти Руссо возлагал на т. н. гражданскую религию, призванную объединить граждан на основе веры в Бога, в бессмертие души, в неотвратимость наказания порока и торжества добродетели.

Он провозглашает народ суверенным, законодательная власть должна принадлежать народу. С позиций деизма осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость. Идеи Руссо: культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму. Он утверждал, что хорошие манеры не исключают расчетливого эгоизма, а науки и искусства удовлетворяют не коренные потребности людей, но их гордыню и тщеславие. Руссо поставил вопрос о тяжкой цене прогресса, считая, что последний ведет к дегуманизации человеческих отношений.

Под руководством Дидро издавалась энциклопедия, состоящая из 35 томов и содержащая достижения во всех областях знания. Будучи сторонником просвещенной монархии, выступал с непримиримой критикой абсолютизма, христианской религии и церкви, отстаивал (опираясь на сенсуализм) материалистические идеи.

МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи (1689-1755), французский просветитель, правовед, философ. Выступал против абсолютизма. Стремился вскрыть причины возникновения того или иного государственного строя, анализировал различные формы государства и формы правления. Средством обеспечения законности считал принцип разделения властей (принцип, согласно которому власть в государстве осуществляют три независимые ветви власти (исполнительная, законодательная и судебная), уравновешивающие друг друга (т. н. система сдержек и противовесов)). Прослеживая зависимость политического устройства от особенностей государства, его размеров, населенности, климата, географической среды, от религии, исповедуемой народом, и его нравов, Монтескье привнес в науку о праве и в гуманитарное знание вообще естественно-научный метод, выступив, в частности, основателем географической школы в социологии (направление в социологии, рассматривающее географическую среду (климат, реки, почву и т. п.) как определяющий фактор развития общества.) Предлагая читателям трехчастную схему — «республика-монархия-деспотия», автор не брал на себя роль апологета или судьи. Разъясняя особенности каждого вида правления, Монтескье иллюстрировал их яркими примерами из истории. Осуждение деспотизма, утверждение принципа гражданской и личной свободы, призыв к веротерпимости, политической умеренности, постепенности в проведении любых преобразований.

 

Вопрос

Вопрос


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.076 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь