Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Античная фил-фия: греческая классика.
СОФИСТЫ (от греч. sophistes — искусник, мудрец, лжемудрец), в Др. Греции люди - профессиональные учителя философии и красноречия 2-й пол. 5 — 1-й пол. 4 вв. до н. э. (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий и др.). Для софитов характерна критика традиционной морали, скептическая теория познания, риторическая, логическая и лингвистическая теория «убедительной речи». По свидетельству Аристотеля цель всех этих изучений состояла в том, чтобы «худшее рассуждение сделать лучшим». Они противопоставляли природе (естественному) – искусственное. В оществе нет ничего естественного, в тч традиций, обычаев, религии. Здесь право на существование получает только то, что обосновано, доказано, в чём удалось убедить. Темы софистики: этика, политика, риторика (РИТОРИКА (греч. rhetorike) - наука об ораторском искусстве), искусство, язык, религия, воспитание - одним словом, культура и существование человека в ней. Таким образом, софисты открыли " гуманистический период в истории философии". Основные черты движения софистов: поиск последователей, поскольку исследование истины равнозначно ее распространению; демократизм: добродетель основана на знании, а не на происхождении; знание - ремесло, а потому оправданно взимание платы за обучение; неограниченная вера в разум; индивидуализм: точно соответствует философскому кредо: полагаться только на свои собственные силы. Норма суждения о фактах и человеческом опыте в целом заключена в самом человеке. Истину ото лжи, бытие от небытия может отличить только сам человек. ПРОТАГОР из Абдер (ок. 480 — ок. 410 до н. э.), древнегреческий философ, виднейший из софистов. Утверждал субъективную обусловленность знания и выдвинул тезис: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». (какой мне кажется вещь, такой она и является) ГОРГИЙ (ок. 480 — ок. 380 до н. э.), древнегреческий софист. В сочинении «О природе, или О несуществующем» выдвинул 3 тезиса: ничего не существует; если бы нечто существовало, то было бы непознаваемо; если бы нечто было познаваемо, то познанное было бы невыразимо. Воззрения Сократа (ок. 470-399 до н. э.) дошли до нас главным образом благодаря произведениям Платона, ученика Сократа. Сократ так же, как натурфилософы, хочет понять мир, но в принципиально иной манере, двигаясь не от событий к событиям, а от общего к частному. В этом отношении типичным для него является рассуждение о прекрасном. Сократ говорит, что ему известно много прекрасных вещей: и меч, и копье, и девушка, и горшок, и кобылица. Но каждая вещь прекрасна по-своему, поэтому нельзя понятие прекрасного связывать с одной из вещей, ведь в этом случае другая вещь уже не была бы прекрасной. Все вещи имеют нечто общее – прекрасное как таковое, это их общая идея, эйдос или смысл. Сократ убежден, что самая главная идея – это идея блага, ею обусловлены пригодность и полезность всего остального, в том числе и справедливости. Натурфилософ начинает с атомов и стихий, Сократ начинает с блага, т.е. с этического. Этическое стоит выше физики, политики, экономики. Сократ говорит: добродетель состоит в знании добра и в действии в соответствии с этим знанием. Он связывает нравственность с разумом, этику Сократа можно считать рационалистической. Основная мысль Сократа — о том, что правильное поведение и истинное знание не могут быть отделены друг от друга: невозможно поступать мужественно или благочестиво, не зная, что такое мужество или благочестие. Поступок только тогда имеет моральный смысл, когда человек совершает его осознанно и по внутреннему убеждению. По Сократу, не только истинно моральное (благо) всегда сознательно, но и сознательное — всегда хорошо, а бессознательное — плохо. Если кто-то поступает плохо, значит, он еще не знает того, как следует поступать (зло — всегда ошибка суждения), и после того, как его душа будет очищена от ложных предрассудков, в ней проявится природная любовь к добру, а добро самоочевидно. Для приобретения знаний Сократ разработал определенный метод – диалектику, состоящую из иронии и майевтики (рождения мысли). Ирония состоит в том, что обмен мнениями сначала дает негативный результат: «Я знаю, что ничего не знаю». Но дальнейшее обсуждение постепенно приводит к рождению новых мыслей, понятий. Обмен мнениями, диалог, дискуссия являются важнейшим средством получения новых знаний. Большое значение в жизни Сократа имели споры с софистами, которые ставили субъективное восприятие выше объективного. Сократа раздражало в рассуждениях софистов нежелание и неумение в частном, субъективном видеть общее, закономерное. Но в то же время у софистов есть более практичный подход ко всему, Сократ же со своими понятиями об «абсолютном» был несколько идеализированным философом, оторванным от жизни. Недаром Сократа считают родоначальником такого течения в философии, как идеализм. Платон (428 или 427 до н. э. — 348 или 347), ученик Сократа, стремится развить сократовские представления. Для всякой вещи фиксируется ее смысл, идея. Эта идея общая для всех вещей, объединенных в отдельные классы, и она имеет свое имя. Например, есть множество разных лошадей, карликовых и нормальных, пегих и вороных, но у них есть один и тот же смысл – лошадность. Рассматривая какой-то предмет, мы можем говорить об идее, объединяющей все предметы данного класса. Среди многих лошадей к идее лошадности ближе всего будет подходить наиболее совершенная лошадь. Платон приходит к выводу, что идеи существуют независимо от субъективных представлений человека. Идеи объективны. Платон – представитель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в к-ром до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел. теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей Теория познания Платона опирается на его учение о душе. П считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Поэтому суть процесса познания состоит в припоминании душой того идей, которые она уже созерцала. Истинное знание дает только мышление. Мышление же это не зависимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие пораждает лишь мнения о вещах. В связи с этим процесс познания определяется Платоном как диалектика, т.е искусство вести устную речь, искусcтво ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания. Размышляя об обществе, Платон вновь стремится использовать концепцию идей. Многообразие потребностей человека и невозможность их удовлетворения в одиночку является побудительным мотивом для создания государства. По Платону, величайшим благом является справедливость. Справедливое государственное устройство Платон «выводит» из трех частей души: разумной, аффективной и вожделеющей. Одни разумны, мудры, они способны управлять государством. Другие аффективны, т.е. мужественны, им суждено быть стратегами, военачальниками, воинами. Третьи, обладающие вожделеющей душой – сдержанны, им надо быть ремесленниками, земледельцами. Итак, имеются три сословия: правители, стратеги, земледельцы и ремесленники. В своем учении об обществе и государстве Платон начинает с идей, от которых переходит к идеалам, т.е. к моделям. По этим моделям он пытается строить идеальное государство. Но сами идеалы, модели возникают у него на основе ограниченного исторического знания, без опоры на реальные факты. В итоге получается утопия. Космическую картину мира Платон дает в диалоге «Тимей». Он постулирует существование идей, материи и Бога, который понимается как демиург, те мастер. Из смеси идей и материи демиург создаёт мировую душу и распространяет её по всему пространству. Мировая душа делится на стихии – огонь, воздух и землю. Бог придал космосу наиболее совершенную форму – форму сферы. В центре Космоса – Земля. Космос – одарённое разумом живое существо. На вершину иерархи идей Платон, как и Сократ ставит идею блага. Он говорит, что благо проявляется в различных идеях: и в идее красоты, и в идее истины. Платон ставит этическое (те идею блага) выше эстетического (идеи красоты) и научно-познавательного (идеи истины). Платон говорит: «Всё самое лучшее есть проявление идеи блага».
Вопрос Античная философия: эллинизм и Рим. АРИСТОТЕЛЬ (384— 322 до н.э.), древнегреческий ученый, философ. Сущность (субстанция) – отдельный предмет, единичное бытие. Аристотель делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя как и у Платона – это первичный материал, потенция вещей. Форма придает материи актуальное состояние, т.е. превращает ее из возможности в действительность. Т.о. Аристотель понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма, согласно Аристотелю – это активное начало, начало жизни и деятельности. Всякая вещь имеет четыре причины: сущность (форму), материю (субстрат), действие (начало движения) и цель («то, ради чего»). Высшие сущности он называет чистыми формами. По сути дела, чистые формы есть ничто иное как идеальные сущности. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую, лишенную материи форму – Перводвигатель, который служит источником жизни и движения всего космоса. Будучи энергией, перводвигатель не обладает материей, в нем нет костного, он есть чистая форма – цель. Душа является формой по отношению к материи. Однако, по Аристотелю, присуща лишь живому существу. Ей обладают только растения, животное и человек. Растительная душа ведает функциями питания роста и размножения – общими для живых существ. У животных прибавляется способность желания, т.е. стремление к приятному и избежанию неприятного. Разумной душой обладает лишь человек. Аристотель определяет разумную душу как такую часть души, которая познает и думает. Разум составляет основное начало этой души. Он не зависит от тела, бессмертен и находится в тесной связи с вселенским разумом. Отличие человека от животного – это способность к интеллектуальной жизни. Аристотель применяет категориальный, понятийный анализ. Он весьма подробно рассматривает ряд категорий, каждая из которых выступает у него в трояком виде: как род бытия; как форма мысли; как высказывание. К этим категориям он относит сущность, свойство, отношение, количество и качество, пространство и время, движение. Аристотель оперирует не только отдельными категориями, он анализирует высказывания, взаимоотношения между которыми определяются 3-мя знаменитыми законами логики. 1) закон тождества (А есть А)-понятие должно употребляться в одном и том же значении; 2) закон исключительного противоречия (А не есть не-А); 3) закон исключённого третьего (А или не-А истинно, «третьего не дано»). На основе законов логики Аристотель строит учение о силлогизме. В нём 2 крайних термина соединяются посредством третьего, общего обеим посылкам. В итоге получается определение, называемое выводом. (Все млекопитающие теплокровные. Лошадь – млекопитающее. Вывод – лошадь – теплокровное.) Аристотель четко раскрывает содержание знаменитого сократовского диалогического метода. Диалог содержит: 1) Постановку вопроса; 2) Стратегию задавания вопросов и получения ответов на них; 3) Правильное построение умозаключения. Аристотель считает, что цель человека – стать существом добродетельным, а не порочным. Добродетели – это приобретаемые качества, среди них наиважнейшие – мудрость, рассудительность, мужество, щедрость, великодушие. Гармоничным сочетанием всех добродетелей является справедливость. Добродетелям можно и нужно научиться. Они выступают серединой, компромиссом благоразумного человека. Великодушие есть середина между тщеславием и малодушием, мужество – середина между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость – середина между расточительством и скупостью. Основной принцип аристотелевой этики — разумное поведение, умеренность (метриопатия). Формы государственного устройства Аристотель делит на правильные (когда достигается общая польза) и неправильные (когда достигается польза лишь для некоторых):
СКЕПТИЦИЗМ (от греч. skeptikos — разглядывающий, расследующий), философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины. ПИРРОН из Элиды (ок. 360 — ок. 270 до н. э.), древнегреческий философ, основатель скептицизма: человеческие суждения о вещах произвольны, следует воздерживаться от каких-либо суждений вообще (т. н. эпохе) и пребывать в состоянии атараксии и апатии, полного равнодушия. Положение о непознаваемости вещей Пиррон доказывал ссылкою на то, что познание как чувственное, так и разумное шатко; чувственное познание представляет нам предметы не такими, какие они в действительности, а такими, какими они нам кажутся; с другой стороны, всякому утверждению может быть противопоставлено иное утверждение, и притом с тем же основанием, ибо и разумное познание основано на мнении и привычке, а не на действительном знании. Из воздержания от суждения вытекает атараксия (душевное спокойствие, безмятежность, ведущая к истинному блаженству). Предрассудки вызывают споры и страсти людей, для скептика же не существует страстей, для него важно и действительно лишь его настроение. Устойчивый смысл вообще отсутствует, всё текуче, надо жить как хочешь, принимать жизнь в её непосредственной данности. Итак, основные положения скептицизма: мир текуч, у него нет смысла и четкой определенности; всякое утверждение есть вместе с тем и отрицание, всякое «да» есть вместе с тем и «нет»; подлинная философия скептицизма – молчание; следуйте «миру явлений», сохраняйте внутренний покой. Главный вопрос для стоиков состоит в определении места человека в Космосе. Стоики приходят к убеждению, что законы бытия неподвластны человеку, человек подвержен року, судьбе. От судьбы деться некуда, действительность нужно принять такой, какая она есть. Судьбу можно ненавидеть, но можно и полюбить ее, получая удовольствие от того малого, что она дает тебе. Стоики стремятся обнаружить смысл жизни, они видят его в лектоне. Лектон – это слово, его смысловое значение, выше всяких положительных и отрицательных суждений – суждение вообще. Лектон осуществляется и во внутренней жизни человека, создавая состояние атараксии, т.е. душевного спокойствия, невозмутимости. Стоик не безразличен к миру, он просто слишком хорошо его понимает, поэтому и спокоен. Итак, основные моменты картины мира в представлении стоиков: 1) Космос – это огненный организм; 2) человек существует в рамках космических законов, которые он не в состоянии изменить, поэтому человек подвержен фатализму; 3) лектон – это смысл мира и человека; 4) понимание мира неминуемо приводит к состоянию атараксии, бесстрастности; 5) люди составляют единое целое с Космосом. Космос — окруженная беспредельной пустотой сфера с неподвижной землей в центре и огненным эфиром на периферии. Время понимается как мера движения (пространство, время и тело бесконечно делимы). Космос как порядок преходящ: в конце цикла огонь поглощает прочие элементы («воспламенение»), но в каждом следующем цикле мир возрождается из огненного протосубстрата в прежнем виде. Все люди — граждане космоса как мирового государства; стоический космополитизм уравнивал (в теории) перед лицом мирового закона всех людей — свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. СЕНЕКА (1 до н. э. / 1 н.э.), римский государственный деятель, писатель, философ, крупнейший представитель позднего стоицизма. Его философия сводится к этике, которая из отвлеченного исследования блага и добродетели концентрируется на жизни своего «я»: философия — «лекарство» для души; она " учит делать, а не говорить». Логика — вспомогательная дисциплина, не имеющая прямого отношения к основной цели; физика необходима постольку, поскольку, не зная устроения космоса, нельзя понять и самого себя, — но никакая теория не делает человека лучше. Вместе с тем, Сенека — последний крупный стоик, имевший естественно-научные интересы и порой разбиравший отдельные проблемы стоической логики и онтологии. Излюбленная тема Сенека — «продвижение» к независимости от внешних обстоятельств и мудрой покорности промыслу: «Согласного судьба ведет» Особую важность приобретает мотивация поступка: совесть становится важнейшим критерием нравственности: «Будь благ — этим ты достаточно почтишь богов» Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому основной этический принцип у них – удовольствие. Учение, которое во главу угла ставит удовольствие, называется гедонизмом. Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. В отличие от стоиков, которые считали рок неизбежным, эпикурейцы наделяют человека свободой воли. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям. Эпикуреец не боится смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет». Жизнь – вот главное наслаждение. Итак, главные представления эпикурейцев таковы: Душа огнеподобна, составляет основу ощущений Все состоит из атомов, которые могут самопроизвольно отклоняться от прямолинейных траекторий; Человек состоит из атомов, которые могут спонтанно отклоняться, обеспечивают ему свободу выбирать жизнь, полную удовольствий; Главное содержание человека – мир чувств, в который он может погрузиться, отказавшись от активной деятельности, стремления переустроить мир; Боги тоже состоят из атомов, но нераспадающихся, поэтому они бессмертны, боги безразличны к человеческим делам; Для счастливой жизни человеку необходимы три составляющие: отсутствие телесного страдания (апония), невозмутимость души (атараксия), дружба (как альтернатива политическим и другим противостояниям). Неоплатоники стремились дать картину всего мира, Космоса в том числе. Плотин выстраивает своеобразную иерархическую «лестницу», на вершине которой стоит Единое благо, далее следуют Ум. Душа, Материя. Единое благо – подлинно первосущее, охват всего в одной точке. Мировой Ум включает числа и идеи в их системном взаимосвязанном виде. Ум есть прообраз всех вещей. Мировая душа выражает собой всё одушевлённое. Душа производит все живые существа. Материя – это низшая ступень человеческого бытия, сама по себе она не активна, косна, она восприемница возможных форм и смысла. Основная задача человека состоит в том, чтобы глубоко продумать свое место в структурной иерархии бытия. Добро (Благо) идёт сверху, от Единого, зло снизу от материи. Человек может избежать зла в той мере, в какой ему удается подняться по лестнице: Душа – Ум- Благо. Неоплатоники везде видят гармонию и красоту, за них ответственно Единое-Благо. «Всё идущее от Блага прекрасно, само же оно – выше прекрасного». Даже хаос гармоничен. Жизнь людей также не может противоречить всеобщей гармонии. Люди – актёры, которые каждый по-своему осуществляют сценарий, заложенный в Мировом Уме. Неоплатонизм дал наиболее синтетическое представление о мире. ПРОКЛ (412-485), древнегреческий философ, осуществил универсальную конструктивно-диалектическую разработку всей системы неоплатонизма на основе триадического метода. Ступени триады: пребывание в себе, выступление из себя (эманация), возвращение из инобытия обратно в себя. Вопрос |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы