Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Возникновение философии. Ее особенности как формы мировоззрения. Предмет философии
Слово «философ» по одной версии впервые употребил древнегреческий философ Пифагор[1], по другой – древнегреческий философ Гераклит[2]. Философия, если восстановить исходную (древнегреческую) этимологию этого слова есть «любовь к софии», что часто и весьма приблизительно переводится как любовь к мудрости. В действительности же древнегреческое понятие «софия» значительно более емкое и сложное, чем просто «мудрость». Если бы в представлении Платона, закрепившего в европейской терминологии, слово «философия», философ был просто мудрецом, или любящим мудрствовать, т.е. выяснять смысловую сущность вещей, он не стал бы использовать именно это (еще не получившее широкого употребления) слово «философ», говорящее о любви к софии, а остановился бы просто на слове «мудрец» (по-гречески «софист»). Дело в том, что под «софией» Платон подразумевал не благоприобретенное, субъективное свойство человеческого ума, а некоторое «великое и приличествующее лишь божеству» объективное качество разумно устроенного и гармоничного мира. Человек из-за своей прирожденной смертности и познавательной слабости не может, по мысли Платона, по-настоящему слиться с «софией», он может только «любить» ее, почтительно и на расстоянии. Именно такой смысл вкладывал Платон в термин «философия», и отсюда более адекватным было бы перевести его как «любовь к истине», хотя и это не совсем точно. Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, т.е. всю совокупность вопросов о происхождении мироздания, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т.д. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения, а именно - с позиций разума. Поэтому философию можно определить как теоретически сформулированное мировоззрение, как систему общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным внимание к человеческим тревогам, надеждам, к поиску веры, философия вынесена на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания и разума. Философские системы взглядов претендуют на теоретическую обоснованность обобщенных знаний действительности, а также принципов и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей. Философия видит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззренческие предметом своего теоретического анализа, специального изучения, чтобы подвергнуть его критическому суду разума. Философия – это теоретический уровень мировоззрения. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент сближает философию и науку. И для науки, и для философии характерно стремление опереться на теоретические методы исследования, использовать логические приемы для обоснования своих положений, выработать достоверные, общезначимые принципы и положения. Наука вообще зародилась в рамках философии. Первые естествоиспытатели и ученые были одновременно и философами. На ранних этапах развития цивилизации философией называлась любая теоретическая форма освоения действительности, теоретическая область знания вообще, в которой собственно философия и наука были слиты воедино. Но по мере накопления знаний об окружающем мире в рамках теоретической формы освоения действительности стало происходить формирование конкретных наук – математики, физики, химии, биологии и т.д. И как только этот процесс завершился, философия утратила функцию быть единственной формой теоретического освоения действительности и обрела свой новый, близкий к современному специфический облик, свой предмет. Специфика философии, философского решения мировоззренческих проблем характеризуется тремя моментами: универсализмом, субстанциализмом и сомнением. Универсализм философии означает то, что в отличие от конкретных наук, каждая из которых изучает только какую-либо часть мира, философия пытается постичь мир как целостную, превосходящую человеческие силы реальность, т.е. представляет собой целостное понимание мира. В этом своем качестве философия дает мировоззренческую опору конкретным научным исследованиям. Термин субстанциализм происходит от латинского слова «субстанция», т.е. сущность, лежащая в основе, предельное основание чего-либо. Субстанциализм философии проявляется в стремлении ее представителей свести многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному и устойчивому, объяснить устройство и развитие мира не генетически (как это делает миф), а через единое устойчивое начало. Специфика философии проявляется также в особом стиле мышления – в сомнении по поводу устоявшихся взглядов, привычек, обычаев, традиций, т.е. по поводу правомерности и достаточности повседневного, «житейского» подхода к явлениям. Сомнение не означает разрушения общепринятых человеческих установлений, а только их проверку, с тем чтобы отбросить те из них, которые не выдержали испытания временем, отжили свой век, и вывести на новый, теоретический уровень те, которые доказали свою жизнеспособность. Таким образом, предмет философии определяется тем, что философия с самого начала своего существования ориентирует человека на уяснение его места в мире, ставит предельные вопросы: что значит быть человечеству в целом и конкретному человеку в частности, что значит для человека жить; каков смысл и оправдание жизни человека? Эти вопросы носят название смысложизненных вопросов. В соответствии с особенностями той или иной исторической эпохи, культуры тех или иных народов философия предложила человечеству множество вариантов решения этих вопросов. Исторически предмет философии изменялся, что обусловливалось, как уже было показано, уровнем развития собственно научных и собственно философских знаний, а также уровнем общественного и духовного развития в целом. В настоящее время предмет философии можно определить следующим образом. Философия – это учение об универсальных принципах бытия, о сущности мира, методах и путях его познания, о сущности человека, его отношении к окружающему миру и месте в нем.
Слово «философ» по одной версии впервые употребил древнегреческий философ Пифагор[3], по другой – древнегреческий философ Гераклит[4]. Философия, если восстановить исходную (древнегреческую) этимологию этого слова есть «любовь к софии», что часто и весьма приблизительно переводится как любовь к мудрости. В действительности же древнегреческое понятие «софия» значительно более емкое и сложное, чем просто «мудрость». Под «софией» Платон подразумевал не благоприобретенное, субъективное свойство человеческого ума, а некоторое «великое и приличествующее лишь божеству» объективное качество разумно устроенного и гармоничного мира. Человек из-за своей прирожденной смертности и познавательной слабости не может, по мысли Платона, по-настоящему слиться с «софией», он может только «любить» ее, почтительно и на расстоянии. Именно такой смысл вкладывал Платон в термин «философия», и отсюда более адекватным было бы перевести его как «любовь к истине», хотя и это не совсем точно. Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, т.е. всю совокупность вопросов о происхождении мироздания, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т.д. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения, а именно - с позиций разума. Поэтому философию можно определить как теоретически сформулированное мировоззрение, как систему общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным внимание к человеческим тревогам, надеждам, к поиску веры, философия вынесена на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания и разума. Философские системы взглядов претендуют на теоретическую обоснованность обобщенных знаний действительности, а также принципов и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей. Философия видит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззренческие предметом своего теоретического анализа, специального изучения, чтобы подвергнуть его критическому суду разума. Философия – это теоретический уровень мировоззрения. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент сближает философию и науку. И для науки, и для философии характерно стремление опереться на теоретические методы исследования, использовать логические приемы для обоснования своих положений, выработать достоверные, общезначимые принципы и положения. Наука вообще зародилась в рамках философии. Первые естествоиспытатели и ученые были одновременно и философами. На ранних этапах развития цивилизации философией называлась любая теоретическая форма освоения действительности, теоретическая область знания вообще, в которой собственно философия и наука были слиты воедино. Но по мере накопления знаний об окружающем мире в рамках теоретической формы освоения действительности стало происходить формирование конкретных наук – математики, физики, химии, биологии и т.д. И как только этот процесс завершился, философия утратила функцию быть единственной формой теоретического освоения действительности и обрела свой новый, близкий к современному специфический облик, свой предмет. Специфика философии, философского решения мировоззренческих проблем характеризуется тремя моментами: универсализмом, субстанциализмом и сомнением. Универсализм философии означает то, что в отличие от конкретных наук, каждая из которых изучает только какую-либо часть мира, философия пытается постичь мир как целостную, превосходящую человеческие силы реальность, т.е. представляет собой целостное понимание мира. В этом своем качестве философия дает мировоззренческую опору конкретным научным исследованиям. Термин субстанциализм происходит от латинского слова «субстанция», т.е. сущность, лежащая в основе, предельное основание чего-либо. Субстанциализм философии проявляется в стремлении ее представителей свести многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному и устойчивому, объяснить устройство и развитие мира не генетически (как это делает миф), а через единое устойчивое начало. Специфика философии проявляется также в особом стиле мышления – в сомнении по поводу устоявшихся взглядов, привычек, обычаев, традиций, т.е. по поводу правомерности и достаточности повседневного, «житейского» подхода к явлениям. Сомнение не означает разрушения общепринятых человеческих установлений, а только их проверку, с тем чтобы отбросить те из них, которые не выдержали испытания временем, отжили свой век, и вывести на новый, теоретический уровень те, которые доказали свою жизнеспособность. Таким образом, предмет философии определяется тем, что философия с самого начала своего существования ориентирует человека на уяснение его места в мире, ставит предельные вопросы: что значит быть человечеству в целом и конкретному человеку в частности, что значит для человека жить; каков смысл и оправдание жизни человека? Эти вопросы носят название смысложизненных вопросов. В соответствии с особенностями той или иной исторической эпохи, культуры тех или иных народов философия предложила человечеству множество вариантов решения этих вопросов. Исторически предмет философии изменялся, что обусловливалось, как уже было показано, уровнем развития собственно научных и собственно философских знаний, а также уровнем общественного и духовного развития в целом. В настоящее время предмет философии можно определить следующим образом. Философия – это учение об универсальных принципах бытия, о сущности мира, методах и путях его познания, о сущности человека, его отношении к окружающему миру и месте в нем. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 751; Нарушение авторского права страницы