Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общая характеристика эпохи и философии нового времени



XVII – XVIII века – время крупных перемен в жизни Европы. Эти перемены связаны с двумя важными событиями. Первое из них – это научная революция.

Если во времена средневековья главные усилия общества были направлены на обоснование существования и величия Бога, то в Новое время наука и техника стали рассматриваться как полезные средства познания и преобразования природы.

Эмпирическое направление философии нового времени. Френсис Бэкон

Родоначальником нового подхода к науке является Ф. Бэкон (1561-1626). Знание – сила, и конечная цель науки – польза. Знание должно быть очищено от заблуждений, а научное исследование – вооружено методом познания.

Метод Бэкона основан на признании ведущей роли опыта. Поэтому философское направление, родоначальником которого стал Бэкон, получило название «эмпиризм». Опыт предполагает наблюдение и эксперимент. Данные наблюдения и эксперимента подлежат обобщению с помощью индукции. Индукция ведет от частного к общему, обеспечивая составление различных таблиц и получение различных эмпирических законов. Индуктивные методы сходства, различия, сопутствующих изменений и остатков получили признание у естествоиспытателей.

К числу наиболее видных представителей эмпиризма, унаследовавших идеи Бэкона, необходимо отнести английских мыслителей Т. Гоббса (1588- 1679), Д. Локка (1632-1704), Д. Юма (1711-1776), Дж. Беркли (1684-1753), а также французских: Э. Кондильяка (1715-1780), Д. Дидро (1713-1784), Гельвеция (1715-1771) и П. Гольбаха (1723-1789). Д. Локку принадлежит формулировка принципа сенсуализма: «в разуме нет ничего такого, что вначале не находилось бы в органах чувств».

Рационалистическое направление Р. Декарт

Иным, отличным от Бэкона, путем пошел Р. Декарт (1596-1650). Он родоначальник рационализма, аналитического подхода к проблеме, который ориентирован преимущественно не на опыт, а на деятельность ума. Ум вправе конструировать различные гипотезы, но все они должны пройти проверку в эксперименте. Последний завершает этап познания, подтверждая или опровергая предположения ума.

Суть рационалистического метода Декарта сводится к двум положениям. Во-первых, в основе познания должна лежать интеллектуальная интуиция, т.е. твердое и отчетливое представление, настолько простое и отчетливое, что оно, подобно математическим аксиомам, не вызывает никаких сомнений. Положение «Я мыслю, следовательно, я существую» Декарт считал первым и самым ценным продуктом интеллектуальной интуиции.

Во-вторых, из этого положения и подобных ему достоверных истин разум может логическим путем, дедуктивно, двигаясь от общего к частному, получить все следствия, т.е. все знание о мире.

Последующее развитие философии Нового времени в XVIII веке протекало в творческом противостоянии эмпиризма и рационализма, пока не пришло время их синтеза и преодоления.

Рационалистическую традицию после Декарта продолжали голландский философ Б. Спиноза (1632-1677) и немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716). Последний знаменит своим тезисом: «в разуме нет ничего такого, что вначале не находилось бы в органах чувств, за исключением самого разума». Опытное знание получают с помощью органов чувств, но разум обладает врожденным знанием.

Учение Канта

Синтез и преодоление эмпирической и рационалистической традиций произошли в творчестве И. Канта (1724-1804).

Кант знаменит своими работами «Критика чистого разума» и «Антропология», сыгравшими исключительно большую роль в истории мировой философской мысли.

Кант ставит три знаменитых вопроса: «Что человек может знать? », «Что он должен делать? » и «На что он смеет надеяться? ».

Отвечая на первый вопрос, он определяет общую всем людям логическую организацию ума: априорные формы чувственности (пространство и время) и категории рассудка (причинность и т.д.). Логическая форма ума – условие познавательной деятельности, эмпирического познания. Содержание знания определяется наблюдением и экспериментом и складывается из показаний органов чувств. Логическая структура знаний определяется априорными формами чувственности и рассудка.

В познании Кант на первый план выдвигает человека и подчеркивает значение его познавательных способностей. Без учета этих способностей оценить возможности людей невозможно. Человек познает то, что дается его органам чувств, в опыте. Что за пределами опыта, непознаваемо. Так Кант определяет границы науки.

Еще больше ограничивает Кант науку, критикуя разум. Разум впадает в неразрешимые противоречия, когда пытается говорить о Боге, природе как едином целом и душе. Бога нельзя ни доказать, ни опровергнуть.

В отношениях к другим людям индивид должен руководствоваться категорическим императивом: «Поступай так, чтобы правило твоего поведения могло быть принято другими». Не страх, не выгода, не слабость, а долг – вот что должно руководить человеком, к человеку нельзя относится как к средству. Он самоцель для себя.

В практических интересах люди должны принять религию и верить в Бога. Религия выполняет положительную функцию, способствуя распространению нравственности и культуры.

И по сей день Кант привлекает всех, кто ищет истину и является сторонником гуманизма.

Учение Гегеля

Рационалистическая тенденция европейской философии XVII – XVIII веков продолжила свое развитие в XIX веке в немецкой классической философии. Ее представители Кант, Фихте (1796-1879), Шеллинг (1775-1854), Гегель (1770-1831), Фейербах (1804-1872).

Считается, что своей вершины немецкая классическая философия достигла в творчестве Гегеля. Содержание системы Гегеля состоит в следующем. В основе всех явлений природы и общества лежит абсолют («абсолютная идея», «мировой разум», «мировой дух») – некое высшее и разумное начало. Оно активно и деятельно, причем деятельность состоит в мышлении, направленном на самое себя. В своем развитие абсолютная идея проходит три этапа: 1) развитие идеи в собственной сфере, в «стихии чистого мышления», где идея раскрывает свое содержание в системе связанных и переходящих друг в друга логических категорий; 2) развитие идеи в форме «инобытия», т.е. в природе; природа не развивается, а служит внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность; 3) развитие идеи в человеческом мышлении и истории (в «духе»). На этом этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности.

Этим трем этапам соответствуют три части философской системы Гегеля: 1) логика, рассматривающая бытие абсолютной идеи до возникновения природы; 2) философия природы, содержанием которой является природное бытие абсолютной идеи, природа как «инобытие» и отчуждение «абсолюта»; 3) философия духа, изучающая становление и развитие человека, т.е. возвращение абсолютной идеи из ее инобытия (природы) к самой себе в человеческом духе.

Философские взгляды Гегеля диалектичны – проникнуты идеей развития. Развитие совершается благодаря тому, что сугубо внутреннее содержание Абсолюта («чистое мышление») облекается в совершенно неадекватную ему форму, результатом чего является противоречие. Преодоление противоречия ведет к развитию.

Учение о развитии (диалектика) излагается Гегелем наиболее полно в работе «Наука логики». Законы развития способна исследовать именно логика, т.к. она занимается мышлением, а его законы (согласно отстаиваемому Гегелем принципу тождества мышления и бытия) и есть законы бытия. В этом контексте Гегель трактует абсолютную идею как систему саморазвивающихся логических категорий, которые предшествуют вещам, составляя основу всей действительности.

Саморазвитие категорий происходит потому, что каждая из них предполагает наличие собственной противоположности. Мышление способно выявляемые противоречия разрешать, и это разрешение есть не что иное, как переход к новой категории. Противоречие в этом смысле – подлинная причина всякого движения и развития. Всякое развитие, согласно Гегелю, трехступенчато. Каждый из этапов саморазвития абсолютной идеи Гегель разделяет на три ступени. Третий этап саморазвития абсолютной идеи, на котором она возвращается к самой себе, по мысли Гегеля, состоит из следующих ступеней: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. На ступени объективного духа абсолютная идея реализует себя в обществе. Процесс этой реализации Гегель рассматривает в «Философии права».

Объективный дух в своем развитии проходит опять же три ступени; абстрактное право, мораль и нравственность. Абстрактное право и мораль являются двумя односторонними моментами, которые приобретают свою действительность и конкретность в нравственности. Нравственность, в свою очередь, охватывает три ступени: семья, гражданское общество и государство. Государство – это высшая ступень развития объективного духа.

Объективный идеализм Гегеля подвергнут критике Фейербахом, который отстаивал принцип материального единства мира. Фейербах венчает классическую немецкую философию.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь