Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Современная западная философия: рационализм



Позитивизм

Позитивизм проходит ряд стадий, традиционно называемых первым позитивизмом, вторым позитивизмом и третьим позитивизмом (логический позитивизм, неопозитивизм). Общей чертой всех перечисленных течений является эмпиризм, восходящий к Ф. Бэкону, и неприятие метафизики, под которой позитивисты понимают классическую философию Нового времени — от Декарта до Гегеля). Также для позитивизма в целом характерен односторонний анализ науки: считается, что наука оказывает существенное влияние на культуру человечества, в то время как сама она подчиняется лишь своим внутренним законам и не подвержена влиянию социальных, исторических, эстетических, религиозных и прочих внешних факторов.

Основные черты позитивизма:

  • наука и научная рациональность признается высшей ценностью;
  • требование перенесения естественно-научных методов в гуманитарные науки;
  • попытка избавить науку от умозрительных построений, требование все проверять опытом;
  • вера в прогресс науки.

Классический позитивизм оформился в 1930-е годы. Возникновение его стало реакцией на неспособность философии решить проблемы, выдвигаемые развитием науки. Выделяют три этапа развития этой философии: позитивизм первой волны (Конт, Милль, Спенсер), эмпириокритицизм (Мах, Авенариус) и неопозитивизм (Карнап, Шлик).

Главный тезис позитивистов: подлинное знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных наук или их объединения; философия не имеет права на существование. Позитивизм отвергает умозрение как способ получения знаний.

Конт (1798-1857) - основатель позитивизма, который и ввел в употребление сам термин. В книге «Дух позитивной философии» (1844) Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий три стадии: детства, юношества и взрослости. В философском плане эти стадии развития человечества выглядят следующим образом:

  • Теологическая — люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие бога.
  • Метафизическая — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа.
  • Позитивная — единственной формой знания становится научное. Человечество становится взрослым, чтобы признать относительность познания.

Основной чертой научного знания является эмпиризм – строгое подчинение воображения наблюдению. Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом должен стать опыт. Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов – постоянных отношений, существующих между фактами.

Другой чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным.

Дж Стюарт Милль (1806-1873) - последователь Конта. Человек познает только явления, за их пределы выйти нельзя, основа науки - психология. В логике отрицает дедукцию (выведение следствия из нескольких посылок на основе логики). Единственно допустимый прием познания – индукция (поиск общих утверждений путем изучения частных случаев).

Спенсер (1820-1903) - основатель «органической школы» в социологии. Общество —эволюционирующий организм, подобный живому организму. Общества могут организовывать и контролировать свои собственные процессы адаптации, и тогда они развиваются в направлении милитаристских режимов; они также могут позволить свободную и пластичную адаптацию и тогда превращаются в промышленно развитые государства.

Аналитическая философия (analytic philosophy, иногда analytical philosophy) — направление философии, ставшее в XX веке доминирующим в англоязычных странах. Подавляющее большинство сотрудников философских факультетов в таких странах, как США, Великобритания, Канада, Австралия и Новая Зеландия, а также странах Скандинавии определяют себя в качестве аналитических философов.

Термин «аналитическая философия» может обозначать следующее:

(a) Определенный стиль философского мышления, способ философствования[1][2], ориентирующийся на идеалы ясности, точности и логической строгости мышления, а также его языкового выражения, достижимые путем применения методов формальной логики и анализа языка, а также привлечением результатов естественных наук[3][4].

(b) Определенные философские исследования начала XX века. В частности, работы представителей логического позитивизма. В этом смысле аналитическая философия определяется довольно узко. Такое определение отвергается многими современными философами-аналитиками. Аналитическая философия, определенная таким образом, предполагает следующее[5]:

  • Позитивистская точка зрения о том, что философских истин не существует, и что задачей философии является логическое прояснение мыслей. Эта точка зрения может быть противопоставлена традиционному фундаментализму, в рамках которого философия рассматривается как особый, высший вид науки, изучающий фундаментальные причины и принципы всего[6]. Как результат принятия позитивистской точки зрения, многие философы-аналитики рассматривают свои исследования как продолжение (или придаток) естественных наук[7].
  • Точка зрения, что логическое прояснение мыслей может быть достигнуто лишь путем анализа логической формы философских предложений[8]. Логическая форма предложения представляет собой способ репрезентации этого предложения (обычно используя формальную грамматику или символизм какой-либо логической системы) для того, чтобы показать его сходство с другими предложениями того же типа. Тем не менее, аналитические философы по большей части не согласны друг с другом по поводу того, какова верная логическая форма предложений естественного языка[9].
  • Отрицание значимости всеобъемлющих философских систем в пользу более пристального внимания к деталям[10], здравому смыслу и обыденному языку[11].

Анализ идеального языка

Людвиг Витгенштейн

Приблизительно с 1910 по 1913 год такие аналитические философы как Бертран Рассел и Людвиг Витгенштейн сфокусировались на создании идеального для философского анализа языка, который был бы свободен от двусмысленностей обыденного языка, постоянно приводящего, по их мнению, философов к ошибочным выводам. Это философское направление может быть названо «анализ идеального языка» или «формализм». На данном этапе Рассел и Витгенштейн пытались понять язык и, следовательно, философские проблемы, используя формальную логику для формализации философских утверждений. Людвиг Витгенштейн разработал систему логического атомизма в своей книге «Логико-философский трактат». Он утверждал, что мир представляет собой единую совокупность положений дел, и что эти положения дел могут быть выражены в языке логики предикатов первого порядка. Поэтому картина мира может быть построена путем выражения атомарных фактов атомарными пропозициями и соединением их при помощи логических операторов.

Современный позитивизм. Постпозитивизм (Поппер, Кун, Лакатос)
КАРЛ ПОППЕР. Рано или поздно на место старой теории приходит новая, и старое знание признается заблуждением. Поэтому задача эпистемологии, те теории и философии научного познания, заключается не в поиске истины, а в проблеме роста знаний. Рост знаний достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно выступает критикой существующего знания. Отсюда название теории КРИТИЧЕКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ. Поппер считает, что ученые делают открытия, восходя не от фактов к теории, а от гипотез к единичным высказываниям. Ученые пользуются гипотетически-дедуктивным методом. Из гипотез общего характера выводятся предположения, которые сравниваются непосредственно с протокольными утверждениями. Если относительно теории и протокольных предположений, а также их с совпадения ученые пришли к согласию, то теория считается временно подтвержденной. Так как ни одна теория не может быть подтверждена окончательно, то она по определению имеет гипотетический характер, ее образуют не законы, а правдоподобные утверждения. всякая теория ненадежна и подвержена ошибкам (принцип фаллибализма). Окончательно подтвердить теорию нельзя, зато ее можно опровергнуть (фальсифицировать). Теория фальсифицирована, если она противоречит опытным данным, иногда всего лишь одному опытному факту. Фальсифицированная теория заменяется новой, на которую обрушивается град рациональной критики. Для обоснования своей концепции он пользуется общими идеями эволюционизма (рост научного знания для него является частным случаем общих эволюционных процессов, совершающихся в мире). Различные гипотетико -дедуктивные структуры отличаются своей выживаемостью. В мире организмов выживает наиболее приспособленные, в науке --- самые непротиворечивые. Научной признается концепция, которая поддается сопоставлению с опытными данными, следовательно, она в любой момент может быть сфальсифицирована. в отличие от науки, фил не поддается фальсификации, то есть не имеет научного характера. Но, не обладая научным статусом, она обладает смыслом, без нее не обойтись. Фил есть осмысление роста научного знания, включает в себя принципы рационально-критическлй дискуссии, фаллибализма и фальсификации. Теория трех миров: 1) философский или физический; 2) ментальный; 3) мир объективной истины без познающего субъекта. Это мир человеческого духа, мир роста научного знания, гипотез, теорий. Проблема понимания истины рассматривается всесторонне --- как соответствие объекта и любого его обозначения, как проблема метаязыка науки. Даже сама идея ошибки содержит идею объективной истины, механизм роста --- метод проб и ошибок, предположений и опровержений. Пафосом его теории является убеждение в необходимости создания теории научной рациональности, некой системы стандартов и норм роста научного знания, осуществления демаркации научного знания от ненаучного, Эта теория позволит решить три задачи: 1) избегать наивного эмпиризма; 2) не допускать спекулятивных рассуждений в духе немецкой классической фил-и; 3) не впадать в иррационализм. Его концепция подвергается критике. Свел рост научного знания к дуэли гипотез, фактов наблюдений. Игнорирует понятие истины, все заменено рассуждениями о правдоподобных утверждениях. Кроме гипотез и фактов, есть еще социальный и технический миры, совокупность множества факторов, которые влияют на рост научных знаний. При научной критике и даже фальсификации теории ученые не спешат отказаться от ее услуг, см механику Ньютона. Его концепция трех миров имеет объективно-идеалистический характер. ИМРЕ ЛАКАТОС. Реальны лишь те науки, которые позволяют изучать себя с точки зрения определенных логических требований. При этом предложил оригинальный вариант логики догадок и опровержений. Важность сравнений разных теорий друг с другом. К тому же надо сравнивать не теории, а научно-исследовательский программы. Каждая содержит несколько теорий, твердое ядро программы переходит от одной к другой, а защитный пояс может частично разрушаться. Переход к новой программе происходит, когда разрушению подвергается твердое ядро. Новая программа должна быть насыщена новым эмпирическим содержанием по сравнению с предшественницей. Сумел выделить важные моменты в процессе развития знаний. Существенно различать теории и программы и осознавать, в рамках которой ты находишься. Если не знать про другие программы, то сама программа, в которой ты находишься, признается за абс знание и истину, что приводит к однобокости и неиспользованию достоинств других программ. ТОМАС КУН. Книга " Структура научных революций" разработал концепцию научных парадигм, нормальной науки и научных революций. Парадигма --- совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе. Парадигма является основанием выбора проблем, моделью и образцом для решения исследовательских задач. Согласно его концепции, на первом этапе научной дисциплины отсутствует система ценностей и согласие относительно целей, теоретических установок, общепринятых методов и фактов. Создание парадигмы означает достижение такого согласия на основе общепринятых образцов теор-х или эмпирических знаний, исследовательских методологий. При этом ученые опираются на особые ценности, используют замкнутый язык и образуют замкнутое сообщество. Переход от одной парадигмы к другой сопровождается коллективным изменением видения, интерпретации эмпирических фактов. полученные в рамках разных парадигм знания несопоставимы и несравнимы, имеют различный смысл. Сравнение парадигм происходит не на научном, а на естественном и философском метаязыке. Нормальная наука, разв в рамках одной парадигмы, ведет к совершенствованию теорий и росту эмпирических фактов. Открытие аномальных фактов, необъяснимых в рамках господствующих воззрений, приводит к научным революциям, в ходе которых склад новые парадигмы. Однако объективного прогресса, связанного с возрастанием объективной истины, он не признает, полагая, что такие знания могут быть охарактеризованы как более или менее эффективные для решения соответствующих задач. каждая парадигма обладает своими критериями рациональности. Они несоизмеримы, в них нет логической преемственности. Подчеркивает, что наука есть рез действия научных коллективов, школ. Обратил на особую значимость социальных и психологических моментов.

Вопрос

Предмет фил-фии.

Мировоззрение – система принципов, взглядов, ценностей, идеалов, определяющих отношение человека к действительности. В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина, добро, красота), программы деятельности.

Формы мировоззрения

1. Миф (mifos) – сказание, предание, в основе которого лежит опора на традицию, знания, переданные предками. (Объяснительная функция)

· Космологические мифы (о происхождении и строении космоса)

· Антропологические (о происхождении человека)

· Культурные (Прометей, Гефест)

2. Религиозное (religare – почитать, поклоняться) – в основе – вера в догматы, культовая практика.

Догматы – положения, которые принимаются на веру, бездоказательно.

Культовая практика – система обрядов, имеющих магическую силу.

Для религии характерно удвоение мира на реальный и потусторонний.

3. Наука – в основе лежит опора на разум, рациональное освоение мира. (Ratio - разум).

Важным инструментом науки является логика. Впервые наука появилась в античной Греции в 1 тыс. до н.э.

4. Фил-фия появилась в нач. 1 тыс. до н.э. в Греции (philos-духовная любовь sophia — мудрость) – любовь к мудрости. Имеет опору на рациональность, на разум. Носит сугубо теоретический характер.

Универсализм – попытка найти самые общие принципы, объясняющие мир. «Философия есть знание единого во всем»

Философия – форма духовной деятельности, направлена на постановку, анализ и решение конкретных мировоззренческих вопросов.

ФИЛОСОФИЯ - форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.

Э. Гуссерль: «Философия есть функция свободной и универсальной теоретической рефлексии» Refleksia – способность к самоанализу.

В современном понимании философия – это поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия.

Немецкий философ Иммануил Кант сформулировал их так:

Что я могу знать? (границы человеческого знания)

Что я должен делать? (как человек должен себя вести) этика

На что я смею надеяться? (существует ли что-то после смерти)

Что такое человек? (человеческая природа)

· Методологическая функция (выработка методов познания)

· Гуманистическая (моральная)

· Футурологическая (прогностическая)

· Философия выявляет и вырабатывает смысл человеческих действий, поступков, формирует стратегические цели.

Структура фил-кого знания.

1. Онтология (ontos - бытие, сущее) – учение о бытие, о первоначалах всего. (Материя, пространство, время, закономерное, случайное, единичное, множественное, часть, целое, покой, движение), (метафизика)

2. Антропология (antropos -человек). Учение о сущности человека, значении человека, смысле его жизни.

3. Гносеология (gnosis – знания) теория познания. Исследует познавательные возможности человека, критерии достоверности знания, причины человеческих заблуждений, ошибок.

4. Логика (logos - слово, мировой закон) о формах правильного мышления связанного, последовательного, доказательного.

5. Этика -учение о морали, нравственности, как форме общественного сознания.(добро и зло-важные категории)

6. Эстетика - изучает 2 круга явлений – аксиология (acsios - ценность) - система ценностей; фил-фия искусства - художественная деят-ть людей.

7. Социальная фил-фия - фил-кое понимание общества как целостной взаимосвязанной системы.

8. Политическая фил-фия – закономерности возникновения, развития гос-ва

9. Фил-фия истории – анализ исторического процесса, выявление его закономерностей.

10. Философия науки, техники, религии, языка

История фил-фии – анализ развития фил-ких идей во времени.

 

Вопрос

Онтология (учение о бытии).

-раздел философии, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности.

Смысл проблемы бытия, в определении того что реально существует в мире, а что нам только кажется. Основной вопрос философии – что является первичным, а что вторичным. Материалисты – материя первична, идеи вторичны. Идеалисты – идеи и высший разум первичны, материя производна. Антитеза бытию – небытие (ничто). Демокрит, Эпикур – ничто – это пустота. Аристотель, Декарт – небытие – это изменение данного вида бытия, превращение его в другое бытие (небытие носит относительный характер).

Проблема бытия имеет ряд аспектов: 1.- вопрос о границах мира, проблема конечного и бесконечного, существует ли мир везде или имеет границы (философская космология); -вопрос о временных границах мира. (Ньютон – время – бесконечная прямая, Августин – время существовало не всегда, возникло с актом творения мира) 2.-Вопрос о единстве мира, существует ли мир по единым законам или законы мироздания разные в разных частях мира. (религия – единство бога Þ единство мира. Теория струн, параллельных вселенных) 3.-вопрос о внутренней логике существования мира. Существует ли логика развития всех явлений и процессов или мир абсурден, в нем нет внутренних связей.

Концепции бытия.

Боэций ввел понятие СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе). Задача понять сложное через простое.

1.Монизм – онтологическое учение, объясняющее единство мира в свете единой основы (универсальной субстанции) всего существующего.

-материалистический монизм. Первооснова мира, субстанция – материя (милетская школа, Фалес, Демокрит, Эпикур, Спиноза, марксисты).

-идеалистический монизм. Первооснова мира – духовное начало. (идея блага как начальное бытие, теоцентризм, абсолютный дух в философии Гегеля)

2. ДУАЛИЗМ философское учение, исходящее из признания равноправными двух исходных начал — идеального и материального. Материальное – физическая реальность, идеальное – сфера духа (от идеи мирового разума до человеческой души) (Декарт, Кант)

3.ПЛЮРАЛИЗМ философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых, не сводимых друг к другу субстанций и начал бытия.

-материалистический (материальное начало; Эмпедокл – теория 4-х стихий, Аристотель – 5 субстанций (+ мировой эфир)).

-идеалистический (существование разнокачественных идеальных начал бытия; Лейбниц – учение о монадах – духовные атомы мира; Платон – вечные, неизменные идеи).

Учение о материи.

С конца 16в.до начала 19в. господствовала механистическая картина мира. Материя рассматривалась как вещество, совокупность неделимых атомов, которые наделены геометрическими и механическими свойствами: массой, протяженностью, формой, непроницаемостью и способностью перемещаться.

В начале 19-20вв. в естествознании было сделано ряд открытий, которые опровергли старую, мех. картину мира. Открытие рентгеновских лучей подрывает идею непроницаемости материи. Открытие Томпсоном электрона отвергает идею о том, что атом не делим. Прежняя картина мира рушилась. Под материей стало пониматься единство вещественной и полевой форм. А с с. 20 в. – единство 3-х форм: вещество, поле, физический вакуум (как скрытая форма материи)

Марксистское определение материи – объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им путём воздействия на органы чувств.

Уровни организации материи.

Неживая природа: кварки (гипотетические)Þ элементарные частицы Þ атомыÞ молекулыÞ макротелаÞ космический уровень (звёздно-планетные системы)Þ галактикаÞ системы галактик

Живая природа: доклеточный уровень, ДНК, РНК, белкиÞ клеточный уровеньÞ многоклеточный организмÞ популяции организмовÞ биоценозы (система популяций)Þ биосфера (структурная оболочка земли, где присутствует жизнь).

Социальный мир: человек - индивидÞ семьяÞ родоплеменные структурыÞ классы, сословия, стратыÞ нации, народностьÞ гос-воÞ человеческое сообщество.

Проблема бесконечности мира в пространстве и времени связана с концепциями математики и физики.

1-ая научная картина мира. Пространство и время – независимые субстанции, не связаны с материей. Пространство бесконечно (евклидова геометрия). Время – непрерывная длительность, течет равномерно. Пространство обладает трехмерностью, оно симетрично; однородно (каждая точка пространства может быть взята за начало координат); изотропно, (т е нет привелигированных направлений (вверх, вниз, влево, вправо)). (Пространство может быть не трехмерным, (предполагается девятимерным (в микромире)).)

Время – длительность, оно асимметрично, т е необратимо (нельзя вернуться в прошлое), одномерно, однородно.

2-ая научная картина мира. Теория относительности. В ней были объединены понятия движение, пространство и время. 4-х мерное пространство-время. В зависимости от скорости движения; меняется ритм времени и линейные размеры тела. Пространство искривляется под действием поля тяготения. Наблюдения во время солнечных затмений показали что пространство искривляется. Из этого были сделаны следствия на основе геометрии Лобачевского (отрицательная кривизна) и Римана (положительная кривизна), что при положительном искривлении пространства вселенная замкнута, а при отрицательном вселенная бесконечна. Одновременность относительна.

 

Вопрос

Диалектика

Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.

Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

• законы диалектики;

• категории;

• принципы.

Главная проблема диалектики — что такое развитие?

Развитие — общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.

Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движение — основа развития.

Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве — в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире своего развития.

Видов перемещения существует столько же, сколько пространственных фигур. Шару, цилиндру, конусу и им подобным фигурам соответствует вращательное движение.

Кругу или эллипсу соответствует орбитальное движение. Прямой линии — прямолинейное, поступательное перемещение. Кривой линии — криволинейное движение.

Синусоиде — колебательно-поступательное движение (например, распространение волн). Спирали — вращательно-поступательное или орбитально-поступательное движение (например, штопор — фигура высшего пилотажа) и т. д.

Перемещения различаются также по скорости, ускорению и замедлению. Различия по скорости могут быть весьма значительными. В современной науке существуют даже две различные механики: механика медленных перемещений (ньютоновская) и механика быстрых перемещений, сравнимых со скоростью света (релятивистская).

Скорость, ускорение и замедление — это межкатегориальные понятия, объединяющие количество и движение. Они характеризуют как перемещение, так и изменение.

Если все явления рассматриваются как взаимосвязанные, нахо­дящиеся в состоянии постоянного изменения, развития, а источни­ком этого процесса признается присущая им внутренняя противо­речивость, то такой подход называется диалектическим. Диалектика объективно присуща природе и обществу, а диалектический взгляд лишь более или менее точно отражает ее в теории.

В отличие от диалектического подхода к пониманию мира метафизический подход искажает объективную диалектику и фак­тически отрицает ее, тяготея, к построению однозначной, статич­ной и умозрительной картины мира. Современные метафизики признают движение, развитие, но дают ему извращенное толкова­ние. Отрицая диалектический характер развития и внутреннюю противоречивость вещей, они усматривают источник движения в их внешних столкновениях, что логически приводит к теологической идее творения мира.

Но главное различие между диалектикой и метафизикой — в понимании причины развития. Метафизика или отвлекается от источника изменения и развития или переносит его вовне (бог, сознание человека и др.). Тем самым она органически смыкается с идеализмом, с религией. Диалектика видит источник изменения и развития в самих вещах. Она позволяет, следовательно, объяснять мир, исходя из него самого, постигать происходящее в мире во всем его действительном своеобразии.

Эволюция - развитие, поступательное движение, развитие к лучшему, более сложному. Эволюционизм - мировоззрение, в котором все процессы рассматриваются с точки зрения эволюции. Согласно диалектике (Гегеля), эволюция (прогресс) является не только принципом мышления, но и принципом мировых событий вообще. Революция (поворот, переворот) - переворот в области мировоззрения, науки, искусства, моды; внезапное, насильственное изменение существующего общественного строя - в противоположность эволюции, постепенному изменению. Регресс (обратное движение) - движение назад. Прогресс - поступательное движение; развитие людей и человечества в направлении к лучшему, более совершенному.В современном философском учении о развитии последнее трактуется как нелинейный, ве­роятностный и необратимый процесс, характеризую­щийся относительной непредсказуемостью результата.

Детерминизм - это философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром детерминизма служит положение о существовании причинности, т.е. такой связи явлений, в которой одно явление при вполне определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление.

Индетерминизм - это философское учение и методологическое познание, которое отрицает познавательную ценность причинного объяснения в науке. В истории философии, начиная с др. греческой философии вплоть до настоящего времени индетерминизм, и детерминизм выступают как противостоящие концепции по проблемам обусловленности воли человека, его выбора, проблеме ответственности человека за совершенные им поступки. Индетерминизм трактует волю как автономную силу, утверждает, что принципы причинности не применялись к объяснению человеческого выбора и поведения обвиняет сторонников детерминизма в фотолизме. Марксизм исходит из того, что детерминизм не только не предполагает фотолизам, а напротив, именно дает почву доразумного действия.

Вопрос


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 815; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.053 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь