Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Классический этап древнегреческой философии Платон



Следующим этапом в развитии древнегреческой философии стало учение Платона (427-347 до н.э.). Его учение отличается всесторонностью и затрагивает проблемы бытия, души и познания, общества и воспитания и ряд других.

Как и Парменид, Платон характеризует бытие как вечное, неизменное, всегда себе тождественное, неделимое, недоступное чувственному восприятию и постигаемое только разумом. В отличие от Парменида Платон считает, что бытие множественно. И здесь он близок к Демокриту, но в отличие от него единицы бытия называет «эйдосами», идеями. В то время как Демокрит приравнивал бытие к телесным атомам, а небытие к пустоте, Платон трактовал «эйдосы» как бестелесные сущности, а материю – как небытие.

Платон разделяет действительность на две части: мир идей и мир чувственных вещей. Мир идей первичен, а вещи производны. Вещи возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего прочного и истинного. Источником всех вещей являются идеи, своеобразные образцы, модели вещей. Дерево существует, потому что есть идея дерева, а стол – потому что существует идея стола. Предметы искусства создаются, потому что имеется идея прекрасного.

С онтологией Платона тесно связана его гносеология. До своего вселения в телесную оболочку душа пребывала на небе и созерцала там истинное бытие, знала содержание идей, подлинную сущность вещей. Соединившись на земле с телом, душа забывает то, что знала ранее. Ее знания ограничиваются внешним, чувственно воспринимаемым. А это ограниченное знание, мнение, которое отличается неустойчивостью и иллюзорностью.

Душе нужно помочь вспомнить то, что она знала, находясь в мире идей. Вспомнить, т.е. познать идеи, можно только посредством интуиции ума, которая независима от чувственного восприятия и одаривает индивида истинным знанием, понятиями различных вещей.

Учение Платона оказало огромное влияние на последующее развитие философской мысли.

Классический этап древнегреческой философии Аристотель

Среди учеников Платона выделился Аристотель (384 – 322 до н.э.) - мыслитель-энциклопедист, автор работ по философии, логике, этике и физике.

Аристотель сохраняет характерное для Парменида и Платона понимание бытия как чего-то устойчивого, неизменного, неподвижного. Однако он не отождествляет бытие с идеями. Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, отделив их от чувственного мира.

Аристотель толкует бытие через соотношение «материи» и «формы». Понятие «материя» ввел Платон, для того чтобы объяснить многообразие мира вещей. Материя – это первичный материал, то, из чего образуются вещи. Она может принять любую форму.

По мнению Аристотеля, Платон не объясняет, как происходит этот процесс, и он предлагает свою версию. Материей Аристотель считает то, что дает начало вещам. Существующая сама по себе первоматерия не является бытием, а представляет собой лишь возможность бытия. Действительностью материя становится тогда, когда она оформляется, т.е. проявляется в виде разнообразных вещей. Материя превращается из возможности в действительность, становится конкретной определенностью, той или иной вещью благодаря форме. Каждая вещь обязана своим существованием форме и представляет собой единство материи и формы. Так, статуя – единое целое, единство меди и замысла скульптора.

Материя как первовещество – пассивна, форма же – активна. Но между ними нет непроходимой пропасти. Возможен последовательный переход от «материи» к соотносительной ей «форме», и от «формы» - к соотносительной ей «материи». Совершая такое движение, форма в конце концов обнаруживает свою божественную природу, она достигает некоторой вершины, когда ей уже не соответствует никакая материя как возможность более высокой формы. Она становится «формой форм».

«Форма форм» – это перводвигатель, высшее начало. Именно она обеспечивает превращение возможности в действительность, усложнение природных явлений. Сама же «форма форм» как перводвигатель не может находиться в движении, ибо тогда следовало бы предположить наличие еще одного двигателя. Перводвигатель – чистая деятельность, энергия, не обладающая ни граном вещества.

Древнегреческая философия, особенно философия Платона и Аристотеля, оказала огромное влияние на развитие средневековой христианской мысли.

Особенности средневековой философии

Она пришла на смену античной философской мысли, будучи в значительной мере подготовлена трудами ее представителей.

Развитие общественной мысли происходит в религиозно-теологических рамках. Христианство породило богословие (теологию), и Дамиани (XI век) провозглашает, что философия – служанка богословия и ничего другого ей не дано.

Перед философией поставлена задача – обеспечить приобщение людей к религии и оградить веру в Бога от язычества и вольнодумства. В средневековой философии развиваются религиозный рационализм и религиозный иррационализм.

Патристика

В религиозном рационализме выражено стремление опереться на рассудок. Цель рационализма выработать у человека сознательное восприятие религиозного вероучения, не только опирающееся на авторитет, но и подкрепленное разумными доводами.

Истоки религиозного рационализма лежат в творчестве одного из родоначальников христианской философии и создателей христианской церкви – Августина Блаженного (354-430). Он разработал теорию о гармонии веры и разума, выступил с требованием признания двух путей приобщения людей к религии: понятийно-рационального (на основе логического мышления, постижения наук и философии) и нерационального (на основе авторитета Библии, церкви, эмоций и чувств).

В противоположность религиозному рационализму представители религиозного иррационализма полагают, что рассудочный подход к вере принижает могущество Бога. Действия Бога с точки зрения иррационализма неподвластны законам разума. Бог абсолютно свободен, его поступки непредсказуемы. На пути к Богу разум помеха. Чтобы прийти к Богу, нужно забыть все, отринуть всякое знание и на его место поставить слепую и бездумную веру. Одним из родоначальников религиозного иррационализма является римский философ и религиозный деятель Тертуллиан (160-222). Он утверждал, что между верой и разумом нет никаких точек соприкосновения, они несоединимы. Признать высшую истину, т.е. Бога, можно только с помощью веры, и поэтому вера выше разума.

Содержание и смысл учения Тертуллиана выражает выдвинутый им тезис: «Верю потому, что абсурдно». Основанные на разуме исследования становятся излишними, когда известно, что Евангелие – единственный авторитетный источник познания Бога, а тем самым и любого знания. Бог определяет все, в том числе и знание.

Схоластика

Борьба двух указанных тенденций нашла компромиссное решение в творчестве Фомы Аквинского (1225-1274). После смерти его учение было признано в качестве официального Ватиканом.

Основной постулат философской системы Аквината – гармония веры и разума. Фома провозглашает, что вера не должна противоречить разуму, что некоторые принципиальные положения вероучения могут быть рационально обоснованы. В конечном счете разум и вера направлены к познанию одной и той же истины, но делают они это различными средствами. Разум опирается на науку и философию, вера – на теологию.

Возможность гармонии веры и разума базируется на том факте, что Бог открывается человеку двумя путями: естественным – через сотворенный им мир природы - и сверхъестественным – через откровение. Теология за счет сверхъестественного откровения, содержащегося в Библии и решениях церкви, позволяет людям принять наиболее важные истины вероучения.

Вторым важным вопросом средневековой философии был вопрос о соотношении общего и единичного. Спор по этому вопросу известен в истории философии как осмысление «универсалий», т.е. общих понятий. Этот спор уходит корнями в философию Платона и Аристотеля. Вслед за Платоном философы утверждали, что общие понятия («универсалии») существуют реально. Поэтому данное направление получило название «реализм». Противоположное реализму направление получило название «номинализм». Его представители утверждали, что реально существуют лишь отдельные вещи с их индивидуальными свойствами, а общие понятия существуют лишь в мышлении человека и представляют собой имена, т.е. названия, в которых мышление человека фиксирует наиболее общие черты, специфичные для той или иной совокупности отдельных вещей.

Фома Аквинский полагал, что универсалии возможны и как мысли Бога, и как самостоятельно существующие сущности, и как мысли человека. К ним он приходит, как учил Аристотель и повторял Фома, с помощью наблюдения. В вопросе об универсалиях Аквинат занимал позицию умеренного реалиста.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь