Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Рациональность как социокультурная ценность
Социокультурное понимание рациональности, во-первых, предполагает подход к ней как к ценности, а не как к априорной характеристике человеческого сознания, тем более не как к выражению божественного порядка в мире. Во-вторых, такое понимание ставит рациональность в круг общественно принятых ценностей и предполагает их сопоставление. И в-третьих, сама рациональность рассматривается исторически, как нечто обязанное соответствовать уровню развития производства и культуры. Выше своего времени рациональность не может подняться. Так, совершенствование земледелия, ремесло и скотоводство порождают рынок. Специализация расширяет разделение труда и обмен продуктами. В таких условиях земледелие может ориентироваться или на непосредственное удовлетворение потребностей, или на рынок. Что разумнее? Для одних рациональнее непосредственное удовлетворение потребностей, для других — производство на рынок. Но последствия различны. В первом случае — консервация социальных форм, во втором — их развитие. Чем больше сработано на рынок, тем больше возможностей разнообразить потребности производителей. А удовлетворение разнообразных запросов человека стимулирует совершенствование его деятельности. И в случае становления машинной индустрии наблюдается аналогичная ситуация. Не рациональность порождает машинную индустрию, хотя, разумеется, без естествознания индустриализация невозможна, а именно применение машин развивает новый тип рациональности. Машины требуют четкой организации труда. Технологическая дисциплина отсекает как иррациональное все, что мешает машине исправно функционировать двадцать четыре часа в сутки. Хотя сам по себе ночной труд вреден, предприниматель принимает в расчет только то, что за машину заплачены большие деньги, и она должна окупить себя как можно быстрее. А окупаемость машинного оборудования предполагает экономический рационализм. Рациональность распространяется и на политику. Нужны такие политические деятели, которые знамениты не графскими титулами, а хозяйственной хваткой и политической демагогией. И их предлагают выбирать как товар на рынке. Свою ограниченность индустриальная цивилизация начала обнаруживать еще в конце XIX века, а в XX веке ее пороки стали очевидными. Во-первых, создаваемое для облегчения труда машинное оборудование связало рабочего новыми зависимостями. Технологическое порабощение человека делает его рабом техники. Во-вторых, машинное производство вызывает дегуманизацию труда, низводит рабочего до уровня простого функционера. В-третьих, научная организация труда, бухгалтерский учет не спасают от кризисов перепроизводства. В-четвертых, блестяще организованное производство своей обратной стороной имеет массовую безработицу. Сама же безработица — нечто иррациональное для разумного существа, возникшего в труде. И наконец, превратив природу в средство достижения своих целей, человек индустриальной цивилизации породил экологический кризис. Технологический фактор своим острием оказался направленным против биологической основы человека. Все перечисленное входит в состав кризиса классической рациональности, которая возвела науку, технологическую, экономическую и «рыночную» демократию в абсолютный фактор общественного прогресса, противопоставив разум иррациональному как чему-то такому, что закономерно вытесняется рациональностью и должно полностью уйти из социума. Выход из данного кризиса мыслится в настоящее время в становлении нового типа рациональности и переходе к информационному обществу.
Наука и техника
Своими корнями естествознание уходит в производственную деятельность, и его становление заняло несколько столетий. Современная наука сложилась во второй половине ХVI в. Она — продукт западноевропейской цивилизации. В основе становления естественнонаучного мышления лежит формирование и развитие разума. Разум и по сей день противостоит мистицизму, религиозной вере и иррационализму. В отличие от них он опирается на эмпирическое обоснование теоретических положений и их логическое доказательство. Эмпирическая обоснованность и логическая доказательность и выражают рациональность сознания. В своей работе «История западной философии» Б. Рассел убедительно показал, в чем сила науки. Авторитет естествознания покоится на достижении истины и резко отличается от авторитета церкви, ибо он «пользуется средствами исключительно интеллектуальными, не опирающимися на аппарат управления. Никакие кары не обрушивают на головы тех, кто отвергает авторитет науки; никакие соображения выгоды не влияют на тех, кто его принимает. Он завоевывает умы исключительно присущим ему призывом к разуму». Другая черта науки, отличающая ее от религии, та, что она «высказывает свое суждение только о том, что в данный момент представляется научно установленным, а это составляет лишь крошечный островок в океане неведения. Авторитет науки еще в одном отношении отличается от церковного авторитета, который провозглашает свои суждения абсолютно верными и неизменными во веки веков: суждения науки высказываются в порядке эксперимента, на основании вероятности, и признаются подверженными процессу изменения. Это порождает склад ума, весьма отличный от склада ума средневекового догматика». Опираясь на авторитет разума, практическую проверку теоретических положений и их логическое согласование, наука превратилась в ведущую общественную силу. В своем развитии естествознание прошло ряд этапов. Галилей, Декарт и Ньютон заложили основы классического естествознания. С конца XIX до середины XX в. формируется неклассическое естествознание. В последнюю треть нашего столетия рождается постнеклассическая наука. Здесь полностью выявляется узость дисциплинарного подхода к природе. В качестве противовеса дисциплинарной науке складываются междисциплинарные исследования. Они влекут за собой интеграцию научного знания, выявление его единства и общих методов исследования. Междисциплинарные исследования позволяют культивировать проблемно-ориентированные формы познавательной деятельности. Исследование космоса, экологии, проектирование больших технических систем — все это требует объединения усилий ряда научных дисциплин и одновременно повышает значимость разума в решении социально-экономических проблем. Каждому этапу в развитии науки соответствует стиль мышления. Стиль мышления определяется набором основополагающих принципов подхода к действительности, в соответствии с которыми в сообществе ученых вырабатываются критерии научности и устанавливаются общепринятые нормы исследовательской деятельности. Длительное время в естествознании господствовал лапласовский детерминизм, который исходил из жесткой и линейной зависимости явлений друг от друга. В качестве научной принималась динамическая закономерность. На смену ему пришел вероятностный стиль мышления. Переход к неклассической науке сопровождался развенчанием наивного убеждения, что случайность — это лишь незнание исследуемых явлений. В естествознании победило убеждение, что случайность и неопределенность коренятся в самой природе вещей. Вероятностный стиль мышления потребовал уравнять в правах динамическую и статистическую закономерности, а затем и признать, что статистическая закономерность — наиболее фундаментальна. В постнеклассической науке формируется синергетический стиль мышления. Он представляет собой современный этап развития системного и кибернетического мышления, многие элементы которого подвергаются существенной переделке, в частности за счет более высокой оценки значимости положительной обратной связи. Положительная обратная связь лежит в основе самоорганизации материальных систем. Синергетика формируется с учетом достижений лапласовского детерминизма и вероятностного стиля мышления. Поэтому можно сказать, что синергетический стиль мышления — своеобразный синтез позитивных элементов своих предшественников в области мышления. Положение науки в системе культуры противоречиво. Претендуя на истину, наука прекрасно вписывается в духовную культуру, усиливая интеллектуальный потенциал человека. Но уже в ХVII в. естествознание провозглашается инструментом преобразования природы. Именно инструментальная функция науки и обусловила ее торжество, превращение в ведущую силу общественного прогресса. «Наука восторжествовала главным образом благодаря своей практической полезности, и на этой почве возникла попытка отделить данный аспект от аспекта теоретического, делая, таким образом, науку все более и более техникой и все менее и менее доктриной, объясняющей природу мира»[10]. Слияние науки и техники в полноводный поток привело к тому, что практическое значение естествознания окончательно взяло верх над теоретическим: не истина, а политический и экономический эффект стал мотивом исследовательской деятельности. Практические результаты научных достижений постепенно пришли в противоречие с поиском истины и благополучием человека. Мировая культура отреагировала на это антисциентизмом, нападками на естествознание и технику и на рациональность как фундаментальный принцип жизни. Даже те, кто в целом защищал свободное развитие естествознания, поддержали общественное требование ограничить инструментальную функцию науки. Так, Рассел выступил с предупреждением об опасности дальнейшего бесконтрольного развития науки и техники. Он заявил что; Необходимо ограничить «власть людей над внешней по отношению к человеку средой» и господство «человека над человеком». История техники началась задолго до появления науки, и именно она обнаружила колоссальные возможности, заложенные в искусственно созданных средствах производственной деятельности. В античном обществе для обозначения мастерства и искусства работника использовалось слово «технэ». Выражением мастерства и искусства были механизмы, с помощью которых можно было поднимать и передвигать различные грузы, метать на значительное расстояние снаряды, вести осаду крепостей, а также приводить в движение мельничные жернова и некоторые другие устройства. В меньшей степени античных мыслителей интересовали традиционные орудия ремесленного производства. Такое отношение к ремесленной технике адекватно ее значению для человека. Она олицетворяла собой малопроизводительный, неквалифицированный и почти лишенный интеллектуального, возвышенного напряжения труд. И тем не менее, в этих традиционных средствах ремесла Аристотель разглядел перспективное для человека начало. Размышляя об этих инструментах и заглядывая далеко вперед, Аристотель отмечает, что, в сущности, «как делается (каждая вещь), такова она и есть по (своей) природе», т.е. создавая, например, топор или нож, работник не отходит от природы, а только доделывает то, что сама природа не совершила и что содержится в потенции обрабатываемого материала. Другими словами, работник, создавая топор или нож, превращает возможность в действительность. Сами же реализуемые возможности могут иметь различное значение для общества: от ничтожно малого до колоссального. Все зависит от глубины проникновения в тайники природы. Аристотель различал бессознательное осуществление цели, когда форма и материал не отделены друг от друга (т.е. форма как бы естественно находит соответствующий материал и настолько овладевает им, насколько позволяют стихийно разворачивающиеся в природе процессы), и ремесло, когда творец и материал отделены друг от друга. И уже не материал организуется формой так, как этого требует природа, а мастер придает материалу такую форму, которая идет от его замысла, его воли и принуждает созданную вещь стать проводником его воли в природе. Гениальность Аристотеля состоит в том, что он, не сознавая всей фундаментальности и перспективности своей мечты, пожелал такие механизмы, которые смогут самостоятельно выполнять работу, избавляя господ от рабов, а мастеров от подмастерьев. В производстве материальных благ, в выполнении технологических функций человеку нет нужды действовать в качестве механизма, заменяя собой бездушный агрегат. Рабочее орудие может направляться специально организованными природными процессами, функционировать, говоря современным языком, в автоматическом режиме. Но только в ХVII в. техника достигла такого уровня, который позволил Декарту мечту Аристотеля превратить в убеждение, что знание сил природы делает возможным «использовать их для всевозможных применений и тем самым сделаться хозяевами и господами природы». Техническая революция конца ХVIII — начала XIX в. ознаменовала собой переход общества в царство машин. Появление технологических машин, использование сил природы завершается стандартизацией деталей и узлов различных механизмов, что сделало возможным массовое производство. Изготовление стандартных компонентов технических устройств и сборка из них различных изделий резко повысили производительность труда и выдвинули промышленность на первый план в народном хозяйстве. Индустрия стала господствующим сектором экономики. Индустриальное общество не только дало массовое производство и потребление, но и вызвало к жизни ряд противоречий, которые в определенной степени оказались неожиданными для людей и разрушительными для основы их существования. В индустриальном обществе техника превратилась в часть бытия человека. Человек, по выражению современного философа Хайдеггера, оказался затребованным техникой. Техническая система разрешает существовать только тому, что принимает правила ее игры и исключает (или минимизирует) то, что может подорвать ее стабильность. В жертву технике приносятся здоровье людей, их наследственность и психика. Дегуманизация труда и массовое потребление разъедают традиционные нравственно-религиозные устои человеческой жизни. Здесь же меняется и взгляд на человека. Раньше полагали, что в нем живет искра божья, а индустриальное общество низводит художника, музыканта, инженера на уровень выдрессированного животного. Если человек произошел от обезьяны, то и он подчинен формуле: «стимул — реакция». В книге «Бихевиоризм» американский ученый Уотсон пишет: «Доверьте мне десяток здоровых нормальных детей и дайте возможность воспитывать их так, как я считаю нужным; гарантирую, что, выбрав каждого из них наугад, я сделаю его тем, кем задумаю: врачом, юристом, художником и даже нищим или вором, независимо от его данных, способностей, призвания или расы его предков». Так индустриальное общество порождает свою идеологию. От былого величия человека практически ничего не остается в этой идеологии. Да и как может что-либо остаться, если человек оказывается в царстве машин загнанным в угол существом, которому машинная цивилизация всецело диктует свои законы поведения.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы