Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Научно-технический прогресс и становление нового типа рациональности⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Индустриальное общество пронизывает глубокое противоречие между человеком и техникой. Технология настолько овладевает обществом, настолько расширяется и углубляется, что начинает тяготиться человеком. Она буквально выталкивает его из своих недр. Он оказывается несовместим с современными технологиями и как агент технологического процесса тормозит использование фундаментальных закономерностей в производстве. Со своей стороны и человек возмущен технологическими порядками, технологической дисциплиной и своей ролью агента технологического процесса. Технология разрушает его наследственность, угрожает его психике и здоровью. К глубокому противоречию между человеком и техникой добавляется экологический кризис, который грозит полным разрушением природной основы социума. Социально-технологический фактор как дамоклов меч угрожающе завис над хрупкой биологической организацией человека. Выражением глубокого противоречия между человеком и техникой и углубляющегося экологического кризиса становится эрозия ценностей индустриального общества, в том числе и классической рациональности. Такая ценность, как достижение высокого уровня жизни и потребления, перестает в полной мере удовлетворять людей. Она покупается слишком дорогой ценой, разрушением природной среды, и не делает человека более счастливым, а его жизнь – более безопасной, одухотворенной и полной. И понимание рациональности как единственной основы культуры и совокупности четкого, логически выразимого, точного и достоверного знания оказывается слишком узким. Рассмотрим последовательно, какими новыми тенденциями ознаменовалось развитие современного общества, и в каком направлении возможно преодоление кризиса классической рациональности. Кризисные явления индустриальной цивилизации затрагивают структуры развитых стран. Критики этой цивилизации требуют уменьшить социальное неравенство, улучшить нравственный климат, гарантировать психологическое удовлетворение работой, возродить братские бескорыстные отношения в обществе, перейти от равенства возможностей к равенству результатов, т.е. социальному обеспечению всех, вне зависимости от личных трудовых усилий, и достичь согласия с природой, покончив с ее разрушением. Все эти требования в своем единстве образуют идеологию «качества жизни». Отголоском оппозиционного отношения общественного сознания к индустриальной цивилизации является признание американского футуролога Тоффлера: «В настоящее время все больше людей становятся пессимистами. Понимаете, до сих пор люди все время считали, что жизнь только улучшается. Но теперь это предположение оказалось под вопросом, что является для нашей страны большим драматическим сдвигом»[11]. Надежды на разрешение глубинного противоречия между человеком и техникой, а также на переход к ценностной ориентации на «качество жизни» связываются в общественном сознании развитых стран с научно-технической революцией, с переходом к информационно-техническому обществу. Американский социолог Д. Белл отмечает, что уже в 40-х годах началось бурное развитие новых областей научного знания в виде информационной теории, кибернетики, теории принятия решений, теории игр, теории стохастических процессов. Наука обогатилась линейным программированием, статистической теорией решения, методом экстремальных стратегий и т.д., а инженеры получили возможность создать механизмы управления машинами. Автоматизированные системы управления получили широкое применение в производстве. Поскольку технология есть инструментальный способ рационального действия, постольку применение в решении технологических задач достижений математики позволило найти алгоритмы для производственных процессов. Интеллектуальная технология – ключ к пониманию информационно-технического общества с его культуроцентризмом. Она основана на компьютерных программах и переработке информации в целях управления технологическими процессами и контроля над ними. В этом обществе преимущество у того, кто располагает самостоятельно мыслящими и высокообразованными работниками, самой свежей научно-технической информацией, а также быстродействующими средствами ее переработки и применения в производстве. Что же касается самого производства, то автоматизированное предприятие, состоящее из множества станков общего назначения, обслуживаемых роботами под присмотром компьютеров, способно производить широкий набор деталей и собирать из них различные изделия и в нужном количестве. Для этого требуются соответствующие программы, задающие направление в работе станков и обслуживающих их роботов. Естественно, что автоматизированные предприятия более производительны, чем механизированные. А это заставляет общество концентрировать свои усилия, свои ресурсы на развитии средств автоматизации, на приоритетном развитии электроники, телемеханики, информатики, компьютерной техники, лазерной технологии, волокнистой оптики, средств коммуникации и т.д. На мировом рынке продукция отраслей, связанных с производством информации, выходит на первый план. В США 1 кг стали стоит 7 центов, 1 кг машины – 7 долларов, 1 кг самолета – 700 долларов, а 1 кг интегральных схем – 7000 долларов. Новые отрасли производства позволяют меньшими средствами получать больший экономический эффект, снижая энергоемкость и материалоемкость продукции. Так, 40 кг волокнистого кабеля могут передавать такой же объем информации, что и одна тонна медного кабеля. К тому же на производство этих 40 кг требуется в 20 раз меньше энергии, чем на производство одной тонны медного кабеля. Естественно, что отрасли производства, связанные с информацией, переживают бурное развитие. Становление информационно-технического общества вызывает глубокие перемены в техническом базисе. Телекоммуникация в сочетании с хранением и переработкой информации превращается во всеохватывающую отрасль народного хозяйства, задающую ритм всей жизни общества. Электронные средства становятся основным каналом распределения информации. На смену так называемой бумажной цивилизации приходит безбумажная, электронная. Расширение телевизионной службы с помощью кабельного телевидения меняет характер бытовых услуг, позволяет доходить до каждого потребителя научной, медицинской, общеобразовательной и социально-политической информации. Жизнь в так называемом электронном коттедже регулируется компьютером, программирующем работу всех органов жизнеобеспечения, начиная от отопления и кончая кухней и прачечной. Реорганизация хранения информации и систем ее запросов на базе компьютеров и интерактивной информационной сети открывает новые горизонты в организации умственного труда. В развитых странах широко используется так называемая домашняя индустрия, в которой большинство работников трудится дома. Получая соответствующую информацию из банков данных, исследователь может работать в домашней обстановке, отсылая результаты своего труда в свое научное учреждение. Правда, многие сомневаются в перспективности домашней индустрии. В ряде случаев работа научных сотрудников дома завершилась их возвращением в свое учреждение. Непосредственное общение творческих людей ничем нельзя заменить. Именно в общении рождаются перспективные идеи, делаются научные открытия. Своим социальным следствием становление информационно-технического общества имеет и перестройку системы образования. И дело здесь не только в том, что меняется облик школ и высших учебных заведений. Смещаются акценты в образовательном процессе. Во-первых, резко возрастает значение домашнего образования. Кабельное телевидение открывает неограниченные возможности в получении разнообразных материалов по различным разделам современной науки. Во-вторых, информационное общество не может существовать без высококвалифицированных работников, постоянно занятых самообразованием и совершенствованием своих способностей. В условиях информационного общества вложение средств в человеческий капитал – самое прибыльное дело. Информационно-техническое общество вносит новые мотивы в проблему социального равенства. Высокая производительность труда, эффективная экономика гарантируют минимальный доход для всех, а также социальную защиту тех, кто не способен по своему физическому состоянию трудиться на производстве, для лиц пожилого возраста, безработных и т.д. Другим направлением в социальном развитии должно стать выравнивание доходов, известное уравнение социальных групп в потреблении. Но в целом и информационное общество сохраняет оплату по труду. Много внимания теоретики информационно-технического общества уделяют проблемам рынка и государства. Они полагают, что государство должно быть децентрализовано и резко повышена индивидуальная свобода. Децентрализация нужна вследствие того, что объем потребной для управления экономикой информации настолько возрос, что никакой административный центр не в состоянии ее переработать и распределить. С этим может справиться лишь свободный рынок научно-технических и социально-экономических идей. И второе, что требует децентрализация управления, - это судьба информации. Если информация окажется в руках государства, то сложится тоталитарный режим. Еще в конце 70-х годов в США обнаружилось существование 858 банков данных, содержащих 1, 25 млрд. записей на граждан страны. Правительственные банки данных располагали досье практически на каждого жителя США[12]. Но с другой стороны, теоретики информационно-технического общества выступают за регулируемую рыночную экономику. Без этого они не видят реальных путей становления новой цивилизации, децентрализации экономики и защиты природной среды. Становление информационно-технического общества таит в себе еще много неизвестного, и в проектах такого общества не может не содержаться большая доля утопии. Формирование информационно-технического общества влечет за собой становление нового типа рациональности. Как уже отмечалось, своим содержанием классическая рациональность имеет достижение логически оправданного, точного и достоверного знания, а также получение максимально эффективных технологических, экономических средств и политических средств социального развития. Она обнаруживает свою слабость не в выработке средств достижения цели, а в определении самой цели. Общество не может ориентироваться только на науку. Культура как регулятор функционирования и развития общества — это вся совокупность духовной деятельности: и наука, и нравственность, и искусство, и религия, и философия, и право с политикой. При этом наука преимущественно инструментальна, а на вопросы, в каких целях и каким образом использовать достижения науки, отвечают право, политика, нравственность, искусство, философия и религия. И кроме того, нельзя ответственность ученого сводить к получению знаний. Он ответственен и за использование его открытий. Культурный механизм включения достижений науки в цивилизацию распространяется и на планирование научных исследований и на практическое применение их достижений. Кризис классической рациональности требует отказа от ее абсолютизации и уточнения самого понятия цели общественного прогресса. Во-первых, рациональность не может быть не относительной и не связанной с риском. Человек взвалил на свои плечи ответственность за свои решения, и только ему решать, что делать и как поступать. Риск имманентен для человека. Если риск понимать как иррациональное, то тогда рациональность неразрывно связана с иррациональным. Одно не существует без другого. Это и есть одно из проявлений нового понимания рациональности. Поскольку риск неустраним, постольку рациональный анализ целей и средств их достижения должен заключаться в поиске наименьшего риска, в нахождении оптимального (значит, можно подстраховаться) и несущего наименьшие потери решения.Но может ли общество сформулировать конечную цель своего развития? Видимо, такую цель как следствие естественной или социальной необходимости сформулировать нельзя. Еще Юм говорил, что должное не вытекает из сущего. Здесь приходится руководствоваться потребностью человека в саморазвитии. В качестве основной ценности информационного общества может стать сам человек. Без гуманизма рационализм иррационален. Расцвет личности предполагает полную гуманизацию социально-экономических отношений. Людей не будет угнетать соседство обездоленных и эксплуатируемых, оскорбленных и угнетенных. Они смогут жить с полной отдачей труду и радости своего существования. Развернутое понимание нового типа рациональности, на наш взгляд, включает в себя следующее: 1) относительность разумности социально-практического способа бытия человека и абсолютность мудрости природы, не допускающей саморазрушения; 2) приоритет смысла существования человека над частной целью, общекультурных ценностей над техническими, экономическими и политическими средствами их обеспечения; 3) максимальная гуманизация труда и системы социально-экономических отношений; 4) гармонизация отношений человека с природой за счет сохранения равновесия в ней и поощрения такой инструментализации природных процессов, которая укрепляет это равновесие. Такое содержание рациональности диктуется нынешним состоянием производственного, социально-экономического и культурного развития общества. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы