Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Фил-фия средневековья. (6-15 вв.)



Основополагающим моментом в становлении средневековой философии явилось то, что в отличии от античного признания многобожия, в средневековом мире получили распространение такие религии, как ислам и христианство, основанные на единобожии. Средневековая фил-фия была тесно переплетена с христианской теологией (ТЕОЛОГИЯ (от греч. theos — Бог и logos — слово, учение; также богословие), совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога.) Все фил-кие проблемы обсуждались внутри богословских как их часть. «Фил-фия есть служанка теологии». Фил-фия – толкование догматов христианской веры. В основе лежит принцип теоцентризма. Бог понимается как реальность, определяющее всё сущее, бытие. Бог вечен, все остальные формы бытия невечны. Были отброшены все материалистические теории возникновения мира. Принцип КРЕАЦИОНИЗМа (от лат. creatio — сотворение), религиозное учение о сотворении мира богом из ничего. В эпоху средневековья право творить предписывалось только богу, в то время, как человек не имел на это право, изобретения со стороны человека считались богохульством. Такие представления существенным образом сдерживали становление инженерной мысли. Принцип ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМа (от лат. providentia — провидение), истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога, идея непрерывного контроля над миром со стороны бога. Идея мировой гармонии (в мире нет ничего неразумного). Идея направленности хода мировой истории. Принцип эсхатологизма (ЭСХАТОЛОГИЯ (от греч. eschatos — последний, конечный и логос — слово, учение), религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.)(2-ое пришествие Христа - апокалипсис). Время понимается линейно (в античном мировоззрении время – бесконечное движение по кругу, циклический хар-р). Принцип откровения (бог раскрывает перед человеком некоторые тайны бытия через пророков) лежит в основе всех ср.вк. теорий познания. Библия – свод высших истин о мире. Принцип ПЕРСОНАЛИЗМа (от лат. persona — личность), философское направление, признающее личность первичной творческой реальностью, а весь мир проявлением творческой активности «верховной личности» — Бога.

Этапы развития ср.вк. фил-фии

1. Апологетика АПОЛОГЕТЫ (от греч. apologeomai — защищаю), собирательное название раннехристианских писателей, главным образом 2-3 вв., защищавших принципы христианства от критики нехристианских философов. Ориген (ок. 185-253/254)– 1 дал философские обоснования библейской мифологии, разработал метод аллегорического (АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria — иносказание), изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа)., символического толкования библии. Написал комментарии к Ветхому и Новому завету. Конец мира неабсолютен – будет возрождение. ТЕРТУЛЛИАН (ок 160- после 200) позиция «христианского негативизма» резко отрицательное отношение ко всей старой античной культуре. Иррационализм – идея приоритета веры над разумом. «Верую ибо нелепо»

2. ПАТРИСТИКА (от греч. pater, лат. pater — отец) – учение отцов христианской церкви 4-5 вв. н.э. Восточная, греческая патристика – православные Василий Великий, Григорий богослов. Латинская, западная - ИЕРОНИМ Стридонский (около 342-420) писатель и богослов, один из основоположников западной католической церкви. Ему принадлежит латинский перевод Библии (Вульгата) – перевод 5 век. Августин (354-430) детально разработал все разделы христианской фил-фии, до 13 века был высшим церковным авторитетом в Зап. Европе. Августин понимал исторический процесс как путь к «Царству Божию» Развил учение о благодати и предопределении. Многоплановое наследие Августина, одно из самых значительных в истории патристики (ок. 100 трактатов, несколько сот писем и проповедей) Человек как «идеальный» субъект представляет собой единство трех «ипостасей» — ума, воли и памяти. «Возвратись в себя — истина обитает во внутреннем человеке» Человек, «великая бездна», слишком слаб, чтобы самостоятельно преодолеть зло в самом себе. У Августина складывается концепция предопределения. После грехопадения Адама люди способны творить благо лишь с помощью благодати, которая несоизмерима с заслугами и дается тому, кто избран и предопределен к спасению. Основания такого предпочтения непостижимы: в справедливость высших решений можно только верить. Тем самым Августин бесповоротно утверждает примат веры над разумом: мы не можем знать всего, во что верим. «Уверуй, чтобы уразуметь»— кредо зрелого и позднего творчества Августина.

3. СХОЛАСТИКА (от греч. scholastikos — школьный, ученый), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам; получила наибольшее развитие в Зап. Европе в средние века. В основе – логика Аристотеля. 5-6 вв. Боэций перевел на латынь логические трактаты Аристотеля. Эриугена (810, Ирландия — ок. 877)перевел на латынь сочинения «восточных отцов церкви» (онтология, символические толкования), «АРЕОПАГИТИКИ», религиозно-философское сочинение, дошедшее под именем Дионисия Ареопагита - подробное описание небесных сил; учение «о 4-х уровнях бытия» Пантеистическая концепция бытия: 1-природа несотворённая, но творящая (бог), 2- сотворенная и творящая (жизнь), 3- сотворённая, не творящая (неживая природа), 4- несотворённая, не творящая (материя). (ПАНТЕИЗМ (от пан... и греч. theos — бог), религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое.) Фома Аквинский (1225 или 1226-1274)стремится достичь гармонии между верой и разумом, но предпочтение отдает вере. Наука должна подтверждать религию. Ф. Аквинский – антагонизм души и тела, они соединены неразрывно в чел-ке, а сам чел-к это промежуточное сущ-во между животными и ангелами. Особое место в учении Фомы Аквинского занимают «доказательства» бытия Бога Первое доказательство, которое называют сегодня «кинетическим», состоит в том, что если в мире все движется, то должен обязательно существовать Перводвигатель, т. е. Бог. Второе «доказательство» основано на том, что если в мире все причинно обусловлено, то должна быть Первопричина, т. е. Бог. Суть третьего «доказательства» заключается в том, что, если природные вещи возникают и погибают, и происходит это как по необходимости, так и случайно, то должна существовать в действительности и некая абсолютная необходимость, т. е. Бог. В четвертом «доказательстве» Бог является абсолютным Совершенством, поскольку в мире есть более или менее совершенные предметы. А в пятом «доказательстве» Фома говорит о Боге как руководящем начале мира, т. к. вокруг нас все стремится к наилучшему сознательно или инстинктивно. Он выделяет четыре уровня бытийности вещей в зависимости от степени их актуальности, выражающейся в том, каким образом форма, то есть актуальное начало, реализуется в вещах. На низшей ступени бытия форма, согласно Фоме, составляет лишь внешнюю определенность вещи (causa formalis); сюда относятся неорганические стихии и минералы. На следующей ступени форма предстает как конечная причина (causa finalis)вещи, которой поэтому внутренне присуща целесообразность, названная Аристотелем " растительной душой", как бы формирующей тело изнутри, таковы растения. Третий уровень животные, здесь форма есть действующая причина (causa efficiens), поэтому сущее имеет в себе не только цель, но и начало деятельности, движения. На всех трех ступенях форма по-разному привходит в материю, организуя и одушевляя ее. Наконец, на четвертой ступени форма предстает уже не как организующий принцип материи, а сама по себе, независимо от материи (forma per se, forma separata). Это дух, или ум, разумная душа, высшее из сотворенных сущих. Не будучи связана с материей, человеческая разумная душа не погибает со смертью тела. Боэций «следует соединять, где можно, веру с разумом» и «божественных вещей следует касаться разумом» Тезисы Боэция о том, что в богопознании следует, насколько возможно, идти рациональным путем; о том что этот рациональный путь должен быть точен, математически строг и однозначен; и, наконец, онтологическая система Боэция легли в основу всей средневековой западной схоластики как особого типа философствования.12 век – расцвет схоластики – возникновение западных университетов, изучение наследия Аристотеля. Парижский унив-т – центр схоластики. 14 век – кризис схоластики, вывод о неприемлемости учений Аристотеля.

«Спор об универсалиях». Библия начинается с фразы: «Вначале было слово». Именно по определению: «что есть слово? » и разгорелся так называемый «спор об универсалиях» между номиналистами и реалистами, позволивший уточнить соотношение общего и единичного. Универсалии – это общие понятия о чем-либо.

Ярким представителем средневекового реализма был Фома Аквинский (1221 -1274), который считал, что общее существует трояко: в Боге, в вещах, в головах людей. Слово в таком случае обозначает Общее. Средневековый реализм утверждал, что универсалии (общие понятия) существуют реально и независимо от сознания. Здесь он продолжает линию Платона. Номиналисты же продолжают линию античных софистов, они считают, что общее не существует, есть лишь отдельные понятия, имена.

В споре реалистов и номиналистов особняком держались концептуалисты (Абеляр и др.), кот. как и номиналисты считали, что общие понятия (универсалии) сами по себе не существуют. Есть некие мысленные образования – концепты, которые необходимы для понимания мира.

Спор реалистов, номиналистов и концептуалистов («спор об универсалиях») тянется до наших дней, точка в нем до сих пор не поставлена. Тем не менее были выработаны важнейшие понятия современной философии. Они таковы: «Собственное имя» обозначает один предмет; «Общее имя» обозначает класс предметов, объединенных общим признаком; «Понятие» - есть форма мысли, понятие раскрывает смысл общего имени.

 

Вопрос

Философия Возрождения.

Эпоха Возрождения - переходная эпоха от Средневековья к Новому времени. 15-н.16 в. – Италия, к.15-н.16 в. – Европа. Черты Ренессансного (франц. Renaissance — Возрождение) мировоззрения.

Процесс секуляризации культуры (освобождение её от религии), падение авторитета церкви.

Развитие светской культуры.

Идеализация античной культуры. «Возрождение было склонно забывать обо всём, чем оно обязано Средневековью и преувеличивать значение античности» - Лосев.

Антропоцентризм (акцент смещается с бога на человека, глубокий интерес к сущности человека), понимание человека как гармоническое единство духовного и телесного начала, оправдание радостей земной жизни, славы, обогащения. От античного периода перенимается эстетическое внимание ко всему телесному, восхищение человеческим телом. Мировоззрение эпохи Возрождения выдвигает на первый план прекрасное, т.е. эстетическое, как внутреннее так и внешнее, идея активности человека «кузнец своего счастья», творец всех ценностей (создав мир бог больше не вмешивается в жизнь людей); меняется отношение к труду, труд становится главным мерилом человеческих качеств, имеет высокую нравственную роль; индивидуализм – идея приоритета прав отдельной личности. В эпоху Возрождения исследуется человек и его место во Вселенной. Антропоцентризм, возникший в эпоху Ренессанса, способствовал развитию гуманизма - воззрения, признававшего ценность человека как личности, его права на свободу, счастье и развитие. По мнению гуманистов люди должны быть друг для друга источником радости, а это невозможно без того, чтобы основу человеческих отношений составляли любовь и дружба.

Антидогматизм – против средневековых авторитетов, критика всей схоластической системы, ей противопоставляется право на истину, поиск её, неприятие Аристотеля, оппозиция всей университетской науки, возвращение Платона.

Антифеодальная направленность, критика феодального дворянства как паразитического сословия, критика абсолютной монархии. Философия Возрождения ориентируется на свободомыслие и справедливое устройство общества, которое предполагается достигать на демократических началах, в рамках республиканского строя.

Принцип пантеизма – тождественности бога и природы.

Развитие магических, оккультных знаний, расцвет астрологии (Нострадамус).

Наконец, самое главное научное открытие эпохи Возрождения – это то, что Земля движется вокруг Солнца (Коперник), пространство бесконечно, а в Космосе существует бесконечное количество миров.

1.Итальянский гуманизм (признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.) 14-15 в. Центр – Флоренция.

Ф. Петрарка сформулировал новую программу образования – языкознание, этика, история, филология.

-эпикурейский гуманизм ЛОРЕНЦО ВАЛЛА (1405 или 1407-57) ориентация на материализм, критикует учение о душе, монашество, отрицает обет бедности, защищает частный интерес, индивидуализм. Признаёт идею наслаждения как высшего блага. Написал философский трактат «О свободе воли» (опубликован 1482), где утверждал, что, несмотря на последствия первородного греха человек сохранил способность самостоятельного выбора между добром и злом.

-гражданский гуманизм АЛЬБЕРТИ Леон Баттиста (1404-72). Синтез идей Платона, Аристотеля, Цицерона и др. Идея всеобщей гармонии: природа, человек, общество. Идеи активной гражданской жизни. За равенство прав, против сословного деления.

15 в. во Флоренции создаётся Платоновская академия (ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА Джованни (1463-94)) перевели все труды Платона, античных неоплатоников. Пантеисты. «900 тезисов» Пико делла Мирандола (введение к ним — «Речь о достоинстве человека»), в которых он стремился к всеобщему «примирению философов» (все религиозные и философские школы — частные проявления единой истины) – религия универсальна. «человек не только богоподобен, но и богоравен» - еретическая идея, человек сам творит свою сущность.

ФИЧИНО Марсилио (1433-99), итальянский философ-неоплатоник. Перевел на латинский язык сочинения Платона, Плотина, Ямвлиха, Прокла, Порфирия, Михаила Пселла, часть «Ареопагитик», сделав их достоянием европейской философии 15-16 вв.

МАКИАВЕЛЛИ Никколо (1469-1527), итальянский политический мыслитель. Ради упрочения государства считал допустимыми любые средства. Отсюда термин «макиавеллизм» для определения политики, пренебрегающей нормами морали. Провозглашалось в качестве нормы политического действия положение о том, что цель оправдывает средства, употребленные для ее достижения; однако подлинной целью «нового государя» должен стать, по Макиавелли, не частный, сугубо личный интерес, но «общее благо», подразумевающее объединение Италии в сильное национальное государство. Макиавелли доказывал преимущества республиканского образа правления.

Кампанелла (утопический коммунизм), разрабатывает модель «общества будущего», т.н. «идеального общества», где все основано на равенстве и справедливости. По своей сути это не что иное, как утопия.

В н. 16 в. линия Итальянского гуманизма затухает. Католическая реакция. Запрет книг.

Северный гуманизм к.15- с.16 в. (С. Европа) среди университетской интеллигенции.

Критика церкви, схоластики, феодальных порядков. Стремились по-новому прочесть библию, заново переводят её.

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (1467— 1536), подчеркивал в христианстве не обрядовую сторону, а нравственное преображение человека в соответствии с Христовыми заповедями. Говорил, что «римский папа – злейший враг церкви».

Томас Мор (описание идеального строя фантастического острова Утопия бесклассовое общество, без частной собственности, веротерпимость, труд — обязанность всех, распределение происходит по потребности) разрабатывает модель «общества будущего», т.н. «идеального общества», где все основано на равенстве и справедливости. По своей сути это не что иное, как утопия.

3.Натурфилософия. 16 в. происходит переориентация философии с проблем гуманистических, с философии человека на философию природы.

Для Кузанского бог – это всё: и бытие, и возможность становления бытия. Он есть и абсолютный дифференциал и сумма всех дифференциалов, т.е. абсолютный интеграл. Но рассматривая становление, переходя от одного числа к другому, мы приходим к бесконечному числу. это абсолютный мах. ибо его нельзя уменьшить одним из арифметических действий. Абсолютный мах. неделим, но неделимость это св-во абсолютного мин. Значит абсолютный мах. и абс. мин. есть одно и то же.

От Бога Кузанский движется к интеграль­ному и дифференциальному исчисленьям. Движение идет и в об­ратном направлении: понятие " Бог" есть для Кузанского предель­ное понятие. К этому понятию можно сколь угодно приближаться, но его совершенно нельзя достичь. Из-за своего предельного характера понятие " Бог" не может быть постигнуто рассудочным, дискурсивным путем. Постижимым образом Бог — абсолют — может появиться лишь в единичном, индивид есть не противоположность общему, а ско­рее его истинное осуществление. Человек выступает как Богочеловек, он есть творческое начало, его главная способность — человеческое познание, и реализуется оно в первую очередь структурно-мате­матическим образом, а именно, геометрически. Геометризм — важнейшая форма представления действительности в эпоху Ре­нессанса. Он нагляден, базируется на зрительских восприятиях. Кузанский к тому же демонстрирует умение выявлять предель­ные переходы. Часть окружности (дуга) при увеличении ее ра­диуса максимально приближается и, наконец, совпадает с ее ка­сательной (прямой); стороны треугольника при уменьшении угла между ними образуют одну прямую и т.д.

Джордано Бруно — представитель позднего Ренессанса. Права человека для Джордано Бруно — вне всяких ограничений. Он развивает философские представления Кузанского и астрономические воззрения Коперника.

Вслед за Кузанским он считает, что существующие в ми­ре противоположности совпадают. Совпадая друг с другом, они могут быть не чем иным, как абсолютным тождеством. Бог и есть это абсолютное тождество, мировое целое, которое везде и нигде. Бессмысленно представлять себе Бога как что-то изолированное, он есть мировое целое. Джордано Бруно — пантеист. Пантеизм — учение, отождествляющее Бога с мировым целым. Если Бог — это мировое целое, то неразумно искать источ­ник движения вне мира, он содержится в самом мире, во всех его составляющих частях, в минимуме. Материя есть вовсе не потенция, она есть самодвижущееся бытие. В мировом целом сов­падают мировая душа и мировой разум. Мышление тоже есть дви­жение. Весь мир выступает как нечто живое – гилозоизм.

Пространство бес­конечно. Надо полагать, оно содержит не только наш мир, но еще и бесконечное число других миров. Бесконечному пространству соответствует бесконечное число миров — такова логика Дж. Бру­но

Дж. Бруно стремится возвеличить личность, героическую лич­ность, а делает он это через пантеизм. От типичного для эпохи Возрождения личностно-материального понимания мира Дж. Бру­но переходит к философии, в центре внимания которой окажет­ся человек разумеющий и максимально деятельный.

Вопрос


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь